Начать с него?..

     Вы всё ещё сочиняете тексты художественной литературы и, одновременоо, переживаете за то, что это ваше занятие, литературно-художественное сочинительство, скоро станет совсем бесполезным, невостребованным? Вы переживаете потому, что думаете: современная художественная литература умирает?

     Многие из вас, сочинителей, находятся просто в состоянии нервной дрожи. Когда вы думаете о современном литературно-художественном сочинительстве вас пробирает, до мозга костей, мысль. Мысль или о всевластии надвигающегося на всех нас искусственного, машинного интеллекта, или о том, что скоро совсем исчезнут читательницы и читатели текстов современной, нам, художественной литературы.

     Мысль, господа сочинители, от которой вас пробирает нервная дрожь, о машинном интеллекте, конечно, достаточно ужасная. Действительно, искусственный и машинный интеллект, точнее, - его программное обеспечение или софтвер, может достичь такого уровня развития, что машине будет под силу сочинить не только короткие художественно-литературные анекдоты, новеллы, рассказы, стихи, но и достаточно протяжённые повести и совсем уж длиннющие романы.

     Но ещё более ужасной, чем мысль о неотвратимо возникающей у машинного интеллекта литературно-художественной силе достаточно полноценного сочинителя, является мысль о том, что исчезнут читательницы и читатели текстов современной им, читательницам и читателям, художественной литературы. Если вообще останется чтение. Как таковое. Если чтение останется, а читать не будут современную художественную литературу, то что же будут читать?

      А читать будут, если чтение останется, тексты, "сочинённые", естественно, в кавычках, машинным интеллектом и классические тексты. Тексты, написанные или сочинённые, без всяких кавычек, отечественными и зарубежными писателями-классиками.

     Таким образом, если  ориентироваться на сохранение своего личного сочинительства в будущем, нужно развивать свою способность к сочинительскому состязанию (конкуренции), как с искусственным интеллектом, так и с классиками художественной литературы!

     Мало- или слабодушные из вас, сочинителей, люди скажут: "Мы отказываемся от занятий сочинительством в будущем, потому-что нам не под силу конкурировать ни с нашим будущим современником, - искусственным интеллектом, ни с текстами писателей-классиков".

     Мы не будем, господа сочинители и уважаемые дамы-сочинительницы,  убеждать ваших слабодушных коллег в том, что искусственный интеллект никогда не станет современником-конкурентом сочинителям текстов художественной литературы и в том, что они, ваши малодушные коллеги,  могут развить свою сочинительскую силу до того уровня, какой был у писателей, как авторов текстов классической художественной литературы.

     Мы только сообщим, что классическая художественная литература была рассчитана на то, чтобы её читали, а современные читатели, не конкурируя с классиками, могут рассчитывать на то, что их тексты в будущем будут смотреть зрительницы, зрители и слушать слушательницы и слушатели.

     Тексты художественной литературы, которые читали в прошлом, а некоторые читают до сих пор, делились и все ещё делятся на тематические, сюжетные и стилистические. Для того, чтобы начать писать тематический текст, который прочтут с интересом, необходимо было сначала выбрать возможно (потенциально) интересную, читательницам и читателям, тему.

     Для того, чтобы сочинить сюжетный текст художественной литературы, который прочтут, читательницы и читатели с увлечением, нужно было сначала отыскать привлекательный сюжет. Те же, которые хотели бы написать, в прошлом, литературно-художественный стилистический текст, который с удовольствием прочтут читательницы и читатели, вынуждены были, сначала, выработать свою сосбственную авторскую манеру письма или, другими словами, - уникальный сочинительский стиль.

     Для того же, чтобы написать текст, который будут смотреть зрительницы и зрители или слушать слушательницы или читательницы, можно обратиться за советом к американцам, которые сейчас нас терпеть не могут, а мы их ещё не только смотрим, слушаем, но даже читаем. Недавно мы, вычитав у американцев, слово "шоураннер", поняли, что для того, чтобы сочинить текст, который будут смотреть или, хотя бы, слушать, начинать надо не с выбора темы или сюжета, не с выработки своего уникального авторского стиля, а с выбора и разработки героя

      Шоураннеры - это такие мужики и бабы, извините, женщины, которые являются посредниками между сценаристами, продюсерами, с одной стороны и зрительницами, зрителями, слушательницами, слушателями, с другой стороны.  Они отвечают за то, чтобы сценарий, например, телевизионного сериала для домохозяек или людей, пришедших, домой,  с работы, воплощался бы так хорошо на телеэкране, чтобы бизнесмены и предприниматели, которые дали "бабки", на производство сериала, получали бы удовлетворительно эффективную рекламу своих продуктов или услуг.

     Изучив, как смогли, нелёгкий труд шоураннеров, мы пришли к выводу, что с мерехлюндией сочинителей о своём невесёлом будущем, будет покончено, если авторы начнут сочинять свои тексты не с выбора темы или сюжета, не с выработки своего уникального сочинительского стиля или своей индивидуальной авторской манеры, а с выбора героя или героини.

     Подумав так, мы постарались выработать, для выхода сочинителей из будущего их уныния, пошаговую инструкцию сочинительства. Вот она:

     Пошаговая инструкция для сочинителя не тематических, не сюжетных, не стилистических текстов, а текстов для их последующих смотрения или слушания:

     Шаг первый. Нужно выбрать или придумать героя или героиню для своего будущего текста. Выбрать героя или героиню - это, значит, посмотреть или на себя, или вокруг себя, присмотреться и выявить того или ту, о которой интересно было бы смотреть и слушать зрительницам, зрителям, слушательницам и слушателям. Придумывание героя - это способ, который наиболее активно использовался всегда и все ещё используется, именно сочинителями,  в так называемой не фактической, а в выдумываемой художественной литературе. Для примера воспользуемся придумыванием и выдумаем героя: "Поручик звёздной наблюдательно-помогающей полиции (ЗНПП) Иван Петрович Голытьба, с индивидуальностью, которую Совет Свободных Общин не знал, как применить на поверхности планеты Земля и отправил её, эту уникальную человеческую индивидуальность, через "кротовую нору", в далёкий космос, -  наблюдать и помогать" .

     Шаг второй. Выявить те сюжеты, которые притягивает к себе выбранный (выбранная) или придуманный (придуманная) вами, как автором или сочинителем, герой или героиня. Видов сюжетов не так уж много. Назовём следующие виды сюжетов, один, или сразу несколько из которых,  может притянуть к себе выбранный герой или выбранная героиня: 1) детективные сюжеты, 2) драматические сюжеты, 3) комические сюжеты, 4) лирические сюжеты, 5) приключенческие сюжеты,  6) романтические или фантастические сюжеты, 7) сатирические сюжеты, 8) страшные сюжеты, 9) трагические сюжеты. Сдаётся нам, что придуманный нами, исключительно для примера,  поручик ЗНПП Иван Петрович Голытьба притягивает, достаточно хорошо, к себе, комические, сатирические, фантастические или романтические сюжеты, и крайне плохо притягивает  к себе детективные, лирические сюжеты и безобразно плохо притягивает, к себе, сюжеты трагические, но мы можем ошибаться!

     Шаг третий. Начать выбирать или придумывать, в соответствии с чистым или смешанным избранным сюжетом, первостепенных, второстепенных и третьестепенных персонажей, с которыми будет взаимодействовать герой или героиня. Первостепенные персонажи, например, антигерой, с которым сталкивается придуманный или выбранный герой или героиня, - это те персонажи, которые могут заинтересовать зрителей или слушателей текстов не только своим настоящим, но и своими прошлым и будущим. Во второстепенном персонаже зрительниц и слушателей интересуют, обычно, их настоящее и будущее. В третьестепенном персонаже или "эпизоднике"  зрителей и слушательниц интересует только настоящее. Но, если сочинитель пишет сценарий очень длинного сериала, "мыльной оперы", то он должен знать, что некоторые третьестепенные "эпизодники" могут так понравиться зрительницам и зрителям, что должны будут превращены во второстепенных персонажей. А бывает и так, что зрительницы и зрители так внимательно начинают относиться, при длительном мелькании на экране, к второстепенным персонажам, что начинают интересоваться, не только их настоящим и будущим, но и их прошлым. В этом случае, сочинитель должен будет подумать о превращении какого-то второстепенного персонажа в первостепенного.

     Шаг четвёртый. Нужно придумать один из самых ярких эпизодов текста, который автор сочиняет для того, чтобы этот текст смотрели или слушали или в кинотеатре, или на сцене хорошо посещаемого, зрительницами и зрителями, театра. Например, поручик звёздной набоюдательно-помогаюшей полиции наблюдает, как дерутся за пустую бутылку два местных алкоголика, небритый, щеками, и очень  худой, с лысой головой. И зачем только Наблюдательный Совет  Земных Общин разрешил на планете Нетабратаха открыть пункты приёма стеклотары? Как поделить эту пустую бутылку так, чтобы или лысый, или небритый не стал бы  убийцей, или бы они, оба сразу, не убили бы друг друга из-за бутылки, к которой они тянут свои трёхпалые, зелёного цвета, руки.  Поручик ЗНПП Иван Петрович Голытьба находит выход...Не очень яркий эпизод? Может быть, но даже, если его и написать ярко, то в качестве тизера нужно представить, представителям телеканала или возможным "финансистам" проекта другой эпизод.

    Шаг пятый. Написание сценария тизера, то есть привлекающего, ко всему остальному тексту сочинителя, внимание и зрителей, и потенциальных "финансистов" проекта, видеоролика. "Нам необходимо направить на Нетабратаху полноценный полицейский отряд. От Свободной Общины древнего города Большереченска к нам, в Совет Свободных Общин Земли, несколько раз поступала информация о настороженности в отношении совсем уж "отмороженно" уникальной индивидуальности Ивана Петровича Голытьбы. Не отправить ли нам этого странного Ивана в качестве поручика звёздной наблюдательно-помогающей полиции на подопечную теперь нам, благодаря нашим пылким земным учёным, планету Нетабратаху? Так говорит, своим присутствующим, в зале, коллегам,  один из советников Совета Свободных Общин Земли. И тут видеокамера выхватывает, крупным планом, лицо Ивана Петровича Голытьбы, который ещё находится в городе Большереченске и вызывает недоумения наблюдателей, отвечающих за порядок в Свободной Общине древнего города Большереченска". Так себе тизер получился, извните, хреноватый,  но представить другой пока нет ни желания, ни возможности!

     Шаг шестой. Так представить, презентовать написанный на бумаге и разыгранный перед видеокамерой тизер, представителям телеканала и возможным "финансистам" проекта, чтобы одни решили снимать для своей "авоськи-сетки" телевизионных программ этот проект, а другие бы дали на эти съёмки достаточные "бабки", в надежде, что реклама их услуг или продуктов, размещённая во время трансляции этого проекта, будет достаточно, удовлетворительно,   эффективной.

     Шаг седьмой. Послать на далёкий и глубокий, извините, фиг, написание сценария для проекта "Иван Голытьба, поручик звёздной наблюдательно-помогаюшей полиции" и приступить к выбору или придумыванию нового героя или новой героини, если тизер никому не понравился, - ни тем, кто будет снимать и показывать-транслировать, ни тем, кто финансировал бы это безобразие, или продолжать работу, как над самой пьесой для посещаемого театра или над сценарием фильма для кинотеатров, или над кропотливо сочиняемыми сценариями отдельных серий телевизионного сериала, если "Иван Голытьба, поручик звёздной наблюдательно-помогающей полиции" оказался привлекательным, как для "съёмщиков-трансляторов", так и для "финансистов этого безобразия", как рекламодателей .

     Авторы данной пошаговой инструкции обязаны указать, что если какой-то проект утверждён как основа для реально финансируемых съёмок и показов-трансляций, то, например, для написания сценария каждой серии проекта, сочинителям нужно будет воспроизводить, каждый раз, второй (выявление сюжета уже каждой серии), третий (выбор или придумывание для конкретной серии первостепенных, второстепенных и третьестепенных персонажей), четвёртый (написание самого сценария конкретной серии) и пятого (написание и съёмки тизера конкретной серии)  шаги.

     За выполнением этих четырёх шагов (второго, третьего, четвёртого и пятого) следит, как уже сказано выше, естественно,  это "мифологическое существо", - шоураннер.

      Всё, написание пошаговой инструкции по работе сочинителя, начинаемой с выбора или придумывания героя или героини, а не темы, стиля и сюжета, завершено. Авторы пошаговой инструкции надеются, что она, инструкция, понятна читателям и читательницам, которые всё ещё остаются у текстов современной, то есть сейчас создаваемой, нехудожественной и художественной литературы.

   
 


Рецензии
Пошаговая инструкция, это Вы здорово придумали. И инструкция дельная, хоть и с налетом юмора.
Вообщем надо применять. А там глядишь...
Спасибо, уважаемый Борис!!!

Игорь Тычинин   04.11.2022 13:04     Заявить о нарушении
Особенно благодарен Вам, Игорь, за то, что заметили в пошаговой инструкции налёт юмора или иронии, кому как больше нравится! Всегда так бывает, - хочет автор, чтобы было смешно, а получается смешно не очень, и инструкция не совсем понятной становится. Но я хотел, точно неизвестно, чего именно... И если Вы, Игорь, разглядели что-то полезное, то это Ваша заслуга. И желаю я Вам, Игорь, по этой, или по каким-то другими инструкциям, созданным Вами, создавать, и дальше, такие же яркие, как у Вас всегда получаются, тексты, как поэтические, так и прозаические!

Светлан Туголобов   04.11.2022 13:39   Заявить о нарушении