В Опочке, на любимом Валу

В пору моей юности, году в 1970-м или 71-м, в Опочке на моём любимом Валу (Вал это крутой высокий холм над городом, в центре, где в средние века стояла крепость) проходил молодёжный слёт. Это был настоящий праздник молодёжной - самопальной - песни. Самопальными в ту пору назывались песни, которые сочиняли и исполняли не официально признанные деятели культуры, а простые люди из народа. Такие песни мы, подростки, шпарили под свои гитарки на всем известных трёх-четырёх аккордах (и были счастливы!).
Позже эти песенки, довольно наивные, но с огромными чувствами, которые вложили в них неизвестные авторы, запела вся Страна. К примеру:

"Опять мне снится сон,
один и тот же сон,
он вертится в моём сознаньи,
словно колесо:
ты в платьице стоишь,
зажав в руке цветок,
спадают волосы с плеча,
как золотистый шёлк...

Моя иль не моя?
Теперь уж не моя!
Но кто же, кто увёл тебя,
скажи мне хоть теперь!
Мне снятся вишни губ
и стебли белых рук...
Прошло всё, прошло -
остался только этот сон,

Остался у меня
на память о тебе
портрет твой, портрет
работы Пабло ПикассО...

Не будет у меня
с тобой наверно встреч,
и не дотронусь я
твоих печальных больше плеч...
Хранишь ты или нет
колечко с бирюзой? -
которое тебе одной
я подарил весной...

Так трудно объяснить
и сердцу и себе,
что мы с тобой теперь чужие -
раз и навсегда!
Мне снятся вишни губ
и стебли белых рук...
Прошло всё, прошло,
остался только этот сон...

Остался у меня
на память о тебе
портрет твой, портрет
работы Пабло ПикассО!"

Это была так называемая "песня радиохулигана" или "портрет работы Пабло ПикассО". Якобы некий радиохулиган вломился в эфир и спел эту яростную, полную сердечной боли песенку. И весь СССР сразу её подхватил - так всех она захватила за душу - молодых, влюблённых, наивных... Конечно, при холодном бесчувственном рассмотрении у этого творения можно обнаружить массу недочётов... Но мы этого делать не станем. Эта песня когда-то покорила сердца почти всей советской молодёжи. И даже теперь, находясь на краю моей жизни, я её слушаю с радостью - согревает она мне душу, как хороший глоток виски!

Но вернёмся в город Опочку, на Вал, в 1970-й или 71-й год. Я сижу в "амфитеатре" Вала, на галёрке... А точнее, не сижу, а стою, поскольку все скамейки заняты - молодёжи полным-полно - со всей Псковской области: исполнители и зрители. В рядах между скамейками - стройотрядовские вещмешки, гитары, гитары... На эстраду (а она - досчатая, но очень даже добротная и сделанная в современном стиле...) поднимаются молодые авторы и исполнители собственных песен. Поют они в микрофон, пожинают бурные аплодисменты и уходят, садятся к зрителям...
Современному человеку (юному) вбито, что в пору СССР пели только про Ленина и про партию, что царила тяжёлая цензура, кругом стояли милиционеры, и чуть что - в каталашку, а после - в дурдом.
Скажу честно: на слёте молодёжи никто про партию и не вспомнил; да и милиции не было, хотя, наверное, стражи порядка присутствовали на всякий пожарный случай (криминал), но в глаза не бросались.

Помню, я был поражён невероятным количеством хороших, никому не известных песен и разнообразной музыки. Сам я тоже сочинял тогда. Но мне до их уровня было как до Луны. Повторяю: все песенки были СВОИ СОБСТВЕННЫЕ. Позже появилось понятие "бардовская песня". Но это совсем не то. Здесь молодёжь пела почти исключительно про то, что её волновало - про любовь - радостную, счастливую и не очень... Все эти песенки молодых парней и девушек (были девушки с гитарами!) были очень трогательны, вышибали слёзы из глаз... Такого замечательного концерта в моей жизни больше не было.

Разошлись уже под вечер, когда большое пожелтевшее солнце провалилось в густые провисшие ивы на протяжной, тесно забитой досчатыми лодками, набережной зеленоглазой реки Великой... Ребята - поэты, композиторы, певцы - расходились большими группами, тянулись по пропылённым улицам Опочки к автовокзалу...

Я тоже шёл домой, радостный от того, что узнал в этот день: в наших краях так много по-настоящему талантливых людей. А также и людей добрых, отзывчивых, творческих!
И в памяти моей вертелась одна строфа красивой песни о любви, которую исполнил стройный парень из Великих Лук... Даже и теперь, через 40 лет!, я помню две строчки этой песенки:

"Ты уйдёшь из сада,
не увидев даже
пьяные от радости
синие глаза"...

4 Х1 2022


Рецензии