Нечаянное знакомство Часть 1 Глава 4

  Когда мы со Славкой приехали к Олимпиаде Олимпиевне после его выздоровления, то уговорили её продолжить свой рассказ о себе, пообещав описать наш последний отпуск позднее. Мы уже традиционно расселись по своим местам и Олимпиада Олимпиевна приступила к воспоминаниям.

  — Начиналась осень 1926-го года, мы поехали с Петром в МУЗО, так сокращенно назывался музыкальный отдел Наркомпроса, чтобы зарегистрировать наш заводской хор. С первой попытки это у нас не получилось, как раз в эти дни решался вопрос о передаче руководства художественной самодеятельностью под крыло профсоюзов.
  В те дни я познакомилась с Иосифом Васильевичем Немцевым.  Хоровое искусство было делом всей жизни Иосифа Васильевича. С 15 лет он пел в городском хоре города Камышина на Волге, два года отучился в Синодальном училище в Москве, а доучивался в Академической капелле в Петербурге. С 1905 года он начал создавать музыкальные кружки в разных учебных заведениях города, в 19-ом году перешел в МУЗО старшим инструктором. Потом возглавлял музыкальный отдел Губполитпросвета в Москве, а в 26-ом вернулся в Ленинград. После нашего знакомства он предложил мне посещать его лекции о хоровом искусстве в консерватории, чем я с радостью воспользовалась.
  А на следующий год наш заводской коллектив принимал участие в четырехтысячном хоре, на организованной Немцевым, первой Ленинградской музыкальной олимпиаде в честь 10-летия профсоюзов.

  На лекциях Немцева,  я и встретила свою первую настоящую любовь. Когда я первый раз пришла в аудиторию, то случайно села на свободное место рядом с молодым парнем. Во время лекции я заметила, как он несколько раз украдкой поглядывал на меня, а дождавшись её завершения предложил познакомиться. Представился он Антоном Крутилиным, по комплекции походил на тебя, Коля, даже чуть повыше, когда мы с ним дошли до поцелуев, мне приходилось вставать на цыпочки. Он был студентом 3-его курса консерватории по классу вокала. На лекции Немцева ходил потому, что ему очень нравилось хоровое пение. У него были густые темные, слегка вьющиеся волосы, серо-зеленые глаза и хорошая открытая улыбка. Он сразу предложил проводить меня домой (лекции были в вечернее время), а я почему-то сразу согласилась. За мной и раньше пробовали ухаживать, но до сих пор это как-то не вызывало в моем сердце отклика.
 Не скрывал своего внимания и Петр, но я относилась к нему, как к очень хорошему старшему товарищу или  даже старшему брату.
 
Антон рассказал, что приехал поступать в консерваторию из Новгорода, здесь живет в общежитии, что отец у него инженер и сейчас работает на заканчивающемся строительстве Волховской ГЭС, первой гидроэлектростанции в стране, а мать преподает в Новгородском музыкальном училище, в котором учился и он, старший брат у него офицер и служит на Дальнем Востоке, под Читой, а младшая сестра заканчивает школу. Потом он спохватился и заявил, что так не честно, все рассказывает он, а я только слушаю. Когда я вкратце рассказала ему о себе, он искренне удивился, насыщенностью событиями моей жизни.
   Довольно через короткий срок я уже считала часы и торопила время встречи. Мне было интересно с ним, он оказался очень начитанным, увлекающимся всем происходящим вокруг во всем мире, а я последний год почти полностью была поглощена своей работой на заводе. К тому же тетя Глаша, чувствовала себя все хуже и мне приходилось помогать ей по утрам и вечерам, время оставалось только на учебную литературу, ничего другого почитать не удавалось.
 
Так подошел к концу 1926-ой год. 5-ого декабря должен был состояться пуск первого агрегата Волховской ГЭС и Антон пообещал отцу обязательно приехать.
Я догадалась, что он хочет познакомить меня со своими родителями и не стала отказываться от его предложения поехать вместе. Ощущала я себя к тому времени уже достаточно взрослой, Антон мне очень нравился и мне самой хотелось увидеть его семью. Ведь своей-то у меня никогда не было.
  Младшая сестра Антона, Катя, закончила школу и хотела поступать в Ленинградский педагогический институт, но сильно заболела, врач диагностировал двустороннее воспаление легких.
 Пропустив из-за болезни вступительные экзамены она, чтобы не терять время поступила сразу на второй курс Новгородского педагогического техникума. В то время партия и правительство поставило перед комсомолом важнейшую задачу по продвижению образования в широкие массы и Катя, еще сама учась в школе, решила стать учителем. Мать Антона переехала к мужу в новый город «Волховстрой», когда тот получил новую трехкомнатную квартиру в доме, построенном для строителей ГЭС, а в новгородской квартире осталась одна Катя.
В пятницу 3-его декабря 1926-го года мы с Антоном сели в поезд, маршрутом Ленинград — Вологда и через два часа с небольшим вышли на станции Званка, которая была железнодорожными воротами «Волховстроя».

  Перед поездкой Антон рассказывал мне о Волховской ГЭС. Это была первая ГЭС из намеченных Лениным в плане ГОЭЛРО.  Автор проекта и главный инженер строительства Генрих Осипович Графтио выбрал самое узкое и скалистое место на реке для возведения плотины и силовой станции, электроэнергия с которой в первую очередь предназначалась Петрограду. Решение о строительстве Волховской ГЭС было принято Советским правительством в 1918 году. А станция Званка появилась, когда в 1901 году Николай II подписал указ о строительстве новой железной дороги. Название она получила от находящейся неподалеку деревни, в котором располагалось поместье Дарьи Дьяковой, второй жены Гавриила Романовича Державина стихами которого вдохновлялся Пушкин. Я читала, что Державин был поэтом, но что он был и государственным деятелем, губернатором  Олонецкой губернии, а потом и министром юстиции, узнала только из рассказа Антона.
  Антон в письмах матери, описывая меня сообщил, что я подкидыш и не знаю ни отца, ни матери, может быть поэтому мне показалось, что встретили они меня несколько настороженно и за столом задавали очень много вопросов. Я была честна в своих ответах и почувствовала, что их настроение, к счастью для меня, меняется в лучшую сторону.  Не ускользнуло от их внимательных глаз и ушей то, как Антон смотрел на меня или с нескрываемой гордостью говорил о моих успехах в создании заводского хора. Был задан и вопрос о наших планах на ближайшее будущее. Я так же честно ответила, что нахожусь на распутье, то ли продолжить музыкальное образование, то ли идти учиться на врача в медицинский институт.
Они посоветовали не спешить пока ни со свадьбой, ни с тем более заведением детей, а сперва закончить учебу и определиться в жизни. На следующий день мы поприсутствовали на торжественном открытии первенца электроэнергетики. На митинге выступали приехавшие Куйбышев и Киров, а вечером распрощались и сели в поезд.
 
  Через две недели после нашего возвращения я пошла навестить Александру Васильевну Пешехонову. После долгих раздумий о выборе дальнейшего пути хотелось с ней посоветоваться. Александре Васильевне было уже за семьдесят, но она была еще такой же живой и подвижной, как раньше. Она обрадовалась моему приходу долго расспрашивала, а узнав о главной цели моего визита, предложила мне сперва решить для себя, готова ли я сделать Антона постоянным спутником по жизни. Услышав мой утвердительный ответ, она сказала,
  — Липа, главное в жизни каждой женщины любовь. Ты любишь Антона и у тебя есть уникальный шанс родить от него детей, в которых твоя любовь будет жить до самой твоей смерти. Я лишила в свое время себя этого счастья и теперь горько сожалею. Не повторяй, пожалуйста, моих ошибок. А когда у тебя появится твоя семья, тебе гораздо больше пригодится в жизни профессия врача.
  — Не забывай меня, ты мне очень нравишься, я буду рада видеть тебя снова и снова…
  К счастью или несчастью, но жизнь часто вносит коррективы в намеченные планы. В середине дня в актовый зал заводского дворца культуры, где я готовилась к занятиям с хором, заглянул Пётр и попросил, чтобы я не уходила домой не зайдя к нему.

  — Вот такое дело… - начал он, посмотрев на меня.
  — Мы на профкоме поговорили и решили выделить тебе квартиру в новом доме строительство которого только что закончилось.  Как у вас с Антоном дела, когда наметили свадьбу? Чтобы получить двухкомнатную квартиру тебе понадобится свидетельство о браке.
  — Пётр, но мы хотели сперва закончить учебу и родители Антона тоже так считают.
  — Родители понятно, ты то можешь уверенно сказать, что любишь его?  - немного помолчав, произнес Пётр.
  — Люблю!
  — Тогда не затягивайте с этим, В конце недели профком вынесет решение.
Возвращаясь после репетиции с хором, я сидела в трамвае по дороге к дому на Моховой улице, где мы с Антоном снимали комнату в коммунальной квартире и не могла сдержать улыбки на своем лице представляя реакцию Антона на мою новость.
  — Это где же ты загуляла, девочка моя?! - Антон подошел и стал помогать мне снять плащ.
  — Я тебя ожидаючи так проголодался, что целого быка бы съел, а тебя все нет и нет.
  Я обхватила его за плечи и целуя сказала,
  — А зато у меня какая новость, сейчас будешь до потолка прыгать! Я задержалась потому, что заходила к Петру, нам выделяют квартиру в новых домах, которые строятся около завода и нам надо срочно пожениться, чтобы получить двухкомнатную! Теперь уже Антон обхватил меня и приподняв, провальсировал по нашей маленькой комнатушке.
  — Это же здорово! Ура! Все наши потаенные мечты сбываются!
  — А твои родители не будут нас ругать?
  — Да, что ты! Они же не звери! У нас же своя квартира, свой угол будет! Завтра пойдем распишемся, а потом я отцу письмо напишу. А свадьбу сделаем уже в новой квартире.
  В ту радостную ночь я долго не мола уснуть. Антон уже посапывал, положив голову мне на плечо, а у меня в голове поселилась мысль, повергшая меня в уныние. Я ведь для себя уже решила, что буду поступать в медицинский институт, но никому, ни Антону, ни Петру, ни тете Глаше еще ничего об этом не сказала. Как я буду смотреть в глаза Петру, только получила от завода квартиру, а сама ухожу учиться? Ну, допустим я попробую совмещать работу на заводе с учебой, но справлюсь ли, репетиции с хором, правда, главным образом или вечером или в выходные дни… Пока я не находила ответов на свои вопросы.

  В одолевшем все же меня сне со мной рядом на лавочке сидел Пётр и положив свою единственную ладонь на мои сцепленные пальцы рук, успокаивал меня, что всё хорошо и волноваться не надо. Утром Антон убежал в консерваторию, а я поехала на завод чтобы поговорить с Петром уже в реальности.
  Вопреки моим ожиданиям, Пётр даже обрадовался узнав, что я собралась поступать в медицинский и моментально прокрутив у себя в голове складывающуюся ситуацию, как всегда по деловому разложив всё по полочкам, начал перечислять варианты решения проблем.
  — Смотри, до вступительных экзаменов в институт у тебя еще минимум полгода, а это не так уж и мало, и это первая причина, чтобы успокоиться и составить план действий.  Первым делом тебе надо съездить в институт на разведку и всё выяснить, на какой факультет ты будешь поступать, узнать какие там вступительные экзамены, узнать по какому расписанию идут занятия. Когда с этим разберешься, можно будет понять какую часть работы с хором ты можешь оставить для себя, а какую придется передать в другие руки. Кстати, а может и твой будущий муж сможет помочь в этом, ты же говорила, что он тоже посещает лекции Немцева?

Мысль, попробовать приобщить Антона к репетициям хора
и раньше приходила мне в голову, но не хотелось нагружать его дополнительной работой и ответственностью.

  Переезд в новую квартиру пришелся на начало марта 1927-го года. Никаких громоздких вещей, требующих дополнительного транспорта у нас не было, все имущество уместилось в 4-е больших сумки.   Наш дом находился на Тракторной улице, получившей свое название в честь первого трактора, сделанного на заводе. Я уже рассказывала вам, что он был сделан в 24-ом году по лицензии, купленной у американцев и носил имя «Фордзон-Путиловец», в народе прозванный «Федором Петровичем».
После нашей крохотной комнатушки квартира казалась огромной, тем более, что она была еще совершенно пустой, но только мы об этом подумали, как к подъезду дома подъехала полуторка из которой выгрузили два стола, шесть стульев и большой раздвижной диван.  Это оказалось подарком, сделанным мне участниками нашего хора.

P/S  на фото Волховская ГЭС 1924 г


Рецензии
Как же хорошо устроилась судьба Олимпиады Олимпьевны! Любимый человек рядом, квартира, предстоящая учеба! Чудесный подарок сделали доя молодых участники хора, запомнился он героине. 1927 год даже представить сложно, радовались мелочам, обустраивали быт, а духовные ценности были в приоритете.
Чудесная,женщина, очень хотелось бы продолжения!

Виктория Романюк   19.10.2023 22:43     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.