Так верить, иль не верить снам?

характер снов отвечает духовному состоянию человека наяву.



«Старцы ваши сновидениями вразумляемы будут». (Деян. 2:17)



Около месяца назад случилась со мной странная история, выбившая меня из состояния душевного равновесия.
- Когда я выполняла вечернее или утреннее правило, то в моей голове внезапно появлялася фамилия, - не лицо, а именно наименование человека, - и память с постоянной завидностью, подбрасывала мне эту мысль…вновь, и вновь.
Правда я знала, что подобные воспоминания время от времени всплывают в памяти всех людей, и без какой бы то ни было видимой причины.
«Нейроновые связи в мозге человека работают как устройство, аккумулирующее и запоминающее все события и поступки», - утверждает Голландский ученый Д. Драаизм, исследующий память человека и историю психологии.

Но как отыскать причины возникновения таких «наплывов», и кто за этим стоит?

- Женщина с этой фамилией, когда-то работала на предприятии, которым я руководила много лет назад.
Она не была из моего окружения, и на бытовом уровне я с ней никогда не общалась.
Никак не могла вспомнить даже имени этой сотрудницы, но она лезет и лезет в мою память.

А почему?

Задаю себе этот вопрос и пробую найти ответ в своих университетских конспектах…

Западные психологи дают универсальный совет при такой напасти:

«ТАК ЧАСТО ВСПОМИНАЙТЕ имя его, ЧТОБЫ УСТАТЬ ОТ НЕГО - Или противоположное действие: чаще оживляйте неприятные картины. Тогда на десятом или двадцатом повторе эмоции сменятся опустошенностью. Уйдет болезненное восприятие, и останется только факт: «Ну было...».


Другие, не менее известные практики от психологии, советуют людям с богатым воображением следующее:
- «Те, кому удается самовнушение, могут представить себе событие, которое хотят выбросить из памяти, в виде яркого образа. Если мысленно смотреть на него долго-долго, он начинает бледнеть, и событие уже не кажется столь трагичным».

А некоторые мои коллеги по цеху говорили обратное:
- «Не обязательно пытаться всеми силами изгнать плохие воспоминания. А нужно просто, представив их мысленно, сказать: «И это научило меня...» И попытаться сформулировать, что положительного или поучительного вы вынесли из той ситуации. Даже из самого черного дня можно извлечь свой урок».

Иногда подобные «наплывы», ученые считают особенностью креативного мышления, поскольку «случайные» ассоциации часто помогают справляться с творческими задачами.

А вот… почему возникают именно эти воспоминания, а не какие-нибудь другие — всё ещё остаётся тайной.

- Сейчас я живу далеко от тех мест, где работала когда то, и поэтому позвонила своим друзьям, чтобы узнать, как сложилась жизнь той сотрудницы, мысли о которой не дают мне покоя вот уже месяц.

То, что они мне сообщили, не помогло мне: - вроде бы жива, - сказали мне одни.
- Они с мужем вырастили и выучили двух сыновей, и впрок купили им в двух тысячные годы несколько дорогих квартир, в том числе и в Кучино, - добавили другие к её портрету…

 И все…, - ничего, чтобы как-то соприкасалось со мной…

- «Тогда, зачем ты, милая беспокоишь меня?  Живи и радуйся в своих квартирах, а ко мне то, - чего пристаёшь?», - так думала я.

Мои учебники не помогли мне, - все вокруг - да около моих проблем, а ясности никакой.

И тогда обратилась я к священнику, который имеет академическое - систематическое образование, со своей проблемой:
- «Очень хочу распрощаться с воспоминаниями о прошлом, а они все приходят и приходят.
Я, человек непамятозлобивый и всех уже давно отпустила, - и простила. А эта женщина, - одна из десятков моих подчинённых, вдруг всплыла и не дает мне покоя.
Почему?
И как мне христианке следует поступить?».

Сначала батюшка говорил мне о сематических и нейронных связях в памяти каждого человека.
Это я знала, но терпеливо слушала, зная, что батюшка понял мое душевное состояние, и даст мне правильный духовный совет:

- «Есть глубинный смысл в этих встречах. Прошлое пришло в настоящее. И надо обязательно подумать - что символизирует «пришелец», - добро или зло? Радость или опасность? Тогда многое и прояснится…
Воспоминание есть мысль, продукт жизнедеятельности мозга, результат работы сознания – долговременной памяти.

- А может этому человеку так плохо сейчас, что он просит молитв, и именно вас, - больше некому в этом мире молиться за него. Вас связывает что то, а вы загнали эту проблему в пустые слова: я всех простила. А они вас, - может и нет?».
«Вот об этом подумайте», —сказал мне добрый священник в конце беседы.
 
Поблагодарила я батюшку за духовный совет, и крепко задумалась.

Вспомнила я  рассказ моей близкой родственницы о её покойном муже.
- Добрую и верующую супругу послал ему Бог.
Но он жестоко бил красавицу жену, как будто хотел её искалечить.
И чтобы не забил до смерти, забрала она сыновей и уехала в Подмосковье к родителям.
Законный муж не участвовал в воспитании мальчиков, и алименты не платил, так как они не были в разводе. 
Вырастила детей она одна.

Вскоре он заболел, и стал часто звонить жене, с просьбой похоронить его: «Если чего».

Дорога не близкая, и моя родственница не смогла навестить бывшего супруга, да и кулаки его, - были ещё свежи.

-И видит она интересный сон, как молодой муж носит её на руках, и говорит ей что-то доброе.
«Ну мало ли, что привидится», - подумала верующая христианка. На другую ночь сон повторился, и на третий тоже.
Вспомнила она, конечно, слова Амвросия Оптинского:
-«Утром, когда проснешься, говори: «Слава Тебе, Боже!» Батюшка отец Макарий всегда это говорил. И не должно вспоминать тебе прошедшее и сны».

Но душа саднила плохим предчувствием, да и сон был, - уж очень светлым: «На поре их молодости, муж действительно носил её на руках. Но как давно это было, и чем закончилось их короткое счастье? Лучше и не вспоминать», - так рассуждала женщина о своем ночном видении.

Но утром позвонила старшему сыну, чтобы проведал отца, но тот отказался, сказав: «Не хочу видеть его».
 Младший откликнулся на просьбу матери, и к вечеру сообщил ей печальную новость, что нашел папу мертвым.
Пролежал он, как установили врачи, - три дня, а если бы благочестивая супруга не вняла сну, то и хоронить было бы нечего.
Мать с сыновьями по-христиански похоронили мужа и отца, и по словам моей родственницы:
- «На душе наступил такой мир, которого я давно не испытывала».
Чтобы совесть была чиста и не укоряла, жена для усопшего сделала все то, что предписывает Церковь: заказала сорокоуст, панихиду, литию, читала Псалтирь, и подавала милостыню.
И по сей день молится за упокоенного, и благодарна Провидению Божьему, что не дал погибнути его душе.

Так, верить или не верить снам?
-«Сны от Бога – это сны-видения, пророчества, вразумления, которые духовно развивают человека, указывают ему верный жизненный путь, предостерегают от опасности».

После беседы с батюшкой, навязчивые мысли о бывшей сотруднице, - у меня исчезли, как будто их и не было.
Чудны дела, Твои Господи!


Белова О.В.
2010 год.



PS : ;
О снах и голосах пишет психолог о. Александр Ельчанинов:
• «…по милости Божией, мы часто видим и чувствуем Божие вразумление себе наяву, то и над некоторыми снами следует, может быть, задумываться и попробовать их уяснить себе: не обличает ли Господь меня в этом сне в каком-либо грехе, пристрастии или слабости; не хочет ли Он в чем-либо вразумить меня или предостеречь от чего-либо?».

• «Описываешь, что с тобой было в эту ночь. Это на тебя так сильно подействовало оттого, думаю, что ты привыкла верить и снам своим, и тому, что видишь или слышишь во время молитвы; тогда как чистая молитва в том и состоит, чтобы во время нее никакого постороннего помысла не принимать и не верить тому, что видится или слышится, то есть изменению иконы или какому-либо голосу.
А если снам или чему-либо подобному верить, то можно и ума лишиться».
\Амвросий Оптинский (Гренков)\


• «Хотя иногда бывают сны и особенные. Я знал одного человека, который однажды видел сон про одну монахиню. Видел он, будто пришла игуменья и сестры, привезли одну связанную монахиню и, открыв люк в полу, начали ее туда опускать. – «Господи, куда-то ее опускают», – подумал он, а матушка велит опускать глубже, конец же веревки, которой связана монахиня, держит в своих руках. Проснулся он. Утром встретил одну старушку монахиню из той же обители и рассказал ей свой сон. – «Да какая же она на вид-то?» – спросила матушка. – «Высокая, белокурая, с веснушками на лице». – «Да ведь сон-то твой в руку: действительно, с такой именно монахиней случился грех, и игуменья отослала ее на отдельную монастырскую дачу». Когда спросили батюшку отца Амвросия про падшую монахиню, то он ответил: – «Она не погибнет, ведь матушка игуменья веревку-то из рук не выпустила – значит, спасется».
\Варсонофий Оптинский (Плиханков)\


Рецензии