Не давайте святыни псам

     Основатель ордена иезуитов Игнатий де Лойола изрёк: «Если цель – спасение души, то цель оправдывает средства». Казалось бы, хорошее основание для оправдания высокой цели. Есть за что уцепиться в унижении или уничтожении, либо изгнании неверных. Нацисты ратовали за чистоту расы и, во имя высокой цели, уничтожали евреев. Можно сколько угодно говорить о спасении души как деле Божьем, но поступать, как поступали зилоты (ревнители) в Иудее времён Иисуса Христа. Например, «сыны громовы» предложили Учителю спалить город, который их не принял, сведением молнии с неба. Но Господь сказал: «Не знаете, какого вы духа…» Он пришёл не губить, а спасти погибшее.

     В настоящее время служители церкви, проповедующие мир, находятся в опале, а призывающие «спасать родину» вооружённым путём пользуются авторитетом у государства. В русском языке много слов-омонимов. Звучат одинаково, а смысл различен. Так мы говорим о душе, имея в виду бестелесную субстанцию внутри нашего естества. И в то же время, пользуемся старой терминологией из литературы: «Домочадцев было двенадцать душ». Здесь можно заменить слово «душ» термином «человек». И выходит, что спасение души происходит не на духовном, то есть, как переход от атеизма к вере в Бога, а на физическом уровне – сохранение человека, как общественно-значимой единицы. В этом понимании утрачен смысл высказывания Игнатия де Лойола. Ибо, если он человек духовный и христианин, то говорит о Вечном спасении души, а не о временном спасении тела. Его цитата никак не подходит для мирских представлений. Мало того, она становится преступной в устах людей, не посвящённых Богу.

     Но обратимся к истории Руси в период княжества Владимира Красно Солнышко. Насильственная христианизация для него была средством, оправдывающим достижение цели – объединить Киевскую Русь под одним знаменем веры. Накануне общего крещения по его приказу в городе были уничтожены идолы языческих богов. А на другой день всех согнали принять обряд в реке: мужчины, и женщины, и даже младенцы, со всего города были здесь. Это был насильственный акт со стороны правителя, не обоснованный словом Иисуса Христа: «Кто будет веровать и креститься, тот спасётся». А здесь «загоняли в рай» не верующих в Невидимого Бога. Священники под руководством князя взяли на себя миссию спасения душ. В итоге бездуховная масса наполнила храмы, построенные по византийскому образцу.

     Что святое может привнести в храм не освящённый Духом и без понимания Слова Божьего, человек? Только в храме началась его учёба, но не всякий из пришедших стал духовным. В дальнейшем традиция посещения храма сохранилась, как символ объединяющей культуры, но культура или традиция легко уходит от духовной цели спасения. «Много званых, но мало избранных», – сказано в Евангелии. Избрание быть верным Богу – выбор человека и Божие благоволение, потому что Господь – сердцеведец.
    
     Одного желания служить Ему недостаточно, надобно родиться от воды и Духа. И Он предупреждает: «Не только от воды (Слова Божия), но и от Духа Святого (духовного обновления, данного свыше). Не имеется в виду рождение от воды физической – крещение, но воды духовной – слова Писания. А вот акт крещения является погребением прошлого, поскольку пришло настоящее, обновление духа, и человек показывает обществу, что он хоронит свои грехи. Всё, что не по вере, как в случае с Крещением Руси, является грехом, то есть, в переводе с латыни – пройти мимо цели. Итак, люди старались достичь цели любыми средствами, а на самом деле – прошли мимо цели (согрешили).

     Мы рассмотрели с двух сторон использование фразы: «Цель оправдывает средства». Первая – когда эту цитату употребляют в миру, люди, далёкие от Бога, чтобы оправдать свои противоправные действия. Вторая сторона использования цитаты – когда её берут священнослужители для оправдания своих плотских желаний – помочь Богу. Обе эти категории пользователей извратили первоначальный смысл высказывания о спасении души. Они украли духовную фразу, чтобы подкрепить совершение греха авторитетным словом. Поэтому сама фраза со временем обрела саркастический оттенок. И здесь уместно вспомнить слова из Нагорной Проповеди, которые Господь обращает к ученикам и к народу, внимающему ему: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».


Рецензии