3-23 солнцедар, from 1972г. , из цикла мои эссикум

3-23   «СОЛНЦЕДАР», (from 1972г.), из цикла «Мои эссикумы»
               
(От странного вина с  названием «Солнцедар» стал «падеж» людей, а звери остались на стороне…)

После бурных круглосуточных сессий «Строгановка отпускала» нас на летние каникулы, и, чтобы полноценно использовать свой ресурс в период светлого лета, я организовывал студенческие походы на работу-халтуру в соответствии нашим знаниями. Я приглашал в поход студентов, которые нуждались в материальных активах и готовы были рисковать. По приезду на место мы обращались в местные Обкомы КПСС, в Министерство Культуры, а через них выходили на существующие заказы, у которых была необходимость планового исполнения работы. Они нуждались в «пропаганде коммунизма», а мы получали у них заказ для «поддержки своих карманов»! Команда моя состояла из трёх-четырёх человек, которые занимались оформлением общественных зданий, писали лозунги, монументальные росписи, плакаты, панно, рельефы, проекты, памятники...

Ткнули пальцем на карту СССР и поехали искать халтуру, то на Север, то на Юг,  используя риторику «о масштабных задачах строительства общества развитого социализма.» Спасая шкуры своего зимнего недоедания, мы втроём приехали на Север страны, в Сыктывкар, и с поезда, в Обком партии. Пояснили, что мы московские студенты из художественного вуза и ищем работу по своему профилю. «Да здравствует КПСС!» – это означало нашу готовность рисовать всё что угодно и писать какие угодно лозунги… Нас в Обкоме приняли и направили в село Княжпогость, где много освобождённых из тюрем советских граждан. Здесь расстреливали, даже видных военачальников СССР. В этом селе был построен новый Дом быта – «лаборатория» для нас, - который нуждался в нашем творческом эксперименте…

По указанию местной администрации нам предложили новое двухэтажное здание для оформления. Ещё не был убран строительный мусор, окна были застеклены, но в доме отсутствовала сантехническая коммуникация. Мы заключили договор, нам выделили рабочее место с матрасами на полу, на втором этаже этого дома. Получив аванс, приступили к работе, для нас было важным срок договора, который учитывал сентябрь нашего учебного года.
 
Для общения с местным населением у нас не было времени, но мы, отвлекаясь временами от проектов через окно второго этажа, глазели на посёлок, освещённый северным солнцем, и получали скудную информацию о том, как живут Княжпогостские селяне! Каждый божий день мы видели со второго этажа «Дома быта» их центральную улицу с одной и той же картиной! С утра в магазин «Водка-вино» образовывался большой хвост серо-чёрной очереди. Рядом на этой же улице находился пункт приёма посуды, куда сдавали пустые бутылки. Там тоже была очередь, но покороче.                По краям улицы был выкопан водосточный канал, в который начинали падать с середины дня скрюченные «алкоголем» работяги, «химики», убийцы, лесорубы, брошенные поклонники северного солнца и даже похожие на женщин создания. Они наполняли этот канал до наступления темноты, напоминая фабрику по производству больших тряпичных кукол!
               
Самой распространённой, дешёвой и признанной отравой в Советском Союзе было вино «Солнцедар». Очевидно, у местных граждан самым употребляемым вином был «Солнцедар». После его употребления они лежали там без сознания и вдоволь! На следующее утро канал был чистым и безлюдным! Куда подевались отравленные  алкоголем люди, - мы не знали! И так каждый день! Это была трясущая вершина экзистенциализма!
Однажды я пошёл в магазин за продуктами и познакомился с женщиной приятной внешности. Она дерзко пригласила меня вечером в местный ресторан и подчеркнула, что платит сама. Мы встретились вечером, сели за стол, она заказала все, что посчитала нужным. Спустя некоторое время к нам за стол сел плотный, с грубоватым лицом мужик. Они были близко знакомы, но было заметно, что женщина его не ждала. Мужчина претендовал на её внимание и ревновал, но женщина обращалась только ко мне и приглашала пить «Солнцедар» и танцевать…

Я подумал, что она занимается провокацией, а между тем мужик пригласил меня на улицу поговорить «тэт а тэт». Рассказывал подробно, как он сидел в тюрьме 10 лет за убийство двух людей, как ему бывает хреново, когда изменяет женщина, как он рубит лес… Он старался психологически меня подавить, страх не возникал, и как ни странно, все нутро успокоилось. Мужик показался неприкаянным и без камней за пазухой. Мне он понравился, я рассказал о себе, он поверил и успокоился. Мы вернулись за стол. И немного посидев и пожелав им весёлого вечера, я пошёл к выходу со смятыми в душе замыслами от возможного лёгкого флирта от вечеринки.
 
Следующее утро было тёплым и светлым, и поэтому, принимая прохладу северного солнца, я прошвырнулся по нужде в туалет, который находился на улице недалеко от нашего дома, это было удовольствием, особенно в солнечную погоду. Туалет был сколоченным из досок, с двумя кабинами, на котором были написаны щёткой ощетинившимися буквами эМ и Же. Туалет внутри был интересен тем, что там были, кроме неуклюжих и «оголённых» надписей, щели. Кто-то из посетителей, совершенствуя «местную сцену», прорезал несколько дырок для «обзора соседей»... Но дырки были заткнуты комком газеты, кроме самой большой, видимо, газеты не хватило или кто-то использовал её в «санитарных» нуждах!

Сижу на корточках, справляю нужду и вдруг слышу шаги, понимаю, зашла женщина, шуршит одежда, и угадываю приседание, распространяется утробный перегар вина… «Моя соседка, наверное, «солнцедарка», - подумал я и осторожно, стараясь не шуметь, чуть нагнувшись, смотрю в прорез.  Сначала сверкнула задница, как резиновая сфера, а из неё висел какой-то силуэт! Матерь божья! У женщины сзади висел, размером с кулачок, с посиневшими бородавками и обрамлённый по краям плоскими покраснениями, вкапанными розоватыми кольцами, - фактурный нарост!  Это аномальный генезис или инопланетянка из страны «Солнцедарова»?! Это была микродоля времени, куда как будто впрыснул в душу сушёный навоз, навечно! Сбитый с толку, вернувшись, я ещё более яростно начал работать над нашими эскизами. Потрясение! Это Эврика! Искусство - спаситель и отец сверху на матери!

Мы выполнили свою работу по оформлению «Дома быта», получили деньги и возвратились в Москву. В поезде не мог избавиться от воспоминаний «солнцедаровых»! Я не мог понять, что меня спровоцировало на любопытство… Но я извлёк из этого урок: любопытство уводит человека от себя и провоцирует образование в нем посторонних наростов, которые заполняют соты наших молитв, искажая их сути, прибавляя болезни и приближая нас к смерти.

Как разобраться, где грань познаний и любопытства? Всю жизнь пробую очищаться и выздоравливать от этой внепрограммной порчи - кажется, уехал из Северных земель испорченным порчей и исправленным своим внутренним сопротивлением, хочется понять, откуда сопротивление, где оно находится и как функционирует, кто чинит в человеке неведомое? От генетики, от семьи, от внушения родителей, школы, института, самой линии жизни? Откуда? Мне непонятно, почему я не готов испортиться, быть хреновым, это же легче, доступнее, развлекательнее и, как будто, веселее?  Что меня останавливает? Желание быть хорошим, быть удобным кому-то, наступая на свою судьбу? Или это потребность моего духа, наследие? Или угадывающее соизмерение окружающего пространства и людей в них?               

Включаясь в твёрдо каменный анализ, разум раздражитель и благодать тела, становится понятным, что все, что со мной происходит, происходит и с человечеством!
С чем, как и куда я дойду, не знаю, и никто не сможет помочь мне в этом! Молитва в каждом из нас очень личное, только не каждый из нас находит то место в теле, где Оно своё; причина одна: мы не знаем, как происходит предопределение в наших отвлечениях чужого и навязанного нам «нароста».

Строим глобальный храм, с показушным наростом, враньём и веками…


Рецензии