Спортлото

Приветливым летним утром к старинному угрюмому зданию городской почты подошли два молодых человека. Со стороны могло показаться, что у них не может быть ничего общего. Один, которого звали Андрей, выглядел довольно опрятно. Его стройную фигуру облегали белая выглаженная рубашка и черные со стрелками брюки. Другой – Борис, чуть ли не уподоблялся бомжу: был одет в давно не стиранную, мятую серую футболку и такие же невзрачные темные брюки. Не вызывало симпатии и его небритое, красноватое и припухшее лицо. Он, сутулый, хромал на одну ногу, опираясь на кривую неотесанную палку. Тем не менее у Андрея и Бориса было то, что их связывало. Дома молодых людей стояли бок о бок, в прошлом они учились в одном классе, делили одну парту на двоих, вместе лелеяли «самую высокую мечту» – стать летчиками. Но после школы на Андрея и Бориса обрушилась общая страшная беда: они лишились родителей, которые вместе летели в потерпевшем катастрофу самолете. Парни после этого не то что летчиками стать, долго боялись даже глаза поднимать в небо.
Андрей смог преодолеть горе. Перенести душевную боль и муку ему помогла вера в Бога, к Которому юноша пришел, переступив порог родного храма. Туда он часто приходил на молитвенную встречу с родителями, исповедовался, причащался, просил у Господа помощи в благих делах. Андрей заочно закончил экономический институт, а параллельно организовал свое дело – имел скромный продовольственный магазин. Борис, надеясь лишь на свои силы, отказался последовать за другом в церковь. И, не справляясь с бедой, душевной горечью, пристрастился к алкоголю. Однажды он, пьяный, переходя дорогу, угодил под машину и чуть не потерял ногу.
…Борис пришел получать пенсию по инвалидности и у дверей почты столкнулся с Андреем.
– Не бойся, – сказал он соседу, – я сегодня не буду клянчить у тебя денег. Хотя это бесполезно. У тебя, жмота, снега зимой не выпросишь.
– И тебе, Боря, доброго здоровья, – приветливо ответил Андрей. – Ты же знаешь, почему я тебе денег не даю. Ты их тут же пропиваешь и шумишь на всю улицу. Продукты брать отказываешься, говоришь, что не попрошайка. Друг, я же тебе добра хочу…
– Не надо мне толкать эту свою нравоучительную проповедь, – остановил его Борис. – Обойдусь без твоих забот. Я вот сейчас получу денежки и снова будет в доме праздник.
Он с усилием открыл металлическую дверь и быстро похромал к столу, за которым перебирала бумаги пожилая работница. Вскоре он с радостной улыбкой на лице жадно схватил несколько тысячных бумажек и, спрятав в бездонный карман брюк, из любопытства стал наблюдать за соседом. Андрей вынул из барсетки письмо и оформил его как заказное. У оператора не оказалось сдачи, и она посоветовала взять билет «Спортлото».
– Да я не знаю, что с ним делать, – сказал Андрей.
– Я тебе подскажу, только выигрыш пополам, – предложил Борис.
– Конечно, друг, – улыбнулся Андрей и взял билет.
Борис тут же подсказал ему, что нужно заполнить шесть клеток, и продиктовал цифры, совпадающие с датой своего дня рождения. Он даже согласился вместе с соседом отправиться обратно домой. Однако у небольшого продмага, который принадлежал Андрею, Борис остановился и сказал:
– Нужно хлеба купить.
– Боря, умоляю тебя, ты только…
Но Борис, ковыляя к магазину и на ходу доставая тысячные купюры, уже не слышал соседа. Андрей, вздохнув, ускорил шаг и вскоре оказался у своего жилища. Дом его был хоть и небольшой, но выглядел красиво: новая крыша, стены отделаны сайдингом, светлые большие пластиковые окна. Рядом с ним дом Бориса, заросший высокой крапивой и травой, пугал своим видом: крыша проржавела, он заметно накренился и врос в землю. Было такое впечатление, что от легкого дуновения ветра строение развалится. «Вот так же, как этот дом, вся жизнь Бори наперекосяк и рушится», – подумал Андрей и, открыв дверь веранды, поспешил в свою комнату, где ждали неотложные бумажные дела.
Прошло три дня, которые для Бориса превратились чуть ли не в сплошную ночь. Он видел белый свет лишь, когда просыпался и еще не успевал взяться за бутылку. Только, пропив все деньги, в одно прекрасное солнечное утро молодой человек со стоном поднялся с кровати. Он опорожнил литровую бутылку минералки и, словно ища хоть какого-то утешения, бросил унылый взгляд на экран работающего телевизора. Там как раз демонстрировали розыгрыш лотереи «Спортлото». Когда белые шарики, выпав из лототрона, стали в ряд, Борис опустился на свой ветхий рваный диван. Перед глазами замаячили цифры, которые он продиктовал Андрею на почте. Борис сорвался с места, и, превозмогая тошноту, головную боль, зашагал по гостиной, задевая ногами пустые бутылки и разбросанную по полу одежду. «У него, буржуя, будет теперь целое состояние, – обхватив руками раскалывающуюся голову, думал молодой человек. – А мне? Он же обещал половину…»
Борис, издавая стоны, похромал к дому соседа. Тот как раз вернулся из церкви и открывал ключом дверь веранды.
– Андрей, друг, – тяжело дыша, еле вымолвил Борис. – Наш с тобой билет выиграл. Денег – целый вагон.
– Здравствуй, Боря. Какой наш?
– Билет «Спортлото». Ты же обещал, что поделишься со мной. Дай авансом хоть пару тысяч. А то ни копейки.
– Боря, родной, я с билетом разберусь. А ты меня пугаешь. На тебя смотреть страшно. До чего ты дошел! Остановись.
– Ты что, меня не слышишь? Миллионы там…
– Боря, зайди в дом, я тебя накормлю, а денег не дам. Ты снова отправишься за бутылкой. Не первый раз…
– Вот ты какой православный. Даже пару тысяч зажал. Вот как ты делишься с ближним. Лицемер!
Борис изрекал все более мерзкую ругань, чтобы как можно больнее уколоть «черствого» соседа. Но Андрей, покачав головой, удалился в дом. К горлу подступил ком – на глазах погибал его близкий человек – друг. Он пал на колени перед иконой Божьей Матери и стал молиться. Только потом Андрей вынул из барсетки забытый билет «Спортлото». А Борис в это время, подняв невероятный крик, бегал по соседям, просил денег на похмелье и рассказывал, как его обманул Андрей. После этого он, обиженный на соседа, ни с чем вернулся домой, и на улице воцарился покой.
Но вот в начале одного ясного, не предвещавшего ничего плохого дня Борис увидел во дворе Андрея белую новую «крутую» иномарку, которая, отражая солнечные лучи, не то что сверкала, а прямо золотилась. Он взбесился и поднял бранный крик. К дому Андрея стали подходить соседи.
– Вы видите, что творится! – орал Борис. – Вот купил себе машину! А мне пару тысяч пожалел!
– Подожди, дай я тебе объясню, – появившись на улице, сказал Андрей. – Боря, успокойся.
– Вот он православный какой, – не унимался Борис. – Купил машину за выигрыш, а цифры я ему подсказал! Он там, в церкви, бьет поклоны, а здесь хочет, чтобы я стал перед ним на колени. Нет, не дождешься, обманщик!!!
Борис вопил и чуть ли не бился в истерике. Тут из дома Андрея вышел представительный молодой человек в черном костюме и белой рубахе под галстуком.
– Борис, послушайте, – сказал он. – Это моя машина. Я – юрист и приехал к Вашему соседу по неотложному делу.
– Понятно, – не унимался Борис, – кто имеет деньги, на стороне того и юристы. А ты, правдолюбец, мне помоги! Защити мои интересы! Он, – молодой человек кивнул в сторону Андрея, – мне обещал, что часть выигрыша даст, а все себе заграбастал. А у меня вот дом разрушается, скоро негде и жить будет.
– Садитесь в мою машину, я готов Вам помочь, – предложил юрист.
– Ты что тоже хочешь надо мной посмеяться? – проговорил, метая из глаз молнии, Борис.
– Нет. Садитесь, я Вам помогу, отстою Ваши интересы… Поедем в контору, – спокойно сказал юрист.
Борис с ненавистью посмотрел на Андрея, мол, я тебе еще устрою, и сел в машину. Всю дорогу он жаловался на соседа. По его мнению, Андрей был воплощением зла и заслуживал самой суровой кары.
…Через каких-то полчаса Борис снова оказался у дома Андрея. Он опять разразился еще более громким криком, на который сбежалась уже вся улица. Даже пришла немощная старушка на костылях. Соседи на этот раз испуганно стали шушукаться:
– Может, он того…
– Точно, у него белая горячка.
– Допился Боря.
– Нужно вызывать скорую…
А Борис, как резаный, продолжал восклицать:
– Люди! Люди! Как же это может быть! Вы только послушайте!..
Из дома, оторвавшись от важной беседы по видеотрансляции, вышел Андрей и замер на пороге, наблюдая за неадекватностью Бориса. А тот продолжал орать:
– Люди! Я ездил с юристом… Он меня привез к дому, к новому дому. В нем Андрей мне купил двухкомнатную квартиру с мебелью. Он потратил весь выигрыш, да еще добавил много денег… Мне, пьянице!
А увидев Андрея, Борис бросился к нему, упал на колени и заплакал. Андрей поднял своего друга на ноги:
– Боря, я тебе сегодня хотел сказать о квартире, но ты и слушать не стал…
– Андрей, – казалось, Борис говорил самой душой, – я не верил, что ты, богатый, меня, вот такого, и в самом деле любишь. А ты… Ты – действительно христианин, ты – православный… ты – святой человек! Прости меня. Прости. Я-я не буду пить. Обещаю.
– Хорошо, хорошо, – тихо утешал Бориса Андрей, не совсем доверяя его «обету» трезвости.
И лишь, когда на следующий день встретился с Борисом у входа в церковь, поверил…


Рецензии
Думается мне, что молитвы Андрея услышаны, и Борис станет не только трезвенником, а и хорошим христианином.
Мы так с несколькими жильцам молились об одной сильно пьющей женщине. И она перестала пить горькую, хорошей
бабушкой стала для своих внуков. А матерью была настолько нерадивой, что её лишили родительских прав. Но вот Господь её исправил, она много хорошего смогла привнести в жизнь своих внуков, и в мир иной она ушла в преклонном возрасте, и оставила по себе добрую память.
С уважением,

Пётр Давыдченко   09.11.2022 14:03     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за интересный отзыв.

Протоиерей Анатолий Симора   09.11.2022 14:17   Заявить о нарушении
Алкогольная страсть-это именно страсть и борьба с ней требует желания от нее освободиться и собственного труда. А от того, что кто-то подарил квартиру и растрогал добрым, бескорыстным жестом навряд-ли произойдет коренное перерождение. Я, по крайней мере, такого ни в жизни, ни у святых Отцов церкви не встречал. Наиболее вероятный ход событий таков: квартира будет продана и на вырученные деньги будет пир на весь мир. Вот таких именно случаев перед глазами полным полном. Не умаляя таланта батюшки и вообще пишущих батюшек, получается, все таки у них не литература, а олитературенная проповедь. Это не плохо и очень интересно, так-что почему-бы нет.

Антон Дикаленко 2   27.12.2022 17:07   Заявить о нарушении
лото- это грех!

Александр Гудков 86   03.04.2023 17:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.