Рождённые в СССР. Глава 4. Старшеклассники

     Все свои радости и печали мы обсуждали в близком кругу приятелей и друзей, собираясь на острове. Он был совсем небольшим, поросшим ольхой, ивой, березой и различным кустарником. Здесь же рвали дикий лук и щавель, собирали ягоды красной смородины. В шалаше, его мы построили сами, обсуждались всякие деревенские происшествия, фильмы, танцы в клубе, школьные дела, личные события. Порой,  сюда прибегали поплакать. Удивительно, но мальчишки очень долго не ломали его; они тоже собирались здесь, и обсуждали свои проблемы. Потихоньку мы взрослели. Наступила пора, когда стал появляться интерес к противоположному полу. Наше противостояние ушло и, постепенно, мы сделались друзьями. Я достаточно долго была для мальчишек просто своим «парнем», они доверяли мне многие  секреты. Юрка из нашего барака,  бывший старше меня года на три, частенько просил посидеть с ним на лавочке; в основном, говорил он, а я, так сказать, внимала. Позже поняла, что умение слушать и хранить секреты, вызывало такое доверие ко мне со стороны парней.

     В старших классах школьная жизнь была самой интересной и насыщенной. В девятом классе к нам пришли новички, которые ранее учились в соседнем селе. Мы активно занимались спортом, устраивали вечера, готовили спектакли и концерты. У многих проявлялись настоящие таланты. Два мальчика из нашего класса прекрасно подражали комедийному дуэту Маврикиевне и Никитичне, очень популярному в то время. Пётр и Иван, надев платочки, превращались в милых старушек, болтавших обо всем на свете. Я была членом редколлегии и отвечала за художественное оформление школьной газеты. Свои обязанности  выполняла с удовольствием. Несколько лет я посещала секцию спортивной акробатики и лыжную. И хотя не добилась выдающихся результатов, на всю жизнь приобрела любовь к спорту. Лыжные тренировки проходили в лесу. В памяти остались прыжки с небольшого трамплина на сопке Краснознаменке, когда мы, со страхом, а затем, с хохотом падали в сугроб у ее подножия. Бег по лыжне, петлявшей между огромными соснами и этот чистый, смолистый воздух, и ветер, запутавшийся в кронах деревьев, и стук дятла; душа наполнялась восторгом, и все это хотелось обнять руками. На зимних каникулах  любила прогуляться по льду замерзшей реки. На участках, покрытых снегом, можно было рассматривать лесную книгу: следы мелких зверьков и птиц создавали причудливый узор. Иногда мы писали на белом пушистом  ковре послания друг другу и рисовали.

….. Запомнилась военно-спортивная игра «Зарница». И не только тем, что тогда потерялся ученик, а его искали почти всю ночь. Мы учились в десятом классе, наш новый директор организовал совершенно необычный день пионерии. Ученический коллектив разделили на две армии, вручили карты, где был отмечен их маршрут. Отряды разведчиков каждой армии должны были выяснить, где спрятано знамя неприятеля, и попытаться его раздобыть. Идя по своему маршруту, армия преодолевала полосу испытаний. В точке встречи происходил бой за овладение знаменем. Каждому участнику игры на плечо пришивался погончик, который надо было беречь. Если его отрывал противник, то «солдат» считался убитым и выбывал из игры. Учителя-наблюдатели фиксировали весь путь армий и снимали баллы, если видели нарушения. Наш класс пришлось разделить, так как командующих армиями выбирали из старшеклассников. Одна часть попала в армию красных, другая – в армию желтых. На маршруте преодолевали по гладкому стволу дерева водную преграду, по кочкам проходили болото, разминировали поле (в землю было закопано определенное количество консервных банок с торчащей проволокой), оказывали помощь раненным, ползали по-пластунски, сбивали мишени из мелкокалиберной винтовки и вступали в бой с разведчиками, стараясь оторвать погон противника.

Мы соскальзывали с бревна в воду, падали с кочек в болотную жижу, наступали на проводки, а значит, погибали, делали повязки друг другу, ползли  в мышеловках, сбивали шары и намертво держали руку на погоне, чтобы его не сорвали. Мокрые и грязные, с прилипшими сосновыми иголками и листьями на одежде, рваными рукавами, все чувствовали себя почти настоящими воинами. В заключительном бою так защищали свои знамена, что заработали синяки и ссадины, царапины и ушибы. После возвращения на исходные позиции и небольшого отдыха был обед. Нет ничего вкуснее, чем пища, приготовленная на костре. Мы уплетали за обе щеки суп и тушеную картошку с запахом дыма, пили сладкий чай с шиповником и были абсолютно счастливы. Уже в сумерках, у большого и ярко пылающего костра, звучали песни. А с неба весело подмигивали звездочки, радуясь вместе с нами. И только наш десятый класс понимал, что больше такое не повторится. Школьная  тропка заканчивалась….


Рецензии