Большой Зимбабве 1 часть из повести Девятиклассник

                Часть «Большой Зимбабве» (1)
           из повести "Девятиклассник, или чёрный принц"


                Глава 10 (1)
                1
Таинственный древний город Большой Зимбабве, возникший в период расцвета королевства Монопотама!
 От него остались одни руины как памятка современникам о далеком загадочном времени и об удивительном народе, населявшем когда-то древний город. Но насколько величественны оставшиеся каменные сооружения!!!
Много разных преданий рассказывают о нем по-разному. Но неизменны лишь две детали, характеризующие жителей Большого Зимбабве: находчивость и сильная любовь к жизни!
В переводе с различных диалектов языка туземного племени Шона, проживавшего в местности загадочного города, Большой Зимбабве – это «каменные постройки» или «большой каменный дом». В начале 20 века английский археолог Давид Рэндалл-Макивер выдвинул предположение, научно подтвержденное, что город Большой Зимбабве возводили аборигены – коренные жители Африки. И он построен примерно в одиннадцатом веке нашей эры! Удивительны некоторые особенности. Например, то, что для построек использован камень, в то время как аборигены традиционно использовали в качестве строительных материалов дерево и глину. Интересно и то, что каменные постройки разбросаны на территории аж двадцать четыре га! Это громадная территория для, если можно так выразиться, жилого комплекса того далекого времени.
Территория Большого Зимбабве расположена в верхней части долины между реками Замбези и Лимпопо.
Мелькают отдельные каменные сооружения: башни, части стен. Но есть и слаженный каменный комплекс, обнесенный вокруг длинной каменной стеной в двести пятьдесят метров, что состоит из уложенных рядами гранитных плит, достигающих в ширину пять метров!!!
     Этот комплекс называют Большим городищем. В нем есть множество туземных хижин, но самое интересное сооружение городища – коническая башня! Она достигает в высоту 9 метров, в диаметре самого ее основания (низа) – семнадцать метров. Возведена эта башня методом сухой кладки.
О кладке разговор особый. Строительство без использования связующего раствора! Каменные плиты даже не обрабатывали специально. Их природные шероховатости и неровности служили естественным сцеплением. Каменные плиты следовало правильно подогнать одна к другой. Правду говорят, что гениально, то просто! На территории Африки встречаются и другие строения из камня, выполненные в той же технике сухой кладки.
Но повторить подобный «трюк», например, в наш век, космический, никому не удается.
Поразительна устойчивость башни к переменам, диктуемым своенравными силами природы, и времени, которому мы все неизбежно проигрываем. Мы? Да. Но – не эта коническая башня из Большого городища!!! Она несет в себе печать вечности, качества, нетленности, силы человеческой мысли, духа, бесстрашия. И тайны! Тот секрет, благодаря которому башня держится несмотря ни на что: ни на войны, ни на ураганы, ни на благословенную плесень.
Вот мы все умрем, а коническая башня, которую из столетия в столетия относят к «развалинам», останется. Удивительно, не правда ли?   
   Большое городище содержит в себе все то, что позволяет защищаться от врагов. Есть, например, на его стене наблюдательный пункт, где можно лицезреть с высоты прилегающие к городищу окрестности. А это значит, была армия!
 
    А в восьмистах метрах к северу от Большого городища расположен другой комплекс каменных развалин, который так и именуют – Каменная крепость. Или более элегантно: Акрополь.
Акрополь возведен прямо на вершине холма. Стратегия! Благодаря грамотному расположению Акрополя, есть и откуда наблюдать за внекрепостной территорией, есть и возможность вынести в условиях крепости длительную осаду при вторжении недругов.
Много внутренних построек с петляющими узкими лестницами и проходами, в которых можно запутаться. Не удивительно, если отыщется подземный ход, который может вывести далеко за пределы Большого Зимбабве! Так все предусмотрено в этом Акрополе – настоящей Каменной крепости!
 
    Ученые все еще теряются в догадках: что именно строили аборигены? Город ли?.. Крепость ли или несколько крепостей?.. А, может, космодром? (что ученые относят к неуместной шутке).
 Немецкий геолог Карл Маух в середине девятнадцатого века авторитетно заявил, что руины, называемые Большим Зимбабве, – развалины дворца царицы Савской. И, вообще, расположение построек и сами постройки дают основание предполагать, что спроектировать и реализовать подобный проект могли только люди, обладающие знаниями инженерии!
И тотчас последовала первоочередная версия: строили Большой Зимбабве финикийцы!
То ли аборигены, то ли финикийцы, то ли моряки-сабеяне. Точно не установлено.
Но для чего строили? Или для кого? Куда исчезли люди, ходившие некогда по окрестностям Большого Зимбабве? 

И вот тут стоит обратить внимание на самый поразительный элемент из всех отдельно взятых построек Большого Зимбабве!
Пещера! Она расположена недалеко от Акрополя. И она обладает поразительными акустическими возможностями!!!
Голос, посланный внутрь, может вернуться через час, а то и через месяц! А еще, задав вопрос внутрь глубокой и загадочной каменной утробы, можно получить самый неожиданный ответ, который способен стать откровением, озарением, или… страшным предзнаменованием. Обратно может вернуться посланный голос много столетий назад – голос как ответ, даваемый умной пещерой.
Она не коварна, утверждают аборигены. Если ты идешь к ней с добрыми намерениями, с чистым сердцем! И жестока – как эхо темных мыслей.
  Но физики, не опирающиеся на россказни и догадки, по-своему комментируют уникальные акустические свойства пещеры. Кстати, свойства достаточно обыкновенные. Э…э… «Э» - это комментарий физиков. На общедоступный человеческий язык не переводимый. Слишком много профессиональной терминологии. Но все сводится к одному, - эхо!!! Эхо, блуждающее в лабиринте зимбабской пещеры. Ерунда! Что эха никогда не слышали?
Физики – люди прагматичные и трезвомыслящие. Но, не смотря на это, как не предупредить: будете в Большом Зимбабве, поосторожнее, пожалуйста, с возлеаропольской пещерой!
2
Жил когда-то народ, называвший себя «шуэу». Эти люди были благоразумные и сильные духом. Река Замбези была им как мать. Река давала приют и спасение. Земля слыла их отцом.
Тысячу лет у шуэу правил древний и мудрый, как Замбези, царский род Тарунто. Одни цари сменялись другими. Народ процветал! Он слагал удивительные песни, бередящие душу. Он умел общаться с животными. Без кровопролития! Шаманы шуэу вставали на колени и обращались к реке-матери и земле-отцу: «Простите нас, о мудрейшие. Мы несовершенны и хотим есть. У нас есть зерно, но нам его мало. Мы просим вас помочь уговорить животных стать нам пищей. Ведь и мы, в другой жизни, тоже сослужим им такую службу. Мы не хотим войны, не хотим раздора. Мы просим природу утолить наш голод, и клянемся, что не останемся в долгу».
Наступала минута тишины. Замирало все вокруг: деревья и птицы, травы и ветер. Лишь было слышно, как журчит и переливается разными трелями прекрасная Замбези.
И вот, на поляну к народу шуэу выходил один зверь. Народ дружно приветствовал его.
Шаманы вновь вставали на колени и молились: «О, великие силы природы! Не дайте страдать от жестокой боли сильному и гордому зверю. Пусть он не почувствует боли. Лишь нож едва коснется его кожи, пусть душа зверя покинет его тело и улетит на небо: туда, где всегда тепло и радостно!»
Шаманы смотрели на Замбези, затем на землю, ища знака.
Когда река вдруг отвечала звонким голосом и потом затихала и мирно текла по руслу, шаманы вставали с колен, понимая, что знак дан.
Зверь садился покорно и ждал своей участи. Жизнь у него забрать мог только приближенный к реке-матери и земле-отцу – самый сильный шаман!
Долгое время им был Васме, очень старый шаман, по слухам живущий триста лет.
Обычно к людям на поляну выходили то буйвол, то антилопа.
И, наконец, настал час, когда к людям вышел лев. Он был молод и красив. Его чудесная густая грива могла свести с ума любую, даже самую привередливую львицу.
Лев вышел, тряхнул гривой и смиренно уселся на поляне в ожидании неминуемой участи.
Народ молчал, удрученный. Люди давно проголодались. И природа пошла им навстречу, послав пищу. Но люди не могли принять дар. Слишком горд и красив этот лев, слишком жаль лишить его своей собственной плотской сути, дабы утолить другую плотскую суть.
 Васме обвел глазами соплеменников. Он давно жил и многое понимал в этой жизни. Он взглянул на продолжателя древних традиций царя Тарунто. Тот молчал, гордо вскинув голову, как и подобает носителю власти.
Васме улыбнулся и сказал:
- О, мой народ! О, священная земля! О, мой царь и мать-Замбези! Прости меня, отец-земля! Ибо вы любите нас и хотите помочь нам, но мы не можем принять этот дар. Пусть лучше лев останется жив, а мы будем сегодня голодны. В следующей жизни нам это зачтется. Но мы благодарим великие силы природы за заботу. Мы любим вас и чтим!
Лев тотчас поднялся, река зажурчала еще сильнее. Все закричали:
- Знак, знак! Нам великие силы природы дают знак!
Шаман сдержанно кивнул. Все раскинули руки и закричали: «Оо-о-о—яуу!» Что означает: «Да здравствует жизнь!»
Лев повернулся и гордо, не спеша, удалился.
Но царь тотчас упал оземь и умер.
Ведь люди отринули от себя подношение высших и сил, и за это следовало ответить. И тогда царь добровольно отдал свою жизнь за свой народ. И люди тотчас же ощутили небывалое тепло в груди, словно теплое солнышко проникло внутрь и стало греть тело и душу.
Васме кивнул. Царя подняли и с почестями понесли в гробницу. Царь ушел в другой мир, и ему там должно быть очень хорошо.
Пели женщины, пели мужчины.
А шаман Васме сказал:
- Сегодня я видел знак – пролетала большая красная птица над нашим селением. Это значит, мы должны построить другое селение, много лучше этого, много надежнее – на века!
Кто-то из стариков запротестовал: «На века не получится. Дерево тленно. Глины мало». Но шаман возразил:
- Наш великий царь будет нам помощником. Он ушел в другой мир ради нас! Ведь у него осталась дочь – юная царевна Нареби, которую он любил больше жизни и которую не мог оставить просто так. Царь хочет помочь царевне, а значит, и своему народу тоже. Мы станем лучше. Мы станем сильнее!»
Люди не хотели сниматься с насиженного места. Прозвучал было протест, но скоро стих. Царевна Нереби первая поднялась и пошла за шаманом. За ней последовало все племя.

В долине между реками Замбези и Лимпопо стало возводиться селение. Царевна Нереби каждый вечер приходила к шаману Васме и просила его «поговорить» с отцом. Шаман закрывал глаза, звучали звуки барабанов. Огонь, горевший в факелах, затухал, и по долине несся зычный стон шамана: он разговаривал с миром мертвых.
Что видел Васме? Воду. И много света. Оно было, не бьющим в глаза, а приглушенным. Дух Васме отделялся и бродил по другому миру. Там, в другом мире, можно ходить по воде, можно летать по воздуху. И Васме летал! Он ощущал прелесть полета, наслаждался долгожданной свободой, но, вспоминая о долге перед людьми, возвращался сначала к своему делу, ибо по-другому в этом мире было нельзя. Мать шамана Васме, встречая его в мире мертвых, все время ворчала: «Опять дела! И когда ты навсегда останешься со мной? Ты ведь знаешь, как я тебя люблю!» Васме хотел остаться в том, другом мире. Даже власть над людьми,  много власти, которая делала его одним из самым могущественных и уважаемых людей в обществе, не привлекала Васме особо; когда речь шла о полной свободе, когда не знаешь ни ненависти, ни голода и холода, ни обид – только наслаждение полетом и тем добром к другим, которое рвется на землю грешную для услады смертных, может сильно притянуть, а это и есть любовь!
Васме должен был возвращаться к людям, потому что был им нужен. Его народ не знал войн. Это была заслуга Васме и его предков-шаманов, умевших ладить с другими духами, более сильными и могущественными, имевшими покровительство у сил природы.
Когда царь умер, Васме пришел к нему в другой мир. Царь увидел его, засмеялся и сказал: «А я уж думал, что ты обманывал нас, дурил, говоря, что общаешься с духами! И вот ты здесь. Но ты точно не умер?» Васме с почтением кланялся и говорил: «О, мой, царь, я жив, но дух мой здесь. Мне нужен совет, чтобы я помог нашему народу. Необходимы перемены, раз боги послали нам льва на обед и мы благоразумно отказались принять этот дар. Это знак. Если мы сейчас ничего не изменим…»
Он оглянулся. Сзади него стояла его мать, она внимательно слушала сына, затем продолжила: «Иначе будет мор! Дар не принят. Значит, люди считают себя и так сильными, а значит, боги не будут особо народ защищать. Будет мор и страшная засуха. Люди должны доказать, что они сильны, и оттого должны стать еще сильнее. Нужны перемены».
Васме вновь поклонился царю древнего рода Тарунто: «Только ты, выделенный среди всех нас, сможешь узнать, что мы должны делать. Обратись к духу своего отца».
Царь послушал совета шамана и скоро сказал: «Мудрый Васме! Передай своему народу, чтобы строили город. Он должен быть из камня! Город будем вашим убежищем. Идите в долину, там будут духи всего нашего царского рода Тарунто. Мы укажем место, где прячется гранит. Моя мать защитит камень от плесени, мой отец поможет правильно возвести каменные постройки. Я буду вас защищать. Но…»
Тут царь замолчал. Шаман Васме, привыкший ко всему, неожиданно заметил, что царь знает очень, очень много и не может всего сказать.
Царь продолжил: «Но будет беда. Но придет Он и спасет вас. Помни об этом. Но никогда не говори об этом моей дочери – царевне Нареби!»
Васме кивнул. Он знал, что не следует задавать лишних вопросов и не уточнил, кто именно придет и какая беда ожидается. 
Васме попрощался с духами и вернулся в мир живых, где палило нещадно солнце .
Царевна сидела перед ним и ждала ответа.
- Ты видел моего отца? – спросила она.
Васме кивнул.
- Ему хорошо в том мире?
Васме вновь кивнул.
- Я буду великой владычицей?
Васме вздрогнул и промолчал. Он встал, поклонился  царевне и именно тогда объявил своему народу, что они уходят строить себе новое селение.
Народ верил шаману, поэтому пошел за ним. Безошибочно нашли много крепкого красивого камня. Васме закрыл глаза, впал в транс и уже, под неугомонный шепот умных духов, прутиком выводил на песке мудреные чертежи, являвшиеся своего рода, блеском инженерной мысли.
3
Все получалось. Все, что ни строили люди!
Васме радовался. Народ процветал.
Построенный город был недоступен для врага.  Это было мощное сооружение, где предусматривалось буквально все: вышки для осмотра внешней территории, хижины, где могли жить люди.
Принцесса несколько раз подходила и спрашивала шамана Васме, нравится ли ее отцу, который там, в мире мертвых, все видит, нравится ли ему новый каменный город. Васме отвечал уклончиво: «Пожалуй».
И приплыли по Большой Воде реки Замбези чужие люди на огромных лодках. Сошли люди-моряки на землю, и, увидев раскинувшийся великолепный каменный город, захотели жить в нем, но сначала нужно было захватить всех жителей в плен!
Моряки осадили город и предложили племени сдаться! Но царевна Нареби приказала защищаться. И шуэу защищались. На вышках – часовые, у толстых непробиваемых стен –  дежурные (мужчины, женщины и старики), которые кидали сверху каменные глыбы на врагов. 
Долго держали осаду. Однако моряки не уходили. Шибко запал им в душу чудесный город, красивей и могущественней которого они не видывали раньше никогда. И они решили взять его во что бы то ни стало и продолжали держать осаду!
А город не сдавался. Но кончилась вся еда в городе и пресная вода. И пришли старики, и принесли кожаные пояса. И варили пояса, и жевали. А воду собирали дождевую – те скудные капли, что редко падали на эту землю. 
И призадумалась принцесса Нареби и обратилась к Васме : что говорят духи? Васме сказал, что не знает.
Нареби нахмурилась: «Так спроси получше! Ведь и старики голодают, и дети!»
Васме молчал. Он знал, что следует терпеть, ибо послано страшное испытание. Но принцесса поняла все по-своему. «Отец не хочет нам помогать!» - в гневе воскликнула она. И страшно разозлилась! Она прямо позеленела от злости. И стала рассуждать логично и разумно:
1. Кто сможет выжить в таких условиях? (Самые крепкие!)
2. Чем будут питаться эти крепкие? (Едой, которую должны оставить им слабые.)
3. Куда девать слабых? (Убить! )
Да, убить слабых, и тогда удастся племени продержаться, и тогда моряки оставят город в покое и уйдут, не выдержав столь длительной осады.
Она поделилась своими мыслями со старейшинами и сказала, что следует убедить слабых в том, что их жертва необходима для продолжения рода крепких. И старейшины замолчали, ужаснувшись разумности доводов принцессы.
А Васме не выдержал:
- Не надо, принцесса! Придет Он и спасет всех!!!
И принцесса Нареби задумалась. Она представила, что придет сильный и могущественный человек, и люди ее племени увидят, как он красив и силен, и захотят, чтобы не род Тарунто царствовал, а вот этот необычный, находчивый человек, и тогда придет конец ей, великой принцессе Нареби.
Нет, решила Нареби, она сама поможет своему народу раньше, чем придет этот человек!
Принцесса собрала свой народ рано утром и сказала, что враги одолевают их и еда вся кончилась, но, чтобы не прервался великий род народа шуэу, нужно, чтобы все слабые люди добровольно согласились уйти в мир мертвых.
Принцесса Нереби пообещала, что смерть слабых людей будет безболезненной.
Долго стояла тишина. Никто не хотел считать себя слабым,  даже самый старый и дряхлый человек племени!!!
 И принцесса Нереби забеспокоилась, нужно же было с кого-то начать. Но с кого?
И тут один из старейшин указал на страдающую мать, в руках которой лежал уродливый ребенок и с закрытыми глазами тяжело дышал.
- Он скоро умрет, - сказал один из людей племени. – Он очень слаб, и матери тяжело смотреть на его мучения, она тоже мучается.
- Он уродлив, и когда вырастет никогда не найдет себе пару и будет безудержно страдать.
- Он давно ничего не видит и не слышит, зачем же ему жить?
И все сказанное было необыкновенно разумно. И уставшей матери тоже показалось, что для ее ребенка будет лучше эта участь во имя своего же спасения и жизни племени. К тому же ребенок не почувствует нисколько боли!
      И голодные люди племени шуэу представили, сколько еды они получат, когда не станет ребенка и осада будет снята. И порешили: убить!
Васме только качал головой , он хотел было вставить слово, но от голода не смог вымолвить ни слова.

И вот старейшины выстроились в ряд и стали творить заклинание. Мать ребенка стояла рядом, плакала, жалея его, но полагала, что спасает от мук, а заодно от мук спасает и все племя.
И вот, только едва коснулась рука самого главного старейшины головы ребенка, он тотчас же умер. И вспыхнула молния среди бела дня! И полил непрекращающийся ливень. И люди испугались и в испуге стали кричать друг на друга, а затем драться. И было слышно, как моряки вновь начали штурм каменного города.
Племя обратилось к шаману Васме. А он прошептал, но – удивительно – все услышали.
- Я навсегда ухожу отсюда в недостроенную пещеру!
Люди попросили Васме рассказать им об их жизни будущей. Но Васме прошептал лишь, что ничего рассказать не сможет. Потому что он, Васме, нарушил данное в мире мертвых своему царю слово и сказал принцессе Нареби то, что говорить ей царь запретил.
Васме подошел к акропольской пещере и пощел внутрь. Люди было устремились за ними, но словно непробиваемая стена стала между племенем и шаманом. Не пускает пещера к себе никого, кроме Васме.
Люди стояли, ошеломленные.
А моряки уже взбирались на стены и прыгали вниз, в каменный город.
И взмолилась принцесса Нереби:
- Мы же все сделали правильно! Ответь, о могущественный Васме, ведь ты общаешься с другими мирами.
И друг из пещеры послышался голос, и люди племени шуэу узнали голос Васме!!!
- За то, что я, шаман Васме, нарушил данный обет и сказал принцессе Нареби о том, что придет Он, чего я не должен был говорить ни в коем случае, быть мне навсегда могущественным эхом, что знает все на свете и видит душу каждого пришедщего к акропольской пещере. А вы племя шуэу, живите, как хотите, если считаете себя разумнее самой Природы. 

Было слышно, как идут враги. И Принцесса и люди взмолились:
- Но где же Он? Пусть придет! Попроси, о Васме, смилостивиться миру духов и послать нам Спасителя.
   И тут из пещеры послышался голос:
- Вы убили спасителя!!! Считая, что так будет лучше всем. Он был послан миром могущественных духов – то есть миром Природы. Он был слеп, глух, уродлив, но душа его была чиста и непорочна, и мать ребенка слышала его душу, которая связана благодаря этой чистоте с самыми сильными душами великих людей, которые находятся в других мирах. И мать, слыша, чувствуя, осязая, благодаря своему чистому ребенку, могла вывести племя через подземный ход в безопасное место. А теперь подземный ход завален. И мать ребенка глуха и черства, потому что лишилась рассудка от постигшего ее горя. Вы убили того, кто пришел вас спасти! Вы видели в нем лишь уродца и слабого, а он был самым сильным и стойким, и умным и гордым. Он пришел показать вам удивительную сокровищницу мира. А вы убили его!!! Вы убили свое будущее, себя. Неужели вы не поняли?

И закричали люди племени щуэу! И бросились на царевну Нереби:
- Ты обманула нас! Ты не так умна, как мы думали! Кто первым захотел смерти спасителя?..
Когда моряки-захватчики подбежали к тому месту, где находилась акропльская пещера, никого в живых уже не было. Все люди племени шуэу были мертвы. Они перебили друг друга из злости.
Моряки сначала обрадовались легкой добыче.
Они набрали много вещей людей племени шуэу. А потом стали разорять построенные в каменном городе крепкие хижины. Хотели разорить и коническую башню, и величественные стены, но ничего не получалось. Только моряки подходили и начинали колоть ломом каменные стены, из пещеры слышался стон, пугающий все живое, и моряки в страхе уходили.
Потом они сели на свой корабль и поплыли. Но корабль не дошел до берега, затонув на достаточно небольшой глубине.
Кто-то из моряков сумел выбраться на берег. Но судьба оказалась у всех незавидная: один спился, другой очутился в тюрьме. Потому что души их оказались мертвы. Ведь они терзали не других, а себя. Ведь они вынудили убить не удивительного человека, пришедшего показать Новый Мир, а свое будущее – себя!

А Каменный город стоит и по сей день. И голос шамана Васме живет в уникальной пещере и вещует правду людям. Только правду!!! Ее нужно лишь услышать и понять. 


Рецензии