Куда исчез Степан Веребрюсов? Часть 1

           О ПАРОХОДЕ И ЧЕЛОВЕКЕ               

                ЧАСТЬ 1-я


  На фото из архива музея Норильского горно-металлургического комбината (НГМК)
           командир самолёта Г-1  Степан Веребрюсов.

  Всё началось в конце 70-х, когда в Игарском аэропорту стали собирать документы по изучению истории авиапредприятия. Ещё тогда мне на глаза попался приказ №12 от 28 ноября 1938 года по игарскому авиаотряду УПА ГУСМП «О закреплении экипажей кораблей Г-1 (АНТ-4)».

 
   За одним из самолетов, Н 227, был закреплен экипаж в составе: командир корабля С. Веребрюсов, 1-й бортмеханик А. Краснопевков, 2-й бортмеханик А. Прийдак, бортрадист П. Зуб.
 
  Сразу бросилось в глаза, что командир Степан Веребрюсов был совершенно незнаком, поскольку не мелькал в приказах по Игарскому авиаотряду до 1938 года, не встречался он и в дальнейших приказах; не упоминался и в числе тех, кто участвовал в последующих арктических авиационных экспедициях. Остальные члены его экипажа, те же бортмеханики Краснопевков и Прийдак, бортрадист Зуб и другие лётчики, поименованные в том приказе, например, командиры Бузаев и Майорин, постоянно «промелькивали» то в официальных документах, то в местной, а то и в краевой печати. Веребрюсов же – ни-ни. Просто исчез…

   Попал в «мясорубку» 1938–39 годов? Когда после неудачной Ленской экспедиции ГУСМП подверглось грандиозному разгрому. А может, каким-то образом его подхватила новая расстрельная кампания, в которой погибли первый секретарь Игарского горкома ВКП(б) Валентина Остроумова и начальник политуправления ГУСМП Бергавинов и тем самым «потянули» за собой многих игарчан? Но нет. Чуть позднее встретилась за 1939 год публикация о том, что известному лётчику Степану Александровичу Веребрюсову по представлению Политотдела Главного Управления Северного Морского Пути Верховным Советом СССР присвоено звание «Почетный полярник». Примерно к тому же времени относится случайно найденная в Игарской городской библиотеке, изданная только однажды – довоенная, маленькая, может быть, первая книжица стихов известного сибирского поэта Казимира Лисовского.

 Одно из стихотворений было посвящено полярным лётчикам-героям. Стихи – чистейший панегирик, практически, только перечисление имен и среди них буквально – «Веребрюсов тож». Ну, не мог Казимир Леонидович упомянуть в своих стихах имя врага народа! Кстати, зимой 1942–43 годов Казимир Лисовский на несколько месяцев задержался в Игарке и какое-то время работал ответственным секретарём газеты «Большевик Заполярья». Как свидетельствуют сохранившиеся в архиве той газеты приказы, был неоднократно и нещадно «бит» редактором за ненадлежащее исполнение своих обязанностей и «не по назначению использование» редакционной лошади, но при этом он успевал много путешествовать. Посетил соседнюю Курейку, уже после войны написал  прозаическое, но полное поэзии историческое исследование  «Домик в Курейке», тут же переведённое на эвенкийский, и несколько поэтических произведений. Это ему принадлежат широко цитируемые в свое время слова о том, что свет сталинской лампы, стоявшей в маленькой избушке, уже в то время был хорошо виден всем народам по всей Земле. Буквально: "В тёмные полярные ночи за много километров от Курейки будет виден этот свет над заветной рыбацкой избушкой, в которой жил И.В. Сталин".

 Игарка - Норильск - Красноярск - Дивногорск, 1980 - 2010 гг.


   Примечание: Материал разбит на несколько частей с единственной целью использовать некоторые исторические фотографии.


 


 


Рецензии