Куда исчез Степан Веребрюсов? Часть 2

   ФОТО ИЗ АРХИВА МУЗЕЯ НГМК: Степан Веребрюсов.
      
           О ПАРОХОДЕ И ЧЕЛОВЕКЕ               

                ЧАСТЬ 2-я

  И следующая информация о Степане Веребрюсове опять же была связана с Курейкой. В игарской газете «Большевик Заполярья» за 1952 год большой статьей освещалось открытие в Курейке сталинского пантеона. И в частности, говорилось о том, что первым пароходом, доставившим в Курейку большую группу норильских пионеров, был пароход «Степан Веребрюсов». Как так? И опять рушилась гипотеза о гибели лётчика Веребрюсова в Гулаге.
 
  Ну, не могли именем зэка назвать пароход! Но вместе с тем, в Героях не значится, в Великой Отечественной войне не участвовал, громких, а значит, известных подвигов не совершал… А подвиг налицо, поскольку его именем назван пароход… Ничего вразумительного не смогли ответить и занимавшиеся историей пароходства сотрудники газеты «Речник Енисея». Потом уточнили, что «парохода с таким названием в перечне судов Енисейского пароходства никогда не значилось». И уже окончательно тем самым поставили в тупик… Правда, много позднее, уже в 2010 году, в этой же газете прошла статья о ветеране енисейского флота Николае Игнатюке, который «в 1947 году был назначен капитаном парохода «Степан Веребрюсов»(?)

   Спасибо интернету. Постепенно появляются в Сети ставшие доступными многие исторические документы. Так, года два – три назад (теперь уже десяток лет) появились воспоминания С. Карпачёвой – жены Е. Рябчикова – известного в 30-е годы журналиста, много писавшего об авиации, участвовавшего в нескольких громких полярных перелётах… И вдруг исчезнувшего. Сам Евгений Рябчиков, после войны вышедший на свободу, ставший ещё более известным и вплоть до своей смерти в 1996 году успешно работавший в газетах и на центральном телевидении, не вспоминал Веребрюсова. Кстати, Евгений Рябчиков в марте 1963 года, к моменту перекрытия Енисея, прибыл в Красноярск, а затем и в Дивногорск, в составе писательской группы, в которую входили Александр Безыменский, Борис Полевой, Константин Симонов, Роберт Рождественский…

   Да, в  своих мемуарах Рябчиков никогда не упоминал имени Степана Веребрюсова. Вероятно, он  знал о весьма засекреченной миссии норильских лётчиков. Возможно, давал подписку о неразглашении...  Хотя... По свидетельству его супруги, два зэка Норильлага – журналист Евгений Рябчиков и лётчик Степан Веребрюсов – дружили до самых последних дней 1945 года, до того момента, когда Степан Веребрюсов внезапно куда-то исчез. Причем, как явствовало из острожных и вскользь упоминаний Светланы Карпачёвой имени Степана Веребрюсова и что никак не вязалось с должностной категорией «зэка», он, «не имевший права выхода за территорию лагеря», ЛЕТАЛ и, мало того, был КОМАНДИРОМ ОТРЯДА и личным лётчиком Авраамия Завенягина!


   Вероятно, всё-таки не избежал Степан Веребрюсов Гулага… Но его, как и Евгения Рябчикова, занимавшегося в Норильске журналистикой и даже редактировавшего местную, гулаговскую, спортивную газету, спас Авраамий Завенягин. В начале 1938 года Завенягин прибыл в Норильск, с этого момента заканчивается история Норильскстроя и начинается история Норильского ГМК, и уже в конце года Завенягин создает ведомственный авиационный отряд. Кстати, появившееся в 1935 году игарское подразделение УПА (звено самолетов Р-5, затем – авиаотряд с немалым количеством тяжелых кораблей Г-1) изначально создавалось для обеспечения авиаперевозками Норильскстроя.
 (Продолжение следует).
 
       Игарка - Норильск - Красноярск - Дивногорск, 1980 - 2010 гг.


Рецензии