Куда исчез Степан Веребрюсов? Часть 3

       ФОТО ДОКУМЕНТА ИЗ АРХИВА НГМК
       
       Всё о пароходе и человеке

    Часть 3-я

  Уже потом, потом на очередные запросы с именем «Степан Веребрюсов», ранее безуспешные, Интернет все-таки выдал искомую информацию. Она несколько противоречива. По одним сведениям, Степан Веребрюсов действительно зэка Норильлага. Но сидел не по политической статье, а по бытовой. И как тут не верить С. Карпачёвой? По другим – он «прибыл из Игарки и был прикомандирован к авиаотряду Норильского комбината».

   Официальная биография Степана Александровича Веребрюсова такова: родился 12 декабря 1912 в городе Феодосии в учительской семье. Дед, преподаватель словесности в гимназии, а затем известный керченский археолог С.И. Веребрюсов, открыл для отечественной истории многие страницы знаменитого Боспора. Отец, преподаватель Феодосийской мужской гимназии, автор нескольких работ по математике, задумывался о полётах в космос и написал об этом книгу. Тем самым, возможно, оказал влияние на профессиональный выбор сына.


   В 1932 году С.А. Веребрюсов окончил Симферопольскую спортивную школу лётчиков. Прошёл курс подготовки на базе Высшей парашютной школы ОСОАВИАХИМа в Москве. Работал лётчиком-инструктором Всеукраинской авиашколы ОСОАВИАХИМа в Полтаве (школой одно время, именно в те же самые годы, практически до момента челюскинской эпопеи, руководил Сигизмунд Леваневский).

   В 1935 году Веребрюсов назначен в Особую сводную агитэскадрилью им. Максима Горького, был пилотом агитсамолёта «Известия». Скорее всего, по протекции Леваневского. В 1936–37 годах служил в ВВС. С 1938 года в полярной авиации – точнее, в Игарской авиагруппе Управления полярной авиации. В 1941 году прикомандирован к авиаотряду Норильского металлургического комбината. Выполнял ответственные и сложные задания по перевозке важных грузов. Награжден орденами Красной Звезды и Знак Почета. Погиб в Германии. В его честь переименован пароход «Амур». В пассажирском варианте пароход «Степан Веребрюсов» использовался на линии Дудинка — Красноярск на реке Енисей...

   Ну, а теперь следует обратиться к биографии А.П. Завенягина... К 1943 году он становится одним из руководителей советского атомного проекта. А в 1945 году ему поручено обеспечить поиск, сбор и доставку в СССР немецких ученых-атомщиков, физиков, химиков, инженеров и специалистов, занятых в свое время проектом ФАУ. Безусловно, всё это делалось в условиях строжайшей секретности, и перевозку столь «ценного груза» можно было доверить только хорошо проверенному человеку, своему лётчику.

  Неизвестно, был ли это первый полёт Степана Веребрюсова в Германию или очередной, но то, что последний – это точно. Хотя, судя по дате командировочного  удостоверения, возможно, и не первый...  Он погиб в начале октября 1945 года. Произошло это в районе города Рибниц-Дамгартен (недалеко от Ростока). Гибель при невыясненных обстоятельствах была связана с поездкой на мотоцикле. Вот так Степан Веребрюсов «исчез» на долгие годы. Позднее его тело было перенесено в воинское захоронение города Ростока.

   Конечно, это далеко не всё о человеке. Ну, а что же о пароходе… Почему долгие годы он ходил по Енисею, но его как бы и не было…

   Газета «Советская Сибирь» (Новосибирск) № 104 от 9 мая 1925 г.:
 
  «Ржавеют машины. В красноярском затоне около кузницы водопути лежит кривошип с парохода «Амур», снятый оттуда в 1919 году. Так он и лежит с того времени под дождем и снегом».
   Здесь необходимо зацепиться за ключевое словосочетание: «кузница водопути». Это значит, что пароход «Амур» был пароходом «путейским», и находился он в подчинении Томского округа путей сообщения (водопути) с 1906 года. Именно там, в перечне судов Обско-Томского плёса и удалось обнаружить следы парохода «Амур».
Продолжение следует.

  Игарка - Норильск - Красноярск - Дивногорск, 1980- 2010 гг.   


Рецензии