География древнего тюркского мира

География древнего тюркского мира
Проблема происхождения и  расселения древних тюркских народов  разрабатывается не только лингвистами и археологами, но и генетиками. Однако вопросы  локализации  исторической  прародины тюрков, направлений миграций до сих пор вызывают много споров.  Первоначальный ареал распространения древнетюркской общности до настоящего времени является предметом научных дискуссий.
Лингвистика.
Лингвистическая география — раздел лингвистики, изучающий вопросы территориального размещения языков и распространения языковых явлений.  Лингвистическая география позволяет проследить пути миграций тюркских народов начиная с времен, отдаленных от нас на семь с лишним тысячелетий. Лингвисты, описывающие протоязык, часто пытаются найти археологические доказательства этого протоязыка, а иногда (но реже) археологи, описывающие культуру, пытаются найти лингвистические доказательства в отсутствие исторических данных. 
География тюркского мира. Фауна и флора.
 
Если собрать воедино все те названия животных и растений, которые были известны тюркскому праязыку, то с учетом былого географического распространения соответствующих биологических видов можно очертить некогда существовавшие границы области расселения (прародины) древних тюрков.
Как известно понятие "историческая прародина" традиционно ассоциируется с локальной территорией, неким "первичным очагом", в границах которого складывались архаические элементы физического типа, языка и культуры современного этноса. На основании археологических данных мы выяснили, что на Южном Кавказе предки современных тюркских народов примерно 7,0 тыс. лет тому назад освоили отгонное скотоводство. 6,0 тысяч лет начался распад древнетюркской общности. Часть древних тюрков по западному побережью Каспия, в поиске новых пастбищ двинулись на Север. Другая часть древних тюрков, начиная с III тыс. до н.э. переселилась на территорию Алтая и смежных регионов Южной Сибири (афанасьевцы, окуневцы, андроновцы, карасукцы и др.). Коренными народами Южной Сибири и прямыми потомками афанасьевцев и карасукцев являются алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы, тофалары – тюркские народы Сибири. Около 500 лет тюрки Сибири стали подданными Российской империи, но до сих пор сохранили свою древнюю культуру и свой тюркский язык. Для тюркских народов Сибири мы наблюдаем общие названия явлений окружающего мира (животных и растений, разновидностей ландшафта) и видов жизнедеятельности (хозяйствования, оленеводства, охоты, рыболовства). Как известно на территории Сибири, равной территории всей Западной Европы, вместе с другими гражданами России живут около 1,0 млн. тюрков, то есть 0,5 % всего современного тюркского мира (в настоящее время около 200 млн. тюрков живут в Европе и Средней Азии). В современной исторической науке господствует гипотеза о том, что именно юг Сибири (Алтайско-Саянское нагорье) является прародиной всех тюркских народов. В последние годы некоторые российские авторы в качестве территории зарождения пратюрков называют пустыню Ордос на северо-востоке Китая. Базируясь на материале и выводах, получаемых методами лингвистической палеонтологии, то есть пут;м определения природно-экологических ареалов, в которых обитали далекие предки современных тюркских народов, я попытался решить вопрос о локализации пратюркской прародины. Исходя из нынешнего географического расселения все современные тюркские народы распределены по четырем ареально-региональным группам. Ареально-региональное размещение (с запада на восток) современных тюркских языков:
I группа- Южный Кавказ и Передняя Азия-120 млн.человек: (юго - западные тюркские языки- азербайджанский, турецкий);
II группа- Северный Кавказ, Восточная Европа- 20 млн. человек: (северо-западные тюркские языки -кумыкский, карачаевско - балкарский, ногайский, крымско-татарский, гагаузский, караимский, татарский, башкирский, чувашский):
III группа- Центральная Азия- 60 млн. человек: (юго-восточные тюркские языки- туркменский,узбекский, уйгурский, каракалпакский, казахский, киргизский);
IV группа – Западная Сибирь- 1 млн. человек: (северо- восточные тюркские языки -алтайский, шорский, хакасский, тувинский, тофаларский, якутский).
 Культурная лексика современных тюркских языков мной будет рассмотрена по пяти семантическим группам: флора, фауна, климат, ландшафт и хозяйственная деятельность. Анализируемая лексика разделена на три группы: общетюркская, ареальная и заимствованная. Общетюркскими называются слова, которые зафиксированы в древних и средневековых памятниках, а также имеют параллели в большинстве современных тюркских языков. Ареально-региональная лексика – слова, известные одному или нескольким современным тюркским народам, живущим на одной общей или на смежных территориях. Заимствованная лексика – тюркские слова иноязычного происхождения. Словарный состав языка отражает и хранит национальную специфику, однако во всех языках в той или иной мере имеются заимствования. Как известно, иноязычные заимствования занимают важное место в пополнении и обогащении словарного состава любого языка.
Нам удалось выявить, что названия 22 растений (береза, виноград, вяз, груша, дыня, ежевика,ива, камыш, карагана, клевер, липа, лох, лук, можжевельник, просо, пшеница, тамариск,тыква, чеснок, яблоко, ясень, ячмень), отмеченные в словаре Махмуда Кашгари (XI век),являются общетюркскими и известны большинству тюркским народам. Еще 16 растений имеют ареальные тюркские названия (боярышник, дуб, ель, калина, кл;н, осина, рис, рожь,рябина, терн, тополь, хмель, чер;муха, сосна). При этом, из перечисленных выше 38 растений 15 (виноград, груша, дыня, тыква, рис, яблоко, липа, лох, клен, дуб, клевер, вяз,тамарикс, чеснок, ясень) не растут в Сибири (Саяно-Алтайский регион).
А местные названия 9 рассмотренных нами таёжных растений известны только южносибирским тюркским народам Сибири (кроме якутов). Известный российский лингвист В.И.Рассадин почти всю таёжную растительную терминологию, известную тюркским народам Сибири, назвал словами «неизвестного происхождения». При этом лингвисты отмечают, что тюркские народы Сибири название боярышника, заимствовали у монголов, а лиственницы и ели- у самодийцев.
 Из 62 рассмотренных нами тюркских названий фауны 44 являются общетюркскими (известны абсолютному большинству современных тюркских народов и зафиксированы в средневековых тюркских письменных памятниках), ещё 11 названий возникли в лексике тюркских народов, после того как они покинули свою историческую прародину на Южном Кавказе и переселились на территорию Евразийской равнины (вторичная прародина). Нами рассмотрены также 7 видов таёжной фауны, названия которых известны только тюркским народам Сибири.
 Необходимо отметить, что при этом нет ни одного вида ареальной сибирской флоры или фауны, имеющих одинаковые названия у всех шести тюркских народов Сибири (алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы, тофалары и якуты).
 В тоже время, живущим западнее Сибири древним и современным тюркам никогда не были известны «сибирско-тюркские» названия основной таёжной флоры (кедр сибирский, калина, черемша, хвоя, кедровая шишка, боярышник) и фауны (кабарга, росомаха, ласка, бурундук, кедровка, таймень, хариус, налим и др.).
Вывод: На основании указанных палеонтологических данных (флора и фауна), можно утверждать, что историческая прародина тюрков находилась на Южном Кавказе (территория зарождения отгонного скотоводства и курганной культуры), а вторичная прародина древних тюрков это Евразийская степь от Карпат до Енисея. Территорию Алтая и Саян древние тюрки начали заселять начиная со II тыс. до н.э. (афанасьевцы и андроновцы).

 В.П. Алексеев. «Очерк происхождения тюркских народов в свете данных краниологии»
Восточная Европа представляет собою западную периферию ареала тюркских народов в целом, и поэтому антропологический состав тюркских народов Поволжья и Кавказа следует рассматривать как существенно менявшийся в процессе расселения тюркских народов из центрально-азиатской прародины. На первый взгляд может показаться, что основным результатом этого расселения является включение в состав искони монголоидных тюркских народов европеоидных элементов, причем, по мере продвижения на запад  (алтайская гипотеза -Гумбатов Гахраман). Во всяком случае, так можно было думать ещё буквально несколько лет тому назад, пока в нашем распоряжении не было никаких палеоантропологических материалов как с территории Монголии, так и из прилегающих к ней с севера районов. Сейчас положение изменилось, и на территории Тувы в составе средневековых памятников выделена группа погребений, которая уверенно может быть увязана в своей этнической принадлежности с тюрками. Детали атрибуции этих погребений и соотносимых с ними каменных статуй вызвали оживленную полемику, но сам по себе факт отнесения их к древним тюркам сомнений не вызывает. Происходящий из этих погребений палеоантропологический материал показывает, что древние тюрки ни в коей мере не могут рассматриваться как чистые монголоиды и, что европеоидная примесь в их составе достигала заметного процента. Ещё в предшествующую скифо-сарматскую эпоху на территории Тувы мы застаем заметное преобладание европеоидного типа над монголоидным, который, по-видимому, и вошел в состав древних тюрков. Таким образом, ещё на своей первоначальной прародине древние тюрки впитали европеоидную примесь. История антропологического состава тюркских народов в целом никогда не была предметом сколько-нибудь подробного рассмотрения.  При отсутствии обобщающей работы по истории формирования антропологического состава тюркских народов ясно, что расселение их на запад не было расселением монголоидов в европеоидной среде.  Все сказанное иллюстрирует трудности применения антропологических данных к изучению проблем этногенеза тюркских пародов, прежде всего, ввиду мозаичности исторических корреляций, сложившихся на территории расселения тюрков. Широкая экспансия кочевых тюркских племен в эпоху средневековья привела к интенсивному распространению тюркских языков и имела своим следствием переход ряда местных народов Восточной Европы и Кавказа на тюркскую речь. Местный антропологический тип и субстратные явления в культуре выдают при этом местное происхождение народов, сохраняющих тесные связи со своими соседями. Антропологи столкнулись с такими явлениями при изучении проблем происхождения балкарцев, карачаевцев и азербайджанцев. Ими оправдано рассмотрение этногенеза этих народов в тесной увязке с проблемами этногенеза народов Северного Кавказа и Закавказья. 
 
Генетическое и лингвистическое единство современных тюркских народов
 
ДНК-ФИЛОГЕНИЯ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ
Е.А. Булыгина, В.Д. Соловьев
Проведен анализ существующих на данный момент баз данных по генетическому
(гаплогруппы Y-хромосомы, митохондриальной ДНК) и лингвистическому («Языки
мира», ASJP, WALS) разнообразию тюркских народов.
История тюркских народов полна белых пятен. Лишь с V века н. э. письменные памятники позволяют восстановить картину развития тюркских народов.
До этого времени выдвигаются гипотезы о существовании так называемой алтайской эпохи и Хуннской эпохи. Сама прародина тюркских языков относится к обширному ареалу Южной Сибири и Центральной Азии от Саян до Байкала.
Неясным остается и вопрос о генеалогическом родстве тюркских народов с монгольскими и тунгусо-маньчжурскими. В лингвистических исследованиях предложено более десятка классификаций тюркских языков, ни одна из
которых не является общепринятой.
В настоящей работе представлены все генетические и лингвистические данные по тюркским народам/языкам, собранные в свободно доступных базах данных. Одновременное использование всех этих данных ранее никогда не проводилось по той простой причине, что многие из них стали доступны лишь недавно. Можно надеяться, что комплексный учет всех данных позволит уточнить картину развития тюркских народов.
После технической подготовки данных была создана матрица, включающая описание
18 тюркских народов по 24 гаплогруппам (C, CF, D, DE, E, F, I, J, J2, K, L, N2, N1, N1b, N1c, N1c1, NO, O, O3, P, R, R1, R1a, R1a1).
Для анализа структуры наследования по материнской линии была выбрана база данных «Частоты гаплогрупп мтДНК в Западной Евразии», являющаяся фрагментом базы данных MURKA (Global Mitochondrial Database and Integrated Software). Информация о частотах 9 западно-евразийских митогаплогрупп (H, J, K, T, U2e, U4, V, W, X) у 8 тюркских народов включена в дальнейший анализ.

 Лингвистические данные. Для изучения языкового разнообразия тюркских народов мы воспользовались базой данных «Языки мира» .
База данных описывает 315 языков, распространенных в основном на территории Евразии, по 3821 бинарному признаку. Среди них 54 языка, относящихся к тюркской ветви алтайской языковой семьи, в том числе 16 мертвых, которые в анализе задействованы не были.
Сравнительный анализ генетического и лингвистического компонентов разнообразия, а также анализ их взаимоотношений с географическим компонентом стал возможен после 1) процедуры отбора общих для всех баз данных народов и 2) нормализации каждой базы данных по отношению к другим. После этих процедур количество тюркских народов, данные по которым отобраны для анализа, составило 15
(азербайджанцы, башкиры, казахи, каракалпаки, киргизы, татары, тувинцы, турки, туркмены, узбеки, уйгуры, хакасы, чуваши, шорцы, якуты).
Географические координаты для корреляционного анализа определялись с помощью инструментов Google Maps согласно местам проживания данных народов, то есть странам, автономным районам и национальным республикам в составе Российской Федерации.
Несмотря на отсутствие в исследовании важных для понимания отношений внутри тюркского мира гаплогрупп N, N1a, R1b, R1b1, а также C3 и ее подгрупп, на картине распределения тюркоязычных этносов в пространстве Yгаплогрупп обнаруживается частичная кластеризация народов по языковой и/или географической принадлежности. Выделяется горно-алтайская группа, в которую входят популяции северных алтайцев, алтай-кижи, телеутов и киргизов (хакасско-алтайская группа языков). Генетически их объединяет относительно высокая по сравнению с остальными тюрками частота гаплогруппы R1a, пришедшей из Восточной Европы, а также наличие центральносибирской гаплогруппы Q.
Якуты традиционно располагаются на периферии пространства благодаря наивысшим среди представленных народов частотам гаплогруппы N1с и ее субкладов. Лингвистически такое отдаление выглядит закономерным, если учитывать введение некоторыми тюркологами якутского языка в обособленную группу
вследствие палеоазиатского и монгольского влияния (следы гаплогруппы C3c.)
Такими же аутлайерами выглядят популяции башкир (линия N1c1, имеющая максимумы в Сибири и Европе у финно-угров и народов ВУР) и казахов (влияние «монголоидных» гаплогрупп С и O), несмотря на то что их языки, согласно разным классификациям, относятся к одной кыпчакской, или западной, группе.
Любопытно положение чувашей в центроевразийском кластере. Лингвисты единогласно определяют чувашский язык в самостоятельную булгарскую группу, связывая ее выход из пратюркского языка с его распадом. Логично было бы предположить, что и в пространстве Y-гаплогруппного разнообразия популяция чувашей займет место на периферии, однако мы видим, что с ее положением коррелирует скорее географическая, чем лингвистическая, характеристика. Огузская, кыпчакско-ногайская, а также лежащая на юго-востоке от них карлукская группы вместе образуют кластер народов Средней Азии.
Митохондриальное разнообразие. Генетическая гетерогенность митохондриальной ДНК тюркоговорящих популяций достаточно велика. Тюркские народы, проживающие на территории Евразии, обладают западно-восточным градиентом увеличения частоты азиатских линий мтДНК – от 1% у гагаузов из Молдавии до 95% у якутов и 99% у долган (G, D, C, Z, F) [17]. Соответственно, самые высокие частоты западно-евразийских гаплогрупп мы найдем у тюрков Волго-Уральского региона.
Расположение чувашского народа на данном плоте соответствует их языковой характеристике. Обладая наибольшими среди проанализированных 8 тюркских народов частотами гаплогрупп H, K, U2e и V, они показывают высокий процент европеоидных линий мтДНК в своем генофонде. Кластеризация остальных народов не ясна и требует включения в анализ данных по азиатским гаплогруппам.
Для оценки взаимосвязи генетического, языкового и географического компонентов
После объединения двух матриц (языкового и географического)  генетических дистанций мы получили картину распределения тюркских народов в пространстве MDS, отражающую общегеномное разнообразие тюрков. Большинство народов формируют географические кластеры – среднеазиатский в правой части плота и западно-сибирский с поволжским в нижней. Популяция якутов оттеснена к периферии из-за крайне высокого процента восточно-евразийских гаплогрупп в своем генофонде и низкого уровня генетического разнообразия. Башкиры также отдалены от остальных групп; возможно, это признак корреляции с теорией об их финно-угорском происхождении. В этом смысле в будущем при изучении тюркских народов стоит включать в анализ данные о разнообразии не только внутри тюркоязычной группы, но и информацию о генофонде их ближайших соседей.
Заключение
В своем исследовании мы приблизились к пониманию генеалогического родства тюркских народов и языков. Собрав воедино имеющиеся базы данных по генетическому разнообразию и лингвистике, мы попытались проследить генетические взаимоотношения внутри группы тюрков и внести ясность в существующие классификации их языков.
Генетический компонент этнического разнообразия обнаруживает традиционную корреляцию с географическими координатами. Якутская популяция на плоте занимает отдаленное местоположение по причине крайне большого процента восточно-евразийских гаплогрупп, что не вызывает вопросов, в отличие от расположения чувашей. Судя по занимаемому месту последних в группе центральной Евразии, можно предположить, что их булгарские предки не встречали языковых барьеров на пути распространения своих генетических особенностей.
Грамматическая БД «Языки мира» также говорит о свободном заимствовании синтаксических признаков народами, проживающими на этой территории. Лексико-фонетическая БД ASJP, напротив, подтверждает господствующую теорию
о раннем отделении чувашского языка от остальных тюркских.
Как показало исследование, одни базы данных являются более полезными, другие – менее. Однозначным представляется включение в последующий анализ максимально полного количественного описания генетического разнообразия тюрков (поиск более информативных баз данных), а также использование информации о генофонде их территориальных соседей из других языковых групп.
Я из прочитанного сделал вывод об единых корнях всех современных тюркских народов.
 


Рецензии