Заклинательница ветров

Журнал "Арбуз", двадцать девятый номер

  Там, где серые волны холодного моря вечно борются с великанами-утёсами, стояла маленькая рыбацкая деревушка. И жила в ней старая колдунья Сергильда, заклинательница ветра. Всю свою чёрную колдовскую жизнь она торговала ветрами. Рыбаки боялись колдунью, но что делать: без хорошего ветра не выйдешь в море за рыбой. "Опять к Сергильде на поклон пора", - вздыхали просоленные морские волки и тащили старухе подарки: кто лепёшку сладкую, кто десяток яиц, кто колечко золотое... "Приворожи, матушка, попутного ветру да улова знатного!" - молили колдунью.
  Выходила тогда Сергильда к берегу, бормотала чёрные свои заклинания, варила в котелке воду морскую, брызгала варевом на моряков.
  День-два, глядишь, подул с берега свежий ветерок - пора в море!
  Но однажды налетел вихрь-сорванец, закрутил у двери колдовской избушки снежную позёмку, и вошли в дом восемь прекрасных витязей в белых доспехах и плащах.
 - Никак, сами Братья Ветры в гости пожаловали? - прошамкала беззубым ртом старуха. - Что надо-то?
  Принялись тут Братья Ветры совестить старуху. Мол, совсем от её ворожбы житья не стало вольному братству. Там не летай, тут не крути... Просили гордые рыцари Ветры отпустить их погулять по свету.
 - А как минет две долгие ночи да два долгих дня, вернёмся мы и будем служить тебе до конца дней, - прогудел самый старший из братьев, Океанский Ветер.
 - Ох-ох! - запричитала старуха. - Стара я, кроме колдовства своего никакого другого ремесла не знаю. Чем кормиться-то буду?
  Задумались Братья Ветры.
 - Оставим мы тебе волшебный платок с тремя узелками. В каждом узелке - по ветру. Как нужда будет какая, развяжи узелок, выпусти ветер на волю да прикажи. Всё сделает.
  На том и порешили. Унеслись Братья Ветры на своих величавых конях-облаках в неведомые страны, а старуха платок подальше в сундуки свои запрятала. Рыбакам же отвечала: иссякла, мол, колдовская сила, слишком бедные дары несёте! Повздыхали поморы, поскребли в бородах... А что делать? Где злата-серебра взять, чтобы старуху умаслить? С тем и разошлись. А колдунья вышла к морю, развязала узелок на платке.
 - Гони рыбу в мои сети, да побольше! - крикнула волшебному ветерку. "Глядишь, до сроку с голоду не помру", - думает.
  А в деревне голодают люди. Штормит море, на верную смерть не пойдёшь.
  Снова вышла старуха к морю, второй узелок потянула...
 - Подними мне со дна морского сундуки с кладами старинными и драгоценными. Богатеть хочу!
  Не выдержали рыбаки, идут к колдунье со слезами:
 - Возьми всё, старуха, только помоги! Ведь ещё один ветерок у тебя остался?
  А Сергильда сидит на золотых сундуках, рыбку кушает да приговаривает:
 - Ой, сыночки! Мне бы самой как-нибудь два годика продержаться, пока Братья Ветры не возвернутся. А там, глядишь, и помогу вам...
  Делать нечего. Собрали рыбаки свои пожитки да тронулись всей деревней на юг, к городам. Ушли все как один.
  Срок в срок вернулись Братья Ветры в родные края. Глядят: обезлюдел берег. Не поиграешь теперь с ребятишками в снежки, не похлопаешь ставенками... Одна Сергильда у себя в избёнке сидит да монетки с места на место перекладывает.
  Разгневались тут Ветры, забушевали. Разнесли домик по брёвнышку, вместе со всем добром унесли в синее море, да приговаривали при этом:
 - Глупая ты, Сергильда, хоть и колдунья! Прогнала людей с берега, а ведь мы ради них здесь и жили! Где теперь паруса надувать, в какие сети косяки рыбные гнать? Эх, старуха...


Рецензии
Авторы историй "Серёжки"/"Арбуза" нашли идеальный, на мой взгляд, способ их сочинения: они брали окружающую бытовую действительность (советская школа соцреализма) и очень умело затуманивали её волшебной фикцией (фентези, если угодно). Читатель такой истории как ёжик в тумане: он заворожён и слегка сбит с толку, но, помня очертания местности до наступления тумана, он не беззащитен перед произволом художника и может найти дорогу или хотя бы попытаться это сделать.
С некоторых пор большинство наших девчонок провозгласили себя принцессами. Что они знают о жизни и мышлении настоящих принцесс, откуда взялись эти бурные потоки голубой крови, - не знаю (возможно, что-то известно Уолту Диснею, но он вряд ли поделится этим с нами). Интереснее другое: по признанию некоторых женщин, все существующие женщины - ведьмы. А почти все старые женщины, по ощущениям их окружения, - злые ведьмы! Как принцессы становятся ведьмами, откуда берётся голубая кровь в венах прислужниц нечистого и как всё это безобразие вяжется с нормами духовного начала - очень большой вопрос.
Мне в детстве "посчастливилось" столкнуться с рядом вздорных старух: сначала во время поездки на Чёрное море в одной из церквей, когда я неправильно покрестился, на меня накинулась старуха и начала шипеть проклятия и называть меня чёртом; во дворе у нас жила старуха с мелким вздорным псом по кличке Малыш, который бросался на детей и гадил в подъездах, но, разумеется, был ни в чём не виноват даже перед лицом творящихся здесь и сейчас фактов; однажды, когда я садился в лифт с двумя своими друзьями, за нами влетела старуха-соседка и начала костерить одного из друзей за надписи в подъезде, а когда я потребовал доказательства его причастности она плюнула мне в рожу, и после ещё забежала в квартиру друга в сопровождении своего сына (рассчитывала, наверное, что он разобьёт нам рожи, но он только неловко молчал, слушая маразматичную речь родственницы); однаджды из окна слушал, как выведшая "своих жильцов" во двор [на показательный расстрел] старая председательница требовала скинуться на кабельное телевидение, и её не интересовало, что некоторым из собравшихся едва хватает денег на еду и лекарства; в моей семейке по женской (читай "суккубовой") линии в матёрых старых ведьмах недостатка также нет ("Дорогие мои старики, мы ещё, ещё повоюем!").
У нас в деревне принято вывозить мусор в поле или раскидывать его по посадке. Почему? Не знаю, но могу предположить, что традиционное выбрасывание оного в баки, расположенные на въезде в деревню (чтобы случайные путники могли понять, куда они попали), связано с какими-то тёрками с живущими рядом старухами. "Плоти за вывоз!", "Плоти мне лично за перегруз!"...
Ну ладно, за вывоз мусора, положим, все местные "плотить" должны (только не местным ведьмам, а офлицам), но как можно разумно объяснить агрессию старухи, бросающейся на подошедшего к колонке с канистрой постороннего человека? Если меня в первый и последний раз занесло куда-то и нужно набрать воды, я должен скинуться местной ненормальной за водопровод за тридцать три года? А можно как-то оформить "единый проездной", так сказать, чтобы пить воду по всему городу, или одна колонка - одна плата? А если я заплачу одной старухе, не придётся ли мне отстегнуть башлей и её подруге, которой нет никакого дела до произведённой оплаты?
Как бы человек ни пытался решить проблему со старой ведьмой по уму, сколько и за что бы он ни заплатили, "играть" ему придётся по её правилам: мусор бросать только такой-то, в таком-то виде и в таком-то количестве, больше трёх десятилитровых канистр воды в месяц не набирать; если мусор вовремя не вывезли или сломалась древняя колонка - виноват он! Разумеется, с него требуется строгая подотчётность и обходительность: подошёл к старому суккубу на коленях, поклонился, виноватым голосом обо всех своих действиях рассказал!
Из всего вышесказанного следует, что старуха выживает окружающих людей либо заставляет их действовать по извращённым обходным схемам. Явление неприятное, однако быть готовым к встрече с ним нужно (особенно тем несчастным, кто засматривается на "домик в деревне"), и потому замечательно, что авторы детского журнала нашли возможность донести актуальную информацию до юных читателей, обтяпав её в щадящую психику оболочку (а не как я тут, со всеми подробностями).
Ещё хочу заметить, что нынешние старухи - это те девки, что с приходом "девяностых" шастали по дискотекам в лосинах на ногах и с птичьими гнёздами на головах, и им бы не следовало удивляться, почему так мало уважения проявляется по отношению к их указаниям знакомым и незнакомым им людям. О, бедные, несчастные дети будущего, которым выпадет юдоль мучиться с постаревшими сегодняшними принцессами из "тиктоков"!

Шехавцов Святослав Григорьевич   12.12.2022 16:07     Заявить о нарушении