О любви поговорим. Не всё здесь сказано. 2

начало http://proza.ru/2022/11/03/1716
ПЕРВЫЙ язык - ЭТО ПРИКОСНОВЕНИЯ, тактильный контакт.

Это - доступный каждому человеку язык.
 Им, без перевода, пользуются все млекопитающие. Вылизывая детёныша, мать выражает свою любовь.

Психологи утверждают, что просто для выживания, человеку надобно не менее 8 прикосновений. А лучше – побольше! И взрослым тоже!

Поглаживания, объятия, ласковые касания…
Они вызывают выработку важного гормона: окситоцина, который  выполняет роль нейромедиатора в головном мозге, вызывает чувство удовлетворения, снижает тревогу, вызывает спокойствие рядом с партнёром.

Ласковые объятия  говорят о любви любому ребёнку.
Но особое значение имеют для тех малышей, для которых это родной язык.
   А ведь и взрослые реагируют точно так же. Если мы выслушаем печальный рассказ или окажемся рядом с человеком  в  минуту скорби, то проявляя сочувствие, обнимаем. Тем самым мы как бы говорим:
-«Я люблю тебя. Мне не всё равно. Ты – не один!»-

Самое первое, что ощущает малыш – это прикосновения. Покачивание на руках возле теплой маминой груди. Осторожное переодевание в сухое бельё.
Правда прогресс внёс и сюда свои коррективы: появление памперсов в обиходе сократило тактильные контакты матери и ребенка. А в прошлом, меняя подгузники, мамочки невольно касались тельца малышей. Лишний разочек целуя и приговаривая ласковые слова.
Поглаживание, которое тоже успокаивает вздувшийся от газиков животик малыша.
  Потом, уже  сидя на ручках, малыш приобщается к внешнему миру.
  Из рук приходит игрушка, еда, ласковые касания по головке…
А весёлое тормошение? Смех и радость опять же от касаний.
И уж совсем никуда не деться от объятий!
Малыш ещё не говорит, но точно на просьбу показать «как ты маму любишь?»- непременно охватит за шею и прижмётся щёчкой.

Насколько важны для детей тактильные ощущения  я подтверждаю своими наблюдениями. Дети проводят в детском саду немало времени. Они устают. Потому что тратят уйму энергии на движения, на волевые усилия( хочется играть, но начинается занятие! Что-то не поделили, и заплакали.)
 Да мало ли у детей событий! И очень часто я замечаю, что просто так, без повода, подбегает малыш к воспитателю, постоит прижавшись минуту-другую, и бежит продолжать игру. Мне этот процесс напоминает телефон на подзарядке. Потому что руки начинают непроизвольно обнимать и оглаживать малыша, передавая успокаивающий сигнал «я тебя люблю».
Сейчас я расскажу о парадоксальной ситуации. Когда ребенку не хватает внимания, он станет его вымогать разными способами. Даже включая плохое поведение!
Скажите малышу:
-ты сердишься, я вижу. Иди я тебя пожалею! -
Обнимайте детей даже в такие моменты!

Цитата:
…Из недолюбленных, недоласканных детей вырастают агрессивные взрослые.
Люди умирают от тактильного голода.
Каждый из нас в минуту отчаянья ищет объятия, ищет поддержки в руках другого. Защиты за спиной взрослых, близких…
Это жизнь. Простое стремление кожей чувствовать дыхание на шее, удары сердца под ладонью. Трепетать от тепла…
Нехватка всего этого, тоска от отсутствия физического контакта запирает одних людей в грубости и цинизме.
Других- в иллюзиях надуманного.
И те, и другие, верят в свою самодостаточность. Но ищут спасения в музыке, литературе, кино. Картинах…
    Люди постепенно умирают, не выпуская из рук книгу, не отводя глаз от монитора, не вытаскивая наушников рядом с теми, кто мог бы даровать спасение.
Прикасайтесь друг к другу!
   Елена Цепелева. ВК.

А если у одного это привычный язык, а для другого родителя нет? Как им существовать в паре и как использовать этот, крайне важный в детстве, язык  прикосновений?
Гэри  Чепмен советует как и звуковой, этот язык усваивать постепенно.

      Язык учат по одному слову. Так и в этом случае. Можно посидеть рядом. Слегка приобнять при случае. Погладить или похлопать по плечу, подержать ладошку и погладить её. И очень осторожно переходить к поцелуям.
У вас всё получится!



Второй язык любви
СЛОВА ПРИЗНАНИЯ, СЛОВА ПООЩРЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ

Слово было вначале, как Божественный дар.
И с большой осторожностью Он его  нам вручал.
Были лепет и слоги. Слово – позже звучало.
А значение  - возрастом нам отмечалось.

И с того, что важнее начинается речь.
Слово главное: МАМА мы пытались извлечь
Уж потом, снежным комом прирастает словарь.
Словом шепчем молитву и «качаем права».

Утешаем. Ласкаем…Или песню поём.
В реках множества слов мы по жизни плывём.
Словом можно возвысить. Или нежно любить.
Можно горько обидеть. Или даже…убить.

Если даже порой в тишине мы молчим.
Так бывает: внутри мы словами кричим!
Слово взвешивать надо, перед тем, как сказать.
Если вылетит слово – вновь его не забрать.

Назидать так легко! Да и слушать не сложно.
Но все беды от слов! И все радости – тоже.
Г.С.

ПСИХОЛИНГВИСТИКА – наука о влиянии языка на человека.
Одни дети растут в атмосфере проникнутой радостью и позитивных утверждений. ИХ хвалят. Им говорят о том, что любят.
Этим детям потом легко будет поддерживать окружающих, в обществе они будут слыть оптимистами. Такие люди легко выражают своё мнение. И умеют говорить о любви, признаваться красивыми словами. И в ответ будут ждать того же.
Кстати, исследования показали, что люди умеющие выразить эмоции посредством слова, коммуникабельные, наиболее успешны.

Но если ребёнку не говорят слов одобрения, если не произносят «я люблю тебя», и более того, ребёнок часто находится в атмосфере неодобрения, порицания, сравнения себя с кем-то, он  не научится этому языку любви. Он будет думать что его не любили родители.

А теперь представьте, он в будущем встречается с девушкой, для которой этот язык – ведущий. При всей их взаимной притягательности, союз может не получиться, почему?
 Она скажет что он её не любит! Она не чувствует его любви, а Он просто не умеет это высказать.
       Как и всякому другому - иностранному например, этому языку можно научиться во взрослом возрасте, если не был он усвоен в детстве.
ПРИМЕР:
У отца с дочерью не сложились отношения. Он чувствовал обиду, потому что считал, что делал всё «как надо». Но общения не получалось. Когда девушка уехала учиться в другой город, для него стало проблемой общение по телефону.
Потому что первая же фраза становилась и последней.
-  Привет! Как дела?-
- Хорошо. Зачёты сдала.-
- молодец!.........»

И дальше повисала пауза. Поэтому обо всех делах он узнавал через мать. Избрав тактику неприсутствия,отец совсем потерял связь с дочкой.
Та обижалась.
 Оттуда, где она жила,  не было видно, что отец в курсе дочкиных  дел
.
   -Папа думает, что я выросла и перестал  меня обнимать и перестал  говорить про то, что он меня любит, - доверительно сообщила она маме.
-А мне так хочется снова, как в детстве. Сесть рядом, чтобы папа меня обнял и сказал про то, что он меня любит-

Этот случай заставил меня задуматься.
Наверняка он не единственный!
В детстве, когда все рядом, общение происходит как бы само собой.
Умом все дети понимают, что родители их любят. Но дети всегда  ждут проявления эмоций!
А часто в семье ещё и пользуются разными языками любви. Как в этом примере.
 Дочке необходимо отцовское признание как самой лучшей, любимой. Это даст ей потом уверенность в себе при выборе спутника жизни.
 И тактильные ощущения, которые возвращают в детство, когда отцовские руки были символом защиты. А отец посчитал, что это для взрослой девочки уже не важно.

Дочка ждала слова, ведь только их по телефону и можно получить.
А у отца главными в языке любви были ПОМОЩЬ И ВРЕМЯ.

Ах! Если бы они знали! Тогда могли бы например, уточнить:
- А правда ли всё так хорошо? Может чем ПОМОЧЬ?- сказал бы отец
- Что-то я скучаю…Столько ВРЕМЕНИ не виделись!- продолжила дочь.
Глядишь, и телефон бы стал союзником в общении.

Как же стать настолько проницательным, чтобы понимать какой любви ждет ребёнок?
Приведу пример из своего опыта.
Был в моей группе малыш Игорёк. Он был этаким Созерцателем. На прогулке принесёт какую-то букашечку и покажет:
Смотрите, Г.Ф! какие у неё крылышки!
Или красивый листик. А то и всю прогулку будет строить из песка только ему ведомые лабиринты…
Я непременно  радовалась его открытиям. Хвалила за наблюдательность.
И однажды он мне с грустью сказал:
- «А знаете, меня дома никогда не хвалят! Только вы в садике…»-

Тогда я не знала ничего про языки любви.
Мама его была  заботлива! Всегда интересовалась успехами сына.
Но похвалить его за старания даже не догадывалась.
Я разговаривала с ней на эту тему. Но мама не совсем меня поняла.
 Когда мы случайно встретились через 7 лет, она несказанно обрадовалась. Обняла меня и даже смахнула слезу:
- «Знаете, Г.Ф, я ведь совсем недавно осознала ваши наставления. Только с рождением второго ребёнка пришло понимание того, как важно выражать любовь не только заботой, но и словами! Спасибо!»-
 И мне стало тепло на душе.

 Иногда от посева до всходов проходит немало времени…
Если вы сами цените слова одобрения, отзывчивы на похвалу, потому что она окрыляет, если признательность вы можете выразить словами, то это и есть ВАШ язык любви.
 Именно этому языку рядом с вами обучится и ваш ребёнок.

продолжение http://proza.ru/2022/11/03/1724


Рецензии
Галина, Вашим подопечным в детском саду,
а также детям и внукам НЕСКАЗАННО ПОВЕЗЛО!
Полностью поддерживаю! Спасибо за полезную
публикацию, да ещё с собственным стихотворением!

С огромным уважением,

Галина Фан Бонн-Дригайло   18.07.2023 23:55     Заявить о нарушении
Дорогая Галина!
Я написала о детях. Но смею надеяться, что и вы в моих публикациях для себя нашли полезную информацию.
Возможно, оглянувшись назад, в свои отношения, пришла мысль о том, что где-то следовало изменить сценарий отношений?
Я благодарна за внимательное и терпеливое прочтение!
С Огромной благодарностью и теплом,
Галина.

Галина Санарова   19.07.2023 23:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.