Русские идут

   Посвящается Виктору Лившицу,
   музыканту, неутомимому
   подвижнику джаза! 

   В 1996 году Виктор Лившиц сделал королевский подарок, пригласив меня, Рафа Авакова, Диму, Сашу Бриль и Йоханена в Копенгаген на международный фестиваль джаза. К тому же все организационные заботы вместе с частью расходов взял на себя.

   И вот мы в Копенгагене. Витя забронировал нам номера в небольшой, чистенькой гостинице, практически, в самом центре города. Несомненным плюсом этого отеля был закрытый со всех сторон внутренний дворик. С самого начала у нас стало традицией собираться по утрам в этом дворике, чтобы поделиться накопленными впечатлениями и обсудить планы на текущий день.

   Однажды на этой “оперативке” Лившиц сообщил, что вечером мы идём в джазовое кафе “La Fontaine”. Там во время фестиваля ежедневно проводятся ночные Jam Sessions. Договорились о месте встречи и разошлись до вечера. Мы с Рафом быстро разобрались с вопросами: Что? Где? Когда? Составили примерный план на день и с энтузиазмом взялись за его воплощение.

   Первое, что приятно удивило и поразило нас, так это организация велопроката в Копенгагене. Напомню, шёл 1996 год,  велопрокатом  в России ещё не пахдо. Велосипед на прокат, хоть на десять минут, хоть на несколько дней можно взять бесплатно. На стоянке велосипедов стоят простенькие, но надежные байки, нехитрым замком пристёгнутые к трубе. Вставляешь 20 крон, замок открывается и велосипед твой, можешь ехать. Поездил, порешал свои вопросы и где-то, хоть на другом конце города, паркуешься на такой же велосипедной стоянке, закрываешь замок на трубе и забираешь свои 20 крон. Этот удобный сервис оплачивает городская казна, потому что там, подсчитали реальную экономию и поняли, что затраты на велосипедный прокат значительно меньше, чем затраты на поддержание экологии в городе. В наших родных условиях такой экономический подход невозможен, так как в России по законам дремучего капитализма положено обдирать людей на чём угодно и считать не экономию, а барыши.

   Целый день мы катались по городу на велосипедах. Лето, прекрасная погода, в центре Копенгагена много кафе на открытом воздухе, правда, и днём, и вечером они все забиты до упора. Интересно, когда люди в этом городе работают и работают ли они вообще? Может это безработные проедают и пропивают свои пособия, немыслимые для нас по размеру. Так или иначе, но жизнь в Копенгагене бурлит.
 
   В центре низкоэтажного города и в близких к нему районах нет современных построек, разрушающих историческую городскую среду. Но это не значит, что Копенгаген является музеем с застывшей архитектурной экспозицией. Нет, это не так. Новые грандиозные архитектурные проекты осуществляются на окраинах, на островах, для примера – это суперсовременное здание оперы, здание библиотеки. В таком подходе к развитию города проявляется уважение к истории, вкус, мудрость градостроителей и городской власти. 

   Традиционный джазовый фестиваль в Копенгагене – это праздник на каждой улице, на каждой площади, на лужайке в парке, в кафе, в клубах. В одном кафе мы встретили выступавшего там легендарного гитариста Николая Громина, с начала 80-х живущего в Дании. Он удивился, увидев нас, мы удивились, увидев его, и все вместе радостно пообщались.

   День пролетел незаметно и вот уже к 11 часам мы подъехали к намеченному месту встречи. От двери кафе “La Fontaine”, которую охранял пожилой работник кафе, вытянулась очередь метров на двадцать. Лившиц подошёл к стражу, произнёс несколько магических слов, и дверь перед ним открылась. Через короткое время Витя появился вместе с главным по джему и призывно махнул нам рукой. Мы, минуя очередь, прошли в кафе.

   На маленькой сцене небольшого зала теснились музыканты. В зале накурено, дым кисловатый, похоже, здесь курят не только  табак. Гости ударяли по пиву, шумно общались между собой,  музыка им нисколько не мешала.   
 
   Нас устроили в углу, недалеко от сцены. Лившиц побеспокоился, и стол быстро заставили кружками с пивом. Музыканты, скорее всего местные любители, играли какую-то свою малоинтересную музыку. К ним присоединился броско одетый молодой трубач в тёмно-красном  берете набекрень. Видимо он был здесь известен, потому что его появление вызвало одобрительный шумок. Он начал играть и оказалось, что кроме берета в нём ничего интересного нет.
 
   В какой-то момент в кафе появился заметно поддатый американский трубач Вуди Шоу. Пропустив через себя очередную порцию виски, он решил принять участие в джеме. Но, видит Бог, лучше бы он этого не делал.

   К нам подошёл распорядитель джема и предупредил, что музыканты играют последнюю вещь, после них сцена наша. И вот момент настал. Ещё днём было решено, что на джеме надо будет начать с “Blue Маrсh” и порвать всех этой песней. Все музыканты собрались на сцене. 

   Барабанщик громким, строгим маршевым началом перекрыл царящий в кафе гам. Мощно вступили три саксофона, народ оторвался от пива и повернулся к сцене. Всем было интересно, что это за музыканты, – и люди безмерно удивлялись, узнав, что это русские, из Москвы.

   В клубе появились американские джазмены, среди них были барабанщик и басист. Увидев американцев, Лившиц дружественным жестом пригласил их на сцену, они откликнулись и заменили местных ребят. Сразу всё задышало, музыка стала лёгкой, ритм упругим, это был уже горячий джаз в лучших американских традициях. Публика преобразилась. Саша, Дима и Йоханен отрывались по полной, играли с неподдельным азартом, закручивали такие виртуозные пассажи, что слушатели только восторженно охали, удивленно ваукали и свистели. Лившиц за роялем вместе с ритмом удерживал эту джазовую феерию взвешенным аккомпанементом. Прозвучавшая кода затерялась в громе аплодисментов, криков и свиста.

    А кафе всё наполнялось и наполнялось музыкантами, завершившими свою работу в других местах. Джем расширялся, наши ребята не сходили со сцены. Конечно, сказывалась усталость, ведь мы были целый день на ногах. Где-то часа в два ночи мы распрощались со всеми и двинули в сторону отеля, благо это было недалеко. По пути зашли в уличный китайский ресторанчик – кухня оказалась там замечательной, и стал этот ресторанчик нашим постоянным ночным кормильцем.

    На следующий день мы осуществили масштаб-ную культурную программу, гвоздём которой стало дневное выступление звезд мирового джаза. Мы увидели и услышали Чика Кореа, Дейва Либмана, Кенни Гаррета, Джошуа Редмана, Уолласа Рони, Кристиана Мак Брайта. Свободная обстановка на открытом воздухе, отличный звук, супермузыканты и отличная погода – это был настоящий подарок.
 
    После концерта мы отправились к знаменитой круглой башне, построенной в 17 веке по указанию короля Кристиана IV для обустройства в ней обсерватории. Мы прошли по двухсотметровому, вымощенному брусчаткой, винтовому пандусу и оказались на самой вершине башни. Оттуда открывается потрясающая круговая панорама города со всеми его зданиями, улочками, площадями. Погода была ясная и видимость соответственная, поэтому мы смогли увидеть даже мост между Данией и Швецией.
 
    Вечером с Рафом пошли в цирк на сольный концерт Мишеля Петручиани. Музыкальное мышление, исполнительское мастерство маэстро в сочетании с его жизненной трагедией, вызывали душевный трепет. Я чуть не расплакался, когда после окончания программы он на бис исполнил мазурку ля-минор Шопена. 
Ближе к ночи мы собрались все вместе и во главе с Лившицем отправились в “Ля Фонтейн”. От дверей вилась очередь, даже длиннее, чем вчера. Тот самый дядька на дверях, увидев нас,  попросил всех посторониться и громко произнес:

    – Русские идут!


Рецензии