На велосипеде в Крым 1

Разгар лета – время походов и выездов на природу, и я по традиции готовлю своего «коня» к очередному пробегу по Крыму. Благо полуостров рядом. Мне тридцать пять, я полон сил и желаний осуществить задуманное...

Жил я в ту пору в поселке городского типа, что вблизи двух морей – Азовского и Черного, активно занимался спортом, так что здоровье позволяло путешествовать. Близость Крыма с его средневековыми городищами, каньонами, горами, теплым морем и особой историей, конечно же, манили всегда. Об одном из своих путешествий я довольно подробно рассказал в повести: «Странствия неукротимых».
 
...Этот раз собраться прежней командой не получилось. «Что ж, – решил я,  – поеду один, заодно испытаю себя на прочность. По крайней мере, во всем будет единомыслие: еду куда хочу и когда хочу».
    
Шел 1987 год, время перестройки и массовых экспериментов над народом. В стране дефицит, ничего не достать, даже обыкновенной сгущенки, не говоря уже о других деликатесах. Благо, моя половина сделала небольшую заготовку из мясных консервов, круп и прочего и я спокойно мог готовиться к поездке.
   
Кладу карту Крыма на стол, изучаю, а заодно - прокладываю предстоящий маршрут. Прошлые два велопохода ознаменовались покорением Тарханкута, Большого Ялтинского каньона и цепи невысоких гор вместе со средневековыми городищами. Этот раз задача скромнее – добраться до Керчи и познакомиться с ее достопримечательностями. Расстояние от Аскании-Новой до Керчи - конечной цели моего путешествия сотавляет, примерно, 400 километров. Сумирую, итого – 800. Намереваюсь проезжать в день по 60 - 80 километров. Это реально. На все про все понадобится недели две.
   
Накануне я приобрел новенький «Турист» и теперь привожу его в порядок. Тот, кто пользовался велосипедом, поймет и оценит, как здорово путешествовать этим видом транспорта! Едешь на комфортной скорости, практически в любом направлении и даже по бездорожью, а вокруг тебя во всем многообразии и очаровании расплескалась жизнь! Словно в замедленном фильме, мимо проплывают поля засаженные пшеницей, кукурузой, подсолнечником и прочими сельскохозяйственными культурами, а откуда-то сверху звучит переливчатая трель жаворонка. В народе говорят, что в труде открывается второе дыхание. Наверное, оно так и есть: неожиданные встречи, новые повороты и открытия сопровождают нас едва ли не на всем пути.
   
У каждого велотуриста свой подход к делу, главное – не брать ничего лишнего, только самое необходимое. Беру небольшой запас еды, фонарик, теплую одежду, инструмент и запаску. Жесткое сиденье «Туриста» решил поменять на более комфортное, широкое от дорожного велосипеда. В какой-то момент я отказался от палатки – лишний вес, вполне достаточно, спального мешка с полиэтиленовой пленкой (защита от дождя и сильного ветра). Готовить буду на миниатюрной плитке, под названием «Шмель», работающей на бензине. Очень удобная штука и затраты небольшие: бутылочки бензина должно хватить сполна. С собой карта Крыма и блокнот с ручкой, традиционно буду вести дневник.
Я полон сил и надежд осуществить свой амбициозный план и не беда, что еду один - ничто не будет связывать - сам себе голова!

Выезд назначил на утро в понедельник, 2 августа 1987. Закрепив рюкзак на заднем сиденье с помощью «паука» и попрощавшись с женой (малолетние сыновья в это время крепко спали), я отправляюсь в путь.
    
Выехав за ворота, направляюсь по грунтовке в сторону Ильинского канала и далее, на крымскую трассу. Увы, с самого начала не задалось, и очень скоро начал накрапывать дождь. Несмотря на теплую погоду, я поторопился натянуть на себя штурмовку, но уже скоро пожалел об этом: меня тут же обветрило и я почувствовал известный дискомфорт... 
   
В какой-то момент, отказавшись от более короткой, но не предсказуемой грунтовки, выезжаю на шоссейную дорогу. Небольшой встречный ветер не позволяет мне по-настоящему разогнаться, тем не менее, средняя скорость составляет порядка 25 километров в час.
Привожу график движения и хронометраж на трассе: 8-45 – Чаплинка. За спиной 30 километров. Через час пересекаю границу Крыма и Херсонской области. Перекопский вал представляет собой фортификационное сооружение, а именно ров с валом, отделяющее Крымский полуостров от материка. Далее: в 10-50 – город Армянск. Еще + 25 километров; 12-30 – Красноперекопск. Всего пройдено 80 километров. В 13-30 – утомленный переездом и ухудшением самочувствия (в связи с простудой), делаю основательный привал.
   
Выкладываю на «скатерть-самобранку» бутерброды с колбасой со свежими помидорами, и запиваю снедь свежеприготовленным крепким чаем. Очень трудно совершать глотательные движения: ощущение такое, будто в горле шип... Тем  временем погода наладилась: стабильно тепло, светит солнце и ветерок в помощь. За спиной почти 100 километров. Проехав еще немного, «разбиваю» бивак в лесополосе. «Довольно на сегодня! Буду ночевать здесь. Неплохо бы оказаться завтра в Каменке, на берегу Азовского моря, но судя по самочувствию, сделать это будет не просто",  –  рассуждаю я.
   
3 августа. Собрав вещи и уложив их в рюкзак, седлаю своего «коня» и устремляюсь вперед на Джанкой! Воспользовавшись сильным попутным ветром в скором времени достигаю намеченной цели. Несмотря на  недомогание, я вполне удовлетворен – за спиной 140 километров! Выезжаю за Джанкой, преодолеваю подъем на большой мост, под ним железнодорожная нитка. Продолжаю движение по грунтовке вдоль канала. Дорога скрыта зеленью деревьев и колючих кустарников. Облюбовав себе место для ночлега, торможу. Разминаю слегка задубевшие шею и плечи, немного болят руки. На ужин рис с мясом, использую пакетики с концентратами. С трудом глотаю пищу, страшно дерет горло и болит голова, а у меня, как назло, никаких медикаментов. А ведь, казалось, все предусмотрел: и на старуху бывает проруха!
   
4 августа. Ночь прошла беспокойно, с бесконечными атаками комаров и только под утро я смог сомкнуть глаза. Едва дождавшись рассвета, собираюсь. Головная боль и недомогание. Толком ничего не ел, по-прежнему шип в горле. Короткие сборы и в путь! Продолжаю движение в сторону Белогорска с намерением – в первом же поселке купить необходимые лекарства...
   
Проскочил Нижнегорский, где-то в стороне указатель на пос. Советский, торможу под Ильичево. В медицинском пункте, меня встретила женщина-санврач и тут же, оценив мое состояние, потребовала, чтобы я срочно госпитализировался. Категорически категорически отказываюсь от помощи. Приобретаю стрептоцид и еще какие-то таблетки от боли, тут же принимаю их, запивая водой из фляги. Вновь продолжаю свой путь на юг, юго-восток в сторону Керченского полуострова.
    
Делаю остановку: передо мной горный пейзаж, дорога на Старый Крым, на побережье. Самочувствие паршивейшее: дерет горло. Сейчас бы в постельку!.. В местечке Владиславовка  резко ухожу на юго-восток. Невероятно, но факт – в Каменке будет ровно триста километров! Не хило!
Дорога, пересыпанная мелким гравием и щебнем, заметно снижаю скорость. Лавирую, пытаюсь сохранить темп. Не рассчитал... падаю на левый бок, успеваю в последний момент подставить руку.  К счастью, все обошлось и я продолжаю движение в заданом темпе.
   
В 19-30 показалось долгожданное море и хуторок. Но цель еще не достигнута, до Каменки всего-ничего, каких-то 4 километра. На подъезде встречаю велотуристов из Новой-Каховки. Обменявшись приветствиями, уточняем координаты своего местонахождения.
   
Въезжаю в поселок Каменское, двигаюсь по дороге. Внизу, сверкая синевой, так заманчиво расплескалось Азовское море – самое мелкое из морей. Глубина его не превышает 14 метров. Страшно хочется искупаться!..
Сход к берегу по крутой тропинке вниз. На довольно большом песчаном пляже, в стороне от отдыхающих, я облюбовал себе подходящее место, тут же пристегнув к деревцу свой велосипед. По-прежнему сильно болит горло и я с тоской поглядываю на море. А была - не была! Решительно сбрасываю с себя одежду и ныряю, чуть ли ни с берега, в прохладные синие струи самого мелкого и теплого из морей...
   
Какая прелесть! Я, словно большая рыба, плещусь в ласковых волнах южного моря. Предпринимаю попытку достигнуть косы. Для этого надо преодолеть отрезок в несколько десятков метров с монотонно накатывающими волнами. Плыву и уже через минуту достигаю намеченной цели...
   
На косе неглубоко, примерно по грудь. Резвлюсь вместе с остальными смельчаками, отважившими заплыть сюда. Немного отдышавшись, возвращаюсь на берег. Занимаюсь приготовление ужина. Только сейчас вспомнил про больное горло. Кажется, отпустило и голова не болит! Солнце, вода и йод сделали свое дело! Радуюсь, словно ребенок. Чуть позже ко мне подсел словоохотливый мужчина. Представился, назвав свое имя и специальность, рассказал немного о себе.  В свою очередь, я поведал ему свою одиссею.
    
Готовлю свой спальник, укладывая его поудобнее, головой к морю. С явным облегчением замечаю, что моему примеру последовали многие. Действительно, место замечательное: купайся, загорай, оплаты никакой, живи в собственное удовольствие! А если нужны продукты, поднялся наверх и магазин к твоим услугам.
      
На следующий день, 5 августа, посетил развалины крепости, построенной еще при Петре на рубеже 17—18 века. Когда-то здесь проходила граница российского государства, всякий выход в море означал опасность, поскольку можно было нарваться на контрабандистов и хозяйничавших здесь турок.
   
К 6 августу я полностью восстановился и смог продолжить свое путешествие. Оставив за спиной Каменское, продолжаю движение  вдоль моря по направлению к мысу Казантип – самая южная точка Азовского моря. Уже скоро въезжаю в небольшой живописный городок под названием Щелкино. На переднем плане, простирается небольшое озеро. Если смотреть на город с воды, вид просто фантастический! Щелкино расположен на округлом мысу заметно вдающимся в море. Очень бы хотелось задержаться здесь, поближе познакомится с местными достопримечательностями... Совсем еще недавно, пару-тройку лет назад, здесь хотели воздвигнуть атомную станцию, но поднялось едва ли не все население Крыма. Вспоминая чернобыльскую аварию, невольно содрогаешься от мысли, что было бы, если поступили иначе? Зона ведь сейсмическая...
   
Воспользовавшись моментом, заезжаю в придорожное кафе и обедаю. Велосипед надежно пристегнут к железному столбу так, чтобы его можно было видеть изнутри. С аппетитом поглощаю обед, состоящий из борща, блинчиков с мясом, свежевыпеченной булочкой и компота из сухофруктов. Затем, в соседнем гастрономе, покупаю консервы и хлеб.
   
Курс прежний – двигаться как можно ближе к морю, сейчас оно скрыто близлежащими холмами. Неожиданно впереди возникает большое поле, засаженное кукурузой. Впереди, возвышаясь над местностью, примечаю радиолокационную станцию. Повсюду предупредительные таблички: "Въезд запрещен»; «Купаться и ловить рыбу запрещено!»  Но мне совершенно не хочется возвращаться на трассу и ехать рядом с фурами, глотаю пыль и газы. Поразмыслив минуту-другую, принимаю окончательное решение – двигаться намеченным курсом. Еду навстречу радиолокационной станции. Вокруг меня безлюдно и необычайно тихо, так словно я на другой планете. Дорога проходит вблизи станции и я отчетливо слышу, как работают ее агрегаты. Хоть бы пронесло!.. Оставляю за спиной тревожный объект, преодолеваю небольшой холм и...  Наконец, вижу море!..


Рецензии
Да, вот, Саша, нас бросала молодость и в такие замечательные походы.
Повезло тебе, что море помогло преодолеть простуду.
У меня однажды украли велосипед, пока я с ружьем отошел от него по заячьему следу.
Удачи!
С уважением

Юрий Баранов   06.11.2022 06:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Юра. Кажется все было недавно... У меня таких случаев с кражей велосипеда было несколько. Увы, эта черта у наших неистребима. Читаем дальше?!

Александр Грунский   06.11.2022 09:37   Заявить о нарушении