Матушка, как пройти в библиотеку?

Перед рукоположением с будущего пастыря снимают обручальное кольцо: он теперь принадлежит не жене, а Церкви, своему приходу. Священник с тех пор всегда на виду, а в его тени та, кому он по канонам «не принадлежит». Что она чувствует, о чем думает, к чему стремится? Об этом рассказывает матушка Галина Петровна Зинкевич, она же сотрудник Центральной библиотечной системы Красносельского района.

Итак, уважаемый читатель, перед тобой мое первое интервью с настоящей матушкой, то есть с женой священника. А перед этим… было подготовлено множество православных вопросов, и некоторые коллеги даже представляли себе возможные ответы на них. От матушки. Она ведь правильная. Она ведь праведная. Она ведь правильной жизнью живет – сейчас это подвиг. А по-другому нельзя: она ведь жена священника!!! Но получилось, как у Высоцкого: «Всё не так, ребята…».

ХБМ или неожиданность?

– Матушка Галина, как вы пришли к православию?
– Зовите меня просто по имени, – улыбнулась собеседница. – Я росла в многодетной семье, у нас было девять детей. И вот однажды родители решили повенчаться. А мне только исполнилось 14 лет. С тех пор мы все стали посещать храм. Я помню, что уже тогда я много трудилась в храме, потому что мне нравилось там бывать. Так постепенно, ненавязчиво вера стала частью моей жизни. В 19 лет я вышла замуж, мой муж – Олег Александрович Зинкевич, священник. У нас пятеро детей, старшей дочери сейчас 17 лет, младшей – восемь.
Хорошенькое начало… При чем тут семья? Разберемся.

– Замуж в 19 – не рано?
– Так вышло. Когда мы познакомились, я сразу полюбила своего избранника: с первого звука его голоса поняла, что скоро он станет моим мужем. У нас хорошая дружная семья. Но когда мне исполнилось 30 лет, мой пытливый мозг проявил характер: я поняла, что мне нужно что-то поменять в жизни, общаться с людьми, расти. На тот момент мы уже переехали в Красносельский район, там открылась библиотека «Интеллект», и мы ходили туда как читатели, а потом я стала там работать, где вскоре родились мои проекты.

А я гну свою линию, мне нужно спросить о высоком, о святом:
– О проектах мы поговорим чуть позже. Скажите, Галина, а Вы знали перед замужеством, что ваш муж станет священником?
– Да, все было прозрачно. Мы говорили об этом. Наши цели и задачи тогда полностью совпадали.
– Некоторые девушки, еще не встретившись со своим избранником, говорят: «хочу быть матушкой». В семинарии это стремление получило ироничное название «ХБМ». У Вас примерно так было?
– Конечно, нет. Я не планировала быть матушкой – все произошло неожиданно.

Классики – наше всё

Но на подвиг все же хочется матушку вывести. Как?
– А как Вы приобщали своих детей к образованию? Наверное, сложно научить любви к литературе, иностранным языкам такое количество детей? Привить им истинную веру? И старославянский язык сложен для детского восприятия?
Матушка смотрит на меня с какой-то женской жалостью, ведь ни на один вопрос я не получаю нужного мне ответа. И на этот тоже.
– Я им читала на ночь.

Ну вот, наконец-то, думаю. И с надеждой вопрошаю:
– Евангелие? Библию? Жития святых?
Матушка в смущении:
– Нет-нет. Пушкина, Погорельского, Драгунского, Жюля Верна…
И эта моя попытка проваливается:
– Но телевизора-то у вас, наверное, дома нет.
– Есть, – говорит матушка. – Там есть и мультики развивающие, и передачи интересные, и фильмы из золотого фонда.

На одной волне

– Бывали у вас трудные минуты в жизни?
– Да. Когда я была вынуждена себе признаться, что одной лишь семейной жизни мне маловато, что мне нужно образование, общение с образованными людьми. Пока растила детей, думала иначе: тогда мне казалось, что мое стремление выйти на работу, мое стремление к общению суетно. Вот это решение далось мне нелегко.
– Муж поддержал Вас?
– Да. Надо отдать должное, он меня понял.
– Кто по профессии ваш муж?
– Он получил строительное образование. Мы с ним встретились, когда ему было 26 лет, и к тому моменту он уже принял решение стать священником. Тогда я его поддержала, а теперь – он меня.
– Можно сказать, что вы друзья?
– Да, мы друзья на все сто процентов, мы с мужем на одной волне. Он очень гибкий, умеет выслушать и дать полезный совет.

– Сколько времени вы вместе? Что радостного произошло в вашей жизни?
– Мы вместе с 2004 года. Самое радостное событие произошло, когда родился первый ребенок. И я радуюсь успехам мужа на стезе служения богу.
– Где находится Ваш приход? И чем Вы занимаетесь там?
– Наш приход находится в Ленобласти, недалеко. Муж там бывает часто, а я только на каких-то значимых событиях. В свое время я отдала храму много сил, а когда родились дети, решили посвятить себя им.
– В чем главная роль матушки: в семье или в приходской жизни?
– Мой муж всегда так говорил: матушка не должна в храме даже наставлять. Есть такие приходы, где командует матушка. Возникают «партии»: одни за матушку, другие за батюшку. Это неправильно. Я приходила в церковь лишь на службы, приводила крестить детей.

Их богатство

Мои заготовки на этом закончились. А как же ее подвиг? Я не сдаюсь, спрашиваю, была ли матушка готова к материнскому подвигу. И слышу в ответ, что подвига никакого нет. Дети… Кто-то читает, кто-то гоняет в футбол, кто-то помогает маме на кухне, кто-то размышляет, кто-то готовится стать педагогом. Жизнь идет своим чередом.

– В вашей семье пятеро детей. Сегодня многие считают, что больше двух – это уже слишком трудно. А Вы как к этому относитесь?
– Родителям легче в многодетной семье, как это ни парадоксально. Когда детей много, они в каком-то смысле сами себя воспитывают. В большой семье не может вырасти плохой человек, потому что он всегда на виду. Микроклимат, созданный двумя-тремя первенцами, передается последующим детям, и это классно! Кроме того, дети – существа непосредственные, и говорят обо всем. Эгоизм, тщеславие сестрами-братьями попирается, и ребенку приходится смиряться.
– Много детей – много забот. Как удалось создать и сохранить такую здоровую семью?
– Мне всегда помогали родители, которые живут по соседству. У нас взаимовыручка. А еще… Любовь всегда поддерживала меня.
Да, конечно, любовь. И дети. Золото – не то, что блестит, а то, что бегает, смеется и переворачивает всё вверх дном.

Еще одна большая любовь

– А что для Вас сейчас важно?
– Для меня важно развитие моих проектов, развитие Центральной библиотечной системы Красносельского района (ЦБС). Я часто удивляюсь: насколько разноплановой может быть работа в библиотеках, насколько большой выбор специализаций: ты можешь выбрать себе любое направление и быть в нем профессионалом. Мы активно готовились к Всероссийскому фестивалю «Книжный маяк», который прошел в октябре в библиотеке «Маяк», Ленинский пр. 92, к. 1. Кроме того, в октябре мы провели конференцию, посвященную Петру I. Вообще октябрь у нас был насыщен событиями: в этом месяце мы открыли библиотеку «БИАР библиотечная реальность» на Тамбасова, 1. А впереди нас ждет подготовка к новогодним праздникам.

– Сколько лет Вы работаете в ЦБС?
– Здесь я работаю уже седьмой год. Я не сразу определилась с направленностью. Но как только поняла, что инициатива здесь приветствуется, а значит, возможно всё, я выбрала интересный для себя проект с использованием фото- и видеоматериалов. Я назвала его «Интеллект-медиа», потому что начинала работать в библиотеке «Интеллект», и там мы разрабатывали информационную службу, делали фото- и видеорепортажи, формировали отчеты о работе ЦБС и конкретной библиотеки. А теперь я планирую расширять этот проект: мы будем рассказывать о мировых фотографах, режиссерах, о видных деятелях культуры. В рубрике «Фотограф и история» мы показываем шедевры фотографий, рассказываем об их создателях. Диана Арбус, Йозеф Судек, Владимир Вяткин – бездна впечатлений!

– А где можно увидеть ваши проекты? Уже вышли публикации?
– Да, уже есть публикации в библиотеке «Интеллект». У нас там были прямые эфиры, то есть местное телевидение проявило интерес к этому проекту. Я приглашаю жителей Сосновой Поляны на Маршала Казакова, д. 68, к. 1 – будет интересно! В этом году мы планируем рассказывать о режиссерах с мировыми именами – о Стивене Спилберге, Тиме Бёртене, Кире Муратовой и др. И я поняла, что рассказывать о значимом, интересном можно бесконечно, а значит, можно расширять мой проект. В этих фото- и видеорепортажах, зарисовках мы планируем качественно освещать работу каждой библиотеки нашей ЦБС. Мы уже начали делать документальный фильм «Возвращение в мой Красносельский». Каким был наш район? Как он преображается? Что ушло безвозвратно? Где остался раритет? Что ждет его в будущем? Об этом рассказывают в фильме 10 жителей. Разные временные отрезки, разные персонажи, разные эмоции… Уже снято несколько сюжетов, и стало понятно: он будет интересен всем жителям – поверьте! А выйдет фильм в апреле 2023 года.

– Фильм будет профессиональным или любительским?
– Мы хотим сделать этот фильм достойным. Я уже отучилась на фотофакультете им. Юрия Гальперина. Кроме того, я окончила курсы дополнительного образования при Институте кино и телевидения по специальности «режиссер видеомонтажа». Там нас учили и операторскому искусству, и видеомонтажу, и еще многим киноштукам-кинотрюкам, то есть нам преподавали и основы киновидеоиндустрии. Я не сомневаюсь: этот фильм будет сделан качественно. Я уже в предвкушении.

– Попутно: чем отличается фотограф от фотокорреспондента?
– Фотограф рассказывает о конкретном человеке или о какой-то конкретной ситуации (фотографии, фотосессии, фотопортреты). А фотокорреспондент рассказывает о событиях. Там тоже фотографии, но они ситуативные, репортажные.

– Как вы считаете, какие фильмы стоит посмотреть фотографу?
– Любой фестивальный фильм. Еще лучше, если это будет победитель конкурсов. А вообще – любой добротный фильм. Фотографу смотреть надо не на сюжет, а на то, как выставлен свет, как выставлен кадр. Делаю это всегда. Очень много дает и вдохновения, и идей.

***
Так состоялось мое первое духовное интервью. Я ушла весьма растерянная, но дома, сидя за расшифровкой диктофонной записи, поняла: оно одно из лучших в моей жизни, потому что я задумалась. О том, где я. С кем я. В общем, задумалась о поисках самой себя, о своем месте в этой жизни. Стефан Цвейг заметил как-то: «Кто однажды нашел себя, тот не может больше ничего потерять на этом свете». И сразу стало легко. Я снова достала те книги, которые мои дети когда-то любили читать. Это так правильно – быть самим собой. Спасибо, Галина! Спасибо, матушка!


Рецензии