Записки уличного музыканта 8

СТРИТОСФЕРА



Нахохлившись от холода, дуэт дает прощальную гастроль. «Комбики» воспроизводят душещипательную «испанщину», озябшие пальцы выдают виртуозные пассажи… Народ струится мимо, не очень-то спеша бросать монету.

Чехол или кепка?

Если вам когда-нибудь доведется выйти «на стрит», то для начала предстоит определиться — каким образом собирать «мец» (так еще со времен кабацкого Клондайка называются добровольные пожертвования в пользу таланта). Выбор между чехлом или кепкой отнюдь не эстетический — речь о правовом аспекте подобного рода творчества и гонораров за него. «Мец» — жаргонизм, производное от слова «меценат», и меценатство никому не заказано. А вот попрошайничество, а тем более вымогательство, законом не поощряется. Тонкая грань, но…

Спускаюсь в метро и вижу, как пара разнополых милиционеров «конвоирует» двух пареньков с гитарой. Изучив мое журналистское удостоверение, блюститель порядка вежливо поясняет: парнишки задержаны для проведения профилактической беседы. Неистребимая вера в силу слова солидно подкреплена тем, что сержант и сержантша при резиновых дубинках и табельном оружии, а у ребят только струнный инструмент.

И вот, благополучно вывернувшись из создавшейся ситуации, музыкальные экстремалы делятся сутью происшедшего:

— Дело в том, что я на гитаре, а Серега — на кепке. Сказали: если бы просто чехол на полу лежал, а так получается — слишком навязчиво. Ну, и по правилам метро играть здесь на инструментах нельзя, если нет разрешения…

И то, и другое верно. На дверях каталажки, где имеется клетка для особенно буйных, длинный список правил пользования метрополитеном. И в них — черным по белому…

Но, тем не менее, с наступлением холодов музыканты «стрита» спускаются в подземку, чтобы явить народу свои таланты в переходах с их великолепной акустикой. И не у всех имеются спецразрешения, как, например, у истинного ветерана музицирования в подземке, гитариста Виктора, инвалида, когда-то потерявшего ногу.

Панк-флойд

Английское «стрит» в кругу музицирующих на улице слово относительно новое.

В конце девяностых его еще не было. Да и выходившие на люди музыканты были заметно профессиональнее. Теперь — новая волна. На лестнице между станцией метро «Речной вокзал» и театром «Старый дом» панкующая молодь бренчит на плохо настроенной гитаре, чтобы «зашибить деньгу» на пиво. «Дайте панку на полбанки» — идиома, рожденная здесь.

— О! Кофр-то у тебя какой! — подруливает паренек к задержавшемуся на верхней ступеньке гитаристу. — На «стрит», поди? Где играть будешь — на «зебре» или в Первомайском сквере? Да ты не грузись, если с репертуаром напряженка. На стриту все, что хошь, проканает! Совсем не обязательно быть виртуозом. Если играть не умеешь, будут кидать деньги на обучение. Мне вообще медведь на ухо наступил. Ну и что? Под Новый год Снегурочкой нарядился и с корешем, который исполнял роль Дедушки Мороза, мы легко три штуки насобирали!

«Зебра» — пешеходный переход через улицу Ленина в том самом месте, где она берет начало с одноименной площади. Здесь тусуется неформальная молодежь. Сюда и направляются подвергнутые профилактической беседе музыканты. «Труба» — переход между станциями метро «Сибирская» и «Красный проспект».

— Не знаю, чего им надо! — восклицает «пробитый по базе данных» кепочник Серега. — В Москве платишь менту стольник — и играй в переходе сколько влезет! И кидают неплохо, не то, что у нас. Как-то раз девушка мимо шла. И просто так тысячу дала… А ты Феникса знаешь? Он вот здесь возле дерева на гитаре играет, и губная гармошка у него на креплении.

Феникс тут как тут. Правда, без гармошки. Выглядит вполне панково, хоть и без ирокезов. Пока дуэт под рекламным щитом на входе в Первомайский сквер наяривает узнаваемый хит, Феникс восстает из пепла блюза. Соло на расчехленной гитаре только что слушавшего наставления милиции продолжателя дела Элвиса Пресли ведет «старый негр» местного розлива. Дав ему закончить «квадрат», кепочник Серега вопрошает.

— А из «Металлики» можешь?

В ответ звучат жалобные арпеджио «Nothing Else Matters».

— Во! Смотри, как ее играть надо!

Среди наиболее популярных мелодий «стрита» кроме бессмертной «металлической» баллады в горячую пятерку хит-парадов входят «Stairwai To Heaven» «Led Zeppelin», «Дом восходящего Солнца», Полонез Огиньского, латиноамериканское «Рики-Тики», «Вальс Бостон» Розенбаума. Такой винегрет обусловлен разношерстностью публики.

— А я Цоя играю!

И агрессивно нахмурившись, парнишка «прочесывает» по истертым струнам первые аккорды «Звезды по имени Солнце».

Фонтан и его окрестности

На место у фонтана панки со своей по-кинчевски святой верой в искренность, «энергетику» и шаманскую силу не претендуют. Здесь музицируют истинные «профи». А случается, на сцене, сооруженной у торца исторического здания с «боярскими шапками», под аккомпанемент отнюдь не музыкантов-любителей выступают и вип-персоны. Предстать перед электоратом этаким шоуменом, исполнителем попсы — модная разновидность самопиара. Неформальная молодежь с гитарами и скейтбордами нередко вливается в протестные акции, с одинаковой охотой участвуя и в митингах коммунистов, и в перформансах-"монстрациях" Ивана Дыркина и Артёма Лоскутова.Дыркин -автор слогана КОТАМ- КАТАРСИС и свободный художник-перекати поле. Теперь строит дома-шарообразные коконы в Абхазии.А у Лоскутова -суды с представителями правоохранительных органов.

Что касается «трубы», то там выходят себя показать и певцы, и инструменталисты. Ветеран переходов метро, людных перекрестков и площадей Евгений Иорданский может ублажить ваш слух и белогвардейским романсом, и песней собственного сочинения, и классическими этюдами Вилла-Лобоса.

Прошедшим летом у фонтана гастролировали «латиносы». Смуглые лица. Пончо. Стойка колонок — и набор экзотических инструментов из разновеликих трубок. Музыканты исполняли хоть «Полет кондора», хоть «Калинку». Пластмассовый ящик довольно быстро заполнялся дензнаками. Куда быстрее, чем у девушки, исполнявшей заунывные мелодии на блок-флейте на противоположной стороне проспекта, возле дома под бегущей строкой.

…Костя музицирует у фонтана не первый год. Шапчонка — что-то среднее между панамой курортника, колпаком клоуна и шляпой блюзмена — это вам не бабочка и фрак симфониста. (Впрочем, в переходе метро возле Александровского сада в Москве играют Вивальди!) Восседая на «комбике» и «по-фламенкийски» заломив ногу на ногу, Константин берет гитару не для того, чтобы петь тихим или громким голосом. Он инструменталист. Не скажешь, чтобы записной виртуоз. Но кое-что может. «Кубинский танец», «Романс» Гомеса, прямо-таки искрясь всеми звуками, рвутся на волю из-под его пальцев. А уж «Танго в небесах» или что-нибудь из Пиацоллы — это просто изыск! Но может и из «Чайфа» или «Парка имени Горького» воспроизвести.

— За Полонез Огиньского хорошо кидают, за Пиацоллу хуже! — делится Костя опытом. Но так уж устроен слушатель. Впрочем, здесь и консерваторские студенты прохаживаются, и иной раз примыкают к сборно-разборному ансамблю Константина.

На День Победы, День города, День народного единства музыканты, как сговорившись, выходят на «лобные» места. В зависимости от погоды, конечно. И если эти точки не заняты пивными палатками (увы, предприимчивые коммерсанты, завидев медяки и «бумажки» в гитарном чехле, тут же втыкают на это место свой шатер и, врубив музыкальный центр, получают прибыль).

В праздничные дни милиция более лояльна. Лидер рок-группы «Старый чердак», которая сейчас сменила название на «Коллективное бессознательное», рассказывал, как музицировали 9 Мая. «Джон на “соляге”, Даос с губной гармошкой, Соня — на кепке... Народ фанател!» «А что играли-то?» — «Да свои песенки! Особенно буги заводили публику. Вот эта хотя бы: “Ты варила, ты рожала. Ты разводом угрожала, ты мне грила: “Ты горилла, а ведь я тебя любила…”»

На «стриту» благодарная аудитория. Музыка объединяет, заставляет забыть о проблемах, побуждает вспомнить что-нибудь хорошее. И те, кто выходит музицировать на улицу, делают это не только ради денег. По крайней мере, не всех гонит жестокая нужда. Гармонисты, саксофонисты, флейтисты, гитаристы, певцы-самоучки желают поделиться с миром своими настроениями от избытка чувств или из желания выразить свой протест серости, скуке, конформизму. На улицах городов мира беспрепятственно музицируют повсюду. Такова идущая из глубины веков карнавальная традиция.В Фейсбуке в мою группу "Тerra guitara" ломились стритари из Бразилии, Италии, Перу, Германии, Франции  -все бесподобные музыканты, воспринимающие Интернет , как "стрит"(но о них отдельно). Новосибирские  гитарный  дуэт  Савичева-Соколкина( музыканты с консерваторским образованием) гастролировали в качестве уличных музыкантов в Испании и Германии. Поэтесса Екатерина Гольдина музицировала в Праге. Полиция не трогает музыкантов. Да и какая от них угроза безопасности?

У нас же как-то довелось наблюдать такой эпизод. Известный на «стриту» виртуозным исполнением старинных романсов немолодой Петрович расположился под рекламным щитом на входе в Первомайский сквер с новым «комбиком». Не успел он исполнить пару номеров, как подошли милиционеры и настоятельно посоветовали сворачиваться.

— В чем дело? Во всем мире музыканты играют на улице, и их никто не трогает! — возмутился благодарный слушатель.

— Граждане жалуются! Шум! — буркнул милицейский чин.

И хотя до ближайших окон жилых домов было неблизко, Петровичу пришлось, прервав «турне», вернуться на свой Троллейный жилмассив.               

Опубликовано в газете "Ведомости", Новосибирск.

Песни группы "Старый чердак" http://www.rocklab.ru/view/groups/17998.html


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.