4-37 серпантин, from 1989г. из цикла мои эссикумы

      4-37   "СЕРПАНТИН",   from 1989г.) Из цикла «Мои эссикумы»
               
   (…Эти измождённые пыльной дорогой традиции и раздавленная змея в пыли…)
            
       В походах по Аваристану, где компактно живут аварцы, мои встречи  оставляли во мне отметины. Из прошлой жизни с трепетом вытаскивал материалы со дна своей памяти, со дна тёмного чулана, отряхивая с них густую пыль. Восстанавливались события медленно и не спеша…
        В одном из множественных походов, я стоял и смотрел с окраины аула Гоцатль на противоположную гору. Я был с весомым рюкзаком и намерением преодолеть все препятствия, обойти все вершины гор, которые меня окружали, и стоял у подножья горы.  Принимая объятия солнечного утра и вспоминая о радушном приёме друзей из этого аула, в хорошем расположении духа, готовый к подвигам, оказался на тёплой тропе рефлексируемой от воздушного света солнца и гор. Переступая через протёртые шинами камни, начал маршрут ввысь. Ветер поглаживал не только моё лицо, но и каждую травинку горного ландшафта. Основание разновеликих каменных глыб ласково поглаживала высокая для этих мест, холодно-зелёная трава. Хоралы ближних скал наклонились в грациозном поклоне на зелёных склонах, и падая, держались неизвестно за какие «канаты»?

Высекая взглядом из ложбины аула Гоцатль, видел каменные вершины, за которым и должен был находится аул Телетль. Меня тянуло вверх и, терзаясь от задорного любопытства, шёл в искушениях, это должно было довести меня до другого хребта, где, говорят, покоится на ветреном хребте аул Урухросо.
        Мои походы были всегда в зоне страсти и риска. На фоне привязчивых детских воспоминаний; как выбивали пыль и выковыривали моль из старого ковра, который мы чистили, выбивая палками на крыше нашего дома, помогая маме. Мы при этом впитывали пространство наших гор, где отражались далёкий свист пастуха и зовы друг к другу людей из аула Гебгута,  проживающих на противоположной горе…
               
       Страсть к пешему походу в горах выработалась не только из за того, что я провёл в горах своё детство, но и из-за постоянно меняющихся кадров ландшафта, природных композиций. Тяжесть красок в свинцовых тюбиках на спине тянул меня назад, а шаги украшались противоречиями между упругими мускулами ног и танцующими видами горных сюжетов! Цель моих походов кардинально отличалось от жизни горцев и пеших туристов, я рассчитывал только на себя и на моего «друга» рюкзака! В горах другие правила; это помощь друг другу при возникающих катаклизмах, которые изобретательно предлагают человеку «блюда» от погодных условий...
            
        В одном из районных центров меня встретил парень. Он представился местным художником, и с восторгом, глядя мне в глаза, рассказывал о том, как он учился на художника и страстно желал оказать мне услуги, взять на себя мой рюкзак, а взамен получить мастер-класс на пленере в походах по горам. Я не возражал… Чтобы закрепить наш договор,  прыткий художник поднял мой рюкзак, я сразу увидел мгновенное замешательство. Но зная его тяжесть, я выжимал для себя сюжет… Его спина подёргалась от несоответствия ожидаемого груза, но стараясь скрыть своё напряжение, в потуге поднял рюкзак и, потаскав его на метров десять поставил рюкзак на обочине пыльной дороги, ссылаясь на какие-то дела, «Мой» новый коллега пропал за домом который ограждал высокими стеблями кукурузы. Его спина смотрелась широко, красиво,  освобождённой от тяжести моего рюкзака!

                Я шёл далее один в поисках «сюжетов» на танцующих горбах гор с вросшими к ним аулами и где величественную панораму горных гряд связывают с небом летящие в голубых просторах орлы…
В холодных каменных горах тёплые правила. Горцы здороваются с пешим, на коне, на машине. Неважно твоё положение, возраст; мужчина, ребёнок или старец. Это означает открытость путнику, готовность прийти на помощь друг другу, корректность и миролюбие… (Но там есть каста чужих, Это чиновники, которые ходят со своим «бугром» в группе, как стая волков из ОПГ, чужестранная культура и анахронизм!) Суровые условия в горах научили людей следовать опыту предков, это культ позитивной культуры коммуникаций! Новое поколение горцев продолжают терять в своих ассимиляциях особенности культуры из-за языковых проблем. Оно Органика культуры горцев продолжается адаптироваться к русской культуре,  оставаясь сателлитом и обходя матрицу мировой культуры!?
 
                То,  что я желал и мечтал по устройству политической и пространственной структуры Дагестана, я нашёл в горах Швейцарии. Эта страна особая и с необычной историей. Во время Второй мировой войны, вся Европа полыхала от фашистов, а Швейцария смогла каким то чудом остаться на стороне, - оберегая мировые финансы!!! Браво! Как ни странно, 70% населения не знает, кто у них в государстве Президент. Но знают, как организовать свою жизнь, свою работу, учёбу, культуру, законы у них работают… Они превратили свои горы в шедевр коммуникации и отдыха для всего мира, в отличие от Дагестанских, которые не только, неустроенных, но и брошенных аулов, складывающихся в одну картину с брошенными русскими деревнями…    Если бы Россия умела извлекать пользу, то Дагестан можно было превратить в мировой туристический кластер? Дагестану не разрешают с кем жить и дружить, у кого учиться опыту, выбирать по вкусу партнёров!? Ошибки правления столетиями клонируются, в том числе распространяя это и в наших горах, проявляя организационную слабость и отсутствие  политической воли. Живём на не организованных задворках и на безответственных страницах болтунов! Дозволяем.   
                Дагестан живёт, как будто замороженными мозгами и неуёмными страстями искусственных «инвалидов» и боевых спортсменов,  по выражению оголтелого Российского либераста Жириновского. Мы, оторванные чужой волей от своеобразного развития, не можем оторваться от погонщиков «мулл» из коррупционной стаи от чина, даже молодые люди дают взятку, чтобы из взяли на службу в Российскую армию!?

  Удивительным образом, цивилизованный мир предлагает программы преобразований, для всех на земле, (ООН) в том числе, для тех, кто родился в горах. У наших «горцев» психологические трансформации в укладе медлителен, возможно, это из-за отсутствия политического и исторического развития  обособленного мира, запертый за забором. Очевидно, это развил инфантилизм на почве безысходности и слабости. А отсутствие лидеров или своевременное пресечение их, страх перед геополитикой сделал то, что Дагестан остался на задворках истории. Политическую беспомощность восполняют лишь в спорте, это борцы и драчуны.
 
                Размышляя о своих горах, шёл с рюкзаком на спине, но как мужчина я нарушал традиции гор, в отличие  от прошлого образа воина – горца, который должен идти со свободными руками и с оружием для защиты женщин, детей и своего очага. Современные горцы нового времени, отдавая груз в руки женщинам, со свободными руками без оружия, ссылаясь на «врага за кустом» живут освобождённо и с водкой, привезённой из чужих мест! Россия отобрала и отдала снаряжение горцев (кинжал, газыри и прочие аксессуары) казакам, тем казакам, которых в давние времена поселили Царским указом, на границе Дагестана и Чечни, с целью ввести туда русского люду, дабы усмирить дикий нрав горцев»! Водка была дополнительным оружием смирения!
       

        В жаркий день, обременённый тяжестью этих воспоминаний, по направлению к вершинам, в середине дороги меня обогнали красные жигули с человеком в надвинутой на брови «фуражкой-аэродромом» и, не поздоровавшись проехал мимо. Истукан похожий на стакан, подумал я непримиримо.                Получив особое воспитание, горцы продолжают терять собственную культуру и языки, пропадая в цивильных коммуникациях, не приобретая чужого! Сам я, не умею сочинять по – аварски, родной язык издыхает во мне,  и мои дети не признали его! Мой язык остался в тени! Итак, мой «фуражка-аэродром», когда-то сел в машину и стал не зависимым от облика гор, потому что, ни чего не происходило на его дорогах и свидетелей не было! Это не та сложная дорожная структура большого города, где все и вся чужое. Мы в горах взаимосвязаны по-другому образу, чем в мегаполисах. Забывая нашу зависимость от падающих на противоположной стороне горы камней и лавин, слабеем. Сам я оторван судьбой от горных невзгод, живя на чужбине. Я живу с затраханным во все дыры народом, но от природы красивым, мне повезло!


        Если бы с мной поздоровался «фуражка-аэродром», можно было бы радоваться своему походу. Не захотел он сделать этого, и мой поход стал серым, а дорожная пыль его машины и рассыпанные с утёс  камни на шоссе были скучными. Дорога демонстрировала лишь изогнутые темно-серые и плоские тельца змей, из которых были выдавлены жизни протекторами шин. У меня взгляд сузился, я стал меньше!
               

        Пройдя около трёх километров, я догнал эту машину у которой был открыт капот, видимо, что-то изломалось!? Я поздоровался, скрывая своё торжество над весёлой для меня ситуацией, постарался как можно корректнее предложить ему помощь? Он, объятый неловкостью, помахал отрицанием, а я заполненный местью, решил прочитать ему «наследие» из прошлого и сказал,  - Горцы в горах выжили тем, что соблюдали внутреннюю коммуникацию между собой, это досталось в наследство от предков, как особая культура выживания. В горах пропадать легко, - закончил я! Принимая международной опыт коммуникации, люди должны передать в наследство свою культуру для объединения с общечеловеческой культурой!

        Есть удивительные правила в горах Дагестана: - «Прежде помощь путнику, первое блюдо гостю». Эти классические ценности, которые теряет человечество! При развитии цивилизации в цифровых технологиях, эти ценности должны быть «переведены в цифры» и сохранены для следующих поколений, так вырастают хорошие люди, в которых нуждается земля!                Не знаю, почему мы отвергаем душу земли, горы же плачут? Я был свидетелем, как «борзели» военные, их самолёты расстреливали в упор вершины живых гор. Эти эксперименты сразили сенсорным снарядом грузовую машину, которая ехала по ущелью с горцами в кузове. Позднее я попал на их похороны, убитых экспериментами военных!  Перед горцами за это не ответило руководство СССР! У граждан страны были стёрты все возможные права, все в стране работали на космос, на войну и на защиту от хищнического капитализма…

                Сбиваясь воспоминаниями возвращаюсь к сути рассказа. Преодолев около десяти километров я прибыл в сумерках в селение Телетль. С водителем, которого я оставил на дороге, мы не встретились. Подумав об этом, присел у окраины аула на потемневшие от дождя брёвна, не зная что делать. Я размышлял: «о миллиардных  дорогах по всей земле, которые приносят человечеству множество бед, но по масштабу, конечно, меньше, чем стычки, которые чинят правители от своего гонора и достатка, отдыхая от бриллиантовых любовниц».               

        Проходивший мимо мужчина прервал мои размышления и пригласил меня к себе домой. Приняв ночное гостеприимство у каменщика, с рассветом вышел из его дома в поисках сюжетов террасной архитектуры и укладу горцев. Написал несколько этюдов, но не закончив один из них, я получил настоятельное приглашение к какому - то аульскому «начальнику». В сопровождении «посыльного», я оказался перед рыжим человеком, которому, видимо, не понравился чужак в моём лице. Я разгуливал без «его позволения», и не пригласив сесть, он меня отчитал! Мой творческий зуд был приостановлен, а чиновник, восседая на «вершине», создавал воочию себе мраморный бюст. Видимо, там было кому подражать.

        Восхождение на следующую вершину получалось бесцветным. Я шёл долго с размазанным взором на мир, перестал видеть страницы кадров, постаревших от времени Кавказских гор. Наконец я постиг горб горы, где «прилёг» красивый аул. Увидев разворачивающийся этюдник, селяне радовались вместе с детьми. Меня, как в сказке «отпустило», благодаря приветливым горцам этого аула. Я вдохновенно написал несколько этюдов, меня вкусно накормили.  Урухросо отличался свободой нравов и почтением к гостям. Красивые места и добрые горцы вдохнули в меня жизнь и работоспособность.                Они сохранили достоинство предков, не подчинившись скользким переменам!
К ночи, минуя негостеприимное село с милицейскими нравами, где родились именитые милицейские начальники, которые смогли выдвинуться на республиканский уровень. Этим объяснялось поведение усердных последователей,  выслуживающих для начальства и выслеживающих непрошенных гостей. Оставаясь свободными, посетители этого села могли думать без спросу, подвергнув их власть сомнению. Шпионы и террористы одной масти, не знаешь, что от них ждать!

        Преодолев спуск обратного маршрута серпантина, друзья из аула Гоцатля исправили моё настроение весёлой вечеринкой. Я улетел на «Кукурузнике» до столицы Дагестана и далее восвояси по обширному пространству СССР в сторону Москвы, к своему Миру творчества, где переплетены страсть и любовь, честь и страдание, перо и краски…


Рецензии