Зло как непременное качество человека

     «Зло так свойственно человеческой душе, что изгнать его оттуда и из социальной жизни мы не в силах. Зло можно только сдерживать, пытаться без него обойтись. Общество все время должно вырабатывать в себе это чувство – что оно не может мириться с тьмой и хаосом».
                Фазиль Искандер

       Людям с раннего детства издавна внушаются мысли вроде: «Хороших людей больше, чем плохих» и «Добро всегда побеждает зло». История же, как и современность, часто показывают прямо противоположное. Это стали объяснять тем, что добрый и справедливый мир искажают до безобразия злодеи, что находятся во власти. Они почему-то всегда оказываются на самом верху социальной лестницы и зачем-то неустанно вредят и гадят хорошему и доброму большинству.
       Однако наиболее мудрые представители человечества с такой точкой зрения не согласны. По их мнению, описанная ситуация сложилось вовсе не по вине одних лишь злодеев-правителей и злодеев-олигархов.   
       Существует очень веская причина, грубо говоря, держать людей в узде, она в самих людях, которые, к сожалению, далеко не ангелы.
       «Зло таится в человеке глубже, чем полагают лекаря-социалисты», – писал Федор Достоевский. Он считал, что зло будет всегда, пока в мире существует свобода. Оно как раз и идет от свободы человеческой воли. Человек по Достоевскому хочет свободы, своеволия, хочет «по своей глупой воле пожить». Любой закон он воспринимает как насилие над собой. Он готов на любую глупость, даже на преступление, лишь бы не быть винтиком в руках судьбы и сильных мира сего. Человек Достоевского кричит: «Господи Боже, да какое мне дело до законов природы и арифметики, когда мне почему-нибудь эти законы и дважды два четыре не нравятся? Разумеется, я не пробью такой стены лбом, если сил не будет пробить, но я и не примирюсь с ней…»
       Чтобы избавить мир от зла, заключал великий писатель, нужно отнять у людей свободу, чтобы они не смогли больше ни капризничать, ни выражать недовольство, ни тем более совершать преступления.
       Идеи Достоевского вполне согласуются с исторической практикой. Все деспотические режимы успешно боролись с преступностью, поскольку сводили до минимума человеческую свободу. В демократических же странах уровень преступности всегда довольно высок: злые люди пользуются предоставленной всем свободой, их просто так не арестуешь – надо долго готовить обвинение, чтобы не ущемить свободу личности.
       По мнению Артура Шопенгауэра, человечество состоит из «хищных животных». Государство же действует как «намордник», преобразуя их в «безвредный травоядный скот».
       О том же слова нашего современника, кинорежиссера Георгия Данелия: «Есть в человеке что-то, что надо ограничивать. Поэтому появились цари, фараоны, власть, полицейские. Это необходимо, чтобы общество жило. Если это отпустить, моментально будет катаклизм – все друг друга передушат. Это же не Бог организовывает, а сами люди так устраивают себе ограничения в виде государства, которое следит за людьми, чтобы они не делали того, чего нельзя». 
       «…относиться к тому, кто позволил низвести себя до состояния говорящего орудия – рабочего скота или биоробота на основе бионосителя вида Человек разумный, как к настоящему человеку, – недопустимо», – говорится в Концепции общественной безопасности.    
       Аналогичных высказываний  известных людей можно привести десятки.
       Предоставив «свободным гражданам» кучу прав и свобод, либералы, тем самым, приговорили собственную планету к уничтожению. «Поставив права личности выше всех институтов, мы объявили человека Богом на земле. А поскольку на самом деле он не Бог – он вам наворотит», – предупреждает М.Веллер.
             По мнению кинорежиссера Александра Сокурова, «государство нужно для того, чтобы сохранять людей в человеческом облике.  Изжить смертоубийственную природу в человеке вряд ли когда-нибудь удастся. Но стремиться к облагораживанию граждан – главная задача искусства».   
       Замечательная задача у искусства! Странно, что наши государственные деятели такой задачи не ставят. Видимо, их все устраивает.
      Кинорежиссер Андрей Кончаловский, справедливо заметил: «Государство нужно для того, чтобы заставить людей быть людьми». О том же пишется в книге «Великий переход», приписываемой некоему Кираэлю: «Цель Закона – гарантировать, что упрямящиеся силы будут наказаны за неспособность выбирать рост».
       Обратите внимание на авторов почти всех этих высказываний. Это не государственные деятели, не политики, не депутаты, которые и должны по долгу службы в первую очередь озаботиться данными вопросами. Это сплошь деятели культуры.
       Согласно выводам И.Канта, люди злоупотребляют своей свободой и потому нуждаются в «повелителе», в качестве которого выступает человеческий род в целом и институт государства.
       «Обязанность правительства – создать такие условия, чтобы людям было трудно совершать дурное и легко поступать правильно», – утверждал Уильям Гладстон.  А вот что писал И.В.Гете: «Лучшее правительство – то, которое учит нас править самими собой».
       В любом (не либеральном) школьном учебнике по обществоведению черным по белому написано, что государство – инструмент подавления, задача  которого состоит в установлении порядка на подведомственной территории. Весь вопрос только в том, какой это порядок – правящей верхушки, или  естественный (природный).
       Тут стоит подумать над тем, как возникло государство. Согласно одной из распространённых точек зрения. самые сильные и влиятельные люди захватили власть и подчинили себе всех остальных. Согласно другой, государство возникло в результате общественного договора.
       Договор возможно и был, но позже. Главным же стала необходимость в наведении порядка и безопасности общества. Первобытные люди жили небольшими общинами, где каждый был на виду и потому вполне управляем. С разрастанием же социума, у некоторых людей появилась возможность уклоняться от обязательных правил общежития и совершать преступления. Это и стало причиной возникновения государства, которое с тех пор стало формой существования человека как вида.
       «Культура – не тараканы, сама собой не приходит, её надо тщательно и бережно взращивать в людях, – пишет в газете «Истоки» Лена Новицкая. – Её надо насаждать, воспитывать в людях, и делать это должны не только родители (люди чаще всего сами недостаточно культурные) и школа (с учителями в отношении уровня культуры та же история, что и с родителями), а государство».
       Принимая во внимание, что человек стал самым алчным, жестоким и опасным созданием на Земле, предоставлять ему широкие права и свободы нелогично, ошибочно, аморально и преступно. Права со свободами надо заслужить, а не раздавать их всем без разбора. Достойные члены общества должны иметь больше прав и свобод, а те, чей моральный облик и внутренняя начинка вызывают много вопросов, пусть работают над собой и занимают «последние этажи» в социуме.
       В заключении, о ещё одном чересчур популярном высказывании, которое мало кто понимает: «Бог создал человека по своему образу и подобию».
Я наверняка получу немало замечаний от священнослужителей за вольную трактовку прописных истин. Дескать, волюнтаристски суюсь не в свое дело, да еще с критикой. Но я всего лишь сужу по фактическому результату человеческой истории. Если я просто поверю в слабо доказуемую (или никак не доказуемую) догму о человеке как подобии Бога, то я должен буду согласиться с тем, что Бог так же плох, как человек. Но мне бы этого не хотелось. А самое главное – в это крайне сложно поверить, изучая сотворенный Высшими силами совершенный мир с одним, правда, единственным исключением.
       Вообще, с точки зрения порядочного и совестливого человека, частое повторение по поводу и без повода, всеми, кому ни попади, фразы «Бог создал человека по своему образу и подобию» представляется осквернением Бога.


Рецензии
Я думаю абсолютно тоже самое, Единственно, и в диктатуре есть опасность, потому как постоянно требуется кто-то вроде Сталина, хоть и маньяк - убийца, но умеющий что-то и делать, а то рискуем что получим кого-то вроде Пиночета или даже Гитлера. Потому, диктатуры полезны, но в идеале, чтобы правили не люди, а то и это кончится агонией, как с советским союзом, когда один вроде чего-то насоздавал, но не оставил грамотного приемника и все накрылось медным таком. То же касалось и Ивана Грозного и Петра Первого. И потому человечество обречено, какую идеальную модель не создавай, сами быстро испортят:—(((с уважением. Удачи в творчестве

Александр Михельман   05.11.2022 10:15     Заявить о нарушении
Вот поэтому я и пришёл к выводу о власти Советов старейшин.

Игорь Вайсман   06.11.2022 11:35   Заявить о нарушении
Совет старейшин, это хорошо, но давайте посмотрим на Китай, и долго управлял политбюро и чем закончилось? Нашелся хитрый тип, поставил на должности своих и получил полную власть в свои руки, не прошло и века. И такое может постоянно повторяться, увы. С уважением.

Александр Михельман   06.11.2022 11:54   Заявить о нарушении
Для того, чтобы подобного не было, нужен специальный механизм. о котором я писал в статьях. которые вам понравились. Проблема однако в том. что существующая власть эту идею не допустит, т.к. в этом случае слетит.

Игорь Вайсман   06.11.2022 17:53   Заявить о нарушении
Мне и сейчас ваши идеи и статьи нравятся, и я помню про механизмы, просто, если кто захочет, все одно обойдет все механизмы, к сожалению, в том числе и просто свергнув старейшин. А нынешняя власть очевидно ничего не допустит, пока существует, никаких изменений, разве какую-то видимость продемонстрирует. Беда в том, чтобы если бы все идеи реализовывались как положено, как задумано изначально, а не как выгодно определенным лицам, человечество давно в раю жило, а не в аду и не приближала скорый конец усиленно. Даже тот же коммунизм, ну, здравое зерно имелось, но к нему примешали кучу лишнего и просто преступного, о чем и вы указывали, и вышло как вышло. Надо стремиться к лучшему, но некому. Потому как те, кто на что-то способны, им не выгодно, предпочитают наживаться и отбирать, а те, кто хотят лучшего, или разъединены или слабы, о чем вы опять же писали. Вывод какой? Люди - чистое зло и нам однозначно конец, вопрос лишь в сроке. с уважением.

Александр Михельман   06.11.2022 18:21   Заявить о нарушении
Да уж, много горькой правды в ваших словах. Меня однако очень удивляют эзотерики. которые в полной убеждённости что потусторонние силы конца не допустят и всё будет ОК. Они убеждают, что то. чем занимаются одиночки, борясь со злом, - это низовой уровень. Что для решения глобальных проблем нужно всего лишь всем вместе медитировать.

Игорь Вайсман   06.11.2022 19:58   Заявить о нарушении
Ну, если не думать такое, можно с ума сойти, человеческая природа такова, надеется до последнего, вне зависимости от того, есть смысл или нет. Особенно, когда терять нечего. Другое дело, люди умные, особенно, из тех, кому терять нечего. У меня вот почти все близкие умерли, да ещё и практически исписался, ничего в этом мире не держит, плюс достала деградировавшая культура, когда и смотреть нечего, и читать нечего, и общаться почти не с кем, от самоубийства удерживает лишь страх перед наказанием за него, потому не тешу себя иллюзиями. Может, до ядерной войны и не дойдет, пока, пятьдесят процентов за то, что начнется, и пандемия вроде стихает, но проблемы с экологией никуда не делись, не мне вам рассказывать, а значит, остается лишь ждать смерти. с уважением.

Александр Михельман   06.11.2022 20:32   Заявить о нарушении
Я удивлён. что вам читать нечего. Классики - море, читать не перечитать. Фэнтези тем более. И научной фантастики хватает.Если на самом деле нечего читать, могу помочь. У нас есть несколько интересных авторов, моих знакомых.

Игорь Вайсман   07.11.2022 18:29   Заявить о нарушении
Классику я и так читаю, многое прочел в детстве и юности. Фэнтези и фантастику я мало читаю, лишь признанных классиков, и тоже уже много чего прочел из достойного, я имел ввиду, в книжных магазинах нет ничего, на сайтах ещё можно кого-то отыскать. Сейчас я больше читаю специальных книг, которые могут в творчестве помочь, исторических, от оружии, доспехах, чтобы чуши не писать самому. с уважением.

Александр Михельман   07.11.2022 19:10   Заявить о нарушении