Юшта, Шиловский район
Совр. с. Юшта образовалось во второй полов. 19 – начале 20 вв. в результате слияния двух смежных селений: собственно с. Юшта и примыкавшей к нему с юго-зап. д. Муромка. Происхождение названия с. Юшта не установлено. Согласно «Толковому словарю» В.Даля, юфть ж. или юхть, юхоть и юхта (болгарск.?) – кожа рослого быка или коровы, выделанная по русскому способу, на чистом дегтю. Юха ж. – црк. навар мясной, рыбий, похлебка вообще. Юшка – юж. зап. то же, всякий навар, особо рыбий. Юша об. – ниж. тмб. мск. зюзя, насквозь мокрый, от дождя. Михайловские краеведы И.Журкин и Б.Катагощин полагали, что село получило название по оз. Юштинскому (совр. оз. Тишинское) у к-рого расположено. По мнению шиловского краеведа А.П.Гаврилова, название селения, возможно, имеет финно-угорские корни и связано с морд. словом шта – воск.
Согласно одному из мест. преданий, «Село Юшта возникло после нашествия татар. По озеру Ратному (совр. Киструсская старица р. Оки) было большое сражение. И в этом сражении был убит первый помощник и храбрец хана. Звали его Юхтой. После на этом месте хан построил селение, и в память об убитом любимом помощнике назвал его Юхтой. Потом стали называть Уюштой, а теперь Юштой» (В.К.Соколова).
Др. предание связывает возникновение с. Юшты с именем холопа Андрея, по прозвищу Ослоп: «В Терехове монастыре был холоп по имени Андрей Ослоп. Ослоп это дубина такая, которой дрались. Своё прозвище Андрей получил за громадный рост и неусмиримый характер: стоит чуть кому слово против него сказать – тотчас в драку бросался. Надоело это настоятелю монастыря и отдал он Андрея в услужение богатому барину из Москвы. В барски-то хоромах не поозоруешь, чуть что не так – на конюшню и плетьми охаживали. Взбунтовался Андрей от такой жизни, кнуты об него рвали, а он всё одно – бунтует. Однажды от такой какой-то обиды взял, и поджёг барский дом. Всё дотла сгорело, вместе с барином и его семьёй. Объявили Андрея в розыск, награду обещали. А он по кабакам ходит, вино пьёт, а как расплачиваться пора подойдёт, Андрей бумагу розыскную кабатчику под нос сунет: вот, мол, с кем дело имеешь. Тот от платы и откажется, лишь бы живым остаться. Долго так куролесил Андрей, потом прибился к какому-то казацкому атаману, на Дону погулял. Столько бед натворил и сказать нельзя. К старости потянуло его на Родину. Пошёл. Покуда шёл, нашёл на дороге женщину убитую, а в поле ребёнок – девочка – полозит. Жалко стало Ослопу дитё, взял с собой, накормил, стал растить. Так, что когда до Терехова добрался, девчоночка уже малость оклемалась. Настоятель монастыря как прослышал, что знаменитый разбойник Андрей Ослоп прибыл – сразу к юштинскому барину за помощью. Тот слуг посильнее подобрал, напали на Андрея, повязали. Стал барин его допрашивать. «Чья это девчонка, откуда и куда ты её хочешь девать?». Повинился Андрей, рассказал как дело было. И сказал, что хотел вырастить её, как дочь. Пронял рассказ Ослопа барина до слёз. Разорвал он на нём верёвки, простил все прегрешения и разрешил поселиться на свое земле в Юште. Некоторые полагают, что Ослоп и основал Юшту, но это не так».
Согласно еще одной легенде, «Когда-то царь пожаловал барину близ с. Юшты земли до берега Оки. А барин был жадный, пытаясь земли заиметь побольше, выгнал ночью своих слуг, и приказал им отвести Оку подальше от села. Слуги за ночь прокопали новое русло, старое же закопать не успели – так и осталось у Юшты озеро. А Ока пошла по новому руслу – это озеро Ратное» (совр. Киструсская старица р. Оки).
Д. Муромка, по мест. преданию, была основана выходцами из г. Мурома: якобы, невесте местного барина было дано в приданое её родителями 50 душ крепостных. После свадьбы и переезда на новое место жительства молодые привезли и крепостных из Мурома, поселив их отдельной деревне, получившей наименование Муромка.
Впервые Юшта упом. в выписи из несохранившихся писцовых и вотчинных книг 1563 письма и меры Григория Плещеева и Киприяна Дедешина с товарищами, включенной в правую грамоту, выданную в 1584 Тимофею Дмитриевичу Шиловскому с родственниками по тяжбе между ними и дьяком Андреем Васильевичем Шерефединовым. В указанной выписи, среди прочих, говорится о «юштинских бортниках», однако, никаких дополнительных данных не содержится, поэтому неясно, являлось ли Юшта в указанное время деревней или селом. В качестве села Юшта упом. в правой грамоте, выданной в 1576 кн. Федором Ивановичем Хворостининым по челобитью Терехова Воскресенского монастыря на бортников с. Ижевского Рязанского уезда, в к-рой тереховский игумен Симеон, в доказательство своей правоты, ссылается, как на свидетелей, на крестьян «государского (принадлежащего государю, дворцового) села Юшть».
В начале 17 в. с. Юшта Старорязанского стана Рязанского уезда являлось уже владельческим и состояло в поместье по жеребьям (долям) за кн. Григорием Васильевичем Тюфякиным и думным дьяком Иваном Ивановичем Чичериным. Вероятно ок. 1628, после неудачного посольства кн. Г.В.Тюфякина в Персию, его поместье было передано дьяку Венедикту Матвеевичу Махову, что отразилось в писцовых кн. 1629 – 1630, где впервые дается описание с. Юшта с Николаевской церковью: «За дьяком за Венедиктом Матвеевым сыном Маховым, по государеве цареве и великаго князя Михаила Феодоровича всеа Русии грамоте, какова прислана к писцом, за приписью дьяка Непокоя Кокошкина 138 (1630) г., что дано ему князь Григорьево поместье Тюфякино – половина села Юшты без жеребья, на озере на Боровом, а в нем церковь во имя Николы Чудотворца, древена клетцки, а церковь и все строение мирское, да у церкви на погосте дворы церковных причетников: двор попа Петра Макарьева, двор попа Ананьи Макарьева, двор дьячка Васки Иванова; пашни паханые церковные худые земли 4 чети, да перелогом и лесом поросло 6 чети в поле, а в дву по тому ж, сена церковнаго на Чернятине истоке подле Оки реки на берегу 40 копен, да на лужку на Пересухе 20 копен; в селе ж место дворовое помещиково, двор люцкой, двор помещиков, крестьянских 5 дворов, в них людей 16 человек, 30 дворов бобыльских, а людей в них 60 человек, 11 дворов пустых».
По данным окладных кн. 1676 с. Юшта значится уже в вотчине стольника кн. Василия Ивановича Хилкова и впервые упом. д. Муромка, примыкавшая к селу с юго-зап. При церкви «великого чудотворца Николая» в с. Юшта значатся: «Двор поп Иван, двор дьячек Серешка Ананьин, двор Лунька Ананьин, двор пономарский; церковные пашни 8 четв. в поле, в дву по тому ж, сена на 190 копен, сколько той земли и сенных покосов в писцовых книгах написано, поп Иван сказал – не ведает – выписи нет. В приходе к той церкви двор вотчинников стольника князя Василья Хилкова, да в том же селе и в деревне Муромке крестьянских 91 двор, да бобыльских 12 дворов. И по окладу с тое церкви дани платить 3 руб. 1 алтын 2 денги. А стараго окладу 2 руб. 11 алтын 2 денги. И по новому окладу перед прежним прибыло 23 алтына 2 денги».
В дальнейшем владельцем с. Юшта и д. Муромка был сын кн. Василия Ивановича Хилкова, стольник кн. Яков Васильевич Хилков, а затем их родственники – кн. Михаил и Василий Матвеевичи Оболенские. В 1685 по отказной грамоте кн. Михаила и Василия Матвеевичей Оболенских с. Юшта и д. Муромка перешли во владение окольничего Петра Матвеевича Апраксина (1659+1728) в качестве приданного за его женою кн. Степанидою Оболенской.
В 1708 – 1719, в результате администр. реформ имп. Петра I (1682 – 1725), с. Юшта и д. Муромка были отнесены к Переяславль-Рязанской провинции Московской губ.
В 1778, в результате новой администр. реформы, осуществленной имп. Екатериной II (1762 – 1796), с. Юшта и д. Муромка вошли в состав Спасского уезда Рязанской губ.
Во второй полов. 18 в. владельцем с. Юшта и д. Муромка был генерал-поручик Петр Сергеевич Свиньин (1734+1813), открывший здесь в 1781 суконную мануфактуру, на которой вырабатывалось сукно, миткаль и каразея для вольной продажи в Москве. На мануфактуре работало от 100 до 300 крепост. крестьян, ежегодно производивших «50 и более половинок» (в каждой половинке было 44 аршина) сукна. Суконная мануфактура в с. Юшта просуществовала до 1821. В январе 1783 генерал-поручик П.С.Свиньин обратился к преосвящ. Симону (Лагову), еписк. Рязанскому и Зарайскому, с просьбою о дозволении вместо ветхой деревянной Николаевской церкви построить в с. Юшта новую кирпичную в прежнее храмонаименование. На это прошение последовала следующая резолюция владыки Симона: «Быть по прошению сему багословляем и, по разсмотрении, консистория имеет нам доложить и, грамоту написав, представить к подписанию». К 1786 строительство новой кирпичной Николаевской церкви с такою же колокольнею в с. Юшта было завершено и церковь была освящена.
К 1797, по данным 5-й ревизии и «Экономических примечаний к Планам генерального межевания (ПГМ)», в с. Юшта и д. Муромской Спасского уезда Рязанской губ. насчитыв. всего 210 дворов, в к-рых проживало 1182 души муж. и 1172 жен. пола. В с. Юшта насчитыв. 165 дворов (745 муж. и 734 жен.); в д. Муромской насчитыв. 45 дворов (434 муж. и 438 жен.). Межевая дача составляла 4.752 дес. 647 кв. саж.; из них под усадьбами – 81 дес. 893 кв. саж., пашня – 1593 дес. 1252 кв. саж., сенные покосы – 491 дес. 123 кв. саж., лес – 1500 дес. 1213 кв. саж., неудобья – 785 дес. 1966 кв. саж.
На момент проведения межевания в числе землевладельцев межевой дачи с. Юшта и д. Муромской значился действительный тайный советник и сенатор Петр Сергеевич Свиньин (210 дв., 1182 муж. и 1172 жен.).
«Экономические примечания» дают следующее описание с. Юшты и д. Муромской: «Селениями село [Юшта] при озере Боровом. Церковь каменная Николая Чудотворца. Дом госпоцкой деревянной и суконная фабрика о 6 станах, на коих ткутца сукна суровыя шириною 1 и 3/4 аршин, длиною каждая половинка 41 аршин и вырабатывается в год собственными крестьянами для домашняго употребления 180 половинок, поставки-ж казенной нет. На оною фабрику покупаится шерсть в городе Козлове, ценою каждый пут по 6 р. Деревня [Муромская] при озере Ратном. А [межевая] дача реки Оки и речки Игодки на левых, и па обе стороны помянутой речки Игодки. Река Ока в летнее время глубиною бывает на 2 сажени, шириною на 200 сажень. По ней бывает верх и вниз из разных городов судовой ход стругами, барками с хлебом, железом, солью и другими припасами. Продолжается от разлития полой воды и до замерзания оной речки. В реке рыба – осетры, стерледи, белая рыбица, судаки, шерешперы, лещи, сомы, ези, щуки, окуни, налимы, пискари, плотва и ерши. А речка пересыхаит. Внутри-ж дачи состоит 19 озер; в них рыба – щуки, лещи, окуни, лини, караси и плотва. Грунт земли пещаной. Урожай хлеба посредственной. Покосы хороши. Лес строевой и дровяной: осиновой, сасновой, березовой и ольховой, но для поташа не способен, а к строению годный, толщиною в отрубе от 5 и 6 вершков; вышиною от 6 до 7 сажен; в нем звери – волки, лисицы, зайцы, белки, горностаи; птицы – соловьи, сой, чижи, щеглы, дрозды, ястреба, тетерева, куропатки, сороки, вороны, галки, в полях – перепелки и жаворонки, на озерах – дикия гуси, утки и кулики. Крестьяне на оброке и платят помещику в год по 8 р. с тегла. Промышляют хлебопашеством и отоходят в работники для гонки стругав».
К Николаевской церкви с. Юшта 2 участка писцовой церковной земли: 1) пашни 15 дес.; сенных покосов 3 дес.; неудобных мест 240 кв. саж. Всего земли 18 дес. 240 кв. саж.; 2) пашни 15 дес. 458 кв. саж. Всего земли 15 дес. 458 саж. «На суходоле. Грунт земли пещаной. Урожай хлеба посредственной. Покосы лутчия».
В 1829 причтом Николаевской церкви с. Юшта испрашивалось разрешение на поправку церкви, а в 1831 – на возобновление иконостаса.
В первой полов. 19 в. владельцем с. Юшта и д. Муромка был один из богатейших помещиков Спасского уезда, уездный предводитель дворянства действит. статский советник Александр Иванович Колемин. Ок. 1850 по его инициативе 10 крестьянских дворов были переселены из с. Юшта на 0,5 версты к сев.-вост., на берег оз. Юштинского (совр. оз. Тишинское), образовав новое селение, получившее название Малая Юшта, Поляны тож, в отличие от основного села, которое стало именоваться Большая Юшта. Однако, крестьяне Большой и Малой Юшты по прежнему составляли одну общину и одно поселение.
К 1859, по данным «Списков населенных мест Российской империи», в с. Юшта Спасского уезда Рязанской губ. при колодцах насчитыв. 156 дворов, в к-рых проживало 730 душ муж. и 731 жен. пола; в д. Муромка Спасского уезда Рязанской губ. при оз. Боровом и колодцах насчитыв. 90 дворов, в к-рых проживало 414 душ муж. и 434 жен. пола. В с. Юшта имелась 1 православ. церковь. С. Юшта и д. Муромка состояли в 1 стане Спасского уезда и находились в 19 верстах от квартиры станового пристава в д. Киструс (Слобода) и в 35 верстах от уездного г. Спасска. На момент отмены крепост. права все крестьяне с. Юшта и д. Муромка были крепост. помещ. статского советника Александра Ивановича Колемина (1813+1898).
С 1861 по 1925 с. Юшта являлось администр. центром Юштинской волости Спасского уезда. В 1861, в ходе осуществления реформы по отмене крепост. права, в с. Юшта и д. Муромка произошли аграрные беспорядки: местные крестьяне отказались от уплаты оброка и недоимок по нему своему бывшему помещ. Колемину.
Во второй полов. 19 – начале 20 вв. происходит постепенное слияние с. Большая Юшта и дд. Малая Юшта и Муромка, тем более что крестьяне всех трех селений составляли одно сельск. общество (общину). В 1869 свящ. И.В.Калининым в с. Юшта была открыта церковно-приходская смешанная одноклассная школа, позднее перешедшая в ведение земства. Пожарами было уничтожено: в 1878 – 78 дворов, в 1880 – 14 дворов, в 1881 – 18 дворов, в 1883 – 5 дворов, в 1884 – 6 дворов и в 1886 – 22 двора. В 1884 спасскими купцами Сергеем Даниловичем Топорковым и Сергеем Петровичем Подлазовым в с. Юшта был учрежден крахмальный завод. По данным 1886 на нем работало 19 чел. и ежегодно производилось 22.000 пудов крахмала; доход предприятия составлял 26.000 руб. Завод работал 2 – 2,5 месяца в осеннее время, продолжительность рабочего дня составляла 13 – 14 час., оплата труда рабочих составляла 13 руб. ежемесячно.
По данным подворной переписи 1886 с. Юшта (и д. Муромка) Юштинской волости Спасского уезда располагалось при оз. Юштинском, частью на пригорке, частью на ровном месте у р. Оки. В с. Юшта проживало 1538 душ муж. и 1614 жен пола (всего 3152 чел.), в т. ч. 469 домохозяев. На стороне жили 9 семей (40 душ). Из не приписанных к обществу в селе проживало 7 семей (15 муж. и 17 жен.). Грамотных было 416 муж. и 13 жен.; 64 мальч. и 2 девоч. учились в школе.
За с. Юшта (и д. Муромка) было закреплено 2967 дес. обществ. земли, по 2,8 дес. на надельную душу. Безземельных было 16 семей (40 душ). Межевая дача в одной отрубной меже, в плане прямоугольная, почти квадратная, с несколькими отрогами и селением в середине. Землевладение общинное; пашня состояла из 36 участков и была поделена по ревизским душам в 1861; с того времени общих переделов не было. Душевые наделы имели от 10 до 80 саж. длины и от 1 арш. до 1 саж. ширины. Дальние наделы находились в 4 верст. от села. Луга (всего 1797 дес.) почти все поемные, хорошие, только ок. 140 дес. посредственных, суходольных; были поделены в 1861 на участки и с тех пор не делились, но ежегодно бывала передвижка отд. участков и передел каждого участка между домохозяевами. Лес (120 дес.) – кустарник, рос по лугу и вырубался весь одновременно каждые 3 года. На территории межевой дачи имелось 15 дес. торфа, но им никто не пользовался. 3 семьи владели 16 дес. пашни, 3 дес. луга и 26 дес. леса (всего 45 дес.) на правах част. собственности. В селе сдавалось в аренду 11 душевых наделов; за уплату податей. 140 семей каждая по отдельности арендовали 139 дес. лугов за пределами общины у крестьян сс. Ижевское и Выжелес по 17 – 20 руб., а чаще всего по 18 руб. за дес.
Почва супесчаная, местами иловатая, ровная, часть заливалась полой водой. Урожайность озимых (рожь) составляла сам-7; яровых (овес) – сам-5; сена на раскладоч. единицу накашивалось по 225 пудов. В селе содержалось 666 лошадей, 1832 коровы, 1658 овец и 1522 свиньи. 13 дворов имели по 3 и более лошадей, 243 двора – по 2 и более коров. Не имели лошади 95 дворов, не имели коровы – 52 двора, без лошади и коровы было 34 двора. В селе было 659 плодовых деревьев и 317 колод пчел. 367 домохозяев имели по 1 избе, 62 домохозяина – по 2 избы. Бездомовых было 24 домохозяина. Не имели ни земли, ни избы 8 домохозяев. Всего в селе было 8 кирпичных и 486 деревянных изб; 18 крыты деревом и железом, 476 – соломой; 457 изб топилось по белому, 37 – по черному. Отапливались дровами, для покупки к-рых ездили за 15 верст. В селе насчитыв. 113 деревянных и 311 плетневых заборов, 70 клетей (горниц), 18 амбаров и сараев, 625 риг и овинов. Хорошей воды было достаточно: кроме колодцев ее брали из ближайших озер. Рынками служили сс. Санское, Киструс, Ижевское, Желудево и Путятино.
Мест. промыслами занимались 158 семей; из них 73 рыболова, 35 обрабатывали чужие наделы, 18 косарей, 13 муж. и 4 жен. сельск. работников (батраков), 15 муж. и 1 жен. пастухов, 12 бондарей, 5 сторожей, 5 кузнецов, 1 муж. и 2 жен. поденщики, 2 крендельщика, 2 плотника, 2 портных, 2 сапожника, 1 пильщик, 1 кирпичник, 1 печник, 1 овчинник, 1 ткач, 1 писарь, 1 торговец и 1 ростовщик. На заработки в отход уходили 567 муж. и 1 жен., в т. ч. 310 чернорабочих и 4 подрядчика на черные работы, 92 бондаря, 49 кирпичников, 42 ломовых извозчика, 35 возчиков кирпича на лодках, 10 прикащиков, преимущ. на кирпич. заводы, 4 артельщика, 4 дворника, 4 сторожа, 3 половых, 2 лакея, 2 ткача, 2 полицейских, 1 кухарка, 1 портной, 1 сапожник, 1 наборщик в типографии и 1 пожарный. Из чернорабочих до 250 чел., т. н. крючников, уходило в г. Рыбинск, большинство др. чернорабочих и ломовые извозчики – в г. Санкт-Петербург, кирпичники, возчики кирпича и приказчики на кирпич. заводах – в гг. Ригу и Митаву, бондари – в гг. Херсон, Одессу, Царицын и в Крым. В селе имелись волост. правление, православ. Николаевская церковь, земская школа, крахмальный и кирпичный заводы, 3 кузницы, 8 крупорушек, пекарня, маслобойня, трактир, чайная, 2 винные, 2 с красным товаром и 3 мелочных лавки.
По данным на 1886 в с. Юшта действовало земское одноклассное смешанное начальное училище (школа), помещавшееся в собственном одноэтажном деревянном здании площадью 72 кв. аршин крытом тесом с 5 окнами. Здание отапливалось русской печью. Стоимость содержания школы обходилась земству в 432 руб. ежегодно. Плата за обучение не взималась. Крестьяне расходовали на содержание училища 332 руб. в год, из к-рых 266 руб. уплачивались земству, остальные шли на отопление, наем сторожа и оплату квартиры для учительницы. Обучались в училище 78 мальч. и 7 девоч., все из самого с. Юшты. Все учащиеся были из крестьян. Учебный год начинался 1 сент., а заканчивался 15 мая, насчитывая 150 учебных дней по 6 учеб. часов в день. Полный курс обучения составлял 3 года, в 1886 его окончило 8 мальч. В училище преподавали законоучитель (с 1869 свящ. И.В.Калинин) и 1 учительница (с 1881 закончившая курс училища при Казанском мон. А.И.Иванова). Попечителя не было.Учительница проживала в особой квартире. Биб-ки не было.
К 1890, по данным И.В.Добролюбова, в с. Юшта имелась кирпичная Николаевская церковь с 2 престолами: главным – во имя свт. Николая Чудотворца, и придельным – в честь Трех Святителей. В причте по штату 1873 состояли свящ. и 2 псаломщ. Во владении причта находилось 36 дес. пахотной земли. При церкви имелся неприкосновенный капитал на сумму 2753 руб. В состав прихода Николаевской церкви с. Юшта, помимо самого села, в к-ром насчитыв. 204 двора, входили близлежащие дд. Муромка (167 дворов), Поляны (Малая Юшта, 37 дворов) и Софоновка (19 дворов), в к-рых проживало всего 1386 душ муж. и 1427 жен. пола, в т. ч. грамотных 795 муж. и 51 жен.
В 1891 Николаевская церковь в с. Юшта была поновлена и распространена, причем в ней устроили еще один придел – в честь Казанской иконы Божией Матери.
С. Юшта упом. в «Полном географическом описании нашего Отечества» (1902): «От устья р. Пары р. Ока окончательно отдаляется от железнаго пути, принимая, в общем, направление к северу. Первое значительное село на Оке находится на левом берегу реки, в 6 вер. от устья р. Пары. Это Юшта, имеющая до 4.000 ж., вол. пр. и лавки. В эпоху освобождения крестьян Юшта принадлежала А.И.Колемину, который владел в то время в Спасском уезде 20 тыс. дес. земли. Колемины – древний дворянский род, члены котораго были в 16 в. осадными воеводами в Зарайске, Пронске, Рязани и Переяславле Рязанском».
К 1905 в с. Юшта при оз. Ратном (впадающем в р. Оку), Боровом и Юштинском и д. Муромка при оз. Ратном Юштинской волости Спасского уезда насчитыв. всего 592 двора, в к-рых проживало 1758 душ муж. и 1816 жен. пола (всего 3574 чел.). В селе имелись волост. правление, кирпичная Николаевская церковь, земская и церковно-приходская школы, казенная винная лавка и крахмальный завод. При с. Юшта располагались усадьба (1 чел.) при р. Оке и хут. Ферма при оз. Спуд спасского купца С.П.Подлазова; и хут. крестьянки К.Н.Обидиной (19 муж. и 3 жен.).
С 1918 по 2006 с. Юшта являлось администр. центром сельск. совета (с 1995 – сельск. округа). В ноябре 1918 крестьяне с. Юшта приняли участие в антисоветском восстании, вызванном деятельностью комбедов и продразверсткой. В 1918 в с. Юшта вспыхнул антисоветский мятеж. Восставшие собирались идти на г. Спасск, громить Советы, однако это крестьянское выступление было быстро подавлено отрядами Красной Армии.
31.08.1925, согласно Постановлению Президиума ВЦИК РСФСР, Юштинская волость была упразднена, а ее селения включены в состав укрупненной Шиловской волости Спасского уезда. Постановлением ВЦИК от 12.07.1929 была упразднена Рязанская губ. и входившие в ее состав уезды и волости; вместо них вводилось администр.-террит. деление на области, округа и районы. В результате с. Юшта было включено в состав Шиловского р-на Московской обл. В 1929 в с. Юшта была осуществлена коллективизация сельск. хоз.: на быв. помещичьих и крестьянских землях сс. Шилово, Юшта, Борок и Березово был создан совхоз «Гигант». Однако, очень скоро стали ясно, что создание огромного государственного предприятия при отсутствии механизации с.х. себя не оправдывает, и уже зимой 1931 совхоз «Гигант» был упразднен. Из его состава был выделен целый ряд колхозов, в частности колхоз «Фундамент социализма» с. Юшта. В 1936 нач. школа в с. Юшта была преобразована в неполн. среднюю.
26.09.1937 Постановлением ЦИК СССР была создана Рязанская обл., в состав к-рой включен Шиловский р-н с с. Юшта. 23.11.1939 распоряжением оргкомитета по Рязанской обл. была закрыта Николаевская церковь с. Юшта. К 1940 в с. Юшта Шиловского р-на Рязанской обл. насчитыв. 848 дворов; имелись неполн. средняя школа, клуб, биб-ка; действовали бондарный цех, колхоз, молочно-товарная ферма (МТФ), пристань на р. Оке. В Юштинской неполн. средней школе (директ. Александр Сергеевич Виноградов) работало 16 учит. и обучалось 525 учащ. (1937). Министерство речного флота СССР построило в селе кирпичный завод, который впоследствии был передан мест. колхозу. Многие семьи занимались выработкой кирпича в домашних условиях. Из этого кирпича были построены большинство домов и зданий в с.
В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 большая часть мужского населения с. Юшта сражалась на фронте. Несмотря на нехватку рабочих рук, техники и скота, жители с. оказывало посильную помощь фронту: из собранной у населения шерсти здесь вырабатывались валенки для бойцов Советской Армии. В период уборки урожая для работы в колхозе стали привлекать школьников, из числа которых были организованы отряды и звенья плодородия. Зачастую, из-за нехватки тягловой силы лошадей и техники, колхозную землю вскапывали лопатами. Так весной 1944 под посевы проса 120 – 150 местных колхозниц вскопали лопатами 25 га целины. Весь период войны колхоз «Фундамент социализма» с. Юшта числился в числе передовых хозяйств области, и в 1944 сдал в фонд Красной Армии рекордное количество зерна – 6060 пудов. С. Юшта – родина двух Героев Советского Союза: заместителя командира эскадрильи 608-го ближнебомбардировочного авиаполка майора Василия Ильича Ивашкина (1908+1942) и стрелка взвода противотанковых ружей рядового Федора Алексеевича Лахтикова (1911+1969).
В послевоенные годы колхоз «Фундамент социализма» с. Юшта оставался одним из лучших в Рязанской обл. Длительное время здесь работала одна из самых известных доярок России – Прасковья Николаевна Коврова (1893+1969), дважды Герой Социалистического Труда. В 1960, к 43-й годовщине Октябрьской революции, в с. Юшта был построен двухэтажный Дом культуры на 350 мест. К 1964 в с. Юшта насчитыв. 658 дворов, в к-рых проживало 2165 чел. В 1971 в память о воинах-земляках, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны, в селе был установлен обелиск. К 1980 в с. Юшта проживало 1200 чел.; имелись отд. связи, медпункт, сред. школа, дом культуры, биб-ка, магазины; действовали отд. совхоза «Санский» (с. Санское), молочно-товарная ферма (МТФ), пристань на р. Ока.
В постперестроечное время, в 2003, верующим было возвращено здание сельск. церкви, главный престол к-рой был освящен во имя Казанской иконы Божией Матери. В настоящее время храм восстановлен, является действующим.
По данным на 2019/20 в с. Юшта имеются отд. почтовой связи, фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) и биб-ка.
Достопримечательности:
• Храм Казанской иконы Божией Матери (Казанская церковь). Построен в 1786 по инициативе и на средства генерал-поручика Петра Сергеевича Свиньина.
• Памятник уроженке села Прасковье Николаевне Ковровой (1893+1969), дважды Герою Социалистического Труда. Установлен в 1959 (скульп. А.С.Алахвердянц, архит. И.С.Француз).
• Памятник односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941 – 1945. Установлен в 1971.
Известные уроженцы:
• Коврова Прасковья Николаевна (1893+1969) – доярка колхоза «Фундамент социализма» Шиловского района, дважды Герой Социалистического Труда (1952, 1957). Награждена 3-мя Большими и 1 Малой золотыми медалями ВДНХ. Депутат Верховного Совета РСФСР.
• Ивашкин Василий Ильич (1908+1942) – майор, заместитель командира эскадрильи 608-го ближнебомбардировочного авиаполка, Герой Советского Союза (1943, посмертно – первый из жителей Шиловского района).
• Лахтиков Федор Алексеевич (1911+1969) – рядовой, стрелок взвода противотанковых ружей 835-го стрелкового полка, Герой Советского Союза (1943).
ПЕРСОНАЛИИ:
КОВРОВА ПРАСКОВЬЯ НИКОЛАЕВНА (1893+1969) – доярка колхоза «Фундамент социализма» с. Юшта Шиловского р-на Рязанской обл.; дважды Герой Социалистического Труда. Прасковья Николаевна Коврова родилась 24 февраля 1893 в с. Юшта Спасского уезда Рязанской губ. (совр. Шиловский р-н Рязанской обл.). Русская. Окончила 3 класса церковно-приходской школы. Батрачила. С 1931 П.К.Коврова – работница колхоза «Фундамент социализма» с. Юшта. Вначале трудилась в полеводческой бригаде, потом – дояркой на молочно-товарной ферме (МТФ). Первоначально надои от каждой из закрепленной за ней коров составляли по 2,5 тыс. л молока, притом как передовики этого колхозы получали в среднем по 4 тыс. и более л молока. В 1938 П.Н.Коврова впервые получила от каждой коровы своей группы свыше 5 тыс. л молока и за это в 1939 была награждена Малой золотой медалью на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. После этого ее надои не снижались ниже 5 тыс. л, даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны. В 1951 она получила в среднем от 8 коров по 5786 л молока с содержанием молочного жира в среднем по 214 кг от каждой коровы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1952 за достижение высоких показателей в животноводстве в 1951 Ковровой Прасковье Николаевне было присвоено звание «Героя Социалистического Труда» с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1952 П.Н.Коврова была награждена Большой и Малой золотыми медалями на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и премирована легковым автомобилем «Победа». В 1954 надои П.Н.Ковровой впервые превысили 6 тыс. л: в среднем от каждой коровы она надоила по 6006 л молока. Впоследствии ее надои возросли до 6535 л молока от каждой коровы. До 1956 она была единственной дояркой в Рязанской обл., которая надаивала в среднем от каждой коровы более 6 тыс. л молока. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 февраля 1957 Ковровой Прасковье Николаевне за особо выдающиеся успехи в раздое коров, получении за 25 лет работы дояркой на колхозной ферме свыше 1100000 л молока, а в последние 2 года свыше 6500 л молока от каждой закрепленной коровы Коврова Прасковья Николаевна была награждена второй золотой медалью «Серп и Молот». Уже будучи широко известной за пределами Рязанской обл. П.Н.Коврова продолжала трудиться дояркой на молочно-товарной ферме и с 1957 надаивала от каждой из коров своей группы свыше 8 тыс. л молока в год. В газетах ее называли «Мать рязанских доярок». П.Н.Коврова трижды избиралась депутатом Верховного Совета РСФСР 2-го (1947 – 1951), 4-го (1955 – 1959) и 5-го (1959 – 1963) созывов. За время трудовой деятельности П.Н.Коврова была награждена орденом Ленина (02.02.1952), медалью «За трудовую доблесть» (08.01.1960), 3 Большими и 2 Малыми золотыми медалями ВСХВ и ВДНХ СССР. С 1961 П.Н.Коврова на пенсии, проживала в родном селе. Прасковья Николаевна Коврова скончалась 30 июня 1969; похоронена на кладбище с. Юшта Шиловского р-на. В июле 1959 в родном селе П.Н.Ковровой был установлен бронзовый бюст.
• Источник: Кузоватов С. Коврова Прасковья Николаевна// Сайт Герои страны: https://warheroes.ru/main.asp.
ИВАШКИН ВАСИЛИЙ ИЛЬИЧ (1908+1942) – майор, заместитель командира эскадрильи 608-го бомбардировочного авиационного полка Карельского фронта; Герой Советского Союза (первый из жителей Шиловского района). Василий Ильич Ивашкин родился 8 ноября 1908 в с. Юшта Спасского уезда Рязанской губ. (совр. Шиловский р-н Рязанской обл.) в семье рабочего. Русский. С 1922 по 1925 учился в Юштинской школе. Член ВКП (б) с 1931. В 1931 окончил 1 курс Ленинградского котлотурбинного техникума, работал помощником мастера котельного цеха на заводе. В Красную Армию В.И.Ивашкин был призван в 1932 Смольнинским райвоенкоматом города Ленинграда (совр. Санкт-Петербург). В том же году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, в 1934 Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в частях бомбардировочной авиации Ленинградского военного округа. Участник Советско-финской войны 1939 – 1940. С июня 1941 С.И.Ивашкин участвовал в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны. Заместитель командира эскадрильи 608-го бомбардировочного авиационного полка (Карельский фронт) майор Василий Ивашкин к маю 1942 совершил 31 боевой вылет на бомбардировку войск и военных объектов противника. 17 октября 1941 авиационное звено 608-го бомбардировочного авиаполка получило задачу нанести удар по ж.д. ст. Куолоярви. Возглавив эту группу, В.И.Ивашкин точно вывел её на объект, разбомбив пути и стоявший на них воинский эшелон противника. 4 ноября 1941 в составе звена майор Ивашкин В.И. нанёс бомбовый удар по вражескому аэродрому. Несмотря на мощный заградительный огонь, советские лётчики успешно выполнили задание: уничтожили 4 самолёта и повредили лётное поле аэродрома. 11 ноября 1941 звено, возглавляемое заместителем командира эскадрильи В.И.Ивашкиным, произвело фотографирование аэродрома Кемиярви и точно сбросило на него бомбовый груз. 17 мая 1942 во время выполнения очередного задания майор Ивашкин произвёл аэрофотосъемку, а на обратном пути уничтожил эшелон противника и обстрелял железнодорожную станцию. 18 мая 1942 отважный офицер лично произвёл разведку скопления танковых частей противника в районе Регозеро, а затем в составе группы из 4-х самолётов вылетел на бомбардировку объектов противника. Задание было успешно выполнено. Но при возвращении на свой аэродром советские самолёты-бомбардировщики подверглись нападению вражеских истребителей, которым удалось поджечь машину майора В.И.Ивашкина. Отстреливаясь, мужественный лётчик стал уходить на свою территорию. Из-за малой высоты полёта прыжок с парашютом исключался, и чтобы спасти экипаж, пилот решил посадить повреждённый самолёт. Но посадка оказалась неудачной, майор В.И.Ивашкин погиб. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками, и проявленные при этом мужество и героизм майору Ивашкину Василию Ильичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. За время службы в рядах советской армии В.И.Ивашкин награжден орденами Ленина и Красного Знамени. В.И.Ивашкин похоронен в братской могиле на территории парка имени Героя Советского Союза А.Н.Пашкова в г. Беломорске (Карелия). В г. Санкт-Петербурге на Большеохтинском кладбище установлен его кенотаф.
• Источник: Уфаркин Н.В. Ивашкин Василий Ильич// Сайт Герои страны: https://warheroes.ru/main.asp.
ЛАХТИКОВ ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ (1911+1969) – рядовой, стрелок взвода противотанковых ружей 835-го стрелкового полка 237-й Пирятинской стрелковой дивизии 40-й армии Воронежского фронта; Герой Советского Союза. Федор Алексеевич Лахтиков родился 21 июня 1911 в с. Юшта Спасского уезда Рязанской губ. (совр. Шиловский район Рязанской обл.), в крестьянской семье. Русский. Работал в колхозе. В июле 1941 Ф.А.Лахтиков был призван в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию Шиловским райвоенкоматом. Прошел месячную подготовку стрелка противотанкового ружья (ПТР). На фронтах Великой Отечественной войны с 29 августа 1941. Воевал под Москвой, Брянском, на Верхнем Дону. Попал в окружение и плен. В марте 1943 был освобожден наступавшими частями Красной Армии. После проверки зачислен во взвод противотанковых ружей 835-го стрелкового полка 237-й стрелковой дивизии. В составе полка участвовал в боях за освобождение Левобережной Украины. Особо отличился при форсировании р. Днепр. В ночь на 24 сентября 1943 в районе с. Гребени Кагарлыкского района Киевской обл. красноармеец Лахтиков одним из первых форсировал р. Днепр и принял бой с превосходящими силами противника, нанося ему большие потери. 30 сентября, когда противник ввел в бой танки, огнем из своего ПТР Ф.А.Лахтиков поджег 2 головных танка, следовавших прямо на его позицию, остальные танки повернули обратно. В этом бою, будучи раненым, он не оставил поле боя до конца отражения контратак противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1943 за успешное форсирование реки Днепр южнее Киева, прочное закрепление плацдарма на западном берегу реки Днепр и проявленные при этом отвагу и геройство красноармейцу Лахтикову Фёдору Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После госпиталя Ф.А.Лахтиков вернулся в свой полк, стал командиром минометного расчета. За отличие в боях при форсировании р. Днестр награжден медалью «За отвагу». День победы встретил в столице Чехословакии г. Прага. В августе 1945 участвовал в боях с японскими милитаристами на территории Китая. Был демобилизован в 1946. За время службы в рядах советской армии Ф.А.Лахтиков был награжден орденом Ленина (23.10.1943), медалями, в том числе, медалью «За отвагу» (03.07.1944). После войны Ф.А.Лахтиков вернулся на родину. Член ВКП(б)/КПСС с 1948. Жил и работал в родном с. Юшта. Скончался 21 июня 1969; похоронен на кладбище с. Юшта.
• Источник: Каргапольцев С. Лахтиков Федор Алексеевич// Сайт Герои страны: https://warheroes.ru/main.asp.
ПРИЛОЖЕНИЯ (ДОКУМЕНТЫ):
[1576 – 1577 г.]. ПРАВАЯ ГРАМОТА КНЯЗЯ ФЕДОРА ИВАНОВИЧА ХВОРОСТИНИНА ПО ЧЕЛОБИТЬЮ ТЕРЕХОВА ВОСКРЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ НА БОРТНИКОВ С. ИЖЕВСКОЕ СТАРОРЯЗАНСКОГО СТАНА РЯЗАНСКОГО УЕЗДА, НАСИЛЬСТВЕННО ЗАХВАТИВШИХ МОНАСТЫРСКИЕ ЛУГА.
Сии суд судил Царя и Великаго князя Ивана Василев[ича] всеа Русии дворедскои князь Федор Иванович Хво[ро]стинин в 84[1576] г. апреля в 1-й день. Тегался [с Ряза]ни Воскресения Христова Терехова монастыря игу[мен] в братии своей места Резанскаго уезда Ижевскаг[о села] з бортники с целовалником с Сенку с Логвиновым и [его] товарыщи по жалобнице.
И в жалобнице пишет: Государю Великому Князю Семиону Бекбулатовичю всеа Русии би[ет] челом государев богомолец Воскресения Христово Терехова монастыр[я] с Резани игумен Семион з братиею. Жалоба нам, Государь, Ижевскаго села на бортников но целовалника на Семен[а] Логвинова, да на его племянника Ондроско, да на Сенку но Широноса, да на его брата на Негу, да на Михаила Алексеева сына Софонова, да на Коншу Ондреев[а] сына Белаазерова, да на Ворону Филипова внука, да на Мурзу, да на Ивана Мижюкиных, да на Онисю Ивановых детей Чюдеева, да на Степана Ис[а]кова, да на Степана, прозвище Грач, да на Лесуту Се[лива]нова, да на Михаила Чюдеева, да на Гордея Осеева сына Коптина, да на Васку, прозвища Волчек, да на Помыку Нозарова Енина, да на Тимоху Медведева, да на Яшка Митина сына на Чюляпина, да на Федора на Июдина сына Нозарова, да на Иванка на Орапова Енина, да на Истомку на Семнова, а прозвище Грач, и на всех крестьян Ижевс[кого] села бортников, деелос, Государь, в 81[1573] г. о Илине дни. Косят, Государь, те ижевские бортники монастырьские луги носилством третей год и за межю перелезчи и за грани за Сухую Ушенку и до Брыстрои реки, за рубеж ходят силна, и межю, Государь, теряют, и государские грани секут, и столбы з гранми повыметали вон, а земля, Государь, воскресенскоя, и пчелы бортные повыдроли, и хмел дер[у]т же. И ставитца, государь, на том лугу сена по 1100 копен, и вотчин[ою во]скресенск[о]ю владеют, и сену, и хмелю, и пчелам и их носилству, что они владеют, что ты, Государь, укажет.
И против сея жалобницы Ижевскаго села бортники целовалник Сенка Логвинов, да племянник его Ондроска, да Сенка Широнос, да брат его Нега да Мишка Алексеев, да Конша Андреев сын Белазерова, да Ворона Филипов внук, да Мурза да Иванко Мижюкины, да Ониско Яковлев, да Стенка Исаков, да Стенка Грач, да Лесутко Селиванов отвечали за собя и за всех крестьян Ижевскаго села. А в ответе скозали: В 81[1573] г. о Илине дни мы, Господине, монастырьских Воскресенских Терехова монастыря лугов, и перелезчи за грани за Сухую Ушенку и до Брыстаи реки за рубеж, лугов их не кашивали, и граней их не секали, и столбов з гранями не выметавали, до и пчел бортных и хмелю не дировали, ни знаем, ни ведоем, тем нас игумен Семион поклепал.
Да в том же себя ималис за жереби, а свер жеребья, исщея игумен Семион подал ссылки своей памяти. И в памяти пишет: А шлемся, государь, в слух и в обыск про их носилства на государское село на Юшть, на николскова священника на Ивана, да на бортника Похома, да на Вонюту, да на Ивана Офонасева, да на вес приход Юштинскои с ворот на ворота, да на Петровых крестьян ... рьценских на Васю но Ширяева, да на Мишу на Мещерина, да на Якова на Чернышева, и на всю деревню с ворот на ворота, да на березовского на никольскаго священника, да на березовских крестьян на Сидора, да на Говрила на Ширяевых детей, да на Ероху, и но вес приход, да на сына борского на Ивана Федорова сына Трубицына, да на крестьян ево, да шлемся в Шиловскую волость на дети борские на Василя, да на Тимофея, да на Степана, и на их крестьян но Ивана Колемина да на новоселских его крстья, да на владычне село Саннъское, на вознесенских священников на попа Ляпу, да на Верещагу, да на крестьянина на Милова, и на вес приход вознесенскои с ворот но ворота, да на Федо...еву пустын на игумена благовещенского но Изосима, да на старца на Олферрья, и но всю братию, и на всех крестьян на Ивана на Корогодова, да на Нечая, да но Богдана, и но всех крестьян с ворот на ворота, да на игумена Оболотчи[н]скаго монастыря Успения Пресвятые Богородицы на Федосия з братиею, да на государева село Дехтеное на воскресенскова попа Дмитрея, да на бортников но Горяина, да на Богдана на Ениковых, да на Ш[и]шку, да на Серова, и на всех бортников с ворот на ворота, да на государева же село Деревенеск на пречистенскаиго священника на Костентина, да на его сына Онофрея, да на бортников но Ивана на Шихова, да на Леву Игнатева, да на Сысоя, и на всех бортников с ворот на ворота, да на детей боярских молышевских на Бориса да на Кузму, и но всех крестьян с ворот но врота, да на детей же боярских на суховских на Невзора Яковлева, да на Ортема на Бегунова, да на Юрю Яковлева, да на Помина Невзорова, и но их крестьян с ворот но ворота. Тем священником, и детем боярским, и крестьянам ведома, кое те ижевские бортники монастырские луги косят силна, и вотчиную владеют воскресенскую, и за межю перелезли и за грани после суда Никиты Романовича Юрьева. И ответчик Сенко Логвинов и его товарищи на тех на всех людей, которые в ысщеине Воскресенскаго монастыря игумена Семиона в сылочнои памети имяны писаны и в слух и в обыск, слался в послушевъство.
Исщея Воскресенская игумен Семион бил челом, а сказал: Велите, Господине, про те наши луги и про насилство сыскати, чтобы мое, Господине, Воскресенские вотчины от их носилства не запустела и наперед сего мы, Господине, искали тех же лугов и их носилства. Да подал другую ссылки своей памети, и в памти пишет: А сверх таво шлемся из виноватых на дела на судное списак на Никиты Романовича Юрева и на обыскные чертежи Прокофя Кашина, что, государь, те ижевские бортники обвинены в той земли игумену Деонисеи прежней з братиею в том деле в 78[1570] г. оправлен книгами обысками. И грамота государская дана розмежевалноя и бережелное послана. В государскои грамоте стряпчеи послан Иван Василев сын Омелянскои, да Иван Власев грани клал, и столбы копал, и сыск но них, игуменов Деонисев, даправлен, и на государскую грамоту шлюс.
И дворетскои князь Федор Иванович Хворостинин, выслушев исщеина воскресеннскаго монастыря игумена Семинава челобитя и ссылачные его памети, спросил ответчиков Сенки Логвинова и его товарищев: Вы на ту грамоту, котороя в ыщеине в ыгуменове Семионове в сылочно памяти написана шлетес ли? И ответчик Сенка Логвинов и его товарищи промолчали, не екали ничего. И дворетскои князь Федор Ивановичь спросил вдругоряд и ответчиков Сенки Логвинова и его товарыщев: Шлетес ли вы на ту грамоту, которые вы исщеине в Семионове в сылачнои памети написана? И ответчики Сенка Логвинов и его товарыщи не сказали ж ничего.
И дворедскои князь Федор Иванович Хворостинин велел перед собою ищее Воскресенскому игумену Семиону положити грамоту. Изщея игумен Семион подал з грамоты списак, и в списке пишет: По Цареву и Великаго Князя Ивана Василевича всеа Русии и от боярина и дворетскаго Никиты Романовича Юрева но Резан засетцкому приказщику Григорю Михалову сыну Ивашенцову. В 75[1567] г. искал перед мною с Резани Тереховскаго мносря игумен Семин Ижевскаго села на крестьянех на Олексеики на Митине сыне Федорове, да на Тренки но Санине, да на Мурзе на Мижюкине, да на Иванки на Гурутове и в товарыщев его места Ижевскаго села бою и грабежю на 50 рублев и на 4 рубли без 5 алтын, да владеня земляного на 17 рублев, да земли, и лугов, и лесу и по моему суду, и по судному списку, и по обыску, и по чертежю резанскаго писца Прокофья Пошина да подячего Алеши Быкова, а писали они но Резани пустые места и воеванные. Тереховскаго монастыря игумен Деонисеи з братиею оправлен в земле и в ыску, а Ижевскаго села крестьяне Алексеика Федним с товарыщи обинены, и иск но них, игуменов Деонисев, доправлен и отдан тереховскому игумену Деонисию, а земли, по Прокофеву чертежю Кашина да подячего Алеши Быкова, посылан размеживоти с Москвы государев царев и великаго князя полатнаи стряпъчеи Иван Василев сын Амелянскои да резанскои староста губной Иван Власев. И в размежнои памети написана на межи Воскресения Христово Тереховскаго монастыря земля Ижевскаго села з землею от Болшие Ушенки реки по Сухую Ушенку вверх, а у Болшие Ушинки дуд кроковист, а вверху поклон да вяз россоховат, а на дубу и но вязу грани, а от дуба и от вяза по Ушенки вверх, на дубу сухой направе тоя адна веть крива на воду, а на ней гран, а от дуба вяз росоховат, на нем гран, а от вяз[а] к дубу росоховатаго з бортью, на нем знамя верьбица поес, на нем гран. А от дуба к дубу же дуб росоховат, на нем гран, а от дуба же к дубу кривой верх в Россошны, против его за Ушенкую вяз сух, а на нем гран, а от дуба за Ушенку вяз сух, на нем гран, а от дуба по Ушенки и от вязу вверх на Порхоте стоит волха, на ней гран, и против ея вяз на ижевской стороне против волхи, а на волхе и на вязу грани, а от волхи и на вязу грани, а от волхи и от вязу к дубу, и на вязу гран, против дуба на ижевскаи стороне вяз росоховат, а на нем и на вязу моту, котороя велено стряпчему Ивану Омелянскому но монастырскую вотчину от ... межеват, шлетес ли.
И ответчики Сенка Логвинов с товарыщи простояли, не сказали ничего.
Изщея Терехова монастыря игумен Семион положил грамоту на суде за дьячею за Василеваю приписю, а в грамоте написана в 75[1567] г. перед бояринам и дворетским перед Никитую Романовичем Юрьева. И сказал с Резани Тереховскаго монастыря игумен Деонисеи Ижевскаго села на крестьянех на Олешки на Микитине сыне Федорова да на Мурзе на Мижикине и в товарищей их места Ижевскаго села бою и грабежю на 50 рублев на 3 рубли на 28 алтын на 2 денги да владеня земленого но 17 рублев. Да земли, и лесов, и лугу и по суду, и по обыску, и по чертежю резанскаго писца Прокофя Пашина да подячего Алеши Быкова Тереховскаго монастыря игумена Деонисия з братиею оправили в земле и в ыску, а Ижевскаго села крестьяне Алексеико Феднин с товарыщи обинены. Иск на них игуменов Деонисев доправлен и отдан Тереховскому игумену Деонисю з братиею, а земли их монастырьские посылана отмежеват полатнои стряпчеи Иван Омелянскои да резанскои губнаи староста Иван Власев. Да и по тому посылана в Касимов к Петру Протасеву великог[о] князя грамота. А велено Петру про то сыскати Ижевские волости бортников про Сенку Логвинова с товарыщи, их носилства около Терехова монастыря обыскати многими людми.
И в обыску попов, и детей боярских, и приказщиков, и бортников, и крестьян 1095 человек екали, попы по священъетву, а дети боярские, и приказщики, и бортники, и крестьяне по вяликаго князя креетъному целованю, что с прежним Тереховскаго монастыря сы игуменам з Деонисем ижевским бортникам в мнетръеких в лугах, которых нынече искал Тереховскаго монастыря игумен Семион, и тежба была, и в тех сказали в лугех игумен Деонисеи оправлен, а Ижевскаи волости бортники обинены и иск но них, игуменов, доправлен. И по речке по Сухой Ушенки до Быстрой реки межю Иван Омелянскои да Иван Власев положили и грани побили, ижевские бортни Сенка Логвинов с товари за рубеж ходят, а монастыръекие луги силна косят, и вотчины монастырьские ходят, и грани теряют, и столбы выметовали, и хмел и пчелы дерут, а что Тереховскаго мнетря игумен Семион искал Ижевскаи волости на бортниках на 3 годы, сена 6300 копен, по алтыну за копну, приговорил отставити потому, что Ижевская волость — государева дворцовая волость, идет с нея Государю Царю и Великому Князю медвенои и денежной оброк всякой.
И велел Терехова монастыря игумену Семину з братиею или по нем в том в моностыре игумены будут теми луги по Сухой Ушенки и до Быстрой реки по прежним по старым межам и по граням владети, а Ижевские волости крестьянам вперед теми монастырьскими лугами и бортми, которые урочища в сей правой грамоте писаны, не владети, и сена не косити, и бортей не драти. И сю правую грамоту тереховскому игумену Семиону з братиею или по нем в том в монастыре кто иныи игумены и братия будут на те их монастырьские вотчины луги, которые в сей грамоте урочище писаны. У грамоты печат дворетскаго князя Федора Ивановича Хворостинина. Писана грамота на Москве ле 85[1577] г. Припис у грамоты дияка Офонася Демъянова.
• Публикация: Памятники русской письменности XV – XVI вв.: Рязан. край/ Под ред. С.И.Коткова. – Москва; Наука, 1978. – С. 116 – 121.
Свидетельство о публикации №222110401736