Юшта, Санское поселение

ЮШТА – село в составе Санского сельского поселения Шиловского района Рязанской обл. Расположено на левом берегу Киструсской старицы р. Оки вблизи ее устья в 4,5 км к вост.-сев.-вост. от центра поселения с. Санское и в 7,3 км к сев.-сев.-зап. от пгт Шилово. По данным Всероссийской переписи населения 2010 в с. Юшта постоянно проживает 242 чел. (в 1989 – 616 чел.).

Совр. с. Юшта образовалось во второй полов. 19 – начале 20 вв. в результате слияния двух смежных селений: собственно с. Юшта и примыкавшей к нему с юго-зап. д. Муромка. Происхождение названия с. Юшта не установлено. Согласно «Толковому словарю» В.Даля, юфть ж. или юхть, юхоть и юхта (болгарск.?) – кожа рослого быка или коровы, выделанная по русскому способу, на чистом дегтю. Юха ж. – црк. навар мясной, рыбий, похлебка вообще. Юшка – юж. зап. то же, всякий навар, особо рыбий. Юша об. – ниж. тмб. мск. зюзя, насквозь мокрый, от дождя. Михайловские краеведы И.Журкин и Б.Катагощин полагали, что село получило название по оз. Юштинскому (совр. оз. Тишинское) у к-рого расположено. По мнению шиловского краеведа А.П.Гаврилова, название селения, возможно, имеет финно-угорские корни и связано с морд. словом шта – воск.

Согласно одному из мест. преданий, «Село Юшта возникло после нашествия татар. По озеру Ратному (совр. Киструсская старица р. Оки) было большое сражение. И в этом сражении был убит первый помощник и храбрец хана. Звали его Юхтой. После на этом месте хан построил селение, и в память об убитом любимом помощнике назвал его Юхтой. Потом стали называть Уюштой, а теперь Юштой» (В.К.Соколова).

Др. предание связывает возникновение с. Юшты с именем холопа Андрея, по прозвищу Ослоп: «В Терехове монастыре был холоп по имени Андрей Ослоп. Ослоп это дубина такая, которой дрались. Своё прозвище Андрей получил за громадный рост и неусмиримый характер: стоит чуть кому слово против него сказать – тотчас в драку бросался. Надоело это настоятелю монастыря и отдал он Андрея в услужение богатому барину из Москвы. В барски-то хоромах не поозоруешь, чуть что не так – на конюшню и плетьми охаживали. Взбунтовался Андрей от такой жизни, кнуты об него рвали, а он всё одно – бунтует. Однажды от такой какой-то обиды взял, и поджёг барский дом. Всё дотла сгорело, вместе с барином и его семьёй. Объявили Андрея в розыск, награду обещали. А он по кабакам ходит, вино пьёт, а как расплачиваться пора подойдёт, Андрей бумагу розыскную кабатчику под нос сунет: вот, мол, с кем дело имеешь. Тот от платы и откажется, лишь бы живым остаться. Долго так куролесил Андрей, потом прибился к какому-то казацкому атаману, на Дону погулял. Столько бед натворил и сказать нельзя. К старости потянуло его на Родину. Пошёл. Покуда шёл, нашёл на дороге женщину убитую, а в поле ребёнок – девочка – полозит. Жалко стало Ослопу дитё, взял с собой, накормил, стал растить. Так, что когда до Терехова добрался, девчоночка уже малость оклемалась. Настоятель монастыря как прослышал, что знаменитый разбойник Андрей Ослоп прибыл – сразу к юштинскому барину за помощью. Тот слуг посильнее подобрал, напали на Андрея, повязали. Стал барин его допрашивать. «Чья это девчонка, откуда и куда ты её хочешь девать?». Повинился Андрей, рассказал как дело было. И сказал, что хотел вырастить её, как дочь. Пронял рассказ Ослопа барина до слёз. Разорвал он на нём верёвки, простил все прегрешения и разрешил поселиться на свое земле в Юште. Некоторые полагают, что Ослоп и основал Юшту, но это не так».

Согласно еще одной легенде, «Когда-то царь пожаловал барину близ с. Юшты земли до берега Оки. А барин был жадный, пытаясь земли заиметь побольше, выгнал ночью своих слуг, и приказал им отвести Оку подальше от села. Слуги за ночь прокопали новое русло, старое же закопать не успели – так и осталось у Юшты озеро. А Ока пошла по новому руслу – это озеро Ратное» (совр. Киструсская старица р. Оки).

Д. Муромка, по мест. преданию, была основана выходцами из г. Мурома: якобы, невесте местного барина было дано в приданое её родителями 50 душ крепостных. После свадьбы и переезда на новое место жительства молодые привезли и крепостных из Мурома, поселив их отдельной дер., получившей наименование Муромка.

Впервые Юшта упом. в выписи из несохранившихся писцовых и вотчинных книг 1563 письма и меры Григория Плещеева и Киприяна Дедешина с товарищами, включенной в правую грамоту, выданную в 1584 Тимофею Дмитриевичу Шиловскому с родственниками по тяжбе между ними и дьяком Андреем Васильевичем Шерефединовым. В указанной выписи, среди прочих, упом. «юштинские бортники», однако, никаких дополнительных данных не содержится, поэтому неясно, являлось ли Юшта в указанное время деревней или селом. Впервые Юшта в качестве села упом. в правой грамоте, выданной в 1576 кн. Федором Ивановичем Хворостининым по челобитью Терехова Воскресенского монастыря на бортников с. Ижевского Рязанского уезда, в к-рой тереховский игумен Симеон, в доказательство своей правоты, ссылается, как на свидетелей, на крестьян «государского (принадлежащего государю, дворцового) села Юшть».

В начале 17 в. с. Юшта Старорязанского стана Рязанского уезда являлось уже владельческим и состояло в поместье по жеребьям (долям) за кн. Григорием Васильевичем Тюфякиным и думным дьяком Иваном Ивановичем Чичериным. Вероятно ок. 1628, после неудачного посольства кн. Г.В.Тюфякина в Персию, его поместье было передано дьяку Венедикту Матвеевичу Махову, что отразилось в писцовых кн. 1629 – 1630, где впервые дается описание с. Юшта с Николаевской церковью: «За дьяком за Венедиктом Матвеевым сыном Маховым, по государеве цареве и великаго князя Михаила Феодоровича всеа Русии грамоте, какова прислана к писцом, за приписью дьяка Непокоя Кокошкина 138 (1630) г., что дано ему князь Григорьево поместье Тюфякино – половина села Юшты без жеребья, на озере на Боровом, а в нем церковь во имя Николы Чудотворца древена клетцки, а церковь и все строение мирское, да у церкви на погосте дворы церковных причетников: дв. попа Петра Макарьева, дв. попа Ананьи Макарьева, дв. дьячка Васки Иванова; пашни паханые церковные худые земли 4 чети, да перелогом и лесом поросло 6 чети в поле, а в дву потомуж, сена церковнаго на Чернятине истоке подле Оки реки на берегу 40 копен, да на лужку на Пересухе 20 копен; в селе ж место дворовое помещиково, дв. люцкой, дв. помещиков, крестьянских 5 дв., в них людей 16 человек, 30 дв. бобыльских, а людей в них 60 человек, 11 дв. пустых».

По данным окладных кн. 1676 с. Юшта значится уже в вотчине стольника кн. Василия Ивановича Хилкова и впервые упом. д. Муромка, примыкавшая к с. с юго-зап. При церкви «великого чудотворца Николая» в с. Юшта значатся: «Дв. поп Иван, дьячек Серешка Ананьин, дв. Лунька Ананьин, дв. пономарский; церковные пашни 8 четв. в поле, в дву потомуж, сена на 190 копен, сколько той земли и сенных покосов в писцовых книгах написано, поп Иван сказал – не ведает – выписи нет. В приходе к той церкви дв. вотчинников стольника князя Василья Хилкова, да в том же селе и в дер. Муромке крестьянских 91 дв., да бобыльских 12 дв. И по окладу с тое церкви дани платить 3 руб. 1 алтын 2 денги. А стараго окладу 2 руб. 11 алтын 2 денги. И по новому окладу перед прежним прибыло 23 алтына 2 денги».

В дальнейшем владельцем с. Юшта и д. Муромка был сын кн. Василия Ивановича Хилкова, стольник кн. Яков Васильевич Хилков, а затем их родственники – кн. Михаил и Василий Матвеевичи Оболенские. В 1685 по отказной грамоте кн. Михаила и Василия Матвеевичей Оболенских с. Юшта и д. Муромка перешли во владение окольничего Петра Матвеевича Апраксина (1659+1728) в качестве приданного за его женою кн. Степанидою Оболенской.

В 1708 – 1719, в результате администр. реформ имп. Петра I, с. Юшта и д. Муромка были отнесены к Переяславль-Рязанской провинции Московской губ. В 1778, в результате новой администр. реформы, осуществленной имп. Екатериной II, они вошли в состав Спасского уезда Рязанской губ.

Во второй полов. 18 в. владельцем с. Юшта и д. Муромка был генерал-поручик Петр Сергеевич Свиньин (1734+1813), открывший здесь в 1781 суконную мануфактуру, на которой вырабатывалось сукно, миткаль и каразея для вольной продажи в Москве. На мануфактуре работало от 100 до 300 крепост. крестьян, ежегодно производивших  «50 и более половинок» (в каждой половинке было 44 аршина) сукна. Суконная мануфактура в с. Юшта просуществовала до 1821. В январе 1783 генерал-поручик П.С.Свиньин обратился к преосвящ. Симону (Лагову), еписк. Рязанскому и Зарайскому, с просьбою о дозволении вместо ветхой деревянной Николаевской церкви построить в с. Юшта новую кирпичную в прежнее храмонаименование. На это прошение последовала следующая резолюция владыки Симона: «Быть по прошению сему багословляем и, по разсмотрении, консистория имеет нам доложить и, грамоту написав, представить к подписанию». К 1786 строительство новой кирпичной Николаевской церкви с такою же колокольнею в с. Юшта было завершено и церковь была освящена.

К 1797, по данным 5-й ревизии и «Экономических примечаний к Планам генерального межевания (ПГМ)», в с. Юшта и д. Муромской Спасского уезда Рязанской губ. насчитыв. всего 210 дв., в к-рых проживало 1182 души муж. и 1172 жен. пола. В с. Юшта насчитыв. 165 дв. (745 муж. и 734 жен.); в д. Муромской насчитыв. 45 дв. (434 муж. и 438 жен.). Межевая дача составляла 4.752 дес. 647 кв. саж.; из них под усадьбами – 81 дес. 893 кв. саж., пашня – 1593 дес. 1252 кв. саж., сенные покосы – 491 дес. 123 кв. саж., лес – 1500 дес. 1213 кв. саж., неудобья – 785 дес. 1966 кв. саж.

На момент проведения межевания в числе землевладельцев межевой дачи с. Юшта и д. Муромской значился действительный тайный советник и сенатор Петр Сергеевич Свиньин (210 дв., 1182 муж. и 1172 жен.).

«Экономические примечания» дают следующее описание с. Юшты и д. Муромской: «Селениями село при озере Боровом, церковь каменная Николая Чудотворца, дом госпоцкой деревянной и суконная фабрика о 6 станах, на коих ткутца сукна суровыя шириною 1 и 3/4 аршин, длиною каждая половинка 41 аршин и вырабатывается в год собственными крестьянами для домашняго употребления 180 половинок, поставки-ж казенной нет. На оною фабрику покупаится шерсть в городе Козлове, ценою каждый пут по 6 р. Деревня при озере Ратном. А дача реки Оки и речки Игодки на левых, и па обе стороны помянутой речки Игодки. Река Ока в летнее время глубиною бывает на 2 сажени, шириною на 200 сажень. По ней бывает верх и вниз из разных городов судовой ход стругами, барками с хлебом, железом, солью и другими припасами. Продолжается от разлития полой воды и до замерзания оной речки. В реке рыба – осетры, стерледи, белая рыбица, судаки, шерешперы, лещи, сомы, ези, щуки, окуни, налимы, пискари, плотва и ерши. А речка пересыхаит. Внутри-ж дачи состоит 19 озер; в них рыба – щуки, лещи, окуни, лини, караси и плотва. Грунт земли пещаной. Урожай хлеба посредственной. Покосы хороши. Лес строевой и дровяной: осиновой, сасновой, березовой и ольховой, но для поташа не способен, а к строению годный, толщиною в отрубе от 5 и 6 вершков; вышиною от 6 до 7 сажен; в нем звери – волки, лисицы, зайцы, белки, горностаи; птицы – соловьи, сой, чижи, щеглы, дрозды, ястреба, тетерева, куропатки, сороки, вороны, галки, в полях – перепелки и жаворонки, на озерах – дикия гуси, утки и кулики. Крестьяне на оброке и платят помещику в год по 8 р. с тегла. Промышляют хлебопашеством и отоходят в работники для гонки стругав».

К Николаевской церкви с. Юшта 2 участка писцовой церковной земли: 1) пашни 15 дес.; сенных покосов 3 дес.; неудобных мест 240 кв. саж. Всего земли 18 дес. 240 кв. саж.; 2) пашни 15 дес. 458 кв. саж. Всего земли 15 дес. 458 саж. «На суходоле. Грунт земли пещаной. Урожай хлеба посредственной. Покосы лутчия».

В 1829 причтом Николаевской церкви с. Юшта испрашивалось разрешение на поправку церкви, а в 1831 – на возобновление иконостаса.

В первой полов. 19 в. владельцем с. Юшта и д. Муромка был один из богатейших помещиков Спасского уезда, уездный предводитель дворянства действит. статский советник Александр Иванович Колемин. Ок. 1850 по его инициативе 10 крестьянских дв. были переселены из с. Юшта на 0,5 версты к сев.-вост., на берег оз. Юштинского (совр. оз. Тишинское), образовав новое селение, получившее название Малая Юшта, Поляны тож, в отличие от основного села, которое стало именоваться Большая Юшта. Однако, крестьяне Большой и Малой Юшты по прежнему составляли одну общину и одно поселение.

К 1859, по данным «Списков населенных мест Российской империи», в с. Юшта Спасского уезда Рязанской губ. при колодцах насчитыв. 156 дв., в к-рых проживало 730 душ муж. и 731 жен. пола; в д. Муромка Спасского уезда Рязанской губ. при оз. Боровом и колодцах насчитыв. 90 дв., в к-рых проживало 414 душ муж. и 434 жен. пола. В с. Юшта имелась 1 православ. церковь. С. Юшта и д. Муромка состояли в 1 стане Спасского уезда и находились в 19 верстах от квартиры станового пристава в д. Киструс (Слобода) и в 35 верстах от уездного г. Спасска. На момент отмены крепост. права все крестьяне с. Юшта и д. Муромка были крепост. помещ. статского советника Александра Ивановича Колемина (1813+1898).

С 1861 по 1925 с. Юшта являлось администр. центром Юштинской волости Спасского уезда. В 1861, в ходе осуществления реформы по отмене крепост. права, в с. Юшта и д. Муромка произошли аграрные беспорядки: местные крестьяне отказались от уплаты оброка и недоимок по нему своему бывшему помещ. Колемину.

Во второй полов. 19 – начале 20 вв. происходит постепенное слияние с. Большая Юшта и д-нь Малая Юшта и Муромка, тем более, что крестьяне всех трех селений составляли одно сельск. общ-во (общину). В 1869 свящ. И.В.Калининым в с. Юшта была открыта церковно-приходская смешанная одноклассная школа, позднее перешедшая в ведение земства. Пожарами было уничтожено: в 1878 – 78 дв., в 1880 – 14 дв., в 1881 – 18 дв., в 1883 – 5 дв., в 1884 – 6 дв. и в 1886 – 22 дв. В 1884 спасскими купцами Серг. Данилов. Топорковым и Серг. Петр. Подлазовым в с. Юшта был учрежден крахмальный завод. По данным 1886 на нем работало 19 чел. и ежегодно производилось 22.000 пудов крахмала; доход предприятия составлял 26.000 руб. Завод работал 2 – 2,5 месяца в осеннее время, продолжительность рабочего дня составляла 13 – 14 час., оплата труда рабочих составляла 13 руб. ежемесячно.

По данным подворной переписи 1886 с. Юшта (и д. Муромка) Юштинской вол. Спасского уезда располагалось при оз. Юштинском, частью на пригорке, частью на ровном месте у р. Оки. В с. Юшта проживало 1538 душ муж. и 1614 жен пола (всего 3152 чел.), в т.ч. 469 домохозяев. На стороне проживало 9 семей (40 чел.). Из не приписанных к общ-ву в с. проживало 7 семей (15 муж. и 17 жен.). Грамотных было 416 муж. и 13 жен.; 64 мальч. и 2 девоч. учились в школе.

За крестьянами с. Юшта было закреплено 2967 дес. обществ. земли, по 2,8 дес. на надельную душу. Безземельных было 16 семей (40 душ). Межевая дача в одной отрубной меже, в плане прямоугольная, почти квадратная, с несколькими отрогами и с. в середине. Землевладение общинное; пашня состояла из 36 участков и была поделена по ревизским душам в 1861; с того времени общих переделов не было. Душевые наделы имели от 10 до 80 саж. длины и от 1 арш. до 1 саж. ширины. Дальние наделы находились в 4 верстах от с. Луга (всего 1797 дес.) почти все поемные, хорошие, только ок. 140 дес. посредственных, суходольных; были поделены в 1861 на участки и с тех пор не делились, но ежегодно бывала передвижка отд. участков и передел каждого участка между домохозяевами. Лес (120 дес.) – кустарник, рос по лугу и вырубался весь одновременно каждые 3 года. На территории межевой дачи есть 15 дес. торфа, но им никто не пользуется. 3 семьи владели 16 дес. пашни, 3 дес. луга и 26 дес. леса (всего 45 дес.) на правах част. собственности. В с. сдавалось в аренду 11 душевых наделов за уплату податей. 140 семей каждая по отдельности арендовали 139 дес. лугов за пределами общины у крестьян сс. Ижевское и Выжелес по 17 – 20 руб., а чаще всего по 18 руб. за дес.

Почва супесчаная, местами иловатая, ровная, часть заливалась полой водой. Урожайность озимых (рожь) составляла сам-7; яровых (овес) – сам-5, сена на раскладоч. единицу накашивалось по 225 пудов. В с. содержалось 666 лошадей, 1832 коровы, 1658 овец и 1522 свиньи. 13 дв. имели по 3 и более лошадей, 243 дв. – по 2 и более коров. Не имели лошади 95 дв., не имели коровы – 52 дв., без лошади и коровы было 34 дв. В с. было 659 плодовых деревьев и 317 колод пчел. 367 домохозяев имели по 1 избе, 62 домохозяина – по 2 избы. Бездомовых было 24 домохозяина. Не имели ни земли, ни избы 8 домохозяев. Всего в с. было 486 деревянных и 8 кирпичных избы; из них 18 крыты деревом и железом, 476 – соломой; 457 изб топилось по белому, 37 – по черному. Отапливались дровами, для покупки к-рых ездили за 15 верст. В с. насчитыв. 113 деревянных и 311 плетневых заборов, 70 клетей (горниц), 18 амбаров и сараев, 625 риг и овинов. Хорошей воды было достаточно: кроме колодцев ее брали из ближайших озер. Рынками служили сс. Санское, Киструс, Ижевское, Желудево и Путятино.

Мест. промыслами занимались 158 семей; из них 73 рыболова, 35 обрабатывали чужие наделы, 18 косарей, 13 муж. и 4 жен. сельск. работников (батраков), 15 муж. и 1 жен. пастухов, 12 бондарей, 5 сторожей, 5 кузнецов, 1 муж. и 2 жен. поденщики, 2 крендельщика, 2 плотника, 2 портных, 2 сапожника, 1 пильщик, 1 кирпичник, 1 печник, 1 овчинник, 1 ткач, 1 писарь, 1 торговец и 1 ростовщик. На заработки в отход уходили 567 муж. и 1 жен., в т.ч. 310 чернорабочих и 4 подрядчика на черные работы, 92 бондаря, 49 кирпичников, 42 ломовых извозчика, 35 возчиков кирпича на лодках, 10 прикащиков, преимущ. на кирпич. з-ды, 4 артельщика, 4 дворника, 4 сторожа, 3 половых, 2 лакея, 2 ткача, 2 полицейских, 1 кухарка, 1 портной, 1 сапожник, 1 наборщик в типографии и 1 пожарный. Из чернорабочих до 250 чел., т.н. крючников, уходило в г. Рыбинск, большинство др. чернорабочих и ломовые извозчики – в г. Санкт-Петербург, кирпичники, возчики кирпича и приказчики на кирпич. з-дах – в гг. Ригу и Митаву, бондари – в гг. Херсон, Одессу, Царицын и в Крым. В с. имелись волост. правление, православ. Николаевская церковь, земская школа, крахмальный и кирпич. заводы, 3 кузницы, 8 крупорушек, пекарня, маслобойня, трактир, чайная, 2 винные, 2 с красным товаром и 3 мелочных лавки.

По данным на 1886 в с. Юшта действовало земское одноклассное смешанное начальное училище (школа), помещавшееся в собственном одноэтажном деревянном здании площадью 72 кв. аршин крытом тесом с 5 окнами. Здание отапливалось русской печью. Стоимость содержания школы обходилась земству в 432 руб. ежегодно. Плата за обучение не взималась. Крестьяне расходовали на содержание училища 332 руб. в год, из к-рых 266 руб. уплачивались земству, остальные шли на отопление, наем сторожа и оплату квартиры для учительницы. Обучались в училище 78 мальч. и 7 девоч., все из самого с. Юшты. Все учащиеся были из крестьян. Учебный год начинался 1 сент., а заканчивался 15 мая, насчитывая 150 учебных дней по 6 учеб. часов в день. Полный курс обучения составлял 3 года, в 1886 его окончило 8 мальч. В училище преподавали законоучитель (с 1869 свящ. И.В.Калинин) и 1 учительница (с 1881 закончившая курс училища при Казанском мон. А.И.Иванова). Попечителя не было.Учительница проживала в особой квартире. Биб-ки не было.

К 1890, по данным И.В.Добролюбова, в с. Юшта имелась кирпичная Николаевская церковь с 2 престолами: главным – во имя свт. Николая Чудотворца, и придельным – в честь Трех Святителей. В причте по штату 1873 состояли свящ. и 2 псаломщ. Во владении причта находилось 36 дес. пахотной земли. При церкви имелся неприкосновенный капитал на сумму 2753 руб. В состав прихода Николаевской церкви с. Юшта, помимо самого села, в к-ром насчитыв. 204 дв., входили близлежащие д-ни Муромка (167 дв.), Поляны (Малая Юшта, 37 дв.) и Софоновка (19 дв.), в к-рых проживало всего 1386 душ муж. и 1427 жен. пола, в т.ч. грамотных 795 муж. и 51 жен.

В 1891 Николаевская церковь в с. Юшта была поновлена и распространена, причем в ней устроили еще один придел – в честь Казанской иконы Божией Матери.

С. Юшта упом. в «Полном географическом описании нашего Отечества» (1902): «От устья р. Пары р. Ока окончательно отдаляется от железнаго пути, принимая, в общем, направление к северу. Первое значительное село на Оке находится на левом берегу реки, в 6 вер. от устья р. Пары. Это Юшта, имеющая до 4.000 ж., вол. пр. и лавки. В эпоху освобождения крестьян Юшта принадлежала А.И.Колемину, который владел в то время в Спасском уезде 20 тыс. дес. земли. Колемины – древний дворянский род, члены котораго были в 16 в. осадными воеводами в Зарайске, Пронске, Рязани и Переяславле Рязанском».

К 1905 в с. Юшта при оз. Ратном (впадающем в р. Оку), Боровом и Юштинском и д. Муромка при оз. Ратном Юштинской волости Спасского уезда насчитыв. всего 592 дв., в к-рых проживало 1758 душ муж. и 1816 жен. пола (всего 3574 чел.). В с. имелись волост. правление, кирпичная Николаевская церковь, земская и церковно-приходская школы, казенная винная лавка и крахмальный завод. При с. Юшта располагались усадьба (1 чел.) при р. Оке и хут. Ферма при оз. Спуд спасского купца С.П.Подлазова; и хут. крестьянки К.Н.Обидиной (19 муж. и 3 жен.).

С 1918 по 2006 с. Юшта являлось администр. центром сельск. совета (с 1995 – сельск. округа). В ноябре 1918 крестьяне с. Юшта приняли участие в антисоветском восстании, вызванном деятельностью комбедов и продразверсткой. В 1918 в с. Юшта вспыхнул антисоветский мятеж. Восставшие собирались идти на г. Спасск, громить Советы, однако это крестьянское выступление было быстро подавлено отрядами Красной Армии.

31.08.1925, согласно Постановлению Президиума ВЦИК РСФСР, Юштинская волость была упразднена, а ее селения включены в состав укрупненной Шиловской волости Спасского уезда. Постановлением ВЦИК от 12.07.1929 была упразднена Рязанская губ. и входившие в ее состав уезды и волости; вместо них вводилось администр.-террит. деление на области, округа и районы. В результате с. Юшта было включено в состав Шиловского р-на Московской обл. В 1929 в с. Юшта была осуществлена коллективизация сельск. хоз.: на быв. помещичьих и крестьянских землях сс. Шилово, Юшта, Борок и Березово был создан совхоз «Гигант». Однако, очень скоро стали ясно, что создание огромного государственного предприятия при отсутствии механизации с.х. себя не оправдывает, и уже зимой 1931 совхоз «Гигант» был упразднен. Из его состава был выделен целый ряд колхозов, в частности колхоз «Фундамент социализма» с. Юшта. В 1936 нач. школа в с. Юшта была преобразована в неполн. среднюю.

26.09.1937 Постановлением ЦИК СССР была создана Рязанская обл., в состав к-рой включен Шиловский р-н с с. Юшта. 23.11.1939 распоряжением оргкомитета по Рязанской обл. была закрыта Николаевская церковь с. Юшта. К 1940 в с. Юшта Шиловского р-на Рязанской обл. насчитыв. 848 дв.; имелись неполн. средняя школа, клуб, биб-ка; действовали бондарный цех, колхоз, молочно-товарная ферма (МТФ), пристань на р. Оке. В Юштинской неполн. средней школе (директ. Александр Серг. Виноградов) работало 16 учит. и обучалось 525 учащ. (1937). Министерство речного флота СССР построило в селе кирпичный завод, который впоследствии был передан мест. колхозу. Многие семьи занимались выработкой кирпича в домашних условиях. Из этого кирпича были построены большинство домов и зданий в с.

В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 большая часть мужского населения с. Юшта сражалась на фронте. Несмотря на нехватку рабочих рук, техники и скота, жители с. оказывало посильную помощь фронту: из собранной у населения шерсти здесь вырабатывались валенки для бойцов Советской Армии. В период уборки урожая для работы в колхозе стали привлекать школьников, из числа которых были организованы отряды и звенья плодородия. Зачастую, из-за нехватки тягловой силы лошадей и техники, колхозную землю вскапывали лопатами. Так весной 1944 под посевы проса 120 – 150 местных колхозниц вскопали лопатами 25 га целины. Весь период войны колхоз «Фундамент социализма» с. Юшта числился в числе передовых хозяйств области, и в 1944 сдал в фонд Красной Армии рекордное количество зерна – 6060 пудов. С. Юшта – родина двух Героев Советского Союза: заместителя командира эскадрильи 608-го ближнебомбардировочного авиаполка майора Василия Ильича Ивашкина (1908+1942) и стрелка взвода противотанковых ружей рядового Федора Алексеевича Лахтикова (1911+1969).

В послевоенные годы колхоз «Фундамент социализма» с. Юшта оставался одним из лучших в Рязанской обл. Длительное время здесь работала одна из самых известных доярок России – Прасковья Николаевна Коврова (1893+1969), дважды Герой Социалистического Труда. В 1960, к 43-й годовщине Октябрьской революции, в с. Юшта был построен 2-хэтажный Дом культуры на 350 мест. К 1964 в с. Юшта насчитыв. 658 дв., в к-рых проживало 2165 чел. В 1971 в память о воинах-земляках, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны, в селе был установлен обелиск. К 1980 в с. Юшта проживало 1200 чел.; имелись отд. связи, медпункт, сред. школа, дом культуры, биб-ка, магазины; действовали отд. совхоза «Санский» (с. Санское), молочно-товарная ферма (МТФ), пристань на р. Ока.

В постперестроечное время, в 2003, верующим было возвращено здание сельск. церкви, главный престол к-рой был освящен во имя Казанской иконы Божией Матери. В настоящее время храм восстановлен, является действующим.

По данным на 2019/20 в с. Юшта имеются отд. почтовой связи, фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) и биб-ка.

Достопримечательности:
• Храм Казанской иконы Божией Матери (Казанская церковь). Построен в 1786 по инициативе и на средства генерал-поручика Петра Сергеевича Свиньина.
• Памятник уроженке села Прасковье Николаевне Ковровой (1893+1969), дважды Герою Социалистического Труда. Установлен в 1959 (скульп. А.С.Алахвердянц, архит. И.С.Француз).
• Памятник односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941 – 1945. Установлен в 1971.

Известные уроженцы:
• Коврова Прасковья Николаевна (1893+1969) – доярка колхоза «Фундамент социализма» Шиловского района, дважды Герой Социалистического Труда (1952, 1957). Награждена 3-мя Большими и 1 Малой золотыми медалями ВДНХ. Депутат Верховного Совета РСФСР.
• Ивашкин Василий Ильич (1908+1942) – майор, заместитель командира эскадрильи 608-го ближнебомбардировочного авиаполка, Герой Советского Союза (1943, посмертно – первый из жителей Шиловского района).
• Лахтиков Федор Алексеевич (1911+1969) – рядовой, стрелок взвода противотанковых ружей 835-го стрелкового полка, Герой Советского Союза (1943).


Рецензии