Один в борьбе со змеями

Галина Мелькова

Один в борьбе со змеями
(быль)

Пора в школу

Отец достал свои поношенные ботинки, поставил их на лавку и позвал своего младшего сынишку. Тяжело вздохнув, тихо и ласково заговорил:
- Вот, сын, тебе уже восемь лет, пора в школу. Читать я тебя научил, но надо получать образование. Школы у нас в поселении нет. Поедешь вместе с братом на станцию учиться в школе. Будете жить у деда вдвоём». Дед. Конечно, чужой, но добрый и нежадный. Игнат жил у него зиму. Колька смотрел на отца не отрываясь, слушал его внимательно, но маленькая слезинка текла по худенькой щёчке. Отец видел, что сын переживает, но крепится. Чтобы не заплакать, ни то от радости, что будет учиться. Или от печали о необходимости расставания с любимыми родителями. Отец закашлял, отвернулся, машинально смахнул свою слезу: 
- Обувки по твоей ноге нет и достать негде. Вот что я могу тебе дать только. Босиком не пойдешь, скоро холода. А к зиме постараемся добыть тебе валеночки. Пока возьмешь мои ботинки, (размер 39), они, конечно, большие для тебя, но мама связала очень толстые и тёплые носки. Учиться надо, сын, без грамоты нигде в жизни не пробиться, не получить хорошую профессию.
Через два дня повёз отец сыновей на лодке на станцию Батурино. На душе было тревожно, но всё же была маленькая надежда, что старший Игнат будет заботиться о Коле, да и дед знакомый не обидит детей. Время было непростое, шёл тридцать восьмой год, и не ясно было, что ждёт впереди, но жизнь диктовала свои законы, и будущее детей зависело от того, что они в детстве, какие знания приобретут.
В Батурино
Батурино встретило хмурым днём. Накрапывал мелкий дождик, но было ещё тепло. Осень вступала медленно в свои права. Серые тучи прятали солнце, и на душе у ребят было тоскливо. Дом деда был закрыт на замок, и отец поселил сыновей в полу – заброшенный домишко. Там было неуютно, но стояла кровать, был стол и печка. Отец истопил печь, чтобы обогреть замерзшие стены, чтобы убедиться, что печь в порядке, и что дети не замёрзнут, пока дед вернется из тайги. На следующий день отец уехал. И ребята остались один на один со своими заботами. До занятий в школе было три свободных дня. Надо было привести в порядок жилище. Какая-никакая, но всё же крыша над головой. У соседей раздобыли немного готовой извести и побелили только стены на высоту, сколь позволял их рост. Вымели весь мусор веником из полыни и даже помыли окно и пол. Стало веселее. Соседка принесла старый матрац и одеяло. Ребята нарвали травы и сделали подушку – набили пахучей травкой мешок из-под продуктов. Вот и получилось «царское ложе». Игнат поступал в третий класс. Он начал учиться сразу со второго класса, отец подготовил его дома. Сын умел читать и хорошо знал счет, поэтому первый класс пропустил. Коля поступал в первый класс. Маленький белокурый мальчик, в отцовских ботинках, робко прятался за своего старшего брата. Казалось, что ему ещё и нет восьми. Учительница ласково погладила его по головке и, как будто, передалось её душевное тепло маленькому робкому первокласснику. Но на деле этот щупленький мальчик оказался совсем не робким учеником. Он как будто впитывал знания. Всё было ему по силам, и даже иногда удивлял учительницу, откуда у него полуголодного и плохо одетого, столько сил и энергии преодолевать все неурядицы жизни.
Преодоление
Дед вернулся из тайги в начале ноября. Уже примерзала ночами земля и в домишке было холодно. Дрова кончались, приходилось протапливать печь только вечером, и ребята часто спали, свернувшись калачиком, на тёплой ещё с вечера печи. Дед забрал детей к себе в дом. Теперь было тепло, не надо было самим топить печь, таять замёрзшую воду на кипяток, а можно сварить картошку, поставить тушиться турнепс на «паренки». До обеда были в школе, потом на улице, даже в холода. Забегали в магазин погреться, купить бы что, да денег нет. Ладно, хоть за квартиру дед не брал денег и согревал, да иногда и делился кое-какими продуктами. Отец привозил мешок картошки, медвежье мясо (очень редко) и мешок турнепса, да чуть денег на хлеб так и тянули впроголодь, как говорится: «с хлеба на воду», но учились хорошо и с желанием. А тут- война. Совсем стало невмоготу. Отец приезжал на лодке до поздней осени, привозил овощи, в основном турнепс и картошку, и то немного. Хлебного пайка было мало для растущих мальчишек. Бросить бы всю эту учебу, но, тяга к знаниям была сильней, знали, что вырваться из непроглядной нищеты, смогут они, только получив образование. Приходилось скрепя сердце бороться со всеми тяготами жизни. Шёл сорок третий год. Весна запоздала с приходом, лёд долго сковывал реку, и отец не мог привезти хотя бы картошки. Иногда весь обед у ребят состоял из хлебного пайка и кипятка с сушёной травкой, подаренной дедом. Ещё надо было к вечеру настрогать медвежьего мяса. Оно лежало зимой на чердаке, замороженное и твердое как кость. Осенью не догадались ребята разрубить его на части и вот всю зиму строгал Игнат — это мясо, чтоб сварить бульон. Но и эта добавка кончалась, и не было ничего…Учебный год подходил к концу. Весенние каникулы не радовали ребят. Продуктов не было, надеялись лишь на хлебный паёк, да школьную булочку. Соседка приносила иногда литр молочка, да лед дал чугунок картошки. Игнат закачивал седьмой, выпускной класс, готовился к поступлению в Лесотехнический техникум в г. Томске. Коля учился в пятом. Ему только исполнялось тринадцать лет. Ясно, что при таком скудном питании, он не выделялся ростом среди одноклассников. Но зато, твердость характера, и воля, как будто, давали ему
Облазок
Силу, и старший брат не слышал никогда его хныканье. Коля решил поехать на каникулы домой, надеялся привезти хоть «малую малость» продуктов, да и самому повидаться с родителями. Надо было придумать, как добраться из Батурино до дома. Путь был только один – по реке. Но весна затянулась, снег лежал ещё кое- где, но лёд на реке уже зашевелился, трескался, и надо была ждать ледохода. Главная забота была в том где достать лодку. Никто не даст мальчишке облазок, или «блаз- маленькие долблёные из одного ствола тополя лодочки. (Наверно, и нарекли так, что на юркой быстрой лодочке, можно было облазить все закоулки реки). Коля решил украсть, вернее, временно тайно воспользоваться облазом. Каждое утро он выходил рано. Перед занятиями направлялся к реке. На берегу снег уже сошёл, и оголились приткнутые на цепи лодки. Цепи удерживали «костыли» толстые железные прутья, как гвозди, вбитые глубоко в землю и примороженные зимой. Коля выбрал маленький облазок, гвоздь, удерживающий цепь, был вбит неглубоко. Николай расшатывал его помаленьку каждый день, через неделю гвоздь «сдался» и можно было с трудом вытащить его из земли. Время не ждало, начались каникулы. Река уже очистилась ото льда и можно было плыть. Колька проснулся чуть свет. Хмурое утро не радовало. Мальчик боялся, что проспал и вдруг кто-то увидит его у реки. Он быстро собрался, даже не перекусив, и выбежал из дома. Река встретила прохладой и шумом волн. Ещё кое где всплывали маленькие льдинки, снова ныряли в набегающие волны. Коле некогда было разглядывать, как играет река с крохотными остатками ледяного панциря. Он быстро выдернул «костыль-гвоздь из песка и спустил облазок (лодочку) на воду. Миг и мальчик отчаянно заработал веслом, стараясь поскорее ОТПЛЫТЬ от берега. Лёгкий облазок летел по волнам, река будто обрадовалась первому пассажиру и с непрерывным шепотом волн несла его вперед.
На реке
Коля успокоился, тихо подгребал веслом, дело для него привычное, каждое лето он проводил на реке, изъездил все тайные её закоулки, даже хитрые щуки редко ускользали от проворного рыбака. На душе всё же была тревога, стыд что ли за украденную лодку не давал успокоиться. Хотя Николай был уверен, что вернёт облазок назад и об этом никто не узнает, но это всё равно не давало утешение. Ему было стыдно перед самим собой. Но дело не требовало отлагательства, и выхода другого не было. Понемногу утихли страхи самобичевания и всё стало проще. Солнце пригрело, и мальчик решил пожевать прихваченный с собой кусочек хлеба и картошку. Всё было необыкновенно вкусно, и даже вода из ладошки казалась вкусней. Он плыл спокойно, редко проплывали мимо маленькие льдинки, они не тревожили Николая, а он даже из озорства иногда старался задеть их веслом. Но вскоре льдинки стали попадать поплотней и это встревожило маленького «путешественника». Но назад пути не было. Надо плыть, чтобы ни случилось. Он надеялся, что сумеет даже плыть между льдин.
Чёрная льдина
Николай заметил, что поток воды стал сужаться, а кромка льда по берегу нарастать. Льдины проплывали мимо; то обгоняли облазок, то вдруг выныривали из-под носа лодочки. Надо было неотрывно следить за веслом, чтобы большая льдина не ударила в борт лодки. Вскоре стало ясно, что впереди может быть большое нагромождение льда. Не встретится ли затор раньше, чем Николай доплывёт до деревни, где живут его родители? Эта мысль гвоздём застряла в голове и гнала быстрее вперёд. Коля не отдыхая работал веслом, а мысль его летела ещё быстрей. Он знал все повороты реки, знакомые деревья и точно определил, сколько ему предстоит преодолеть пути. Пройдено больше половины, он почти у цели, но всё труднее отталкивать постоянно льдины от лодочки, которые попадались больше, чем его облазок. Вдруг Николай увидел, что от берега оторвало водой льдину. Вся она сверху была черная. Видимо, снизу примерзла и оторвалась вместе с куском земли под натиском воды. Сначала качалась на волне у берега, наверно корни травы прошлогодней или кустов не давали ей хода. Коля хотел быстрее отплыть от неё подальше, ему она показалась страшной. Из чёрного кома земли торчали стебли сухой травы, походили на огромные колючки зверя. Отплыв на довольно большое расстояние, мальчик повернулся. Льдина уже оторвалась. Но что-то изменилось на ней. Глыба земли стала плоской, а по краям е; появилось множество чёрных полос. И самое страшное было то, что полосы шевелились, извивались, вроде, стараясь вылезти из-под кучи земли. Николая охватил ужас, он не мог понять, что это могло быть. Он работал веслом автоматически, не смотря на другие льдины. И тут его осенила догадка – да это змеи. Маленькие змеи -гадюки, они зимуют комом в земле.
Борьба за жизнь
Много раз встречались такие скопления гадюк. (Клубками змеи зарываются в землю и так зимуют, а весной расползаются, как только пригреет солнышко и не живут стаями»). Николай знал это и понял, что вода оторвала часть берега, где зимовали гадюки и теперь они стараются освободиться из этого клубка. А это значит, что будут стремиться в лодку, почувствовав тепло дерева. Надо было скорее уплыть подальше, пока они ещё на льдине, не вылезли из кучи. Вскоре стали отделяться чёрные полоски и ползли к краю льдины. И вот уже первая спустилась в воду и поплыла. Коля с ужасом видел, что и ещё несколько штук плюхнулись в набежавшую волну. Стало ясно, что они будут догонять лодку. Николай гр;б изо всех сил, но расстояние до змей сокращалось ещё быстрее. Вдруг у борта облазка высунулась чёрная голова змеи. Николай взмахом весла отбросил змею. она взлетела в воздух и тут же рядом показалась вторая гостья. Коля через раз грёб веслом, отбиваясь от гадюк. Ход лодки почти был предоставлен волнам. Впереди громоздились льдины к дереву, которое подмыло, и оно упало наполовину в реку. Только узенькая полоска воды стремительно пробивалась между льдин. Лодка с маха врезалась между веток и льда. Змей подхватило стремительным потоком и понесло мимо лодки, но часть их, довольно большая, также стремительно ринулась к облазку. Надо было срочно спасаться. Даже укус одной голодной змеи мог стать смертельным. Николай ухватился за ветки и выскочил на лёд. Сразу почувствовал, что нет прочной опоры под ногами. Цепляясь за ветки дерева, старался попасть ногами на твёрдые льдины.
Спасение по дереву
До берега оставалось метра три или четыре. Но какие что были метры!.. Ветки кончались, дальше шёл голый ствол дерева. Ухватиться было не за что. Николай старался взобраться на ствол, схватившись за крайние ветки, но ему никак не удавалось подняться. Он не мог поднять ноги. Сапоги наполнились водой и были очень тяжёлые. Дерево тряслось под натиском воды и глубже уходило в реку. Наконец удалось выбраться, ухватившись за ветку. Ствол дерева был нетолстый, Николай сумел его руками и крепко сцепил пальцы. Понемногу продвинулся вперед и обхватил ногами дерево, упёрся в ветку и прополз небольшое расстояние. Как хватило ему сил поднять ноги. Он и сам удивился. Надо было проползти ещё метра три по стволу, Дерево наклонилось к реке, и ползти по приподнятому стволу было легче. Пальцы и ладошки мальчика, разодранные о кору, кровоточили, но он не чувствовал боли. О змеях вроде забыл, не поворачивал головы, боясь, ненароком, свалиться со ствола Сантиметры ползка «превращались>> в метры, требовалось осторожность и ловкость преодолевать шершавый» путь. Наконец, желанный берег. Надо прыгнуть или просто упасть на твёрдую землю. Невозможно заставить себя оторваться от опоры. Тело как будто прилипло к стволу. Коля повернул голову и увидел, что и змеи начали выползать на ветки и даже на ствол дерева. Николая, как ветром, вмиг смахнуло вниз. Он даже не почувствовал, как приземлился на твердую проталину. Одна мысль гнала от опасного места. Скорее уйти от ненавистных преследователей. Он не сомневался, что змеи охотятся за ним, а не спасают свою жизнь, как и он. (Всему живому присуще чувство страха перед гибелью, даже если они становятся сами угрозой другим).
Дома
Отбежав на большое расстояние, Николай упал на мокрую землю. Ноги, казалось, онемели. Он стянул сапоги, вылил воду, размотал портянки, сунул их в карман и натянул кое-как сапоги на босые ноги. Только теперь он осознал, что ему всё же повезло. Дерево упало с того берега, где была деревня, и он смог выбраться туда, где нужно. Успокоившись немного, быстро пошёл. Уже были видны крыши изб, но идти надо по берегу. Кое-где ещё лежал снег, путалась под ногами прошлогодняя трава. Но это были пустяки по сравнению с пережитым страхом. Чтобы окончательно не замёрзнуть. Николай старался бежать, хотя были лишь маленькие пробежки. Прошло около часа, пока он преодолел расстояние, которое бы мог пробежать минут за пятнадцать. Наконец первая изба, дом родителей. Коля вбежал в избу. Мать охнула, подбежала, не поверив в чудо. Отец подхватил ослабшего, трясущегося от озноба сына. Мать принесла целебный горячий отвар. Отец растирал самогоном закоченевшие ноги. Николай молчал, не было силы даже говорить, но он всё же сказал отцу, что облазок у поваленного дерева и там змеи. Мать принесла тёплую отцову рубаху и маленький Коля «утонул>> в ней, отец поднял его на печь, на лежанку. Мама подала миску с горячей ухой и большущий кусок щуки. Коля выпил уху, лёжа съел рыбу и «провалился» в сон. Отец укрыл сынишку старой шубенкой, сел на лавку и тяжело вздохнул. Николай спал сутки. Отец с соседом сходили на реку, вытащили лодку, змей там не было. Николай выспался, встал весёлый и здоровый. Целую неделю Коля был дома, сходил с отцом на рыбалку, на охоту. Каникулы кончались. Вместе с отцом на большой лодке, прицепив облазок, поплыли в Батурино. На берегу всё было по-прежнему. Поставили облазок и Коля крепко вбил железный гвоздь с цепью на место.
Конец


Рецензии
Спасибо, очень интересно! Эпизод со змеями — прямо до мурашек!

Ирина Красильникова 2   11.01.2025 12:39     Заявить о нарушении