UA9KGG... Рассказ из цикла Дедушкины рассказы тех

Рассказ из цикла «Дедушкины рассказы тех лет».

    Пришёл я как-то к Лёшке (это мой одноклассник) домой. Зашли в комнату. На столе куча радиодеталей, паяльник лежит на подставке, журналы «Радио» пачкой лежат, а под включённой настольной лампой листок бумаги с нарисованной на нём схемой.
- Чем это у тебя так воняет? - спросил я Лёшку.
- Да вот, хочу приёмничек детекторный спаять, схему нашёл, перерисовал, - ответил он. - А воняет это канифолью, я лудил контакты для пайки. Вон на картонку схему перенёс, а где связи, там нарезал полосочки из консервной банки и прикрепил. Осталось только детали припаять, да антенну на ферритовый стержень намотать.
- А где ты радиодетали взял? - спросил я и взял со стола за усик лежащую деталюшку. - Ну, вот эту, например?
- Это диод! Я его на барахолке купил, мне таких диодов по другой схеме надо будет четыре штуки. - Лёшка взял у меня диод и, положив его в один из спичечных коробков, добавил, - Взял с запасом.
     И тут я увидел, что у него из спичечных коробков склеен целый комодик, где коробков было штук сорок и в каждом лежали какие-то маленькие радиодетальки. На торцах были приклеены бумажки с непонятными мне подписями.
     Опять запахло канифолью. Лёшка припаивал детальки к консервным полоскам на картонном прямоугольнике согласно нарисованной схемы. Потом намотал медный провод на чёрный ферритовый стержень, считая количество витков и припаял концы к схеме. Соединив контакты квадратной батарейки со схемой, начал крутить отверточкой штырёк, как он мне потом объяснил, переменного резистора. В маленьком динамике появился шум, треск, свист и, наконец, через все эти помехи можно было услышать звучащую музыку.
- Ура! - закричал Лёшка. - Работает приёмник!
- Лёш, а ты не мог бы мне пару-тройку журнальчиков дать почитать? - спросил я, выбирая так, чтобы они были по порядку.
- Возьми, только ненадолго, чтобы тебе за неделю их прочитать хотя бы выборочно, - сказал Лёшка. - Я их на две недели попросил. Это же не мои!
- Вот! Первые четыре за прошлый год! - с готовностью ответил я. - А газета у тебя есть, чтоб завернуть?
- Вон там на полке в прихожей, - показал пальцем Лёшка. - Только свежие не бери. Отец ещё не читал. Бери снизу.
     Сентябрь месяц пролетает быстро. То ли ещё лето никак забыть не можем и спим на уроках, в первую неделю редко, когда в день бывает пять уроков, то ли уроки начинаются с повторения, надоевшего в прошлом году, пройденного материала и каждый занимается чем-то своим, то ли от того, что к концу месяца, вдруг каждый день то по пять, то по шесть уроков и дни пролетают так, что и погулять не успеваешь. А в первые дни ждёшь перемену, чтобы выбежать во двор и там подурачиться, ведь скоро выпускать уже не будут — грязно будет, а кому охота переодеваться на три минуты.
     Мы, это я, Колька и Сашка, ходили во дворе школы пинали опавшую листву.
- Я читал, что клуб юных техников приглашает в кружок радиомастеров! - сказал Колька
- А где этот клуб юных техников? - быстро спросил я
- Где-то тут недалеко, за Центральным колхозным рынком, там он, - пожал плечами Колька и добавил, - сегодня пойду искать.
- Я с тобой, - не раздумывая сказал я. - А ты Сашка пойдёшь?
- Нет, мне ездить далеко, - ответил он. - Вы же сами знаете, что нас несколько человек сюда перевели временно, а мы тут уже пятый год будем заканчивать.
     После уроков мы с Колькой пошли искать этот самый клуб. День был понедельник, рынок не работал и народу в этом районе было очень мало. Мы устали спрашивать у прохожих, где находится клуб юных техников. Однако скоро, нам повезло. Нам показали те ворота, за которыми он находился. Самое смешное, что мы сегодня тут уже проходили с Колькой  раза четыре. За высоким забором возвышался купол здания с радиоантеннами и маленькой копией памятника в Москве «Покорителям космоса» с ракетой на ракетном шлейфе. Попали мы туда не сразу, пришлось немного подождать. Нам повезло, пришли как раз те, кого нам и надо было. Мы были записаны и через неделю числились в составе кружка радиомастеров.
     Правда, три с половиной месяца должны были проходить курс изучения азбуки Морзе и работу на коллективной радиостанции. Нас познакомили с нашим руководителем, человеком лет сорока-сорока пяти. Он прихрамывал и очень заметно на одну ногу. Мы подружились, его работоспособности мы просто завидовали и никто, в принципе, не обращал внимания на его недостаток, хотя подниматься на второй этаж по крутой железной лестнице и спускаться ему приходилось за день не раз и не два. С нового года после каникул нас разделили: у кого дела шли с Морзе и работе на  коллективной радиостанции лучше всех -  оставили наверху, а остальных отправили вниз на первый этаж — паять приёмники. Я попал в первую группу — наверх, Колька попал во вторую — вниз.
     Мы продолжали «долбить» азбуку Морзе, оттачивая мастерство и повышая скорость приёма и передачи.
     Иногда, когда приходили старшие, мы шли в комнату, где была установлена радиостанция. UA9KGG – это был позывной нашей коллективной радиостанции. Мы «шарахались», как говорили старшие, по эфиру, повторяя  одно и тоже: «Ульяна, Анна, Девять, Константин, Григорий, Григорий на связи», «Ульяна, Анна, Девять, Константин, Григорий, Григорий на связи», «Ульяна, Анна, Девять, Константин, Григорий, Григорий на связи»... И в конце общения с тем, кто нам ответил, прощальное - «Ульяна, Анна, Девять, Константин, Григорий, Григорий до связи!»
     Иногда нам отвечали, разговор был короткий и лаконичный. Записывался ответный позывной, а потом обменивались почтой, таким образом набирая определённое количество чего-то, что было необходимо опять же для чего-то. Нам это объяснили как-то расплывчато, но на связи мы были часто.
     Кольке, честно говоря, я завидовал. Прочитав Лёшкины журналы, я мало что понял, но свой детекторный приёмник я всё же собрал.
     В марте в клуб юных техников нас обязали ходить уже три раза в неделю из них два раза в месяц мы занимались в помещениях ДОСААФ. Туда надо было ездить на трамвае.
     Впереди нас ждали экзамены по окончании восьмого класса, а у меня «захромали» и математика, и русский. Не видя перспектив в радиоделе, я бросил заниматься в клубе.
     В начале мая пришло к нам тепло, дни стояли солнечные, длинные. Придя домой из школы я переоделся, хотя какую-то особую форму мы не носили, и вышел во двор. У подъезда на лавочке сидели Димка и Игорь. Они тоже учились в первую смену, но оба в шестом классе.
- Скоро каникулы, - сказал Димка. - Опять в пионерлагеря запрут.
- А у нас экзамены, - произнёс я и сел рядом. - По математике и русскому.
- По русскому сочинение? - спросил Игорь.
- Нет, диктант, - ответил я. - Кого-то из наших видели? Погода хорошая, что дома-то делать. Потом опять разъедутся все — пинай тут мячик один. Вышли бы да поиграли.
- Уроки, видимо, делают, не спят же! — предположил Димка. - А вот ты почему к экзаменам не готовишься?
- Успею, ещё три недели, - парировал я Димкин вопрос.
- Моему старшему брату, студенту политеха, всегда одного дня для экзамена не хватает. - продолжил тему Димка. - Вечно сидит всю ночь учит — светом только спать мешает. Мы же в двушке живём: одна комната родителей, одна наша с ним! Отец только оправдывается перед матерью,  если бы у нас дети были разнополые, то нам дали бы трёшку.
- Это как? - спросил Игорь.
- Это, если бы вместо Димки, родилась бы Дамка, - ответил я. - Как в шашках, у дамок всегда больше возможностей, чем...
     В это время во двор вошёл сильно хромающий человек. Это был руководитель нашего кружка, раньше в наших краях я его не видел. Он увидел меня и махнул рукой, чтобы я подождал пока он подойдёт. Я встал. Уходить я никуда не собирался, хоть и чувствовал, что разговор будет малоприятным. Он подошёл.
- Привет! Чего бросил заниматься? У нас в команде людей не хватает, на соревнования надо ехать, - быстро заговорил он, не давая вставить ни слова оправдания. - Соревнования вот-вот, областные, а там и к республиканским надо будет готовиться. Возвращайся. Команда не полная!.. У тебя хорошо морзянка получается и приём, и передача!..
- Так у меня же экзамены, - начал было я.
- У всех наших экзамены, - прервал он. - Соревнования с пятнадцатого июня, а Серёжа Семёнов, который с вами на радиостанции занимается, он десятку кончает, вообще экстерном экзамены сдаёт. Сейчас сдаёт, чтобы ехать на соревнования!
- Ладно приду, - сказал я, - А на соревнования все едут?
-Все наши, - ответил руководитель. - Весь второй этаж. Завтра ждём. Готовиться надо серьёзно. С области всех собирают там — трудновато будет победить, по прошлому году знаю. До встречи!
     Он повернулся и только сейчас я заметил, как тяжело ему было идти. А мы пешком до клуба доходили за 16 минут, я засекал.
     Тогда я и не знал, что экзамены в этой школе будут последней встречей для нашего класса. Школу закроют и переведут её в школу-интернат, а мы разбежимся кто куда по разным школам, техникумам, училищам.
     И в клуб после соревнований я больше не вернусь. Начнётся новый этап в моей жизни.
     Вот только те, с кем был когда-то знаком в клубе, в школе и во дворе, да позывной и останутся в памяти: UA9KGG -  «Ульяна, Анна, Девять, Константин, Григорий, Григорий...» До связи!


Рецензии