Скучно жить без импровизации

   Валерию Беспалову – верному Другу,
   Музыканту, Мастеру импровизаций всегда и во всём!

   В тот клубный вечер выступавший в программе Анатолий Соболев сообщил мне, что  нужно, очень нужно зарезервировать столик для крутого бизнесмена, который помогает деньгами и может даже стать спонсором клуба. Толя уставился на меня в ожидании, что я скажу, а для усиления просьбы добавил, что  мужик он нормальный, наш человек, к тому же клёвый музыкант, гитарист, зовут его  Валера Беспалов.

   К началу концерта в зале появился этот “спонсор” в дорогом, модном тогда,  пальто из тонкой кожи. Толя махнул мне рукой, я оторвался от микшерского пульта и направился к ним. Мы познакомились, пожав друг другу руки. Рука у него крепкая, мужественные черты лица, он производил впечатление человека решительного, уверенного в себе. Голос хриплый, прокуренный, без сомнения, подредактированный алкоголем. В общем, на первый взгляд, действительно, нормальный мужик.
   Разговор был короткий, я показал стол, зарезервированный для него и его спутников, и вернулся на свой боевой пост.

   После завершения основной программы Соболев пригласил на сцену Валерия и представил его публике. Валерий вышел с гитарой, его костюм из серебристо-серой ткани переливался в лучах софитов. Он подключился к пульту, проверил строй, обменявшись взглядом с Толей, взял первый аккорд и после вступления зазвучала знаменитая тема Джона Льюиса “Django”. Деликатно, можно сказать, академически, отыграв тему, Валера начал импровизировать, при этом глаза у него были закрыты, он был сейчас в другом, неземном мире, в мире волшебства и гармонии. Звучит кода, звучат аплодисменты. Публика оценила, а это то, что для творческого человека всегда важно не менее гонорара. 

   После окончания концерта я подошёл к столу “спонсора”. На столе стояла пара бутылок армянского коньяка, Валерий заполнил стакан наполовину и протянул мне. Отказываться я не стал и одним махом отправил коньяк в путешествие по  организму.

   – Вот это по-нашему. Сразу видно опытный алкаш. – Запанибратски, грубовато, с хриплым смехом  обронил Валера, в ответ я парировал:

   – Опытный, но не алкаш.

   – Ты что обиделся? Это я пошутил. Извини.

   В общем, всё устаканилось, в буквальном смысле слова, и продолжало устаканиваться под затяжные разговоры о музыке, о музыкантах. Как выяснилось, Валера – большой любитель  поговорить и, начав какую-то тему, ведёт её долго, с отвлечениями. При этом видно, что он держит смысловой стержень, но вдруг уходит от него, начинает вставлять какие-то побочные комментарии, уводящие в сторону, а потом возвращается к основной теме, и снова всё повторяется. Иногда он закрывал глаза и продолжал говорить, как при гитарном выступлении. Короче говоря, импровизатор. Из его рассказов, основанных на прошлой музыкантской жизни, я узнал много интересного. Оказалось, что у него огромный багаж концертных выступлений в различных ВИА. Он перечислял названия групп и имена, с которыми работал и, которые были знаковыми в 60–90-ые годы. Он работал в престижных кабаках, в Москонцерте.  Вроде всё складывалось хорошо, но при всём благополучии, известности и востребованности, как музыканта,  он рвался в джаз, который его заинтриговал ещё в  юные годы. Это, как он заметил, было основной причиной его ухода из попсового мира.

   Джаз его завораживал возможностью импровизировать, свободой самовыражения, богатством ритмов и гармоний. Он не расставался с гитарой, занимался самообразованием, много слушал и снимал на слух исполнения великих джазовых гитаристов. Его первым проводником в мир живого гитарного джаза стал Алексей Кузнецов.

   По тому, с каким азартом, волнением он говорил  о своём недавнем прошлом, я понял, что человек он открытый, искренний, целеустремлённый. При этом не понял только одного, чем он сейчас занимается, откуда у него такая крутизна во всём, в одежде, в манерах, в тратах. Уж чем-чем, а этим наши джазмены никогда не могли похвастаться.  Я, не стесняясь, спросил его об этом. Ответ был короткий.

   – Всякой фигнёй, на которой можно зарабатывать деньги. Сейчас я бизнесмен, ядрёна мать, а всю жизнь хочу быть свободным музыкантом, хочу играть джаз не только для себя, это я делаю постоянно, а для людей.

   Я понял и предложил Валере выступить со своим составом. Я включил его в программу и через месяц квартет Валерия Беспалова выступил в клубе.

   Между нами установились добрые, дружеские отношения, но видеться мы стали редко, так как Валера со свойственной ему стремительностью и увлеченностью новым в своей жизни, переехал на постоянное жительство под Звенигород.  Там на большом участке он занялся строительством дома, бани, посадкой плодовых деревьев и просто красивых туй, елей, сосен. И в этом деле он постоянно импровизировал и претворял в жизнь свои внезапные озарения. Его жена Ада, которую он боготворил и гордился ею, была ему верным помощником во всех делах.

   Моя дача располагалась всего лишь в 8 км от их поместья. Нечасто, но раз в год, это святое, 16 июля родные, друзья встречались у Валеры. Приезжали музыканты Саша Соколов, Гриша Мальян, Алик Гороховский, Валера Киселев для участия в домашнем джем-сейшн. У Валеры была куча отличной аппаратуры, клавиши, комбики, несколько фирменных, дорогих гитар, так что всё звучало превосходно.

   Традиционное застолье происходило на открытой веранде. Хлебосольная Ада всегда накрывала большой стол,  заставленный аппетитными блюдами, пирожками,  вином, пивом,  квасом, заиндевевшими бутылками водки. Всё было на любой вкус и аппетит.
   
    В общем, было чем заняться. Тосты, истории, хохмы, шутки, анекдоты. И здесь Валера был не в последних рядах выступающих. Особый восторг и смех вызывали рассказываемые им анекдоты. Он не мог их рассказывать без импровизаций, ему каждый раз хотелось превратить любое своё выступление в творческий процесс. Это было для него важно, все это понимали и никогда его не прерывали.   
Вот, например, короткий анекдот в оригинале:

   Стук в дверь. Хозяин открывает на пороге стоит женщина. Спрашивает.
   – Это вы вчера тонущую девочку из реки спасли?
   – Я.
   – А шапочка где?

   А вот, как мог бы преподнести этот анекдот Валера:

   В дверь кто-то позвонил. Мужик, с бодуна долго не мог проснуться, потом всё-таки встал и пошёл открывать.
   Открывает дверь, а там баба.
   –  Ни фига себе.  – Подумал он. – А кто она такая? Откуда взялась?
Может пригласить её, у меня ещё вроде бы и выпить осталось.
   А тут баба эта говорит.
   – Это ты вчера мою дочку Нинку спас, когда она в реке тонула?
   – Ага, я. Мы с мужиками на берегу выпивали, а тут  девчонка  раскричалась. Спасите! Помогите! Я посмотрел – барахтается девка,  вроде тонет. Ну, я прыгнул в воду, в чём был одет, и вытащил её на берег. Вот, такая ситуёвина! А что такое?
   – Шапочки нет. Вот что.

   Этот безобидный, чуть ли не детский анекдот многие знали в оригинале, поэтому начали заводиться смехом от того, как Валера его отимпровизировал. Все смеялись и вместе со всеми сам рассказчик.

   Он ушёл неожиданно, в расцвете планов, но сил на их осуществление оставалось мало. Эти планы для него были важнее собственного здоровья. Такая радикальная позиция, конечно, неправильна, так как во всём всегда надо искать баланс, он, как музыкант это хорошо понимал. Но понимать – это одно, а принимать – совсем другое. Он принял для себя свой путь -  жить столько, сколько отведено всесильной судьбой, без оглядки на диагнозы, на докторов, на приговоры. Жить, чтобы работать, жить, чтобы творить, жить, чтобы импровизировать всегда и во всём, на сколько хватит сил.


Рецензии