Ледокол возвращается домой
Писателю Виктору Викторовичу Конецкому посвящаю
Часто первая ( вступительная)
"Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее
Старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ". Ф. Ляймен (перевод С. Маршак)
Артем Андреевич Касаткин был капитаном дальнего плавания.
Окончил он Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова . Причем, поступил на факультет "Судовождение" с желанием стать капитаном огромного океанского корабля. Никто его особо не агитировал ступать на этот нелегкий путь, да и семейной традиции не было. Отец Артема умер от неизлечимой болезни, когда мальчику еще не исполнилось и десяти лет. По профессии папа был простым учителем физики.
Мама, Анастасия Егоровна, преподавала географию в школе. Конечно, присутствие карт, огромного глобуса, который стоял на столе в гостинной, рассказы о прославленных путешественниках и первооткрывателях, большое количества книг на полках и в шкафах, хранящие в себе зашкаливающую дозу романтики - не могли не повлиять на формирование устойчивой потребности парня к приключениям. А, какая профессия может быть более романтичней, чем профессия капитана дальнего плавания?
Но, было в жизни у Артема ТАКОЕ, что постоянно подталкивало его к выбору нелегкой судьбе моряка.
И, вот это ЧТО-ТО, представляло собой довольно внушительный, красивый и интересный вид, и имело своеобразное название - TIARA DE NORTH .
Но, начнем с самого начала.
Жили мама с сыном в маленьком городке ленинградской области, в домике деревянного зодчества на берегу Финского залива.
Когда умерла бабушка, дом достался им на двоих, где было внутри достаточно скромно, просто и просторно.
Позже, став старше, Артем узнал, что их дом был построен в конце 1900-х годов, неизвестным петербургским архитектором, по заказу некой вдовы отставного морского офицера, Николая Гордеевича Градмера, капитана первого ранга, служившего на военных кораблях Российского Флота.
Судьба его была непростой за эти сто двадцать лет: революции, войны, перестройки...
Домик был деревянный и не смотря, что он был небольшой, на нем умещались башенки с разными флюгерами, эркеры, шпили и балкончики. Он представлял собой странную смесь швейцарского шале и русского терема. Это придавало ему много загадочности и своеобразной красоты.
Сколько себя помнил, Артем часто фантазировал себе, что найдет в нем какой-нибудь клад, который оставила после себя первая владелица дома.
Периодически он искал его, заглядывая в каждую щель здания, тщательно изучая особенности архитектуры.
- Мама, а зачем столько шпилей и башенок на нашем доме? - как-то поинтересовался мальчик.
- Сынок, шпиль на крыше, в древности обычно служил флагштоком. Резные изображения, флюгера имели сакральное значение. Они защищали дом от злых духов. И, согласись - это красиво. Вот посмотри, сколько современных домов уже построили рядом, а наш самый красивый.
- Очень!
Мама продолжила.
- Я сейчас тебе что-то покажу.
Анастасия Егоровна пошла в свою комнату и принесла от-туда старую большую потрепанную папку. Она открыла ее и Артем ахнул.
- Это оригинальные чертежи нашего дома. Вот смотри, что здесь написано.
Артем посмотрел на место, на который указала мама. Там было написано: "Коньковая крыша по желанию Евдокии Павловны".
- Это кто такая?
- Евдокия Павловна Градмер - заказчица и владелица этого дома.
- А, где же тогда на крыше коньки? Их что, украли?
Анастасия Егоровна рассмеялась.
- Коньковая крыша - от слова "конус". А в свою очередь, оно имеет первоначальный корень "кон", который означает: сопряжение, соединение, связь, важное место в игре, черта, зона, предел. Здесь представлять можно, что угодно: и предел красоты, и связь с пространством неба, и черта статусности и много еще чего. Но, самое красивое, все-таки, на мой взгляд, это сопричастность к "мачте" корабля, которая завершается гордо реющим флагом. Так строили русские терема наши предки.
- Значит наша крыша - это почти мачта корабля? Мама, как красиво, - восхитился Артем, навсегда отложив в своем сердце, что живут они под мачтами и парусами в самом красивом доме-корабле.
- Темка, как бы мне хотелось привести этот дом в полный порядок, чтобы он был такой, как его замыслил архитектор и каким он был, когда только его построили. Как бы , сыночек, жизнь не сложилась, постарайся сохранить его. Ты еще не понимаешь многого, но придет время, и сам почувствуешь и поймешь, как важен в жизни каждого человека родной дом, где о нем будут всегда думать, ждать и любить. В таком доме никогда не бывает тесно или одиноко.
В Теминой комнате было необычное окно. Раньше он и не задумывался, почему это оно круглое! Но, после разговора с мамой, догадался, что это был иллюминатор!
Теперь, глядя из него во двор, через застекленное круглое отверстие, виделось воображаемое море и далекая линия манящего горизонта. Возникало предчувствие приключений и невероятных открытий.
Артем часто брал в руки старую папку, которая сохранилась в доме. Рассматривал чертежи, любовался линиями, которые каким-то удивительным образом складывались, пересекались и сочетались в полне понятный план дома. Несмотря , что надписи были сделаны на латинском языке (как объяснила мама), многое было понятным. Но надпись, на титульной обложке папки, была не совсем понятной - "TIARA DE NORTH". "NORTH" - переводилось , как "север". А, вот с первым словом была запинка. Мама считала, что на папке была допущена ошибка. Скорее всего, говорила она, что архитектор хотел написать "Terra", что значит "земля". Вместе это звучало вполне созвучно и понятно "Северная земля".
Шло время, история с надписью папки забылась со временем и ушла в далекое детство мальчика.
Артем Андреевич Касаткин уже был первым помощником капитана на атомном ледоколе "НОРД"* Мурманского пароходства, когда неожиданно произошло событие, которое вернуло его к истории дома и не только.
К ним на судно, был назначен новый штурман. И не просто штурман, а "штурманиха" - Евдокия Павловна.
Услышав эту новость, Артем Андреевич, честно сказать, обалдел. Во-первых: женщина на корабле....как-то не очень желательно, а во-вторых: имя напомнило первую хозяйку дома - мадам Градмер.
Касаткина вызвал к себе капитан.
- Артем Андреевич, с нами в рейсе будет журналист. Статью будет писать о нас, ледокольщиках. На первых порах присмотрите за ним. Расскажите, что да как, пока не попривыкнет. И еще. Евдокия Павловна, наш новый штурман, задерживается. Она прибудет позже. Можете быть свободным.
Первый помощник был несколько озадачен:" Ничего себе! Евдокия Павловна задерживается! И на сколько, если до ухода в море оставалось не так уж и много времени".
У камбуза с вещими стоял журналист.
" И это еще тут чудо", - подумал Касаткин, взглянув на пассажира, - " Паганель какой-то !".
Паганель - случайное прозвище пристало к журналисту, по случаю реальной похожести с героем Жюль Верна: любопытен, несобран, фантастически рассеян, наивен, добр. В последствии ставший, как и романе " Дети капитана Гранта", неутомимым "двигателем" сюжета. И еще, Паганеля звали Жак. Нашего - звали Женей. Так, что прозвище вполне себя оправдывало.
Паганель стоял радостный до невозможности, улыбка его выражала безумное счастье и восторг одновременно. На нем была легкая куртка, огромный рюкзак и шапка с бубончиком красного цвета.
- Хорошо, что шапочка у вас красного цвета, - обратился к нему Касаткин.
- Да? А я еще думал, может синюю надеть?
- Синий цвет с вертолета не видно, если за борт упадете. А красный - самый раз.
Журналист сконфузился.
- Да, я понимаю. Моряки народ веселый.
- Раньше ледоколы красили в желтый цвет, но с воздуха плохо виден в лучах солнца. Стали красить в ярко красный. Пойдемте, я проведу вас в вашу каюту. Вы в ней будете жить не один.
Поднявшись по трапу, Касаткин и Паганель шли вдоль борта.
- А, что у нас на носу нарисовано? - Паганель начал задавать вопросы, с трудом втискиваясь в проемы со своим огромным грузом за спиной.
- На каком носу? У кого?- Артему Андреевичу уже начинали не нравится вопросы журналиста.
- Ну, как же. На ледоколе " Ямал" - акулья улыбка. А у нас что?
- А, вы об этом? У нас ничего. Мы серьезное судно. Это я уже и не помню в каком году, "ямальцы" возили детей на Северный полюс и решили нарисовать зубы акулы для смеха. Да так потом и оставили. Теперь "зубами" лед крошат.
Они подошли к каюте. Касаткин открыл дверь.
- Располагайтесь. Ваша койка справа. Сосед ваш будет помощник главного механика, Николай Игоревич Фомичев. Моряк бывалый. Бывший подводник. Мы его попросту зовем Фома Неверующий, потому, как все сто раз проверяет. Любит, когда надежно. Вам будет интересно с ним. Уверен.
Паганель осторожно снял рюкзак с плеч и поставил на койку, повернувшись спиной к иллюминатору.
- Только вот что: есть морская примета и всегда соблюдают на ледоколах: нельзя поворачиваться спиной к иллюминатору, чтобы не разозлить море.
Паганель резко развернулся и стал теперь лицом к морю.
- Располагайтесь. А, мне надо по делам. Вот вам папка, в ней все изложено: распорядок, правила, ответственность и т.д. Ознакомьтесь пока. Вопросы записывайте, по возможности буду вам на них отвечать.
Касаткин вышел и направился в штурманскую.
Паганель сел на койку, снял шапочку , открыл папку и стал читать:" Ледоколом управляют три человека. Вахта длится 4 часа, то есть каждая смена несет вахту, например, с 4 дня до 8 вечера и с 4 утра до 8 утра, следующие с 8 вечера до полуночи и с 8 утра до полудня и т.д. Всего 3 смены. Вахта состоит из рулевого матроса, который непосредственно крутит штурвал, Старшего вахты, который отдает команды матросу куда крутить руль и отвечает за весь корабль и вахтенного помощника, который делает записи в судовой журнал, отмечает положение корабля на карте и помогает Старшему вахты...".
По дороге, Артем Андреевич зашел к Главному инженеру ледокола, Игорю Анатольевичу, с которым был в дружеских отношениях.
- Игорь, ты видал нашего журналиста? - спросил Артем, присаживаясь за стол, - Паганель какой-то.
- Ты накаркаешь. Не хватало нам еще в Нову Зеландию попасть.
- Игорь, в этом рейсе все возможно. Не исключено и это. Ты знаешь, кто к нам штурманом назначен?
- И кто?
- Женщина!
Главный инженер поднял взгляд на друга и произнес:
- Вот ты , Темка, неправильно мыслишь по этому поводу. Я говорю тебе, как инженер. "Корабль" на английском языке имеет женский род. В связи с чем всем судам в основном давали женские имена и названия. И вот что бы не возникало у судна "ревности" женщин на его борт не допускали. Посмотри на эту ситуацию теперь по другому. У нас ЛЕДОКОЛ! ЛЕДОРУБ! Icebreaker "Норд"! МУЖЧИНА! И ты представляешь, вот таким красавцем управлять будет женщина!
- Игорь, ты говоришь, как о тигре в цирке. Кстати, эта мадам опаздывает!
- И как ее имя?
- Евдокия Павловна! Если она опоздает к отплытию, как она, интересно мне, догонять нас будет!
- Захочет догнать - найдет способ. Женщины - народ изобретательный. Тема, с точки зрения навигации, мы практически неуязвимы за счет своей маневренности и спектра возможностей работы во льду. Совершить навигационную ошибку при концентрации внимания всех судоводителей и помощников корабля - довольно сложно. Да и ты на что?
- Да, ну тебя! - Касаткин, не получив поддержку друга, направился к себе, - Посмотрим! Может она на вертолете к нам прибудет. Арктика - это не пельмени в холодильнике морозить. Штурман, ведущий ледокол, должен читать ледовую обстановку, как книгу, прокладывать и менять курс в соответствие с этой обстановкой, иначе ему не справиться.
- Успокойся. На зонтике, как Мэри Поппинс! Сейчас только ветер поменяется и прилетит.
Закрывая за собой дверь, Артем Андреевич слышал, как Игорь стал напевать песенку.
"Изменения в природе
Происходят год от года,
Непогода нынче в моде,
Непогода, непогода...".
Закончив в срок все приготовления, атомный ледокол "Норд", начал отход от причала.
Ошвартованный кормой, так как в этом случае кораблю приходится работать машинами вперед. Для отхода от причала корабль, ошвартованный бортом, должен, как правило, отбрасывать корму, работая машинами враздрай, а затем давать задний ход.
Паганель стоял над душой.
- Ледоколы обеспечивают работу транспортного флота в ледовых условиях: прокладывают ледовый канал, по которому за ними следуют не приспособленные к самостоятельному плаванию в тяжелых ледовых условиях суда, - объяснял Касаткин. - Это понятно?
Паганель мало что понимал, но соглашался.
- При этом в зависимости от ледовой обстановки и самого судна решается вопрос, пройдет ли оно за ледоколом самостоятельно или будет взято на буксир. На практике во льдах используют два вида буксировки: на коротком, до сорока метров, тросе и вплотную — когда буксируемое судно стыкуется с ледоколом, заводя свой нос в специальный вырез на корме ледокола. Операция требует ювелирной точности, надо рассчитать скорость, траекторию, чтобы не ударить и не повредить корпус судна.
- И как это происходит?
- Огромный ледокол должен подойти вплотную к форштевню судна — "взять его в кормовой вырез", вахтенный матрос на корме подсказывает знаками "левее", "правее", происходит стыковка, дальше нос буксируемого судна крепят на ледоколе буксирным тросом.
Паганель внимательно слушал, не перебивая рассказчика. И только тогда, когда произошла пауза, неожиданно добавил.
- Моря все имеют свой характер. Например, Карское, где чаще всего приходится работать, холодное, с частыми туманами и штормами, большую часть года покрыто льдами, в Обской губе вообще вода мутная. А вот Баренцево — под цвет аквамарина, хрусталь с бирюзой, но суровое. У каждого моря свой нрав, впрочем, как и у корабля, как и у человека.
- Верно подмечено.
- И льды разные бывают. «Шугу» - это такое ледяное крошево. «Сало» - это круглые такие льдинки на поверхности моря, напоминающие кружочки жира в тарелке с остывшим супом. Крупные круглые льдины называются "блинки". Примерзший к берегу лед – "припай". Сплошной лед образует ледяные поля, многолетние ледяные поля – это "паковый" лед. Встречаются и отдельные льдины, вертикально вставшие, как на дыбы, и вмерзшие в ледяные поля, они называются "ропаками", а если таких льдин много, то это "торосы", которые могут достигать в высоту несколько десятков метров.
- Артем Андреевич, а мне вот, Николай Егорович сказал, что наше судно класса
"Арктика" и это резиновая калоша по сравнению с подводной лодкой.
- Калоша?
Касаткин вышел на связь с ЦПУ .
- Фомичева на связь.
- Фомичев у аппарата.
- Николай Егорович, да что ж так. Мы не умиляем достоинства подводной лодки, но назвать наш ледоруб "калошей"?
- Артем Андреевич, если рассматривать с точки зрения ломки льда, то лодка лед "рубит" шапкой, а ледокол " калошей". Все верно. Лед ледокол не режет, он наползает на него и своей массой давит, ломает и раздвигает собой льдины. Образуется полынья. Пока льды не сомкнутся снова, по этой полынье должен успеть пройти караван. А если не успевает, ледоколу приходится возвращаться и обкалывать лед вокруг судов.
- Ну, если так рассматривать. Николай Егорович, скучаете за лодкой?
- По лодке, Артем Андреевич. Лодка она, живая. Скучаю по родимой. Там жизнь! А тут - чисто, как в хирургии.
Диалог прервал капитан.
- Артем Андреевич, примите пассажира. Отправьте моторную лодку к приблизившемуся к нам танкеру.
"Началось приключение", - подумал про себя Касаткин отдавая распоряжение, - "Как пить дать, штурманша пожаловала".
И точно.
На палубу вывалились все, кто только мог.
Стоимость просмотра в бинокль (у кого он был)- равнялось VIP- местам в партере Большого Театра. Оно и понятно, всем было любопытно посмотреть, как будет дама с чемоданчиком опускаться по штормтрапу в лодку, и потом на борт ледокола.
"Интересно, она будет в чулочках и на шпильках?", " А юбка у нее с разрезом или будет коротенькой?", "Брюнетка она или блондинка! Или , вообще, рыженькая?", " Ей какой трап подадут: лоцманский, посадочный или обиходный?" - слышались вопросы "зрителей", во все глаза присматриваясь, как нога хрупкой женщины коснется балясины*. "Лоцманский подали! Он покрасивше будет", - слышались голоса рассматривающих, - " В месте крепления лоцманского трапа устанавливается полутрапик, все удобней для дамочки-то будет! У трапа должен находиться спасательный круг с линем, предназначенный для подъема личных вещей".
"Зрители" с биноклями комментировали остальным "непартерщикам", украшая сказанные слова дополнительным морским лексиконом.
"Непартерщики" волновались: "Балясины параллельны уровню воды и плотно упираются в борт судна?"; " Не смещен ли бензель и балясины параллельны ли между собой?".
"Партерщики" успокаивали их, вещая, что все идет как положено. Наконец, кто-то произнес то, чего ждали все :" Шатенка!". Тут же послышались вопросы: " Красива ли? Есть ли обручальное кольцо? Сколько весит?".
- На, Паганель тебе бинокль, мне уже не интересно дальше смотреть. Дамочка в брюках и достаточно спортивна. Не первый день в море, сразу видно, что не раз проверяла осадку судна - Произнес Николай Егорович, покидая свое " VIP-место", уступая товарищу по каюте.
Когда Евдокия Павловна была уже на борту "Норда", впечатленные "зрители" продолжали на нее смотреть, получая эстетическое наслаждение. Паганель первый отреагировал, подбежал и протянул даме руку, помогая ей сделать последнее усилие, чтобы попасть на судно.
Глядя на все это, Артем Андреевич про себя подумал:" Есть теперь кому сплавить этого журналиста. Эта расскажет ему про все трудности службы на атомоходе в красках и деталях. То, что видят женщины, мужчине не увидеть и во сне".
Позже выяснилось, что пока все согласовали в "Атомфлоте", пока оформили все документы, "Норд" ушел в рейс. Вот и пришлось догонять его таким способом.
Вечером этого же дня, Евдокия Павловна приступила к своим непосредственным обязанностям.
Экипаж из сотни человек, приветливо встретил ее, создав атмосферу эмоционального комфорта.
Атомоход шел своим курсом.
Часть вторая (шуточная)
В каюте отдыхали Фома Неверующий и Паганель. Последний сидел закутавшись весь в одеяло, первый изнывал от жары.
- Ну, так вот. И идут эти звуки с каких-то совершенно непонятных глубин. Наши акустики постоянно фиксируют их в разных частях мирового океана. Ну, так вот, вокруг нашей лодки, что-то снует с такой скоростью, что подводным лодкам и не снилось! - рассказывает Фомичев совершенно спокойным голосом.
Паганель посмотрел в иллюминатор, словно удостовериться, что это ему не снится.
- Атаковать они не пытались, но назойливо крутились вокруг нас в самой неподходящей для этого области мирового океана — набитой сенсорами американской системы слежения SOSUS, кишащей противолодочными кораблями, самолётами и подлодками НАТО. Ведь именно здесь стратегические наши ракетоносцы Северного флота выходили в Атлантику.
- Эти квакеры что, следят получается за нами? - Паганель стал вникать в тему, - И какие это звуки? Что напоминают?
- От скрежета и щёлканья морских рачков — до криков касаток в брачный период. Иногда, вообще неземной звук. От него холод идет, словно ты в аду.
- Может это НАТОвцы чего придумали?
- Была такая версия, что квакеры — это американские активные авиационные радиогидроакустические буи с водоналивными батарейками. Но, случилась тут одна история: англичане столкнулись с очень похожим явлением. Загадочное ритмичное «кваканье» отслеживалось акустиками субмарин, но активные сонары не показывали в месте происхождения звука решительно ничего. А дело было в водах у Антарктиды и Австралии. А разворачивать новейшую систему противолодочного слежения там имело бы смысл разве, что для оккультных нацистов на летающих тарелках из Новой Швабии.
- А "великобритосы", что там делали?
- Где? - переспросил Николай Егорович.
- Между Антарктидой и Австралией?
- Они в этих водах были по уважительной причине: Австралия была главным ядерным полигоном её величества. Решив, что звук похож на утиное кряканье и из-за отсутствия коммунистов среди пингвинов, английские подводники окрестили его Bio-Duck —«биологическая утка».
- Так что же это на самом деле?
- Я думаю, что это всего лишь раскалывающиеся ледники. Все дело в них. Или это «свет Венеры, отражённый метеорологическим зондом»?
У Паганеля расширились от ужаса зрачки. В это время, в каюте, раздался непонятный звук, который вызвал сильную тревогу, потому, как напоминал звук воды, которая наполняет какое-то пространство.
- Это что?
Фомичев лежал спокойно и невозмутимо.
- Ты про свет Венеры?
Паганель вскочил и заметался по каюте.
- Я же говорю, что скорее всего это метан, попав в плотные слои атмосферы, преломил свет Венеры... Ты чего занервничал?
- Вода, звук... Мы тонем?
- Даже, если и тонем, чего нервничать? Так вот, ....
Звук воды усиливался и уже явно было ощущение пробоины в основании судна.
Паганель подбежал к двери, но она не открывалась.
- Дверь! - закричал журналист, - Дверь не открывается! Мы тонем!
- Ручку вниз и на себя. Наклейка прилеплена. Почитать надо было заранее, рассмотреть картинки-то. Что сейчас голосить!
Дверь не поддавалась. И тут, Паганель увидя воду у своих ног, последний раз с надеждой посмотрел в иллюминатор и лишился чувств.
Фомичев неспеша встал, подошел к "сокаютнику", поднял его и положил на койку, укрыв своим одеялом.
- И всего-то - ведро воды! А впечатлений, словно на "Титанике".
Николай Егорович потрепал Паганеля за щеки. Потом открыл бутылку коньяка, которую достал из-под своей подушки, дал ему понюхать.
Женя пришел в себя. Фомичев, глотнув коньяк, предложил товарищу.
- Женя, мы утонуть не сможем никогда! Корпус атомохода разделен на водонепроницаемые отсеки: даже если будут затоплены главные из них, судно останется на плаву.
- Вода же уже в каюте, - еле произнес Паганель, но, явно оживая от запаха спиртного.
- Это я разлил тазик воды тебе под ноги. Оно стояло у меня под койкой.
- Зачем?
- Для эффекта "света Венеры".
- Какой Венеры?
- Обыкновенной. Которую хотят колонизировать, а она сопротивляется.
Паганель многозначительно посмотрел на Фомичева, и еле слышно произнес:
- Коля, налей коньяк и побольше.
- Вот, так надо было с самого начала. А то:" я не пью и не хочу...". Не слова, а "квакеры" какие-то. Противно просто.
К ужину, Неверующий с Паганелем явились "хорошенькие" ( это был исключительный случай для закалки журналиста).
- Все, прошел Паганель проверку "квакерами", - сказал Игорь своему помощнику.
- Кажись, что да, - ответил тот, улыбаясь.
Часто третья ( философская)
"Руки женщины, обвившиеся вокруг шеи мужчины, — это спасательный круг, брошенный ему судьбой с неба". Джером Клапка Джером
Атомоход – это небольшой город. Четыре месяца вахт и бесконечных забот. Каждый на виду, как на ладони, и каждый старается на этой ладони быть достойным.
Касаткин только зашел в каюту на отдых, как его позвал к себе капитан Гордей Евгеньевич.
- Благодарю Вас, Артем Андреевич и всех, кто помогал обезвредить буйки с приборами, выброшенные из самолета "недружественной страны" у нашей государственной границы для отслеживания подводных лодок. Вовремя был замечен факт, оперативно были спущены шлюпки и проведена работа.
- Фомичева хлебом не корми, дай только буек обезвредить.
- Его чувства вдвойне понятны. Двадцать лет отдал подводному флоту. Хорошо, что погода хорошая. В шторм не достать. Что-то они в последнее время активизировались, - Гордей Евгеньевич попросил организовать чайку, позвонив стюарту.
- Ну, полетали "ребята". Мы их сфотографировали, сообщили куда надо. Фомичев буек достал и ручкой им помахал, - добавил уточнения Касаткин.
- Я видел, как он им "махал". Все не вспомню, кого Николай Егорович все время мне напоминает этим жестом?
- Командира Янычара из фильма " 72 метра".
- Точно! Краско его еще играет.
Капитан встал и достал два граненых стакана в железных подстаканниках на которых было написано "Ямал".
- Люблю из них чай пить. Припоминаю случай, когда ледокол «Ямал» пришел на Северный полюс. Я тогда на нем плавал. Только мы от радости пришли в себя, понимая, где находимся, как тут же всплыла рядом с нами американская подводная лодка. Стоим. Они на нас смотрят, а мы на них. Они молчат и мы молчим. Тогда наш механик взял, да, как включит сирену на всю силу. Американцы сразу неуютно себя почувствовали, быстро "ласты" свои собрали и ушли. Я потом у механика спрашиваю: "Ты чего так резко "завопил"? А он мне: "Мало ли, что у них на уме! Хищники! А с ними один способ борьбы, как с медведями - чем больше шума, тем лучше!".
В каюту принесли чайник заваренного зеленого с чабрецом чая. Стюарт поставил его на стол. Разлил в стаканы.
- Как,Евдокия Павловна, справляется?
- Да,очень грамотный штурман. Нареканий нет, не смотря, что женщина.
Капитан улыбнулся. Встал из-за стола и подошел к настенной полке. Достал с нее книгу и протянул Касаткину.
- Меня учила Щетинина Анна Ивановна. Наш курс был у нее последним. Эту книгу она мне подарила лично. Как талисман со мной всегда. Во всех рейсах побывала она.
Артем Андреевич прочитал название "На морях и за морями".
- Возьми, почитай. Очень интересная. Женщиной, капитаном дальнего плавания, написанная. Знаешь, надо отдать должное дамам, они обладают интуицией гораздо сильнее, чем мужчины. Слышал, что и небо они лучше чувствуют и понимают. Поэтому, в годы войны, было много отважных девушек летчиц.
- Небо не море, - попытался возразить Касаткин, который явно не показывал, но где-то внутри, даже очень глубоко, был против того, чтобы женщина управляла кораблем.
- Небо - пятый океан! Ну хорошо, идите отдыхать. Спасибо за хорошую работу.
Вернувшись в каюту, Артем прилег.
Сон не шел.
Вспомнился ему недавний разговор с инженером спецсвязи Болотовым Кириллом Александровичем. Было над чем задуматься. А, еще , Артему было непонятно: почему он, вдруг, доверил ему столь откровенную личную историю?
Болотов был достаточно скрытый человек. Лишнего никогда не позволял себе ни в высказываниях, ни в поступках. Не был замечен в вольностях с женщинами, работавшими на судне. Особую дружбу ни с кем особо не поддерживал. Держался , как говорят на расстоянии.
После смены, Кирилл Александрович предложил Касаткину партию в шахматы.
- Ферзь! Самая сильная шахматная фигура. Визирь, советник, а на деле Королева!- произнес он во время игры.
- На заре рождения игры, эта фигура всегда занимала квадрат своего цвета. Отсюда и пошло выражение: "Я люблю свой цвет!".
- А Король - самая высокая о статусу фигура, но не ценнейшая.
- И это к чему сия философия? - Касатки спросил, делая свой ход.
- Артем Андреевич, шахматные турниры проводятся либо между женщинами или между мужчинами. Смешанных турниров не бывает. И, как вы думаете, отчего это так?
Артем оторвался от шахматной доски и посмотрел на Болотова.
- Не знаете. А я вам отвечу: мужской мозг более упорядоченный. Умение мужчины организовать что-то в соответствии любой системы, имеет гораздо больше шансов на то, что она будет устойчивой. Женщина очень эмоциональна. Если подумать и сравнить Короля с Ферзем, то очевидным становится то, что ферзь нужен для эмоциональности игры в системе созданной Королем.
- Кирилл Александрович, и, все-таки, вы это к чему мне говорите?
- Просто хочу подчеркнуть, что наш нынешний рейс более эмоционален, и более интересен, чем те, что были раньше. Вот, вам "мат", Артем Андреевич.
- Отвлекли вы меня, - произнес огорченно Касаткин и протянул руку для пожатия, как признание победителя.
Болотов взял в руку шахматную фигурку ферзя и задумался.
- В девяностых годах, я служил на научно-исследовательском судне "Космонавт Владислав Волков", который предназначался для сбора телеметрической информации с космических аппаратов. Мы из морей не выходили. В наши задачи входило обеспечение контроля Центра управления полётом над ответственными операциями, производимыми на орбитальных пилотируемых станциях, контроль включения разгонных ступеней ракет при запусках геостационарных спутников и спутников с высокими эллиптическими орбитами и многое еще чего. Между рейсами зашли в Северодвинск на завод. Надо было кое-что подремонтировать. Надо сказать, что на судне был у меня друг - Пашка Каляев. Мы с ним, как одна душа на двоих. Пашка был из поморов с Мудьюгского острова в юго-восточной части одного из крупнейших заливов Белого моря - Двинской губы. Остров, вместе с островами Никольская Коса и Голая Кошка, отделяет залив под названием губа Сухое Море, расположенный вблизи устья реки Северная Двина, от остальной части Двинской губы. Там еще бой с англичанами был за Архангельск после революции. Так вот, Пашка мне говорит, поехали ко мне в деревню. Что тут ехать,рукой подать - 30 километров. Ну, а мне то что, молод, горяч. Капитан отпустил. Поехали. Приезжаем, а там деревня вся собралась. Пашка у них герой! Выучился, да и на каком судне по морям ходит! Никогда я еще такого зрелища в жизни не видел. Столы на улице накрыли. На блюдах чего только нет: пироги, рыба чуть ли не всех сортов, ягоды, кулебяки - глаза разбегаются. Начался праздник. Все веселятся, а я чувствую, что нахожусь под каким-то воздействием. Сидит за столом, напротив меня, девушка и смотрит. Улыбается просто, приветливо так, а я как под гипнозом. Ни пить ни есть не могу. А красоты она - Солнце меркнет ... Я думал, что таких и на земле не бывает. Вот, как Анфиса из "Угрюм реки". Праздник разгорается, все уже "на веселье", танцуют, а я сижу, словно жених на свадьбе. К вечеру, когда все стали понемногу расходиться, смотрю, Пашка мой совсем захмелел. Заснул. Мать его в доме уложила. И я , вроде собрался спать, и тут, подходит ко мне эта красавица, берет за руку и ведет за собой. Ни слова не говорит. И я молчу. Подводит к домику, видать охотничий. Заводит. Ночи белые - света не надо. Подходит она ко мне близко-близко и рукой по лицу. А ладонь, как перо птицы. Сползает с нее сарафан. Целует она меня и улыбается. Зубы - жемчуг, а косы травой свежескошенной пахнут... Под утро только в себя приходить стал. Разговорились. Имя у нее необычное оказалось - Славена. Она о себе рассказала: замужем, муж пьет сильно и бьет, морем промышляет. Сама она повитуха, а своих детей нет. Говорит о жизни своей, а сама меня ласкает , да так нежно. Потом прижалась, и тихо так говорит:" Возьми меня с собой, на корабль свой. Увези. Нет сил у меня больше здесь оставаться. Кем хочешь там работать буду. Я все могу. Все выдержу". Я молчу. Не отвечаю. А, что говорить. Женат я уже был. Жену любил свою. И тут она, вдруг , затихла. Все поняла. И, чувствую я, как слезы ее на мою грудь капают. И мои глаза в слезах. К обеду мы уехали.
Касаткин слушал Болотова, не пропуская ни одного оттенка сказанного им слова. Он так ясно представил себе эту встречу, что ему на миг показалось, что это было с ним самим. И это он был в объятиях красивой поморки, от губ которых рождались ласки и нежности.
Болотов замолчал. Понятно было, что история этим не закончилась. Ему требовалось время, чтобы продолжить рассказ. И он продолжил:
- Помотало нас тогда. За год мы были в 14 экспедиционных рейсах: в Центральной и Южной Атлантике, Мексиканском заливе, Карибском море и Индийском океане. Вернулись в Калининград. Встреча с родной землей, домом, близкими. Вроде, и не до разговоров. А, как вернулись на судно, смотрю, а Пашка, что-то сумной ходит. Встречи избегает. Наконец, останавливаю его, спрашиваю: что случилось? Он мне письмо протягивает. Читаю. Где-то полгода назад, пьяный муж избил Славену, да так, что до больницы и не довезли живой.
У Болотова появились на глазах слезы.
- Часто спрашиваю себя: мог я ей тогда помочь? Забрать ее с собой? Мог! Мог! Мне это ничего не стоило. Я отвечал на корабле за многое и за кадровую безопасность. Мое слово имело значение. Да, я был женат. Но я мог просто помочь ей вырваться из ада, в котором она оказалась. Дай ей тогда, хоть маленькую надежду, она босиком по замерзлой дороге пошла бы за мной. Но я испугался. А еще страшнее всего - отстранился. Разве меня тогда касалась эта история? Да, она затронула мое сердце, но я не планировал ничего менять в своей жизни. "Зачем мне эта обуза?",- думал я тогда. Хотя, не было и дня, чтобы внутри себя я не слышал ее нежного голоса, не ощущал бархат ее рук на своей спине. И соленых от слез губ, которыми она касались моих... Через десять лет, у меня обнаружили тяжелую болезнь. Я с ней мужественно сражался. За это время, жена меня оставила и уехала от меня, не подарив мне ни детей ни счастья.
Болотов сделал паузу.
- Есть женщины, у которых тиара любви у них на голове от Бога. Но, как часто, мы выбираем не их, а тех, для которых надо из кожи лезть в три погибели, чтобы короновать короной из бриллиантов, заполучив которую, они понимают ее ценность не более, чем груду благородных камней, обрамленную дорогим металлом.
От сказанных слов, Касаткин напрягся.
- Тиара любви?, - переспросил он.
- Да, тиара. Тиарой не коронуют. Тиара дается по титулу рождения.
Болотов встал и молча ушел к себе в каюту.
И, вот, Артем лежал и думал, стараясь осмыслить все то, что он услышал.
"Значит "тиара" - это головное украшение. "TIARA DE NORTH!", - тиара севера. Так вот, как переводится точно проект нашего дома! Как точно сказано и как красиво!", - с этими словами Артем заснул, уносясь мыслями к маленькому дому, величественно стоящему одиноко на берегу Финского залива...
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №222110400991
Оказывается, Вы не только знаток жизни и службы подводников, но и гражданских моряков-полярников! (Один из героев Вашего нового произведения инженер спецсвязи Болотов напоминает мне моего сына Алексея, который служит в этой должности на атомном ледоколе "50 лет Победы"). Интересны также Ваши философские размышления.
В общем, круто, Лидия. Не удивляюсь тому, что рецензий маловато. Слишком сложный специфический мир для обычного человека Вы взялись описать. А самим полярникам читать некогда.
Небольшое замечание: "«Ямал» пришел на Северный полюс. Я тогда на нем плавал",- моряки, что военные, что гражданские, не "плавают". Они "ходят"...
С почтением,
Альберт Иванович Храптович 05.11.2022 05:00 Заявить о нарушении
Альберт Иванович Храптович 05.11.2022 05:02 Заявить о нарушении
А, еще за то, что очень внимательны к тексту.
Я не случайно поставило слово "плавал". В 4 части я возвращаюсь к этому слову.
Хочу коснуться его истории и при каких обстоятельствах моряки говорят "ходил" , а в каких "плавал".
Ознакомьтесь, пожалуйста, когда будет возможность , с частью первой и второй. Мне очень бы хотелось.
С уважением, Лидия
Лидия Сикорская 08.11.2022 11:05 Заявить о нарушении
Альберт Иванович Храптович 09.11.2022 07:54 Заявить о нарушении