Непутёвые заметки Армейские Германия 2

Как-то учительница русского языка, глядя на меня, во всеуслышание воскликнула: «- А тебе, Анисимов, только мемуары писать!» Спасибо, Татьяна Ивановна. Вероятно, пришло то время, о котором Вы однажды так громко заявили перед тридцатью четвероклашками. Сегодня непременно поделюсь второй частью армейских воспоминаний, тем более, что эти письма на сегодняшний день являются экспонатами училищного музея и доступны всем посетителям.

***

Письмо второе

Здравствуй, дружище! Продолжаю знакомить тебя с местами моего обитания. Прибыл в часть, расположенную в городе Веймар, немного освоился, но задержаться не пришлось. Вышла какая-то организационная неувязка и вакантная до сегодняшнего дня должность оказалась занята раньше, чем я успел приехать. Так тому и быть. Но время даром терять не стал. Воспользовался уникальной возможностью для знакомства с городом и его окрестностями.
Вначале я побывал на площади «Пятидесяти шести тысяч». Там возвышается бронзовый памятник вождю немецкого пролетариата Эрнсту Тельману. А сама площадь названа в память об антифашистах, погибших в застенках концентрационного лагеря Бухенвальд. Город основан более семисот лет назад. Об этом гласит памятная табличка на здании вокзала. Тут же расположена удобная для туристов карта города, где обозначены местные достопримечательности. Немцы к ним относят национальный театр, высшие школы музыки, архитектуры, государственную библиотеку.
В Веймаре жили и творили И.В.Гёте, Ф.Шиллер, И.С.Бах, Ф.Лист. Дома, в которых они обитали, в настоящее время превращены в музеи. Согласно карте я разыскал некоторые из них. Внутрь, естественно, не заходил, так как не знаю языка, а без экскурсовода там делать нечего. Довольствовался лишь созерцанием фасада здания, фонтаном и прочими укромными тихими историческими местами.
После самостоятельной пешей экскурсии прошёлся по местным магазинам. Возвращаясь, увидел огромный указатель с надписью «Бухенвальд». Неужели меня судьба забросила к столь печально известному всему миру концентрационному лагерю, а ныне музею?! Я себе не прощу никогда, если там не побываю!
Немного поодаль находилась остановка общественного транспорта, с расписанием движения экскурсионных автобусов к памятному месту. К величайшему огорчению сегодняшний день значился выходным, и музей не работал. Любопытство было столь велико, что я решил хоть одним глазком взглянуть на всё и отправился туда пешком, следуя дорожным указателям и пользуясь краткой информацией для туристов.
Сколько километров пришлось отшагать – сказать не могу. Мною управляло лишь любопытство. Подстёгиваемый собственным адреналином, продолжал двигаться вперёд, к поставленной цели, поэтому усталости не чувствовалось. Вдоль дороги стояли раскидистые яблони со спелыми плодами, и я соблазнился, свернул на обочину, чтобы нарвать полные карманы. Где-то позади меня скрипнули тормоза. Приятный женский голос спросил по-немецки: «- Извините, я верно еду в Бухенвальд?». В серебристом «Опеле» сидела молодая женщина, опрятно одетая, с хорошими чертами лица, и выжидающе смотрела в мою сторону сквозь большие затемнённые очки. Продемонстрировать незнание немецкого было стыдно, обошёлся дежурной репликой, что не понял вопроса, я русский. К моему удивлению обладательница автомобиля повторила свою фразу на знакомом для меня языке и добавила, мол, ей очень интересно пообщаться с русским человеком. Предложила подвезти, если мне по пути.
Вскоре мы уже мчались по узкой дороге, уходящей вверх и теряющейся в зелени лиственного леса. За время совместной поездки представились друг другу. Спутница оказалась преподавателем русского языка, рассказала коротко о себе. В ответ я в двух словах поведал историю своего пребывания в этой стране и в конкретном городе. За разговором и не заметили, как оказались у цели. Впереди возникла стоп линия и знак, запрещающий проезд автотранспорта. Далее передвигались пешком.
На вершине холма расположен величественный монумент в виде квадратной башни из серого бетона. У её подножия установлена скульптурная композиция борцам сопротивления фашизму в Бухенвальде. Скульптор, создавший монумент – Ф. Кремер. В тысяча девятьсот пятьдесят восьмом году в Бухенвальде открыт комплекс сооружений, посвящённый героям, жертвам Бухенвальда. Масштаб увиденной композиции впечатляет! Вниз по склону полукругом расположены панно с сюжетами, рассказывающими о концентрационном лагере с самого зарождения и до момента ликвидации. Моя спутница помогает. Она говорит, что концлагерь был создан в тысяча девятьсот тридцать седьмом году, в окрестностях Веймара, что за восемь лет около двухсот тридцати девяти тысяч человек были узниками Бухенвальда. И много заключенных погибло при строительстве, которое велось без механизмов. Нечеловеческие условия, голод и непосильный труд привели к массовой смертности. Около десяти тысяч заключённых было казнено, в том числе восемь с половиной тысяч советских воинов.
Моя временная спутница указала на бетонные плиты с названиями страны и количеством погибших заключенных, а также провела по дорожке к одному из котлованов, поросших травой, и объяснила, что сюда сбрасывали трупы измученных узников. Сразу в голове прозвучал отрывок из песни «… слышите, звучит со всех сторон, это раздаётся в Бухенвальде колокольный звон, колокольный звон…».
Затем мы неспешно проследовали к последнему панно, на котором сообщалось, что одиннадцатого апреля тысяча девятьсот сорок пятого года узники Бухенвальда подняли восстание, в результате которого лагерь был ликвидирован восставшими.
В застенках Бухенвальда было зверски замучено пятьдесят шесть тысяч заключенных восемнадцати национальностей. В память о них площадь города Веймар носит символическое название. Об этом я указал в самом начале своего письма. Очень сожалею, что не удалось попасть в здание музея. Не увидел крематория, печей – всего того, что рассказывали другие, о чём писалось в наших школьных учебниках.
Спасибо моей немецкой спутнице-автотуристке, которая хоть немного помогла с экскурсией под открытым небом и прояснила некоторые тонкости. К сожалению, не могу сказать её имя.
Немного позже взял ручку, сел за стол и попытался последовательно изложить  похождения молодого прапорщика на бумаге, так как со временем многие подробности точно сотрутся из моей памяти. Уж будь уверен! Что в итоге получилось – судить тебе. Удачного прочтения и жди следующего письма.
               
                Твой друг


Рецензии