Три этюда для ноября

Бука и милашка

Жил-был Юнг. Звали его Карл. И еще Густав. Возможно, про него никто за пределами узкого круга специалистов и не знал, если бы он не поленился написать толстую книгу под названием «Психологические типы». Именно там он объяснил, что люди делятся не на хороших и плохих, не на вредных и полезных, а на экстравертов и интровертов. И осознание этого факта в каком-то смысле облегчило человеческие взаимоотношения. И бывшие бяки-буки, человеки-в-себе, господа в футлярах и прочие самоуглубленные личности стали именоваться интровертами. А с ними, как показывает опыт, контактировать не так-то просто, здесь нужен особый подход. Образно говоря, у интроверта входная дверца на замке, и чтобы войти, нужен ключ. Только не всегда известно, где его взять.
 
Но если вы не знакомы с обоснованным предположением доктора Юнга, тогда в вашем окружении обязательно появятся люди с тяжелым характером, замкнутые, нелюдимые, молчальники, странноватые необщительные типы и прочие неудобные субъекты. И приклеенный окружающими ярлык неправильного человека будет вечным препятствием контактов, а то и почвой для конфликтов. Обычно, еще не приоткрыв дверь, за которой скрывается душа такого человека, мы считаем ее плотно заколоченной.
 
Можно подумать, что экстраверты находятся в более выигрышном положении. Но не будем спешить с выводом. Ярко выраженного экстраверта «без тормозов» тоже не каждому дано долго вытерпеть. Тут решающее значение имеют необходимость, длительность и интенсивность общения. Сначала он кажется милым, открытым, дружелюбным, интересным рассказчиком, забавником, весельчаком, словом, приятным во всех отношениях. Но при вынужденно долгом и тесном общении, когда нельзя ограничить контакты с ним по своему усмотрению (вспомним: попутчик в поезде дальнего следования, соседка по комнате на отдыхе, сосед по гостиничному номеру в командировке и пр.), картина резко меняется. И милый человек превращается в навязчивого болтуна, пустослова, пошловатого остряка, чрезмерно любопытного и бестактного субъекта, эгоцентриста и пр. и пр. А он просто экстраверт без берегов.

Разные крылатые

Большая птица летала над водой, то взмывая высоко, то почти касаясь крылом пенных волн, и приходившие на берег люди часами любовались ею. Возможно, оперенье птицы изначально было белым, но в лучах полуденного солнца оно выглядело золотистым, а лучи заходящего светила дарили перьям лиловые и розовые оттенки. Издали птица казалась невиданным и неземным существом благодаря изящной форме крыльев и манере летать.
 
Другие птички, те что поменьше и попроще, завидовали ей и немного недолюбливали. Они полагали, что бог создал эту прекрасную птицу, наградив её особенными свойствами, которые полагались им, но достались ей, что их обделили, а то и унизили, чтобы возвысить её. Разве это справедливо - одаривать сверх меры одних и обделять других? Так, обсуждая собственное незавидное положение, они порхали с ветки на ветку, ловили вкусных букашек, вили гнезда, выводили птенцов, сбивались в стаи и улетали зимовать в теплые края.

Им в голову не приходило, что они не способны часами парить над морем, выделывая сложные фигуры на фоне изменчивого неба, вызывая восхищение множества людей.  Они не хотели знать, что та большая птица не знала отдыха,  засыпала лишь на краткое время, качаясь на волнах, не порхала с ветки на ветку, не ловила вкусных букашек, не вила гнезда, не выводила птенцов, не улетала в теплые страны в стае себе подобных, что она никому не завидовала и понимала, что бог создал её на радость себе и другим.

Спор без конца

Встретились однажды конфликты в кулуарах симпозиума по проблемам конфликтологии и стали спорить: кто самый сильный и разрушительный.
 
- Я главный по этой части, - уверенно сказал социальный конфликт, - особенно в горячей фазе, я потрясаю основы общества, могу легко расколоть его, а в итоге просто всех уничтожить.
 
- Ну это ты преувеличиваешь, - лениво протянул межличностный конфликт, - мои возможности значительно больше, я способен вклиниваться в людские отношения исподволь и разрывать самые прочные связи. Тайное действие сильнее явного.
 
- Говорят, что из двух спорящих один подлец, другой дурак, а тут дураки оба, - иронично заметил внутриличностный конфликт, - потому что самый главный по разрушениям, разумеется, я. Ничто так пагубно не влияет на человека, как конфликт с самим собой.

Так возник конфликт конфликтов, и никто не мог знать, чем он закончится.


Рецензии
Немного слов, но много смысла. Очень понравились, Ирина, Ваши этюды.
Ноябрь только начался. Жду продолжения!

Елена Пацкина   06.11.2022 16:47     Заявить о нарушении
Благодарю, Елена! Продолжение не исключается.

Ирина Дмитриевна Кузнецова   06.11.2022 18:09   Заявить о нарушении