Давид. Парные портреты супругов Серизе

Дополнение к файлу http://proza.ru/2022/11/03/177

ДВИЖЕНИЕ К ВОПЛОЩЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЗАМЫСЛА

Характеризуя смысл работы Давида, его советский исследователь Герман пишет:

"Давид не позволял себе перенести на холст облик моделей с той непосредственностью, которые отличают их в живой реальности. Каждая линия проверялась античными образцами. Ничто случайное, не вполне совершенное не проникало на холст. Болезненная жажда чистоты стиля, желание во что бы то ни стало максимально приблизился к античности -- таким был вектор творческих устремлений художника".

Любой художник, будь то живописец, скульптор, писатель или артист идет в своем творчестве от натуры, от прототипа. Сначала он выбирает его в соответствии со своим замыслом (или прототип является толчковой ногой для замысла), а потом пытается воплотить его, отсекая лишнее.

Но при этом художник-реалист стремится увидеть в модели (прототипе) индивидуальное, своеобразное, а затем подчеркивая, усиливая и углубляя его через это индивидуальное, дойти до сути. Наоборот для художника-классициста суть уже дана, неважно в греческих ли образцах или надумана самовольно. И такой художник работает в прямо противоположном направлении. Он устраняет все индивидуальное, своеобразное, чтобы найти в единичном и конкретном всеобщее.

Так работал Давид (к такому же идеалу стремились Шиллер, Гете, да и наш Пушкин), и нельзя сказать, что подобный путь, по крайней мере, в "Похищении", да и в прославленных "Клятве Горациев" и "Смерти Марата" привел к бесспорному успеху.

Хотя Давид мог работать и по-иному, мог именно уловить индивидуальное и особенное и отразить его с пленительной грацией как в портретах супругов Серизе. Мадам Серизе -- горячо любимая племянница Давида, в семье которой художник уже больной и старый гостил в загородном доме. И там же написал парные портреты хозяев. Как он писал, что замыслил, никто не знает. Удивительно, но сам художник эти портреты к никаким своим достижениям, похоже не относил. По крайней мере, такой щепетильный к каждому своему художественному пуку он нигде их не выставлял и не говорил о них.


Рецензии