И над всем воццарилась Красная Смерть... часть 11

В начале сентября случилось событие, которое крайне омрачило настроение Николая Второго и всей большой Романовской семьи- в Мазурских болотах погибла армия генерала Самсонова. Она попала в окружение и героически сражалась в течении нескольких дней. Александра Фёдоровна забрасывала мужа письмами и телеграммами с мольбами остановить войну. Но Император не хотел ничего слышать об этом. Тем более, что на юго- западном фронте русская армия одерживала победу за победой. В середине сентября она разгромила австро- венгерскую армию и взяла Львов. В конце октября русские уже стояли у границ Германии.
Петербург наводнила масса пришлого народа, прибывали поезда с ранеными, город гудел, не умолкая даже по ночам. Николай Александрович находился в Ставке, а Александра Фёдоровна с дочерьми работали в госпитале. Императрица всё чаще жаловалась на боли в сердце, нервное возбуждение, в котором она находилась в последнее время, плохо влияло на её самочувствие.
Наступил 1915 год. Вся Европа кипела, словно котёл. Почтовые службы работали из рук вон плохо,  отправления не доходили до адресатов и Лиза давно не получала вестей из дома. В последнем письме Михаил писал, что в Петербург всё в порядке, хотя много беженцев, военных, раненных. Дума, наконец, пришла к согласию, сплотилась перед лицом общей опасности. Император уехал на Кавказский фронт воевать с турками и русская армия довольно успешно справлялась со своими обязанностями. Много говорили, что это личная заслуга Великого князя Николая Николаевича, хотя сам Михаил так не считал.
" Я верю в дух русского солдата, в его великую миссию",- писал он,- "И дело тут не в личных заслугах командующего армией, хотя не отрицаю полководческих талантов Великого князя ".
- Ох, Миша,- вздыхала Лиза,- Я так скучаю по тебе.
С тех пор, как перестали приходить письма, Пётр совсем пал духом. Он бродил по дому, словно привидение, не зная, чем себя занять. Иногда ездил на приёмы, но возвращался оттуда ещё более расстроенным, а порой и агрессивным.
- Они только и говорят, что о войне, - негодовал он, метаясь по кабинету, - Как будто они знают, что такое война. Да, я тоже не знаю, но я молчу. Всё должны молчать, когда говорят русские пушки, - он остановился, потёр лоб ладонью, - Не помню, кто и при каких обстоятельствах сказал это. А я так больше не могу, Лиза.
Он стремительно выскочил из комнаты, а Лиза с сочувствием смотрела ему вслед. Она понимала, что имеет в виду Пётр. Оторванные от России, они были словно два обломка кораблекрушения, которые так и не смогли прибиться ни к какому берегу. Катастрофы ещё не произошло, но "Титаник " уже на полном ходу нёсся навстречу айсбергу.

- Сашенька, - начала Анна Петровна, заходя в кабинет к сыну. Александр работал с документами и ценными бумагами. Производство за последние месяцы резко выросло и расширилось, особенно в автомобилестроении и промышленном производстве, - Что же ты сегодня так рано уехал?
Александр отодвинул бумаги и посмотрел на княгиню:
- Я понимаю, матушка, отчего вы вытащили меня на этот вечер. Я не хочу жениться ни на Ирине Тумановой, ни на ком другом.
- Ох, Сашенька, - княгиня опустилась в кресло, - А пора уже подумать о том, чтобы завести семью.
- Дорогая мама, - Саша подошёл к матери и, присев на корточки возле неё, мягко ответил, - Я не могу любить только потому, что уже люблю.
- Как любишь?- всполошилась княгиня, округлившимися глазами глядя на сына, - Почему же ты тогда мне ничего не говорил об этом? Я бы не настаивала.
- Не говорил, потому что не о чем говорить,- Саша положил голову на колени матери, словно обиженный ребёнок.
- Бедный мой мальчик, - Анна Петровна гладила сына по чёрным волосам,- теперь я понимаю, почему ты приехал из Петербурга такой потерянный. Но отчего ты не привёз свою избранницу?
- Потому что она стала женой другого, - глухо ответил Александр.
- О, милый,- всхлипнула княгиня, всем сердцем переживая за сына. Он ведь остался у неё один. Её незабвенный супруг, Григорий Иванович, умер больше десяти лет назад, а старшая дочь Ирина жила в Америке со своим супругом и они не виделись около трёх лет. В Сашеньке теперь сосредоточилась вся её любовь и его боль была её болью. Княгиня нежно гладила волосы сына и слёзы стояли в её больших ласковых глазах.
"Где ты сейчас, Лизонька?",- думал Александр, чувствуя, как сжимается его сердце. Михаил писал, что Пётр с Лизой потерялись где-то в Италии. Никаких известий от них не было, все связи были нарушены из-за войны. Многие семьи не знали, где их родственники, что уехали за границу. Александра не оставляла тревога за любимую, он и не подозревал, что она находится чуть более чем в пятьсот километров от него.

Лиза сидела перед большим зеркалом, задумчиво глядя  на своё отражение. Даша расчёсывала её длинные локоны и приговаривала восхищённо:
- Ох, и волосы у вас, Лизавета Алексеевна. Словно серебрянные нити, какие Дарья Ильинична вплетала в кружева. Помните, как она в зимние вечера сидела у камина?
- Помню, Даша,- улыбнулась Лиза,- Мама любила тихие вечера в кругу семьи. Как же мне сейчас этого не хватает.
- Мне тоже,- призналась горничная, - Тогда вы улыбались и были счастливы, а сейчас...
- Что сейчас, Даша?
- Сейчас вы несчастливы и одиноки. Простите меня, Лизавета Алексеевна.
Лиза вздохнула.
- Тот молодой князь, Александр Григорьевич, очень любил вас.
- Что?- Лиза резко обернулась и в изумлении посмотрела на Дашу. Та покраснела и прижала к груди серебрянную расчёстку.
- Простите, - пробормотала она.
- Я не сержусь, Даша, просто объясни мне, почему ты сейчас сказала про Александра Григорьевича.
- Я не слепая ведь, Лизавета Алексеевна, - сказала Даша, грустно глядя на хозяйку, - Александр Григорьевич только на вас и смотрел.
Лиза опустила голову, воспоминания нахлынули волной, смывая то напускное спокойствие, в котором она жила последний год.
В комнату постучали и зашёл Пётр.
- Лиза, я могу поговорить с вами?
Лиза увидела, что он крайне взволнован. Даша тут же вышла из комнаты.
- Что случилось, Петя?- спросила Лиза ласково, наблюдая за мужем, который, по своему обыкновению, метался по комнате.
- Я возвращаюсь в Петербург, Лиза, - резко бросил Пётр, не останавливаясь.
Лиза поднялась со стула. Не сказать, что она была шокирована заявлением Петра, скорее ждала этого. Она видела, что он чувствует себя здесь никому не нужным и абсолютно чужим.
- Я еду с вами,- сказала Лиза.
- Нет,- Пётр остановился, взял жену за руку, - Нет, Лиза. Вы остаётесь здесь. Понимаете, я возвращаюсь не в родительский дом, возвращаюсь к ней. И везти вас с собой через фронт было бы неправильно. Какой бы я не был негодяй, но так поступать с вами я не стану. Вы чудесная, Лиза, и мне нужно было в своё время проявить характер и отказаться от нашего брака, но я был слишком слаб. А ведь вы могли быть счастливы с Александром, он ведь так сильно любил вас. И любит до сих пор, я уверен в нём.
Уже второй раз за сегодняшний день Лизе говорили про Александра и второй раз её сердце болезненно сжималось.
- Послушайте,- сказал Пётр серьёзно, - Если вам нужен будет развод, напишите мне. Адрес вам известен. Наш брак не был узаконен, поэтому вы можете считать себя ничем не обязанной по отношению ко мне. Я оставляю вам все счета в банках. Все распоряжения вы найдёте в моём кабинете. Будьте же счастливы, Лиза. Денег  у нас предостаточно, чтобы вы могли жить на широкую ногу. Сергей Иванович, мой управляющий, просветит вас во всех делах, если это будет необходимо. Я понимаю, что вам здесь тоже несладко и вы хотите домой, но прошу вас пока подождать. Хотя бы до тех пор, пока не закончится война. Вы мне дороги, Лиза, что бы вы не думали обо мне. За тот год, что мы женаты, вы ни разу ни в чём не упрекнули меня.
- Мне не в чем вас упрекать, Петя.
- Нет, есть в чём. Я вёл себя, как подонок, и до свадьбы и после.
- Что сейчас говорить об этом?
- Есть необходимость. Для меня есть. Я уеду завтра утром и не увижу тебя. Прости меня, Лиза.
Он какое-то время смотрел на неё, потом поцеловал в лоб и стремительно вышел, прежде чем Лиза успела сказать хоть слово.


Рецензии