Что происходит с высшим образованием

Последние годы в высшем образовании постоянно проходят реформы с целью изменить обучение в вузах. Перечислим некоторые следствия этих реформ.

Администрации вузов по приказу из министерства образования уменьшают часовую нагрузку на лекционные, практические и лабораторные занятия. Предполагается, что студенты будут больше заниматься самостоятельно. Но практика показывает, что студенты сколько занимались самостоятельно, столько и занимаются. Так что по факту получается, что уровень учебной нагрузки уменьшается; количество знаний, умений, навыков и компетенций, получаемых студентами, также уменьшается. Магистры, проучившиеся 6 лет, сейчас менее компетентны, чем специалисты, учившиеся раньше 5 лет.

Происходит сокращение сотрудников вузов. Сокращают и увольняют по-разному. В первую очередь – пенсионеров и совместителей, которые могут являться специалистами высокого уровня. Когда контракт заканчивается, его могут не продлить или могут сократить ставку при продлении контракта.

Обостряется борьба за выживание. Кафедры или факультеты начинают отказываться от дисциплин, которые вели преподаватели с других кафедр или факультетов, и заменяют предметами для своих преподавателей. Делается это для сохранения часов и нагрузки на кафедре. При этом замена не всегда равноценна.

Введение балльно-рейтинговой системы и минимального порога прохождения контрольных работ в 41% или 50% от объёма материала снижает уровень образования. Выпускник может усвоить все предметы на предлагаемый минимум и получить диплом о высшем образовании. Минимальный процент может варьироваться в разных вузах. Так что студенты троечники, которые учились много лет назад, при сравнении с нынешними студентами троечниками имели на момент окончания вуза большее количество знаний, умений, навыков и компетентностей.

Ситуация осложняется тем, что государством введено подушевое финансирование – за каждого студента идут деньги. Если студента отчисляют, то вуз теряет деньги. Как следствие, возникает тенденция – никого не отчислять, и тянуть до последнего неуспевающих студентов. Качество образования из-за этого уменьшается.

В вузах из года в год увеличивается бюрократизация учебного процесса. Приходится оформлять учебно-методические комплексы, рабочие программы дисциплин по новым всё усложняющимся требованиям. При этом регулярно заставляют их переделывать и дополнять. С учётом неудачного программирования учебных платформ, на которых это делается, приходится тратить много времени на эту оформительскую работу.

Великий новатор-режиссёр Всеволод Мейерхольд говорил: «Школа не должна учить новациям, школа должна учить традициям!». Конечно, говорил он это про театр, но эта идея справедлива не только для театра. В эпоху бурного развития информационных и других технологий должно меняться и обучение в вузах. Но при этом должно соблюдаться гармоничное соотношение между традицией и новациями.


Рецензии