СОН

Каникулы Настя всегда проводила дома. Некоторых детей забирали и на выходные, но её редко. Если говорить точнее, то за три с половиной года, что она здесь, только дважды её на субботу-воскресенье привозили домой.
Во-первых, потому что интернат далеко, в Михайловском, а это тридцать пять километров. Только туда. Да тридцать пять обратно. А во-вторых, с четвёртого класса по субботам у них теперь тоже уроки. Многие её одноклассники недовольны этим обстоятельством, но Насте нравится учиться. Действительно нравится.
Она ведь уже взрослая, ей через месяц десять лет. А ещё в субботу, кроме обычных уроков, у них бассейн, самый настоящий. Спонсоры подарили. Насте не слишком понятно, кто это такие, но она их представляет почему-то в образе симпатичных таких, улыбающихся людей, которые разъезжают на ярких, разрисованных мультяшными персонажами автобусах и развозят подарки в больших, красивых коробках. И сами эти люди очень большие и сильные. Ну да, раз они могли запросто вот так вот взять и подарить большой бассейн с водой, для которого даже понадобилось отдельное здание.
Удивительно, ещё весной ничего не было, только стройка какая-то не слишком активная, а 30 августа приехали - и здрасьте, пожалуйста, как говорит бабушка Галя, - и новенькое здание, и бассейн самый настоящий, и душевые с раздевалкой, и даже трамплин для прыжков!
А ещё ей очень нравится учитель по плаванию. Валерий Михайлович. Только это секрет. Настя даже Ирке об этом пока не рассказывала, а ведь они лучшие подружки.
Ну а кроме того, папа сказал, что чем больше учишься, тем лучше говоришь. А чем лучше говоришь, тем реальнее шанс оказаться в обычной школе. Для Насти это ого-го, как важно. Потому что Настя глухонемая. От того и живёт в специализированном интернате.
Только ей неприятно, когда про неё так говорят. Потому что это плохо звучит. То есть, понятно, она не может знать, как именно это звучит. Она просто слышит слово через слуховой аппарат, а затем «видит» его в своей голове. И Настя знает, что «глухонемая» звучит плохо. Как ярлык, как обидное прозвище, очень похожее на то, что кричал ей в саду, смеясь и показывая на неё коротким пальцем толстощёкий, противный Толик: «Глухая! Глухая!» Как будто это собственный выбор Насти или её вина. И она долго потом старалась понять, что именно ему казалось таким весёлым, но так ни к чему и не пришла.
Лично сама она не считает себя какой-то ущербной или больной. А некоторые считают. Не только такие, как Толик, но даже ровесники её родителей. Например, часто голос понижают, когда говорят о ней. Как будто для неё это имеет значение. Такие смешные, а ещё взрослые называются…
Так что слово это ей не нравится. Тем более что она уже довольно хорошо говорит, правда ей пока тяжело это даётся, но она старается. И будет стараться дальше. Обязательно. Говорить пока она может только простыми предложениями и ещё ужасно тянет гласные, но уже тот, кто не видит под волосами аппарата, вполне может принять её за самую обычную девчонку, у которой просто высоковат тембр голоса и довольно своеобразная манера речи.
Хотя, когда они с мамой были в прошлом году у врача, та сказала, что много времени упущено. А Насте непонятно, что упущено, ведь в тот момент она была без своих спасительных «ушек» и легко «прочитала» это по губам. Она с раннего детства натренирована в этом. Да и как может быть по-другому, если ты живёшь в большой семье, где говорят и слышат все, кроме тебя.
И далеко не каждый из них будет в восторге, если всё время, по любому поводу,  изволь остановиться и повторить сказанное медленнее специально для Насти. Или показывай жестами.
Да она и не хотела бы этого. Ни за что. Она вовсе не считает себя чем-то обделённой.
Вот Ирка Мережкина, её одноклассница и подруга, призналась ей, что самая её большая мечта, стать, как все. А ведь у Ирки всего лишь тугоухость третьей степени, а не полная глухота, как у Насти. А вот Настя вовсе не хочет быть, как все. Она хочет быть собой.
В том же саду, например, не всем родителям нравилось, что она туда ходит вместе с обычными детьми. Хотя у неё были уже тогда искусственные ушки, - так Настя называет слуховой протез - и в границах одного помещения, она всё слышала и почти всё понимала. Только говорила совсем мало и плохо. Потому что нужные специалисты далеко от их Покровки и заниматься с Настей дома было некому.
Она, наверное, одна такая в их посёлке, если не считать прадеда Колю, но он глухой уже от старости, да и то не до конца. И на его речи это никак не сказалось. Он даже поёт, когда у него настроение или праздник какой… Вот недавно на свадьбе у Ткачуков пел и на Алёшкиной тоже будет. В этом никакого сомнения. Алёша - это Настин старший брат. У них большая разница в возрасте - целых одиннадцать лет. Вот дед Коля, - который на самом деле прадед, - отец дедушки Васи, - ей всегда говорил, что отсутствие слуха - это ещё не причина, чтобы отказываться от того, что тебе нравится.
Как раз благодаря ему в эти выходные Настя будет дома. Потому что у деда Коли - юбилей, ему исполняется 75 лет, и ради этого события вся родня приезжает в Покровку. Ну, почти вся. Дяди Гарри, папиного брата, который живёт дальше всех, в Плимуте, это в Англии, сейчас не будет, зато он со своей семьёй точно прилетит на Алёшкину свадьбу. А это уже скоро, 1 марта! У дяди Гарри, - вообще-то он раньше был Игорь, а Гарри стал, как в Англию переехал, - жена - настоящая итальянка. Её зовут Джоанна. И она ужасно красивая. Похожа на актрису заграничную. Только Настя забыла, какую именно. А их дочь Николь, на год старше Насти, тоже симпатичная, но такая благовоспитанная, что даже немного скучная.
Вообще у Насти большая семья. И очень дружная. Несмотря на то, что все  живут в разных местах. Или даже в разных странах. Вот она, оба её брата, - Алёша и Лёнчик, родители, а также дедушка Вася, баба Галя и прадед Коля - все живут в Покровке, несмотря на то, что она, например, большую часть времени находится в интернате, в Михайловском, а Лёнчик - младший брат, сейчас в армии.
Папина сестра - Инна, в Москве, её дочка Маргарита, уже взрослая, живёт с семьёй в Польше. Ой, у них вообще так интересно получилось. Рита была балериной, самой настоящей, в театре танцевала, в Санкт-Петербурге. У бабы Гали в альбоме, кстати, сколько хочешь её фотографий балетных.
А потом Рита вышла замуж за Збигнева, который увидел её в балете на льду, и влюбился сразу и бесповоротно. И его легко можно понять. Рита танцевала партию Снегурочки и была красива, как сказочная принцесса. Потом они поженились, и дядя Збигнев увёз Маргариту в свою Польшу.
И у них долго не было детей, и наверное им было очень грустно от этого, потому что через несколько лет они усыновили Марека. А через год, подумать только, у Маргариты со Збигневом рождается сразу двойня! Мальчик и девочка. Ксюша и Кирюша. Так смешно и ужасно мило звучат их имена! И сами они очень милые. Бабушка Галя говорит, что это промысел божий и всегда у неё глаза при этом делаются влажными.
А на Украине у Насти не только мамина родная сестра тётя Оксана, дядя Тарас, их дети и Настины двоюродные брат с сестрой - Олеся и Богдан.
Ещё самая добрейшая на свете бабушка Нюша и дед Степан, и это только в Луговом. А в Киеве, ещё одна родная тётка Алёна, её дочка Юлька - закадычная Настина подружка, ничуть не меньше, чем Ирка, между прочим. А в Одессе - Шурик, это родной, младший брат мамы, тёти Оксаны и тёти Алёны, а значит Насте и её братьям - дядька, но он такой молодой и такой прикольный, что все они, племянники и племянницы, обращаются к нему просто по имени.
Вот какая семья у Насти. Даже несмотря на то, что с кем-то они видятся часто, с кем-то чуть реже, а с некоторыми вообще раз в несколько лет, все поддерживают друг друга и связи не теряют.
Вот, например, когда баба Нюша тяжело заболела два года назад и ей нужны были очень дорогие лекарства, то дядя Гарри, хотя они и виделись всего-то за всю жизнь раза два, прислал всё, что было нужно из своей Англии. А когда Богдан, старший сын тёти Оксаны и дяди Тараса не прошёл на бюджет в свой медицинский, - ему совсем немного не хватило баллов, - то в семье решили, что парень должен осуществить свою мечту и стать врачом. И помогли ему учиться на платном. Всем миром, так сказал папа.
И теперь Богдан - кардиолог и был на стажировке в Германии. И даже получил специальную награду, как молодой и талантливый кардиохирург. И это именно он сделал так, чтобы Настя попала на приём к очень хорошему доктору. Они тогда с мамой специально для этого ездили в Киев. И всё получилось, хотя мама ужасно боялась операции. Даже больше, чем сама Настя. Просто у Насти было такое огромное желание слышать и говорить, что оно вытеснило страх.
А когда Шурик учился живописи в Санкт-Петербурге, то жил в квартире Маргариты, где у него даже была мастерская. И ему не нужно было платить за жильё, а это важно, когда ты учишься и денег у тебя так мало, что почти нет. Но потом, окончив Академию, он всё же вернулся в Одессу, потому что очень любит этот город и писать свои картины может только там.
А Лёнька служит по контракту. Младший брат Насти пограничник. Это тот, кто охраняет границу своей родины от врагов. Звучит так гордо и торжественно, но когда Настя думает об этом, она улыбается. Это действительно забавно, ведь Лёнчик служит на границе России и Украины, и кого тут от кого защищать непонятно и даже смешно. Нет, ну действительно, у Насти на Украине столько близких людей.
Например, в Луговом у неё есть очень хорошие подруги. Это Маруся и её сестра Нэлька. Даже когда у Насти ещё не было её замечательных искусственных ушек, они всегда «слышали» друг друга и спокойно общались. Почему-то им, в отличие от некоторых других взрослых и детей, тот факт, что Настя не совсем обычная девочка, никак не мешал играть и отлично понимать друг друга.
Луговое - её такое же родное, как и любимая Покровка. И украинский язык, такой же родной, как русский. Ведь она на одну половину - русская, а на вторую - украинка. Она даже долгое время не замечала разницы между языками. Мама говорит, что это из-за того, что Настя долго не слышала, а значит и не говорила. Но она-то знает, что это не так. Взрослые очень часто почему-то предпочитают сложное объяснение простым и очевидным вещам. Хотя ясно же, что два языка в её сознании сплелись так крепко, и так естественно, что она и сейчас не сразу понимает, когда думает или говорит на украинском, а когда на русском.
Это происходит автоматически, - говорит она, - и мама всегда при этом смеётся. Мама у Насти - украинка, а папа - русский, но она никогда не понимала, какое это имеет значение. Разве это важно, если ты просто любишь?!
Мама у Насти очень красивая, с этим не поспоришь. У неё длинные, густые волосы, которые приобретают на солнце какой-то особенно тёплый, медовый оттенок, а когда мама отпускает их на свободу, струятся по её плечам ярким и задорным весенним ливнем.
Но Насте особенно нравится, когда мама смеётся. И ей теперь не верится, что ещё недавно, она была этого лишена, просто потому что не слышала. И ещё потому, что в этом участвует вся мама, целиком. В глазах танцуют весёлые искорки, волосы переливаются густой, медовой волной, на щеках появляются смешливые ямочки и вся она отдаётся смеху горячо и искренне. Настя знает, что так смеются только дети или очень добрые люди. Те, у кого лёгкое сердце. И потому им веришь. И начинаешь смеяться тоже.
Мамин смех звучит нежно и мелодично, будто ручей звенит где-то поодаль. Настя встречала такой в лесу, он прятался в листве от всех, но голосок его звонкий, журчащий Настя расслышала первая, хотя они там гуляли целой компанией. После того, как у неё появился слух, Настя вообще никакие звуки не пропускала. Она словно навёрстывала упущенное…

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...


Рецензии