Четверть века чемпионскому Детройту

– Детройт – первая команда НХЛ, чей состав, начиная с середины 90-х, я не просто знал наизусть – я не путал игроков в лицо, включая Кирка Молтби из 4-го звена. Память устроена поразительным образом: к примеру, из чемпионского Питтсбурга 91-92 я вспомню, дай бог, пять игроков, помимо Марио, Ягра и Фрэнсиса; из Лос-Анджелеса, которому симпатизировал в финале Кубка Стэнли-93, мигом назову только Гретцки, Максорли и Хруди. Red Wings периода 1995-2002 годов – совсем иное.

– Это не объяснить исключительно феноменом Русской Пятёрки, совершившей в НХЛ ту же революцию, что тотальный футбол сборной Нидерландов в середине 70-х. Цветами формы и содержанием хоккея я мог бы перепутать Детройт с ЦСКА, но в том-то и дело, что за Тихонова я болел только в сборной СССР и матчах армейцев в заокеанских турне, а в чемпионате страны – никогда. В 1984-85, когда против гегемонии ЦСКА вовсю бунтовало Динамо, я был динамовцем; позднее – рижанином, воскресенцем или сетуньцем, где играли «Крылья Советов» Игоря Дмитриева.

– Вероятно, Детройт идеально совпал с юностью и переменами, на которые я совершенно не надеялся неполный десяток лет назад. Это была свобода – не в политическом смысле, а свобода от догм и канонов всех учебников хоккея. Крис Дрэйпер и Дэрриен Маккарти время от времени решали эпизоды не хуже Русской Пятёрки, Брэндан Шэнахан казался форвардом силового плана, но пересекаясь сменами с нашими парнями, общался с ними на одном языке, Стив Айзерман по ситуации владел обоими стилями – русским и североамериканским.

– Во второй половине 90-х и начале нулевых в НХЛ было на что посмотреть, помимо Детройта. А в декабре 2000-го на лёд вернулся Марио Лемье, чей Питтсбург в тот сезон дошёл до финала Конференции. В Red Wings уже распалась Русская Пятёрка, начиналась эра Дацюка – Зеттерберга – Лидстрёма, вскоре ушёл в Анахайм Сергей Фёдоров, но это по-прежнему был клуб номер 1 для меня в НХЛ, пусть уже и по инерции. Потому что спорить об эстетике хоккея с Детройтом второй половины 90-х было невозможно; возможным (и только спустя время) оказалось синтезировать лучшее из той эпохи, что сделали Питтсбург и Вашингтон, а сейчас пытаются воплотить Рейнджерс.

– Инерция выдающейся команды 90-х позволила Red Wings взять два Кубка Стэнли и в нулевые. Последний из них, в июне 2008-го, положил конец командам-односезонкам, как я их именую, вспоминая Каролину-2005 или Анахайм-2007. Эти Кубки ценны только для городов и фан-клуба, а в развитие игры не привнесли ничего. Детройт на излёте двух выдающихся поколений, заставших друг друга и на льду, навсегда изменил критерии, по которым оценивают победителя (династии Питтсбурга и Чикаго соврать не дадут, да и Вашингтон 2008-2020 – тоже династия по содержанию хоккея, пусть и всего лишь с одним завоёванным Кубком Стэнли).

– При всей своей эмпатии к нынешним Рейнджерс, я бы многое отдал за путешествие в середину-конец 90-х. Вот как это выглядит: я иду на эфир спортивных новостей, «наши» играли под утро, НХЛ.ру и Yahoo Sport всё расскажут в инете (расскажут, а не покажут, обратите внимание!). Ничего страшного. Пару часов спустя после матча Детройта я один из самых осведомлённых вне Северной Америки. Это очень круто, и я произношу в новостях, что в Кубке Стэнли-1997 ничего не меняется: если забивает Русская Пятёрка, Детройт не проигрывает, и это сухой факт. Кроме того, сегодня прекрасную шайбу забросил Брэндан Шэнахан, а потом в меньшинстве убежал и забил Крис Дрэйпер.

– Нынешний капитан Детройта Дилан Ларкин (на вбрасывании с Александром Овечкиным) эти времена не застал. Его счастье – иначе было бы стыдно носить майку Red Wings. И на фото сегодняшних торжеств (четверть века победе Детройта) от моих эмоций свободен лишь Скатти Боумэн. Ему нечего доказывать – ни Детройту, ни мировому хоккею. Спасибо, что заглянул на матч, Скатти. Это было совершенно невероятное время для НХЛ, хотя иногда мне кажется, что подобно Гэндальфу в истории с драконом Смаугом, ты всё точно знал заранее и наверняка.


Рецензии