Христос

Юлия Латынина доказывает, что Иисус на самом деле был не проповедником ненасилия, а зелотом (борцом с римскими оккупантами). Но даже если и так, то, как ни важно, кем он был на самом деле, гораздо важнее, кем он стал в памяти последователей, миллиардов последователей.

Человек умирает не совсем, если о нем кто-то помнит, и даже если все о нем забыли, но продолжают служить людям сделанные им вещи или продолжают жить и развиваться высказанные им мысли. Однако такое бессмертие (длящееся обычно максимум лет сто) - лишь очень бледный образ настоящей жизни. Но если о нем вспоминают не несколько человек постоянно и еще несколько десятков или сотен изредка, если о нем помнят тысячи, миллионы, миллиарды - такое бессмертие, пожалуй, ярче самой жизни.

Христос воистину воскрес. Но не телесно, а в таком же смысле, как "Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить" - только с Лениным это оказалось неправдой, а с Христом - правдой.

Но все же несколько десятилетий Ленин был для миллионов заменой Христу (Маркс - Иоанну Крестителю, Сталин, вероятно, апостолу Павлу). И в таком случае опять же важнее не то, кем был Ленин на самом деле, а то, какой его образ сложился в головах людей.

Так что, может быть, не стоит упрекать тех, кто славословил Ленина и Дзержинского: они славословили не реальных палачей, а мифических доброго дедушку и друга беспризорников. Более того, своим славословием они (вероятно, совершенно сознательно) способствовали формированию благостных образов - и тем самым смягчали коммунистический режим, подменяя его маяки.

(ЖЖ, 27.12.21)


Рецензии