О любви поговорим. Не всё здесь сказано 3
3.ПОДАРКИ
Этот язык доступен так же, как прикосновения и слова признания. Обычно они всегда проявлены хотя бы в самой простой и доступной форме.
Я помню из детства как самый желанный подарок - кусочек замороженного хлеба, принесённый нам из леса отцом, когда он ездил зимой за сеном из стога.
Это был не простой хлеб! Это был подарок от зайчика!
Мы, дети, нетерпеливо разгрызали этот хлеб пока он не растаял. Потому что именно таким его зайчик в лесу ест.
И даже не приходило в голову задуматься как зайчик этим хлебом обзавёлся?
Важнее всего был факт дарения. Гостинчик от зайчика!
Сейчас подарки делать одновременно легко и трудно.
Легко, потому что каждая игрушка может стать подарком. Выбор их огромен.
И трудно, потому что хочется подарить и не ошибиться. Получить от ребёнка именно ту эмоцию, которую предполагаешь, выбирая.
Игрушек уже так много, что дети разучились играть. Воображение перестаёт работать. Потому что добавились виртуальные игры, которые разобщают детей. Им уже не надо собирать команду.
Но подарки всегда радуют, хоть порой и не долго.
На языке ПОДАРКОВ говорят не только те из детей (взрослых), которые радостно принимают их. Но так же и те, кто с радостью и выдумкой их творит. А потом дарит, получая удовольствие от дарения и ответных эмоций.
Вот и опять я сошлюсь на свой детсадовский опыт.
Затеяла я сделать к 8 марта мамам в подарок куколок по старинной народной традиции.
Дети увлечённо творили. Выбирали цветные нитки для причёсок и лоскуты для одёжки. Кукол мы делали не разом. А по мере возможности во второй половине дня. Надо же было помочь каждому ребёнку.
И по мере накопления этих куколок названных Марточками (к 8 марта же!), пришла мне идея.
«Ребята! – говорю я- куклы без вас скучают. Давайте им подарим нашу любовь? А когда вы их вручите мамам, то они уже будут любимые.»
И теперь в тихий час все куклы шли в кроватки к ребятишкам. Они их заботливо накрывали своими одеяльцами. Что-то им шептали.
Все без исключения. И девочки, и мальчики были трогательно заботливы. Это, надо сказать, дети седьмого года жизни, подготовишки!
И Марточки эти стали не просто дежурным фактом, но глубоко эмоциональным, наполненным смыслом подарком.
Мамы потом рассказывали, как дома ребятишки заботливо искали для этих куколок уютное место.
Подарок – это не предмет. Это эмоции, вложенные в выбор.
А любовь это и есть эмоции.
У каждого из нас, если задуматься, всплывёт в памяти какой-то особенно дорогой подарок. Не выраженный в его номинальной оценке. А простой, но очень значимый, а потому и не забытый.
Вспомнили? В детстве? В юности?
Я - да!
Моя подружка школьная, зная как я люблю поэзию, подарила в День рождения записную книжку со стихами, переписанными от руки в библиотеке. И хризантемы из своего сада. Много мне потом дарили поэтических сборников и других книг. А этот подарок мне дорог по- особому. Помню как была растрогана.
В каких-то семьях не приняты «телячьи нежности» - объятия и поцелуи.
В каких- то не придают значения словам ободрения и не говорят о любви.
В каких-то подарки без повода не жалуют и дарят их только в День рождения и на 8 марта или НОВЫЙ год.
Но стоит сделаться чуточку внимательнее и не трудно догадаться, насколько это важно!
Меня всегда умиляют маленькие букетики из клевера и одуванчиков преподнесённые маме или бабушке малышами на прогулке.
Мне тоже их дарили много раз. Это признание в любви! Им нет цены…
Моя внучка 3 лет, сообщила, что она дружит с Арсюшей. Он «разрешает обнять и поцеловать». А Андрюша «дружить не хочет». Подозреваю что обнять и поцеловать не даётся! Ну не его это язык! А Варечке Андрюша нравится.
Они пока что малыши. Однако, дети взрослеют и как быть, когда это коснётся серьёзных отношений?
Что уж тут поделаешь? Разве только и нам к себе стоит приглядеться?
4.
ЧЕТВЁТЫЙ ЯЗЫК ЛЮБВИ – ВРЕМЯ, ПРОВЕДЕННОЕ ВМЕСТЕ.
Я сама никогда не смотрела на это как на выражение любви. И заблуждалась, как теперь вижу.
А ведь так оно и есть!
МЫ все были когда-то влюблены в первый раз. Вспомните своё состояние…
Как не хотелось расставаться со своей любимой или любимым! Времени всегда было мало!
Какими долгими были часы разлуки. Какими короткими те же часы, проведённые вместе!
И вот вы уже семья.
Представьте, что захотелось вам пойти погулять. Ну и что? Взял да пошёл. Но нет! Мы же хотим разделить время прогулки с тем, кто нам близок по эмоциональному строю.
Жена просит мужа выйти погулять по лесу.
Или пройтись любимым маршрутом по городским улицам.
Сходить вместе в кино или в театр.
Это так легко, когда влюблён! Но уже после женитьбы может пойти иначе.
Если это не его «язык», то в случае отказа всё равно в попутчики будет приглашена близкая подруга.
Прогулка в одиночестве немного радости даёт.
А если муж любитель велопрогулок, а жена - нет?
Тогда он пригласит друга разделить путешествие по окрестностям. И опять это происходит по эмоциональному выбору.
Иногда лучше побыть одному, чем в компании с тем, кто тебе приносит раздражение, а не удовольствие.
И снова я возвращусь к моим прекрасным учителям – детям в детском саду.
У нас принято строиться парами. Так легче вывести команду на прогулку и потом. по возвращении удостовериться, что обратно пришли все.
Как же вы думаете это происходит?
Всякий раз это устоявшийся тандем!
Иначе бывает, если друг не пришёл в детский сад, тогда в пару встанет тот, кто достался после разбора. Но и в этом случае может быть активный протест! Тогда моя рука в поддержку одинокого странника спасёт положение. Я люблю всех.
А дети отдают предпочтения тому, с кем они хотят играть.
Игра – это время проведённое вместе.
И если у вашего ребёнка очень много игрушек, они его не развлекут и не удовлетворят его потребность в любви, если его язык – ВРЕМЯ проведённое ВМЕСТЕ.
Вот ещё пример из опыта.
Расставание с мамой в детском саду на первых порах очень болезненный процесс. Слёзы! Истерики! Порой тихое горе…
И всегда очень жалко и малышей и родителей. Потому что в те моменты каждый испытывает стресс. И только воспитатель догадывается как скоро справится ребёнок со своими эмоциями. С потерей объекта своей любви.
Поставьте- ка себя на место ребёнка и того, кто для вас смысл жизни…
А ещё и присовокупите тот факт, что детям неведомо понятие времени.
Они понимают ритуалы в виде режимных моментов.
Что и когда да за чем следует, тогда малышам понятен ход событий. Дети даже на прогулке вечером знают, если забрали Аню, то следом придёт мама Пети, а потом моя. И если происходит сбой , у ребёнка наступает тревожность:
« А когда за мной мама придёт?»- спрашивают малыши.
Я уверяю что скоро.
Наверное транспорт плохо ходит, трамвай сломался, мама в магазине что-то вкусное решила купить…. Но она (обязательно!) придёт.
Алёше было очень трудно расставаться с мамой и бабушкой.
Слишком велика была их эмоциональная привязанность. Мало сформированы навыки самообслуживания.
Попросила чтобы приводил папа. Стало поспокойнее, но чувство покинутости и тревоги так сильно беспокоили малыша, что дети стали мне помогать его успокаивать
Исходя из собственного опыта , конечно.
«Старожилы» ему объяснили:
-«Алеша, не плачь! Ты поспишь днём и мама придёт!»-
Малыш сразу после завтрака отправился в спальню «поспать» , чтобы приблизить приход мамы.
Прекрасное время перед ночным сном, когда можно почитать книжку, расспросить малыша про всё хорошее, что приключилось в этом дне.
Сделать лёгкий массаж. Поглаживая спинку, ножки или ладошки – тактильные проявления любви + время проведённое рядом с мамой или папой – дорого стоит. Успокаивает. Готовит ко сну.
И ещё случай из моей жизни в детском саду.
Даня, необыкновенно подвижный, весёлый и умный малыш 3 лет.
Процессы возбуждения преобладали над процессами торможения. И ясное дело – уложить его спать стоило большого труда! А приводили его одним из первых. Отдых ему был необходим.
Пока он не уснёт, спать не будет ни один малыш!
С точки зрения деток, он себя ведет в кроватке плохо. А Г.Ф. почему-то его гладит долго по спинке ( таким образом я делала расслабляющий массаж), сидит рядом с ним. Их ревнивые взгляды буквально пронзают меня..
Я говорю:
«Дети, вы такие у меня хорошие помощники! Сами умеете лечь и глазки закрыть. А Данечка не умеет. Приходится мне стать для него помощником!»
Однако эту несправедливость старалась как-то нивелировать. Например, вначале обойду каждого: поправлю одеяло, поглажу по головке, по спинке.
А Даня уже стал злоупотреблять моим вниманием. Говорю ему:
-«Данечка, ты уже подрос и научился засыпать как все детки. Сегодня я тебя поглажу только три раза!»-
Подсаживаюсь и провожу ладошкой от затылка к пяточкам.
-«Раз!»- громко отсчитывает сорванец.
Провожу второй.
-«Раз!»- слышу снова его голос.
Провожу обещанный третий раз и слышу деланно удивлённый вопрос:
-«Всё что ли? Только один раз и был!»-
Ну, каков мудрец? И время, и касания для себя в полной мере стребовал. Темперамент!
Дарите ВРЕМЯ тем кого вы любите. Особенно детям. Они так быстро растут и потом уже не нуждаются в родительском присутствии. Скорее даже избегают публичного его проявления. Но дома они по- прежнему готовы к общению, если к этому привыкли С ДЕТСТВА.
Тогда они будут охотно приходить в гости к вам, когда обзаведутся своей семьёй. И ждать вашего прихода. И встречи не будут в тягость.
Предлагаю эксперимент:
На выбор ребенка дошкольника предложите поиграть с гаджетом или с мамой или папой.
В чью пользу будет выбор?
Подозреваю, что телефон проиграет...
5. Пятый ЯЗЫК ЛЮБВИ – ПОМОЩЬ.
Малыш приходит в нашу жизнь беспомощным. И первый язык любви, как мы уже узнали – это прикосновения. Они бывают разного характера. Одним деткам нравятся нежные, другие любят активное тормошение. С одними можно сидеть прижавшись друг к другу и рассматривать книжку. А с другим надо бегать, догонять или даже боксировать.
Но всем им надо помогать.
Вначале кормить с ложечки.
Потом учить ходить. Учить пользоваться игрушками и выполнять правила игры.
Затем научим их самостоятельно одеться и раздеться.
Так или иначе язык помощи тоже присутствует в жизни малышей.
Наступает момент, когда они хотят сами взять инициативу в свои руки. Это кризисный возраст третьего года жизни, когда зазвучит:
«Я САМ!» Пусть пытается! А радость от надетых самостоятельно, пусть наизнанку, вещей ни с чем не сравнима.
И ещё важен период на 5 году жизни, когда ребёнок осознанно готовится стать настоящим помощником. А не только играть в «семью» , когда «мама» суп варит из пластмассовых овощей и угощает «папу».
Именно в этом возрасте ребёнок начинает осознавать помощь, как проявление любви.
Предлагал ли Ваш ребёнок помыть посуду? Он хочет подарить свою любовь через помощь.
Наверное да. А получал ли он согласие? Чаще всего нет.
Потому что взрослым сделать это проще. Потому что есть посудомойка…
Но помнится, я уже говорила, что всякий язык изучается по одному слову, не весь сразу.
Помощь – язык трудный.
«Зачем я буду делать что-то для другого, если он сам может?» - часто такие мысли мелькают у многих.
Надо сказать, что помощь бывает принудительной и добровольной.
Кажется как-то неприятно звучит «принудительная»?
А это про обязанности.
Мы же требуем от детей соблюдения порядка? Если порядок в комнате есть, маме не придётся его наводить. У неё будет хорошее настроение и не будет ссоры. Это ли не проявление любви?
Настоящая любовь часто выражает себя через помощь другим.
Я знаю супружескую пару, в которой муж брал на себя большую часть забот по дому. Охотно ходил за покупками брал с собой сына.
Вымыть окна не позволял жене.
« Я сам лучше сделаю»- говорил он. Возможно и не лучше. Но так он выражал свою любовь. Без труда и уговоров брался за уборку, высвобождая жене время для работы за компьютером. Гулял с детьми.
Вот только на её вопрос любит ли её? Смеясь говорил:
-«А ты забыла. что ли? Я тебе ОДНАЖДЫ сказал. Если что-то изменится – опять скажу!»
Их сын вырос. У него своя семья. Но те уроки, которые он получил наблюдая за отцом, точно использует. Применяя язык любви ПОМОЩЬ.
В отношении детей не трудно заметить, что ребёнок начинает собой гордиться, когда его хвалят словами:
-«Смотри-ка, а у мамы уже помощник/помощница/ выросла!
Во всех странах помощь людям считается выражением любви.
А как же пример из жизни?
Я с каждым выпуском детей в старшей группе на одном занятии выпекала настоящее печенье. Это было очень непросто!
Когда у тебя в бой рвутся 20 и более помощников!
Накануне я распределяла обязанности: кто и за кем будет что-то высыпать, перемешивать, подавать. Смазывать, на противень раскладывать…
Это был очень важный момент, мы учились работать в команде, быстро, потому что плиту на кухне нам могли выделить ровно в тот час и ни минутой позже .
Это была не игра! Это было реальное дело и каждый был настоящим помощником!
Сколько было восторга, когда нам с кухни приносили повара готовое печенье!
Мы угощали работников кухни, медперсонал, прачечную, и других.
Так мы их благодарили за труд. Дети хотели отнести домой печенье и угостить родных. В салфетку заворачивали на всех членов семьи по печенюшке.
И, как бонус, для родителей я выставляла рецепт теста из которого пеклось печенье.
Помню смешной казус. Мама Семёна спросила меня:
-« Г.Ф.! А почему надо поверхность печенюшек смазывать яйцом быстро - быстро? А потом так же быстро распределять карамельную посыпку? Сёма даже заплакал, что я не так делаю!»
Я развеселилась! Говорю маме, что дома можно и не быстро! Это мы спешили чтобы на кухне плиту не занимать.
А потом дети уходят в школу. И там у них не всё получается. А мы им помогаем.
Они ещё не знают всего того, что постигли мы, взрослые.
Поэтому нам надо набраться терпения и не срываться на раздражение.
Первые шаги ученика в школе, почти то же самое, что первые успехи ползунка.
Но мы же не кричим с раздражением, ругая за первые неуверенные шаги.
Мы радуемся!
*Вот и помощь нашим детям надо оказывать терпеливо.
*Подбадривая добрым словом.
*Одобрительно поглаживая головку или спинку.
*Быть рядом столько времени, сколько потребуется.
*И не забывать поощрять успехи подарками. Пусть и символическими.
Всё это и есть любовь. Мы все её испытали.
А теперь научились её понимать. Вкладывать эмоции.
Осталось только использовать все ПЯТЬ ЯЗЫКОВ ЛЮБВИ..
Источник: книга Гэри Чепмен. « ПЯТЬ ЯЗЫКОВ ЛЮБВИ»
(Есть в продаже на Озон и Вайлдберриз , есть и аудиаверсии)
И личный опыт педагога.
На вопросы отвечаю. Если всё то, о чём я рассказала, хоть немного было полезно и интересно, я рада.
Спасибо терпеливым читателям, которые затратили время на моей публикации.
Отдельное спасибо автору на Проза.ру Алисе Рымашевской, которая вдохновила меня написать это.
Серию публикаций я буду продолжать по мере вдохновения.
Зреет ещё одна тема. Она о том, почему дети так по-разному воспринимают и перерабатывают информацию. Как учесть это в учёбе.
"О трёх каналах восприятия и переработки информации".
03.11. 2022
Свидетельство о публикации №222110301724
Примеры поведения деток из собственной практики приятно украсили публикацию. Например:
-«Алеша, не плачь! Ты поспишь днём и мама придёт!» - Малыш сразу после завтрака отправился в спальню
«поспать», чтобы приблизить приход мамы."
С большим уважением,
Галина Фан Бонн-Дригайло 19.07.2023 00:08 Заявить о нарушении
Но... Мои дети выросли. И профессию я оставила, уже не те возможности. Не зря есть педагогический стаж для выхода на пенсию досрочно. Но я жила своей профессией. Я не ходила "на работу"!
Вот теперь могу поделиться накопленным опытом. Но не слишком тут площадка подходящая: в основном люди зрелые. Надеюсь, что мои публикации тихонько просочится к тем, кто в них найдёт ответы на свои вопросы.
Спасибо за тёплый отзыв, дорогая Галина!
Галина Санарова 19.07.2023 23:51 Заявить о нарушении