Федосеева Благовещенская пустынь

ФЕДОСЕЕВА БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ. Федосеева Благовещенская пустынь (небольшой, нештатный монастырь) находилась на левом берегу р. Оки в Старорязанском стане Рязанского уезда у совр. с. Федосеево-Пустынь (Шиловский район Рязанской обл.). Пустынь располагалась в том месте, где позднее стояла сельская Благовещенская церковь.

Время основания Федосеевой Благовещенской пустыни не известно, но в начале 16 в. она уже существовала, так как в грамоте, выданной царем Федором I Ивановичем игумену Федосеевой пустыни Серапиону, сказано, что «дана та грамота з жалованной ветхой грамоты деда ево государева, великаго князя Василья Ивановича всеа Русии» [вел. кн. Василий III Иванович правил в 1505 – 1533].

В 1534 великий князь Иван IV Васильевич (1534 – 1584) выдал игумену Федосеевой пустыни Иннокентию жалованную несудимую грамоту, которой было велено «монастырских слуг и крестьян ему игумену во всяких делах судить и посылать по них даннаго с Москвы дьяка певчего Артюшку Протопопова сына Гурьева, а иным никому в монастырские вотчины не въезжать». В 1574 царь Иван IV Васильевич по челобитью игумена Федосеевой пустыни Зосимы с братьею послал на Рязань к денежному сборщику Ивану Власьеву дополнительную грамоту, которой велено «денежный оброк за оз. Велья платить на Москве в Приказе Большаго Дворца посрочно».

В 1585 царь Федор I Иванович (1584 – 1598) выдал игумену Федосеевой пустыни Серапиону подтвердительную жалованную несудимую грамоту, в которой сказано, что «дана та грамота з жалованной ветхой грамоты деда ево государева, великаго князя Василья Ивановича и отца ево Ивана Васильевича всеа Русии». В 1587 тому же игумену была выдана подтвердительная грамота на оз. Велье.

Царь Михаил Федорович (1613 – 1645) в 1616 выдал игумену Федосеевой пустыни Авраамию с братьею грамоту следующего содержания: «Мая в 5-й день дана государева жалованная грамота Резанскаго уезда Старой Резани Благовещенсково монастыря Федосьевой пустыни Вердеревских, что на Вельне озере, игумену Абрамею з братьею…них жалованных грамот на их монастырскую слободу да на селище, а в той жалованной грамоте написано: хто у них в их монастырской слободе и в селище учнет жити, их монастырских людей и крестьян, и их людем и крестьяном государевых никаких податей и денежных всяких поборов и казачьих хлебных запасов и кормов с сошными людьми не давати, опричь наших денег и стрелецких запасов и городового и острожново дела; а ямские и…деньги и стрелецкие и хлебные запасы давати и городовое и острожное дело делать з живущего…сошными людьми вместе, а бояре и наместницы и тиуны их монастырских людей и крестьян не судят ни…душегубства и разбоя и татьбы с поличным, а ведает и судит игумен з братьею тех своих монастырских людей и крестьян сами во всем и ни кому при…, а случитца суд смесной и тем их монастырских людей и крестьяном з городцкими или с волосными людьми и бояре и намесницы и их тиуны их монастырских людей и крестьян судят, а игумен з братьею или их прикащик с ними-ж судят, а прав будет или виноват монастырской человек и он в правде и в вине игумену з братьею или их прикащику, а гороцкие судьи в их монастырскаго человека в праваго и в виноватаго не вступаютца, а городцкой или волосной человек в правде и в вине наместником и их тиуном, а игумен з братьею и их прикащик в городцково и в волосново человека в праваго и в виноватово не вступаютца-ж, а кому будет чего искати на игумене з братьею и на их слугах и на крестьянех, и их судит государь царь и великий князь Михайло Феодорович всеа Русии или кому прикажет их судити, а искати им и отвечати в году на 3 срока: на Рождество, да на Троицын день да на Семен день Летопровотца, а опричь тех указных сроков на иные их сроки не судити и на поруки не давати, а хто на них накинет срок сильно не по тем указным срокам и им к тем сроком ездить не велено, а хто по них безсудную или зазывную или правую грамоту возьмет не по тем же сроком и те им грамоты не в грамоты, а пристав езды лишен, а в духовном деле игумена з братьею и весь причет церковной судит архиепискуп Резанский и Муромский по соборному уложенью, также бояре и воеводы и дьяки и дети боярские, ратные и всякие ездоки в их монастырских вотчинах у их слуг и у крестьян сильно не ставят…и подвод и проводников и кормов своих и конных у них не емлют, а кому у них лучитца стати и они корм свой и конский купят по цене, как им продадут, и гонцы и посланники подвод у них и проводников не емлют, также их монастырским слугам и ко крестьяном на пиры и на братчиныи на свадьбы не званы к ним нихто не ездят, а хто к ним приедет не зван и они того вышлют вон беспесно, а не пойдет вон, а учнет пить сильно, а учинитца у них на том пиру при том не званом какая гибель и тому не званому та гибель платить вдвое без суда и без исправы, а учинитца у них в монастырских вотчинах душегубство, а душегубство будет в лицах и они его отдадут наместником и их тиуном, а монастырским людем и крестьяном в том веры и продажи нет, а будет душегубеца не будет в лицах и они дают за голову веры 4 рубли, а учинитца душегубство без хитрости, ково громом или древом  убьет или з древа или с хоромины убьетца или ково возом сотрет или згорит или озябнет или утонет или мертвого водой принесет к их монастырской земле и крестьяном в том веры с продажи нет, также монастырских крестьян к губным и к иным ни х каким делам в целовальники не выбирают, а коли поедет с Резани к Москве или с Москвы на Резань игумен или братья или слуги монастырские человека 3 или 4 государю о чем побьют челом и по рекам перевозщиком и мостовщиком и всяким пошлинником мыта и перевозу и мостовщины и никаких пошлин с них не имать и пропущать их везде беспошлинно, а для береженья государеву грамоту держать им в монастыре в казне, а с подлинные грамоты для бояр и воевод дан им список за дьячьею приписью, и где они государскую жалованную грамоту и список за дьячьею приписью явят и они явачнаго не дают ничего, а хто через государскую грамоту игумена з братьею и слуг и крестьян чем изобидит, и тому от государя быть в опале».

В 1624 царь Михаил Федорович дополнительно подтвердил все предыдущие жалованные грамоты, выданные Федосеевой Благовещенской пустыни.

Описание Федосеевой Благовещенской пустыни и ее вотчин содержится в писцовых кн. 1629 – 1630: «Монастырь Благовещения Пресвятые Богородицы Федосеева пустынь на Мещерской стороне, на оз. Велье, а круг монастыря ограда заметана в столбы, а на монастыре церковь Благовещения Пресвятые Богородицы древена клецки с папертью, а строенье в церкве монастырское, да в монастыре трапеза да келья игуменская, а в ней живет келарь старец Александра, 4 кельи братцких, а в них 4 брата старцов, да за монастырем двор конюшенной да двор скотей. Того ж монастыря слобода Коншина на оз. на Велье, а в слободе церковных дворов, что в монастыре, дв. поп Стефан Игнатьев, дв. пономарь Кондрашка Ондронов, дв. просвирница Анна, в слободе ж: дв. монастырской, в нем живет дворник Силко Степанов, дв. слуга монастырской Ванифашко Родионов, да детенышевых дворов: дв. Ортюшка Петров, дв. Федка Кирилов, дв. Ивашко Кирилов, да хлебников дв. Максимко Тимофеев, да крестьянских 18 дв., людей в них 19 человек, 10 дв. бобыльских, людей в них тож. Пашни паханые и наезжие и перелогу и лесом поросло середние земли 349 чети с осминою в поле, а в дву потомуж, сена на озере Велье на лугу 300 копен, да против Срезнева заводь у Оки реки, да пожня, сена на ней ставитца 15 копен, да пожня Старая Вотага, да пожня Рог, да пожня Лаковская, да пожня Источная, сена на них ставитца 125 копен, лесу пашенного около слободки 10 дес., да леса непашенного – болота – 8 дес., да половина оз. Велья, да половина истоку Великого, да половина оз. Борового истоку тово-ж озера, а лес з дегтянскими крестьяны вопче за Вельем озером. Да Федосеевы ж пустыни бортные ухожье судерев боярина Дмитрея Годунова вотчины села Выжелеса з бортники, а ходили в те ухожьи монастырской слободки бортники Олешка да Гришка Курбатовы дети Бешнины, да Климка Онуфреев, а оброку с того ухожья давали в монастырь по 4 пуда меду, а ныне в той ухожей ходят, хто у игумена с братьею изоброчет, а оброку платят с того ухожья игумену з братьею, по чему на них игумен изоброчет и оброку положит. Сошного письма в живущем и впусте пол-сохи и не дошло в сошное письмо осьмина пашни, а платить с живущего в сошное письмо монастырским крестьяном с 3 чети пашни. Писана та вотчина по государеве жалованной грамоте за приписью дьяка Прокофья Пахирева 132 (1624) г. да по выписи с книг писма и меры Василья Волжинскаго да Ивана Нащокина с товарыщи 105 и 106 (1597 и 1598) г.».

Царь Алексей Михайлович (1645 – 1676) грамотой от 8 янв. 1653 приписал Федосееву Благовещенскую пустынь к Московскому Ново-Спасскому монастырю, но уже 29 июня того же года, новой грамотой, выданной по челобитью преосвященного Мисаила, архиепископа Рязанскаго и Муромскаго, велено «Федосееву пустынь строить и крестьян ведать и от стороны оберегать ему преосвященному архиепископу, а Спаса Нового монастыря властям, что был тот монастырь у них приписан, за ссорою у них не быть».

По данным окладных кн. 1676 при монастырской Благовещенской церкви показано: «церковные пашни белому попу 4 четв. в поле, в дву потомуж, сенных покосов на 15 копен. В приходе к той церкви в подмонастырской слободке дв. служен, крестьянских 59 дв., да бобыльских 10 дв.». Кроме того в тех же окладных кн. отмечено, что «у тое церкви белаго попа нет, по скаске чернаго попа Боголепа да казначея старца Феодосия, года с 4».

В 1680, по указу царя Федора III Алексеевича (1676 – 1682), Федосеева Благовещенская пустынь была приписана к Воскресенскому монастырю, но уже 15 дек. 1682 преосвященному Павлу, митрополиту Рязанскому и Муромскому, велено «Федосееву пустынь с вотчины и со крестьяны и со всеми угодьи приписать в дом Рязанской митрополии, к Воскресенскому монастырю приписать Рясского уезду Симеоновский монастырь да Рязанского уезду Покровской Нищевской монастырь».

Федосеева Благовещенская пустынь была упразднена в начале 18 в. Вплоть до Октябрьской революции 1917 в приходской Благовещенской церкви с. Федосеево-Пустынь хранилось Евангелие с надписью [от 16 дек. 1660], указывающей на его принадлежность упраздненной пустыни.


Рецензии