Термин Гьунар. Гунны. Публицистика на русском и ле

               Термин Гьунар.(Гунны).
(Публицистика на русском и лезгинском языках).
Материалы по термину Гьунар.(Гьуннар).
По данному термину вот уже много лет ведутся споры  между исследователями различных областей .Вокруг таких терминов как:
Хунны,Хуннар,Хуны,Хунз,Хунну.Севернные Хуны,Южные Хуны, Белые Хуны, Черные Хуны,
Эфталиты,Хиониты,Гунны,Унны и Гьунар,Гьуннар и т.д.
Кроме того есть еще слова которые образуются при смешении заглавной буквы как:
Хунны,Кунны,Гунны,Сюнну,Гьунны. (Х,К,Г,СЮ,ГЬ).
Это как говорится ключевые слова в нашем исследовании .
Читателю здесь не возможно разобраться кто есть кто?.   Произношение  на разных языках как:
Гьуннар/Гьунане- на древне Кавказско-Албанском.
Гьунар/Гьуннарлу,Гьунаракерт- (Гьунар +керт ) на Лезгинском.
Хунани-  на Грузинском
Хунаракерт-(Хунан) на Армянском
Хунан- на Арабском.
Изначально- этот термин Кавказского происхождения и далее искаженная, т.е. Кавказский языковой  формат и вот почему:
Начнем с заглавной буквы"ГЬ",такой буквы нет в алфавитах других народов как: в китайском ,
монгольском ни в армянском и грузинском и в персидско-арабском и т.д. В замен там есть буквы как: Х, К, Г и Сю.
Хунны, Кунны, Гунны, Сюнну и т.д. Здесь нам необходимо определится сразу ,что да безусловно были Гунны или Хунны из Ср.Азии или даже с Китая, однако их нельзя путать с союзом  Северо- Кавказских племен Гьуннарами(Гьунар,Гьун+Нар),вот в чем вопрос и секрет...(АК.) В этом направлении мы и пойдем.
Что же мы находим в Лезгинских словарях:
Гьуннар,Гьунарлу.Гьун+нар,Гунаркил.Гьунархев, Гьунар авай кас, Гьунар-фус,Гьунар-буба,Гьун -т1ун,Гьунар- кент, Гьунгьа и т.д.
1.Гьун-это сила, мощь, атака.
2.Нар это, большой, доблестный, богатыр, (Гьун+Нар).
Корни данного слова уходят далеко в глубь веков ,к Кавказским эпическим героям"Нартам".
Это герои-богатыри совершающие подвиги, персонажи Эпоса народов Северного Кавказа .        Но- это уже другая история древнего  Кавказа.
3.Гьуннар -это храбрый, сильный, могучий, непобедимый, мощный  ,многочисленный,  отважный.
4.Гьунар-это успех, доблесть, призыв.
5.Гьунар авай- успешный, доблестный.
6.Гьунар-фус- это умение и успех.
7.Гьунар авай кас - успешный и доблестный человек.(Кас- человек).
8.Гьунарлу- доблестный , отважный.
9.Гьунбуба-  мошный  старик.
10.Гьун гьа!- в перед!
11.Гьун т1ун- давай же, и т.д.
Мне кажется такое количество слов не сохранилось  более, не у одного народа .
12.Хунаракерт(Гьунар),это сильно укрепленный крепость на северной границе К.Албании в долине рек  Алазани -Иори .
13.Про данный крепость упоминает и отец армянской истории М.Хоренаци, указывая на границы К.Албании "От  реки (Ерасхи),Аракс до
крепости Гьунар,(Хунан).Также про Хунани упоминает и араб Масуди ибн Намдари, как пограничный пункт на севере Албании (Аррана).
Теперь вернемся к источникам как к  византийскому историку Прокопий Кесарийский:
Справка:(род.меж.490и 507гг.-565г). Выдающийся др.греческий историк, юрист и ученный, секретарь полководца Юстиниана. Главный Византийский историк 5 века написав историю войн, зданий и Тайную историю. По происхождению  Эллинизированный Сириец из Палестины Прима.
К северу от персидской державы в 5 веке  нашей эры обитали Гунны. Но не те ,которые
Аттила повел в Европу, другие-римляне их
называли  "белыми гуннами", или эфталитами.
Почему, белыми объясняет византийский  историк.(Прокопий .К.)

" Эфталиты являются гуннским племенем и называются гуннами, однако, они не смешиваются и не общаются с теми гуннами, о которых мы знаем, поскольку не граничат с ними и не расположены поблизости от них, но соседствуют они с персами у северных их пределов. Они не кочевники, как другие гуннские племена, но издавна живут оседло на плодоносной земле. Среди гуннов они одни
светлокожи и не безобразны на вид. И образ
жизни их не похож на скотский, как у тех.
Ими правит один царь и обладают они основанным на законе государственным устройством ,живя друг с другом и с соседями честно и справедливо, ничуть не хуже римлян или персов".
(Комментария: АК.)
Прошу читателей очень внимательно прочитать выделенный текст автора.
Кто такие Эфталиты? На этот вопрос до сих нет
ответа. Имеется четыре версии, однако мы
склоны считаем ,что это Ираноязычные оседлые народы Центральной Азии т.е.Горцы Центральной Азии, Бактрицы , Кушане и другие в т.ч и Индийские племена. После падения Кушанской державы ,так называемые Эфталиты
продолжили Кушанские традиция и создали большое государство в 5 веке  Эфтал  это  имя собственное и т.д.От этой имени и идет название
группы ЦАП(Центрально Азиатских племен)и т.д.
В тексте автора речь идет об северных провинциях Кавказской Албании. Автор (ПК.)не упоминает  об Кавказе, однако из текста видно, что они гунны соседи персов("но соседствуют они с персами у северных их пределов),без Кавказской Албании здесь не обойтись. Далее автор пишет ,что"они не кочевники как другие гуннские племена".Другие гуннские ,это
значит "Каказские гьуннары"и подтверждает словами как,"среди гунном они одни светлокожи и не безобразны на вид".
Далее ,"образ жизни их (Гьуннар)не похож на
скотский как у тех". Далее,"ими правит один царь и живут они основанным на законе государственным устройством"...Это также говорит об государственном устройстве Кавказских Албанцев. Действия происходили во время правления Персидского царя Пероза он же Фароз (459-484гг.).
Что делается примерно в эти времена  в Кавказской  Албании?
*На Кавказе в 450 г.вспухнули анти персидские восстания и Албаны примкнули к этим восстаниям.
*В 488 -506 гг.область Камбисена находилась в
составе Албании.(терр.на севере по долине реки Кура).
*В 461г.Албанское царство стало (Провинцией ),
т.е. ВАО, Военно-Административным  Округом Сасанидского Ирана.(Так написано в источниках).Однако этому трудно верится почему?  (Де факто и Де юра)...
По видимому это ВАО - деление сделано специально по согласованию между царями Персии и К.Албан ,как буферная зона для борьбы с северными кочевниками и оперативного реагирования  и т.д.Что же написано по этому поводу в "Албанской книге".
"После смерти царя Ирана  Ездегирда, который правил страной 25 лет,на его место вступил очень  молодой Гурмуз. В том же году его отравили. На его место вступил  сын Ездегирда Пероз он же Фароз. Он велел построит на территории Албании крепости и высокие стены
от кочевников с севера. Эти работы продолжались 15 лет и сильно утомили Албанских тружеников. А в это время с Севера  начали вредить поганые Хузские(Хуннские) племена.В этой обстановке Албанские (Цари-Князи)начали междоусобицу.(от АК.В каждой Албанской области были свои  цари-князя и был над ними общий Албанский царь).В такой обстановке Иранский царь Фероз отрезал Юж.часть Албании по реке Кюр (Кура),и превратил его в новую провинцию. И управляющим  в этой области назначил своего сына". Здесь и кроится ответ на превращения северной области Албании  в ВАО ,как буферная зона  межу Албанцами  и кочевниками и т.д.
                ***
Между Сасанидским Ираном и Кавказской Албанией с момента прихода данной династии
были династические связи(родственные связи
между царскими семьями).Приведем небольшую таблицу. Первые Иранские вторые
           Албанские цари:
  Сасан           ок . 208 г. Аштик.
*Папак          ок.  224 г.  Какас.
*Ардашир           239 г.  Басла.
*Шапур                272г.   Аракил.
*Бахрам-2.          293 г.  Урнайр он же Басла.
*Ездегирд-2.      457г.    Ваче-1.
*Пероз/Фероз.  459-484гг. Ваче-2.
*Кавад-1.            488- 496гг. Вачеган.               
*Х .Ануширван. 531 -579г.  Виру.
  Ездегирд-3.      632-651гг. Джуваншар(699г.).
 Звездочками отмечено родственные связи ,
 между царствующими семьями ,годы указанно   примерно по окончании правления и т.д.
По поводу родства приведем один эпизод из
"Албанской книги".
"Иранский царь Фароз послал вест (письмо)
царю Албании Ваче. "Моя сестра -твоя мать. Моя племянница - твоя жена. Её отпусти. Я не согласен, чтобы они стали рабами Христа"...
(т.е.Христианами).И Великий Ваче отказался от
царствования  и уехал в свой родной горный село и до смерти остался там. После чего царем Албании стал смелый  полководец  Вачеган  и т.д.
Вот что написано в "Албанской книге".Перевод Я.А.Яралиева.(1995).
"На земли Великой Албании с двух сторон напали Гунны. Те, которые пришли со стороны
горы Тарял (Дарял), встретились с царем Картли.Те, которые пришли со стороны "Квевар"
"Двойные ворота"(Дербента),захватили Албанские земли".
Эти гунны состояли из 10 поганых племен:
Эвсет,Сурмат,Укур,Сукур,Хутур,Унгур,Кутур,УварБулухар,Сабур.Это были гуннские племена.
Гунны не знают хлеба. Они едят сырое мясо, пьют теплую кров. У них нет ни крепостей, ни сёл. Они не проводят 10 ночей на одном месте. Албанское царство, со своими владениями находилась в течении 3-х лет под властью Гуннов,Иран, Армения, и Картли  также остались под их  властью" и т.д. (Зул.10.-с.10.)
Некоторые  характеристики совпадают с высказываниями Византийского историка
Прокопия Кесарийского,в частности про Гуннов.
Где еще встречается термин "Гунны"?
*В византийских и латинских источниках этноним "Гунны"- превратился  в нарицательное обозначение кочевников, позднее применялся
и к другим народам в т.ч и к Кавказцам.
*Таким образом со временем термины как: Гунны и Гьуннар в источниках слились в одно целое... Что категорически не допустимо.
*Гунны прошли через Кавказ в 398году ,в
Малую.Азию  в Сирию и Европу. В 451 году
были выбиты из( "Гунских гор")т.е.,с Кавказа
совместно Албанией и Арменией.
*Еще К.В.Тревер считал,что отожествлять Хонов
с Гуннами нельзя. Он пишет: "Армянские историки, начиная с Фавста Бузанда,говоря о Хонах,не как не выделяют их, а называют в одной связи наравне, не отмечая особенностей их внешнего облика и быта, с племенами                несомненно кавказского происхождения, как
таваспары, хечматаки, гугары, чилбы, баласичии др".
*На Кавказское происхождение Хонов указывают
следующие данные, имеющиеся в "Землеописании" Дионисия Перизгета(1-2 вв.н.э) Который сообщает ,что "вдоль Каспийского побережья обитают, начиная с севера,
Скифы,потом Унны,за ними Каспии, за ними Албаны. Армяне хорошо знали Хонов, так
как  с ними им приходилось иногда воевать, а иногда заключать союз против Персов.
Что же касается гуннов ,то с ними Албаны и Армяне  вплотную столкнулись  лишь в 6 веке,
и название их в византийских текстах
транскрибируется иначе.
АК.Речь здесь идет об Кавказских "Хонах" вернее -Гьуннарах,как в првом случае у К.В.Тревера,так и у Д. Перизгерта. Просто - напросто искажена форма произношения
как и в других случаях, Хоны на Гунны,или на Хонны,а про Кавказских Гьунар можно и позабыт...(здесь все дело в Языках и в букве "ГЬ").
*В начале 6 в.до первой половины 8 в.(738г.)
на территории Дагестана существовало
политическое объединение  называемое в Закавказских источниках как "Царство гуннов"
(Это и есть Царство Гьуннар на Сев.Кавказе).
("название Гьуннар искажено на Хоны  переписчиками по аналогии с Гуннами- Хуннами)
и т.д.
АК. Большая часть исследователей полагают ,что под этим именем скрывается одно из
племен Савиров. По второй точке зрения, это
 союз местных  Сев. Кавказских племен.(это точка зрения правдивая и правилная.)
На наш взгляд тут необходимо разобраться с 
терминами как: Сильвы,Сериры,Савиры,Усавары,Авары.
Силвы -искажено это союз племен.Армяне их называли даже "Чильбы"(Сильвы).
Сильвы искажено от греческого, на местном (Аварском яз.) "Си это башни,"башни как горы" 
Серир-это с иранского "горное место",область на севере К.Албании.(Политическое образование).
Абары,Савары, Савиры  ,Усавиры- это Сред. Азиатские племена, названия их меняются в разных источниках по разному и т.д.
После развала Кавказской Албании появились ряд государственных объединении как:
В северной части бывшей К.Албании образовался Серир.(это нагорный Дагестан),
Топоним- Название Серир (Сарир),восходит к Персидско-Арабской географической традиции. Остановимся на двух из них как: Сильвы и Серир.
1.Сильвы-это Кавказско-албанский этноним измененный др.греками, он был известен с 3в.до н.э.
2.Серир-данный этноним так же изменен(форма
произношения).Давайте просмотрим местные
географические названия как:Сар,Си,Сил,Сел,Сул
и т.д. Что же они из себя представляют на Кавказских языках:
Сар- это  "место","местность",в горах.
Си- это "башня",т.е."горы как башни".(на аварском яз.)
Сил/сел- это горный селевой поток.(на лезг.яз.)
Сил -это  "устья реки, рот, вхот, горные входы"     и т.д.(на лез.яз)
Сул/сули- это Горцы, горные животноводы.( на чеч.яз.)
Значит термин Силвы, Сильвы,боле древнее понятие чем Серир, кторый был со временем изменён  иранцами.(она может принимать различные формы произношения как: Серир, Сарир, Сирир  и т.д. Все эти изменения форы произношения происходят по закону смешения букв  Дэвида Роля. (2002).
*Сам термин Хунну или Гунны ведено в научный оборот  только в 1926 году историком  К.А .
Иностранцевым.(имеются  четыре  названия как:Хунну ,Гунны,Унны и Китайское Сюнну.)
Справка:   Константин  Александрович Иностранцев (1876-1941гг.)Российский историк -востоковед ,
Доктор востоковедения, Иранист. Основные научные труды "Хунны и Гунны"(Л.1926.)
История народа Хунну.и т.д.
В заключении хочу сказать ,что Хунны или Гунны это Средне Азиатские или даже Центрально Азиатские  союзы племен .А Гьуннар (Гьун+Нары)
это  древне Кавказский союз племен .И они друг к другу не имеют ни какого отношения .Прошу не
путать понятия и этнонимы и т.д.Как  Вы убедились , об этом говорят многие приведенные  источники .Всего Вам хорошего !
 
Источники:
М.Б.Бабаханов. Лезгинско-Русский словарь.
Махачкала2019 г.
К.Х.Акимов. Лезги-Урус гафарган. Махачкала.
2017.
Я.А.Яралиев.  Алупанская  (Кавказско-Албанская)письменность и лезгинский язык.Махачкала-1995.с.120-132.    М.Г.Магомедов.  История Дагестана с древнейших времен до конца 19 века.
Махачкала.1997.с.79-81.
Нагиев.Ф.Р.Нагиев Р.Ф. Народы и земли Албании Кавказской.Махачкала.2011.с.3.
Дэвид М.Рол. Генезис цивилизации. Москва. 2002 .ЭКСМО. Русский перевод с анг.С.Голова. А.Голов.
К.А.Иностранцев."Хунну и Гунны".Л.1926.


Рецензии