Суверенитет России, миф или реальность?

Вопрос об истинном суверенитете страны  возникает в обществе с завидным постоянством, особенно на фоне различных неурядиц. Но, что это такое и какова его природа, и структура, попробуем разобраться. Итак, под суверенитетом принято понимать независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах. Для обозначения этого понятия используется также термин государственный суверенитет для отличия от понятий национального и народного суверенитета. В современной политологии рассматривается также суверенитет личности или гражданина.  В настоящее время выделено три вида суверенитета, а именно: государственный суверенитет, народный суверенитет, суверенитет нации. Государственный суверенитет — это признак независимости государства, означающий неотъемлемое право государства решать проблемы внешнего и внутреннего характера с соблюдением законов, норм и принципов международного права. Наро;дный суверените;т (народовла;стие, суверените;т наро;да) — доктрина, согласно которой народ государства рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета. Идеи народного суверенитета получили своё развитие в западной мысли с распространением модернистской философии. Распад старых империй и образование новых государств в конце XVI века в Европе вызвал необходимость в объяснении и легитимизации данных исторических событий. Национальный суверенитет - это полновластие нации, её политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая, прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до отделения образования самостоятельного государства. Полновластие нации проявляется в реальной возможности самостоятельно и суверенно решать вопросы, относящиеся к её национальной свободе, государственно-правовой организации, взаимоотношениями с другими нациями и народностями. Каждая нация вправе определять свою судьбу, решать вопрос национально-государственной организации, она вправе войти в состав того или иного государства и объединиться с другими нациями в тех или иных формах государственного союза, выйти из данного государства и образовать свое самостоятельное национальное государство. Каждая нация вправе сохранять и свободно развивать свой язык, обычаи, традиции, соответствующие национальные учреждения.
Суверенитет нации имеет своей предпосылкой национальные потребности, интересы и цели, вытекающие из объективных условий её существования и являющиеся важнейшим стимулятором развития нации, её борьбы за свое освобождение. В качестве национальных могут выдвигаться интересы, выразителем которых выступает ведущий класс данной нации, а также интересы общенациональные в полном смысле слова. Национальный суверенитет, или суверенитет нации означает право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. В многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет, осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение - путем объединения в союзные государства и путем федерации на базе автономии или конфедерации, государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству. Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно данному многонациональному государству, выражающему как общие интересы все объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав. Следовательно, государство, тем более демократическое, признающее естественные права человека, стоит на страже свободы любого индивида независимо от его национальности, поэтому национальный, этнический, расовый признак не должен становиться критерием государственной власти. Таким образом, национальный суверенитет следует понимать как демократический принцип, в соответствии с которым каждая нация обладает правом на свободу, на самостоятельное и независимое развитие, что должны уважать все другие нации и государства.  Следует отметить, что в данной статье мы будем рассматривать только государственный суверенитет, чтобы ответить заявленный вопрос о суверенитете России в его исторической правде. Поэтому вновь вернёмся к термину суверенитет, потому что он выступает основным признаком, характеризующим независимость государства.
 Суверенитет представляет важнейшую характеристику для политико-правовой сущности государства. Суверенитет означает независимость и верховенство власти. Он обеспечивает возможность самостоятельно и свободно реализовывать собственные внутренние и внешние вопросы.
Суверенитет предполагает её неподчиненность каким-либо иным властным структурам. В суверенном государстве не должно быть политических образований, которые составляют конкуренцию власти и находятся выше власти суверена.
Суверенитет предполагает наличие всей полноты власти у государства на своей территории. Никакая иная власть на территории данной страны не имеет права присвоить себе функции верховной власти суверена либо поставить себя выше. Власть распространяет свое действие на всю территорию, которая находится под его юрисдикцией. Будучи сувереном государство в полной мере распоряжается территорией в пределах собственной границы, т.е. имеет территориальное верховенство.
Верховенство государства внутри своих границ означает точное соблюдение законов и иных нормативных актов этой страны всеми гражданами, государственными органами и их должностными лицами, разнообразными организациями и объединениями. Государство должно пресекать военную агрессию и иные формы посягательства на суверенитет и территориальную целостность. Оно обязано обеспечивать собственную политическую, экономическую и информационную независимость, защиту населения и своей территории. Принцип целостности и неприкосновенности территории выступает одним из главных элементов безопасности государства, а его обеспечение – важнейшей государственной функцией. Суверенитет предполагает не только верховенство во внутренних вопросах, но и независимость государства в сфере внешней политики. Суверенное государство – это самостоятельный участник международных отношений, который имеет статус субъекта международного права. По этой причине оно может заключать международные соглашения и договора, а также обмениваться дипломатическими, торговыми и иными представительствами.
Признаки государственного суверенитета принято выделять в двух разрезах:
– во-первых, с внутренней стороны:
а) верховенство власти государства, т.е. её распространение на всех лиц на территории этой страны. Оно обеспечивается посредством законов и государственного аппарата;
б) самостоятельность государственной власти, а также её независимость от иных властей на территории этой страны;
– во-вторых, с внешней стороны: самостоятельность государственной власти, а также её независимость от иных властей за пределами территории этой страны.
Таким образом, понятие суверенитета государства отражает его независимость в решении внутренних и внешних вопросов от влияния воли иных субъектов. Признаки суверенитета государства очерчивают набор уникальных черт, наличие которые позволяет судить о его наличии либо отсутствии. Суверенитет - это признак любого государства. Страна, которая его не имеет - колония, либо доминион. Любое государство предоставляет суверенную организацию власти. Признаками, которыми обладает суверенное государство, это единство территории, законодательная деятельность, суверенитет, монополия на применение силы (легальное принуждение), обязательность членства (гражданство), налоговые сборы, публичная власть. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности защищать собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие "суверенитет" имеет для государства такой же смысл, что и понятие "права и свободы" для человека. Суверенитет государства включает экономические, политические и правовые аспекты. Экономической основой государственного суверенитета слу-жит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п. Политическая основа суверенитета заключается в существовании стабильного, сложившегося государства, наличии достаточно развитой политической организации власти. Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальные права и территориальную целостность, невмешательство во внутренние в внешние дела, право наций на самоопределение. Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особый субъект политических отношений, как главный компонент системы общества.
Государственный суверенитет имеет две стороны:
внутреннюю сторону — исключительное, монопольное право на законодательство,- на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;
внешнюю сторону—самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне, кроме ограниченного числа случаев, пре¬дусмотренных международным правом, когда соответствующие действия совершаются в строго правовом порядке (например, по решению международного юрисдикционного органа при защите прав человека, введение миротворческих вооруженных сил по решению ООН в соответствии с ее Уставом). Государственный суверенитет как особенность (свойство) государственной власти следует отличать от народного суверенитета и национального суверенитета. А теперь стоит рассмотреть поближе, что на самом деле представляет суверенитет России. Формально, суверенитет России предполагает независимость государства во внешней политике, но так ли это на самом деле. Вольна ли Россия в своих действиях на международной арене. Сомневаюсь,  внешняя политика страны подвергается жестокому прессингу со стороны, коллективного запада, который обвиняет её во всех смертных грехах. Во внутренней политике, тоже не всё благополучно. Запад нагло влезает в наши внутренние дела, ведет подрывную деятельность внутри государства, спонсирует внутреннюю оппозицию, и призывает её к свержению государственной власти. Кроме этого он культивирует сепаратистские настроения в народе, особенно в национальных республиках, входящих в состав России. Поэтому суверенитет страны нарушается так часто, что стало неудобно о нем говорить. Фактически. Россия, это полуколония, которая находится в прямой зависимости от мирового капитала. Центральный банк России, на деле ей не принадлежит, а является филиалом МВФ  и ФРС США.  Странный парадокс финансами России распоряжается структура, которая ей не принадлежит и действует строго по указке запада. О каком суверенитете можно говорить. Экономическая элита регулярно, переплавляет все заработанные деньги на запад, где у неё имеются счета и недвижимость. Причем, запад, воздействуя на экономическую элиту страны, держа её на коротком поводке и систематически пугая, изъятием всех денежных средств и недвижимости заставляет её воздействовать на властные структуры страны. чтобы изменить внешнюю и внутреннюю политику государства. Многие иностранные компании имеют значительную долю в важнейших  отраслях страны. Когда распался Советский Союз, западные бизнесмены за бесценок скупали обанкротившиеся производства. Никто тогда не думал о безопасности страны, которая без войны могла лишиться своих природных ресурсов. Наглядный пример, история с «Юкосом», когда контрольный пакет этой структуры едва не уплыл к американцам. Таких примеров по стране достаточно много. Мы очень зависимы от запада и продолжаем платить ему дань или доходы с прибыли от продажи природных ресурсов.  Давно назрела необходимость подчинить Центральный банк России Правительству, как это было до 1992 года. Но, существует большая опасность такого решения, ибо последствия могут стать катастрофическими для страны, тем более в такое время, когда идёт война. Еще один наглядный пример, нашей зависимости от запада, это арест всех наших счетов, и денежных средств размещённых в западных банках. И мы не можем ничего противопоставить такому произволу. Или вступить в жесткую конфронтацию с западом и драться до конца, отстаивая свой суверенитет. В качестве справки, днем обретения суверенитета России считается 12 июня 1990  года (чуть больше, чем за год до распада СССР), когда была подписана Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Это не подразумевало выхода из состава Союза, однако означало, что РСФСР больше не подчиняется его руководству. Этим документом Россия отказалась от обязанностей выполнять распоряжения советского руководства. В заключение стоит отметить, что с точки зрения автора данной статьи говорить о полном суверенитете России, в настоящее время говорить не приходится, потому что де-юре он вроде есть. но де-факто, его нет, есть жалкое подобие суверенитета, или ограниченный суверенитет. Стоит пояснить, что это личное мнение автора, который его никому не навязывает. Просто автор хочет назвать вещи своими именами и не впадать в мифотворчество, где реальность сразу теряет свои четкие очертания…. .


Рецензии