После выборов

Итоги израильских выборов меня удивили. Я ожидал победы блока Нетанияху, но не думал, что она будет такой убедительной. Я думал, что он наберет 62 мандата в Кнессете, а он набрал 65. Я ожидал триумфа партии "Религиозный сионизм" и прежде всего его каханистского крыла во главе с Бен-Гвиром, но не ожидал такого ошеломляющего триумфа. Я думал, что она наберет 11-12 мандатов, а она набрала 14.

Полностью развалилось то, что было когда-то левым лагерем. Партия "Авода", управлявшая Израилем без перерыва первые 29 лет его истории, с трудом преодолела процентный барьер, а партия "Мерец" не преодолела. Хотя результат не окончателен, у нее нет шансов его преодолеть, потому что солдаты и жители периферии, чьи голоса не подсчитаны до конца, никогда не голосовали за "Мерец" и не проголосуют за нее в этот раз. Всех, кто мог проголосовать за "Мерец", посчитали.

В израильской политике партия, однажды вылетевшая из Кнессета, обычно в него не возвращается. Так произошло с некогда влиятельной партией Рафаэля Эйтана "Цомет". Думаю, что история "Мереца" тоже закончилась. В последние годы "Мерец" была самой русофобской партией в израильском политикуме, поэтому жалеть мы о ней не будем. Ее ядерного электората, которым в последнее время были фрики разной степени квирности (нестандартности), не хватило для преодоления процентного барьера.

Значительно ниже ожидаемого оказался результат партии "Наш дом Израиль" - пять мандатов. О причинах этого и о судьбе партии Авигдора Либермана поговорим подробнее.

Во всех средневосточных странах, а Израиль является средневосточной страной, окучиванием социального электората занимаются религиозные партии. Это справедливо не только для мусульманских стран, но и, к примеру, для Индии. В этом смысле ШАС, добившийся успеха на этих выборах и набирающий 12 мандатов, совершенно нормален. Он позиционировал себя как единственную социально-ориентированную партию в Израиле и вел кампанию под лозунгом "голодные до перемен". По-русски сказали бы "жаждущие перемен", но смысл мессиджа понятен - голодные люди хотят, чтобы им дали хлеба. Хлеб дает Всевышний и те, кто действуют от его имени, и тот, кто хочет хлеба, должен для этого совершать определенные действия - участвовать в коллективных молитвах, соблюдать Заповеди, вести праведный образ жизни. Ну и голосовать, разумеется, за людей, уполномоченных Всевышним быть духовными и мирскими пастырями.

Электоратом светских партий в средневосточных странах является городской средний класс, богатенькие бездельники, рантье, люди свободных профессий, у которых хватает и денег, и хлеба, и которые хотят, чтобы им не навязывали религиозный образ жизни. Они же хотят платить меньше налогов, и чтобы государство перестало за их счет кормить тех, кто голосует за религиозные партии. Их идеология - социальный дарвинизм. В этом смысле "Еш Атид" - нормальная партия именно с таким электоратом и такой идеологией.

НДИ - аномальная партия, даже антинормальная. Это партия "ядерного" нищего, социального электората, самых обделенных в Израиле пенсионеров, которые тем не менее ненавидят религиозных евреев и религиозный образ жизни. Мы, выходцы из бывшего СССР и возникших на его обломках стран, понимаем, откуда это взялось, но массовый кактусный израильтянин не понимает и понимать не хочет. Он видит очевидное извращение нормального порядка вещей и отвечает фобией в обоих смыслах - в смысле ненависти и в смысле боязни. Объяснение этого феномена единственное - эти люди "гои", в Израиль навезли черт знает кого, и они ведут себя непонятно как, и вообще какое эти все люди имеют к нам отношение? Объяснять, что вот этот избиратель НДИ, кривящий нос при виде еврея в штраймле, убежал в детстве от Холокоста, бессмысленно. Если он спасся, он должен за это всю жизнь благодарить Бога, а он мало того что не благодарит, так еще морщит нос, когда видят тех, кто молится за еврейский народ вместо него.

Я уже писал, что главным результатом деятельности либерманистов в Израиле стало вначале отчуждение русскоязычной общины от арабской общины, а потом от ортодоксальной. Либерман умело играет на комплексах и предрассудках своего электората вместо того, чтобы приближать его к общеизраильскому консенсусу. Сейчас его партия вошла в политическую пустыню, и она там надолго. Молодое поколение не видит никаких преимуществ НДИ перед "Еш Атид", а русскоязычные пенсионеры не вечны. Либерманистам нечего предложить своим избирателям.

И поговрим наконец о главном триумфаторе этих выборов - Итамаре Бен-Гвире и его фракции "Еврейская мощь".

За Бен-Гвира проголосовала прежде всего молодежь, коренные израильтяне в возрасте 20-35 лет, в массе своей светские люди. Он привлек этот электорат четкостью мессиджа, решительностью, готовностью называть вещи своими именами, а не прятать суть за политкорректными формулировками. Молодежь любит ясность. Израиль - мелкобуржуазная страна, одна из самых мелкобуржуазных в мире, а о том, какая идеология овладевает массами мелких буржуа в условиях общего кризиса капитализма, бывшие советские люди знают из курса новейшей истории. Вот она ими и овладела.

Однако повода для беспокойства нет, потому что у нашей бодливой коровы нет рогов. Единственным резервуаром доступной рабочей силы для Израиля являются израильские и палестинские арабы, поэтому трансфера не будет. Максимум выселят в Газу несколько семей террористов, ничего плохого в этом я не вижу. Скорее всего, Израиль станет чем-то вроде Венгрии Орбана - страной с националистическим вектором и традиционалистской риторикой, создающей проблемы глобальному гегемону и вынужденной поэтому играть в многовекторность. И это хорошо, потому что только так в наших палестинах можно сохранить реальный государственный суверенитет.


Рецензии