О мороженом и алкоголе на флоте

Последние 5 лет, когда я могу передвигаться только на костылях, мне все радости жизни заменил мой товарищ по несчастью компьютер, он так же целый день проводит, стоя на столе.  Ну а я сидя, шаря по интернету в поисках интересных материалов не только для меня, но и для моих читателей.

Найдя что-то интересное и желая поделиться этим на своей странице в литературном сайте, я не могу взять в соавторы своего материала автора заметки, потому что все они пишутся под ничего не говорящими никами.  Вот и сегодня я поделюсь заметками трех таких авторов, где речь пойдет о мороженном и алкоголе в военно-морском флоте.  В одной из заметок чуть-чуть будет и о сухопутных войсках, но это для меня далеко, потому что я служил начальником медицинской службы на подводной лодке. Отсюда и такой интерес к флотским делам.  Итак, вот первая заметка о мороженном.
***
Знаете, что вспоминал 96-летний бывший помощник электрика Мерл Леббс о гибели авианосца "Лексингтон"?
В тот день на "Лексингтоне" погибло около 200 моряков. Однако он запомнил наиболее отчётливо не эти трагические подробности.
Когда был отдан приказ покинуть корабль, на артиллерийской палубе появился уоррент-офицер, который сломал запоры на двери в холодильную камеру и начал раздавать мороженое. Мы не нашли в этом ничего странного, ведь мы покидали корабль, так почему бы не сделать это? Более дюжины моряков накинулись на ванильное мороженое, вычерпывая контейнеры касками и вылизывая их дочиста. Вот что наиболее запомнилось мне в тот день.

Что этому предшествовало? Надо заглянуть на несколько десятилетий назад.

Алкоголь был запрещен на американских кораблях с 1 июля 1914 года, за несколько лет до того, как «Сухой закон» сделал алкоголь незаконным на всей территории Соединенных Штатов. В соответствии с Общим приказом №99 «Употребление или пронос алкогольных напитков в целях питья на борту любого военного корабля или на любой военно-морской верфи или станции строго запрещено, и командиры будут нести прямую ответственность за исполнение этого приказа. ».

ВМФ Соединенных Штатов должен был найти новые способы поднять боевой дух по мере того, как Первая мировая война разрасталась. Решение алкогольной дилеммы? Мороженое!

Что уж говорить о сухопутных войсках - военный министр США назвал мороженое "пищей для поднятия боевого духа солдат, покрытых вшами в своих окопах".

Почему же всё-таки мороженое? Были проведены специальные исследования. Выявили несколько факторов. Исследователи обнаружили, что только мороженое снижает реакцию испуга у мужчин и женщин, в то время как шоколад и йогурт не дают статистически значимых результатов в зависимости от пола. Это указывает на то, что комфортность мороженого более глубока, чем физиологические эффекты сахара, жира, температуры и воспринимаемой сладости. Это явление, по-видимому, в значительной степени психологическое, результат усвоенных ассоциаций, сочетающих мороженое с тортами ко дню рождения в детстве; первые свидания; а для солдат, находящихся в боевой обстановке, наполненной стрессами - комфортное «другое место», например, дома.

Когда американские войска оказались в Европе, выявилась угрожающая нехватка мороженого. В майской статье The Ice Cream Review за 1918 год содержалась резкая критика по поводу нехватки мороженого за границей: «Если бы английские врачи знали, чем занимаются наши, каждая больница держала бы под рукой мороженое для пациентов». Она призывала Вашингтон вмешаться, субсидируя фабрики мороженого по всей Европе.

В нашей стране в каждой больнице есть мороженое, и врачи не знают, как без него обходиться. А как же наши раненые и больные мальчики во Франции? Чтобы они лежали в постели, напрасно мечтая о тарелке старого доброго американского мороженого? Ясно, что обязанность Главного санитарного врача или какого-либо другого офицера состоит в том, чтобы потребовать обеспечения их этой продукцией.

Теперь о мороженом во Вторую мировую войну. Несколько интересных моментов. Я уже упоминал ранее о превращённой в плавучую фабрику мороженого бетонной барже на Тихом океане. Она обошлась в миллион долларов и могла производить до 1900 литров мороженого за одну рабочую смену.

На больших кораблях вроде авианосцев было своё производство мороженого.

Но мороженое играло и ещё одну важную роль. Поскольку на небольших кораблях типа эсминцев с ним была проблема, ввели такую практику - за каждого подобранного в море сбитого лётчика авианосец выдавал спасителям определённое количество лакомства.

Дэниел В. Клос был матросом на авианосце «Хэнкок», и он вспоминал, как был на мостике, когда эсминец впервые вернул пилота:
«Я сказал командиру, что неплохо бы наградить эсминец 25 галлонами мороженого для экипажа и двумя бутылками виски для капитана и старшего офицера. В итоге мы дали 30 галлонов мороженого, потому что оно было упаковано в 10-галлонные контейнеры. Это создало новый прецедент для возвращения авиаторов». 1 галлон - примерно 3,7 литра.

Очевидно, что спасение, вероятно, произошло бы в любом случае, но экипаж авианосца полагал, что соблазн мороженого может увеличить шансы их пилота в воде. Лейтенант-коммандер Норман П. Старк был одним из этих пилотов. Сбитый на «Хеллкэте» над Окинавой, он был спасен из океана гидросамолетом. Затем его перевели на эсминец, экипаж которого был очень рад его видеть. Он вспоминал: «После того, как я вылез из брезентового мешка, меня встретили, как давно потерянного брата. Чего я тогда не понимал, так это того, что они видели не меня, а то, чего я для них стоил – 10 галлонов мороженого. Экипажи эсминцев любили спасать пилотов. Пилота, вернувшегося на свой авианосец, обменивали на 10 галлонов мороженого».

Не отставали и лётчики. Мороженое в основном поставлялось в виде сухих смесей, которые ещё надо было охладить и взбить.

В 1943 году изобретательные экипажи бомбардировщиков начали экспериментировать с созданием собственного мороженого прямо в воздухе! Командир эскадрильи Дж. Хантер Рейнбург думал, что сможет поднять боевой дух своих людей, если удастся превратить один из его бомбардировщиков в машину для производства мороженого. Он предположил, что вибрации двигателя вместе с низкими температурами больших высот могут сработать для взбивания мороженого . Потребовалось немного проб и ошибок, прежде чем они обнаружили, что прикрепление бака к отделению заднего стрелка позволяет ему достаточно охлаждаться, а также имеет дополнительное преимущество, заключающееся во взбалтывании его от вибраций во время пулемётной стрельбы

Находились, конечно, крутые мужики, которые смотрели на увлечение мороженым с неприязнью.
Во время Корейской войны генерал Льюис Б. «Чести» Пуллер пытался убедить Пентагон в том, что мороженое — это «еда для баб» и что солдаты будут жестче, если будут употреблять более мужественные вещи, а именно пиво и виски. Пентагон ответил официальным заявлением, гарантирующим, что солдатам будут давать мороженое как минимум три раза в неделю.

Так оно и ведётся до сих пор. А что там у нас насчёт этого? Ну, не смешите мои тапки, как говорится. У нас своих Пуллеров хватает, только и виски с пивом от них не дождёшься. Хотя были и другие времена, а также личную инициативу никто не отменял.
***
Теперь перейдем к теме, намного лучше освещенной не только в зарубежной литературе, а и в нашей, отечественной.
Начну  о «шиле» в нашем ВМФ
***
Уверен, что не только моряки и вообще, не только военные сразу сообразили о чём пойдёт речь.
Уважаемые читатели, я попытаюсь перечислить некоторые слои этого пласта флотской (и не только) жизни, а вы можете добавить то, что я упущу.

О терминах. "Шило" - это синоним этилового спирта (С2Н5ОН), бесцветной прозрачной жидкости с характерным, таким вожделенным кое для кого запахом, который является неопровержимым индикатором приёма этой жидкости внутрь организма. Сколько бед принёс этот запах и какие ухищрения предпринимались для того, чтобы его скрыть - не возьмусь и перечислять.

Какой бывает спирт? Ограничусь названиями, без ГОСТов и упоминания, из чего он делается:
— спирт этиловый ректификованный
— спирт этиловый ректификованный технический
— спирт этиловый синтетический технический
— спирт этиловый технический — спирт этиловый сырец
— спирт этиловый регенерированный
— спирт денатурированный (является ядом)
— спирт этиловый питьевой 95%-ный , представляющий собой смесь этилового ректификованного спирта высшей очистки с умягченной водой, подвергнутой фильтрованию и выдержке.

Однако я отвлёкся, - воспоминания, знаете ли...

Но почему именно "шило"? Среди многих вариантов наиболее распространён тот, что, мол, первоначально спирт хранился в мягких ёмкостях, которые, не срывая пломбировки с горловины, можно было проткнуть этим инструментом, чтобы добыть вожделенную жидкость
"с характерным запахом". Учитывая известную текучесть спирта, мне это кажется не совсем убедительным.

Почему "шило" столь желанно для многих? Попробую пояснить попроще. "Даже низкие дозы алкоголя запускают активность ингибиторных систем головного мозга. Именно этот процесс и приводит к седативному эффекту, сопровождающемуся расслаблением мышц, сомноленцией и эйфорией (ощущением опьянения). Этанол также ведёт к выделению опиоидных пептидов." По-моему, всё понятно, а уж опиоиды, содержащиеся во многих видах дури, изготавливаемых из опиумного мака, делают понятным и превращение злоупотребляющих в хронических алкоголиков.

История вопроса. Спирт и раньше использовался на кораблях, скажем, в медицинских целях, при обслуживании водолазного снаряжения или заполнения котелков магнитных компа;сов. Но когда электрооборудование и электроника семимильными шагами ступили на палубы, объёмы "шила" возросли несравнимо.

Я лично впервые столкнулся с его массовым применением, когда работал после школы на радиоламповом заводе. Там были целые участки, где оборудование и даже столы периодически обрабатывались спиртом. Но я тогда в основном портвейном и сухарём пробавлялся, никакого интереса спирт этот не вызывал.

Другое дело на службе. Рисунок капитана 1 ранга Каравашкина демонстрирует неподдельную заинтересованность участвующих в распределении спирта лиц, конечно, только в технических целях, как можно подумать что-либо другое?

Кстати, на интересную штуку наткнулся: ПРИКАЗ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ОБОРОНЫ СССР-НАЧАЛЬНИКА ТЫЛА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР № 73 от 19 июля 1985 г. "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ЭТИЛОВЫМ СПИРТОМ"
МОСКВА-1985
Так вот, там в "ОБЩИХ ПОЛОЖЕНИЯХ", пункт 1, говорится: Этиловый спирт — плохой растворитель минеральных масел, поэтому применять его в качестве растворителя при обезжиривании поверхностей не рекомендуется.

Ну, пусть тогда в комментариях специалисты, сталкивавшиеся с его использованием напрямую, пояснят, а на хрена он вообще тогда нужен был? Нет, я, конечно,  посмотрел нормы расхода спирта в системе гражданского Морского флота или предприятий Минэнерго СССР, там даже для эксплуатации портовых кранов или грузовиков с автобусами спирт выделялся, не говоря уж о чисто электрооборудовании типа связи. Контакты, пайка, изготовление лаковых смесей, рефрижераторы и пр. и пр. - был поражён широтой области его применения.

Однако перейдём к более существенным подробностям.

Спирт в своё время был твёрдой валютой (хотя и в жидкой фазе), с помощью которой можно было решить практически все вопросы, но не во всех сферах, кстати. Как-то в период жуткого дефицита с автозапчастями сунулся я с литром чистейшего шила к слесарям на станции техобслуживания "Жигулей". Никого оно там не заинтересовало. А может, не захотели рисковать. Трагедии с отравлением метиловым спиртом были на слуху.

Некоторые пьют спирт неразбавленным, запивая потом водой. Я раз попробовал - чуть не подох, после этого пил только разбавленный. Когда смешиваешь его с водой, жидкость смешивается не сразу, приобретая такой слоистый вид, при этом заметно нагревается. Желательно ингридиенты держать при низкой температуре, а в процессе приготовления знатоки рекомендовали плотно накрывать кружку ладонью, типа, тогда не так нагревается.
Важнейшим элементом является понимание, - где, когда и с кем накатить шильца. И последний пункт не менее важен, чем первые два. У нас на катерах в каютах всегда были неиспользованные бортпайки, так что с закусью проблем не было и никакой дополнительной суеты с организацией мероприятия, могущей выдать его подготовку в принципе, не происходило. Но всегда были уникальные личности, которые неисповедимым верхним чутьём узнавали, когда надо невзначай заявиться с нежданным визитом. Не будешь же гнать прочь, нам ещё служить вместе. Впрочем, и среди начальников были асы подобного класса. В училище аж два раза мы залетели на этом, хотя командир роты никак не должен был оказаться в этом месте в этот момент.

На ремонте хорошо с этим вопросом. Строитель пишет записку кладовщице: "Л.А., выдать 0,4". Являешься на склад с поллитровой бутылкой, куда как раз помещается 0,4 килограмма спирта (почему-то в таких единицах измерялся) и Акимовна через вороночку нацедит. А что ещё делать зимним вечером на полумёртвом распотрошённом ремонтниками корабле вдали от дома? Пара-тройка стопарей, чтобы ощутить ту самую эйфорию - и пошли бесконечные байки обо всём, что выскочит из памяти под шум ледяного ветра за бортом.

Племянник у меня в своё время работал технологом на винзаводе и снабдил трёхлитровой банкой винного спирта. Уж и не помню, сколько лет прошло, так и стоит она в шкафу с инструментами. Редко-редко разведу стопарик - и вспомнятся дни, когда мы были молоды, а "шило" было лишь небольшим штрихом в многогранной флотской жизни...
***
Вот такая заметка о бесцветной жидкости с характерным запахом. Теперь я поделюсь своими воспоминаниями.  Не зря же три года служил доктором на субмарине, где у меня этого спирта было завались. Естественно, медицинского, 96%. Но на лодке хватало и технического спирта. И был он в ведении только у командира лодки.
Я пришел служить на дизель-электрическую подводную лодку 611 проекта послевоенной постройки, когда она находилась в капитальном ремонте с модернизацией. Лодка старая, на тот момент ей было уже 15 лет, прошла долгий путь от постройки на ленинградском заводе 196 «Судомех» (сейчас Адмиралтейские верфи), затем по системе Беломоро-Балтийского канала переведена на Северный флот, а затем Северным морским путем с еще несколькими кораблями в сопровождении  ледокола на Тихоокеанский флот.  Вначале базировалась на Камчатке, совершила два «автономки» (так на языке подводников называется боевая служба), причем во время первой впервые на КТОФ врачом субмарины была сделана операция по удалению аппендицита, а во время второй лодка дошла до экватора. Затем средний ремонт во Владивостоке, еще одна автономка, снова средний ремонт во Владивостоке,  затем перешла в 19-ю бригаду 6-й эскадры ПЛ КТОФ, и затем капитальный ремонт с модернизацией, продолжавший почти 3 года на военном заводе № 178 во Владивостоке.  Именно тогда я и пришел служить на лодку.

Понятно, что когда лодка готовится к ремонту, из неё выгружают все имущество, в том числе посуду. Но никто перед ремонтом не произвел списания этой посуды, которая за 15 лет службы не раз получалась со складов.  По ряду причин мне, доктору, наш командир капитан 2 ранга Сергиенко, который пришел с лодки 613 проекта, где доктор отвечает за питание экипажа, попросил заняться этим в связи с отсутствие помощника командира, который и должен отвечать за организацию питания на нашей большой лодке 611 проекта. Но из чего есть, если за лодкой числится огромное количество посуды, а на ней ничего нет.  Умные люди подсказали, как лучше поступить. Всю посуду перевести в металлолом и сдать на соответствующий склад.  Мичман на этом складе согласился принять несуществующий металлолом на бутылку спирта и банку тараньки (сухой воблы).  Доложил командиру, тот дал из своих запасов спирт, а тараньку я занял на другой лодке. Вопрос был улажен.

Но еще до этого я решил с помощью «шила» и другой вопрос: «Как затащить внутрь лодки в кают компании офицеров холодильник «Минск», если он по габаритам не проходит ни в одно отверстие лодки, даже через специальное для загрузки аккумуляторов. Поговорил с мужиками на заводе, те вначале предложили махнуть «Минск» на «Океан» (тот меньше и пролазил через проем для аккумуляторов), но командир запретил. Тогда за 2 бутылки спирта от командира мужики сзади холодильника удалили слой утеплителя (или охладителя, не знаю), и «Минск», считающийся лучшим бытовым холодильником в СССР в то время, украсил кают-компанию.

Следующий случай использования технического спирта для нужд субмарины произошел, когда лодка проходила размагничивание. Но так как лодка почти 3 года находилась в одном положении, у неё образовалось такое сильное магнитное поле, что его судно СБР, предназначенное для размагничивания, пришвартованного к лодке в середине бухты Малый Улисс, обмотавшего лодку кабелями, никак не могло осилить. Шло время, лодка по планам командования должна была уже сдавать задачи боевой подготовки, а тут это магнитное поле. Командира комбриг Бекетов чуть не за грудки трясет, а что тот может сделать с этим магнитным полем, оно же ему не подчиняется? Но нашел командир выход. Уж не знаю, сколько бутылок «шила» было в его портфеле, когда он по трапу шел на СБР, но обратно он по этому трапу возвращался на карачках, чтобы не упасть в воду.  Но зато нужный документ, что у Б-63 нормальное магнитное поле, разрешающего выходить в море без опаски подорваться на магнитной мине, у него был.

Далее речь пойдет уже о медицинском спирте, за который отвечал я. Его было много, особенно во время выхода на боевую службу. Пресной воды на дизель-электрической лодке всегда в обрез, так что два месяца «автономки» нормально вымыться было невозможно. Поэтому лицо протирали все на лодке медицинским спиртом. Но кто же такую драгоценную жидкость пустит на наружные потребности, только внутрь. Я знал от своих опытных коллег-врачей, что обычно весь спирт на ватке, которые получают матросы и старшины, они выдавливают в один стакан, и кто-то один этот спирт выпивает. Сегодня один, завтра другой. Поэтому у меня матросы брали ватку в кают-компании, где было мое рабочее место, протирали лицо и руки, и использованную ватку выбрасывали в полиэтиленовый пакет у меня на виду. Запах после этих «умываний» в кают-компании был еще тот, хоть закусывай.  И я закусывал, благо после завтрака всегда что-то остается в холодильнике. И я, и мой химик-санинструктор.  Офицеры спиртом обтирались без моего контроля, так что не знаю, выдавливали спирт с ватки в стакан, не знаю.

Во Владивостоке спирт и таранька были твердой валютой.  Когда я захотел иметь канистру на 3 литра спирта, чтобы она входила в мой портфель, взял бутылку «шила»,  банку тараньки и пошел в мастерскую СРМ. На утром отличная канистра из нержавейки была уже у меня. Отлично сделанная вещь.  Именно спиртом и таранкой я расплатился за великолепный кожаный комбинезон вахтенного офицера – альпак (кожаная куртка на меху), такие же брюки с меховой подкладкой, и сапоги (те же унты, только мехом внутрь). В такой одеянии я мог всю ночь простоять в ограждении боевой рубки, когда субмарины шла в надводном положении под дизелями, заряжая аккумуляторы.

Во Владивостоке на гауптвахту офицера принимали только за 2 бутылки спирта. Гауптвахта одна, провинившихся много, вот такую таксу и установили. Когда меня за нарушение формы одежды на утреннем подъеме флага комбриг Бекетов приказал отправить в патруль, что по уставу не мог сделать как нестроевого офицера, а я категорически отказался, вплоть до гауптвахты, начальник гарнизона простил меня, жаба задавила отдавать «шило» за такое мелочное нарушение.

А дальше снова заметка еще одного знатока употребления алкогольных напитков на флоте.
***
"Пей, и дьявол тебя доведёт до конца... и бутылка рома!" Кому неизвестны эти строчки? Работа у пиратов была нервная, понятно, что надо было снимать стрессы.

Но вот в юности я читал, что в старые времена моряки спиртными напитками утоляли временами жажду. Конечно, ром не протухнет, как вода, но в то же время по меньшей мере наполовину состоит из воды, не так ли?
Однако в мудрых книгах написано, что если в напитке алкоголя больше, чем 10%, то он выводит из организма воды больше, чем в него вносит. О, я помню этот замечательный сушняк по утрам после славно проведённого вечера с хорошей дозой спиртного.

Правда, моряки в старые времена могли этого и не знать.  К тому же ром притуплял чувство голода и вселял отвагу перед боем. В конце концов англичане решили покончить с этой самодеятельностью. В документах от 1731 года официально утверждено употребление рома. Но бухать начали так, что адмирал Эдвард Вернон принял решение выдавать его только разбавленным и под строгим контролем.

Примерно 300 граммов рома смешивалось в пропорции 1:4 с водой, добавлялся сахарок и сок лайма. Это количество выдавалось утром и после обеда, в зависимости от погоды напиток мог подогреваться. Вот вам и грог! С 1756 года это стало делаться на всех кораблях его (её) Величества.

Не стоит забывать о цинге, так что добавка сока цитрусовых пришлась как нельзя кстати, кроме того, грог помогал против кишечных заболеваний, а то и холеры. С развитием прогресса и гуманизма процент рома всё сокращался, офицерам его запретили употреблять в 1881 году и окончательно он был вычеркнут из рациона в 1970-м.

На русском флоте употребляли "хлебное вино", ну мы-то знаем, что это такое. Традиционно специальный металлический сосуд под названием "ендова" выносился перед обедом на шкафут. По команде «К вину» все имеющие дудки делали первый, предварительный призывный сигнал. По этому сигналу все унтер-офицеры и боцманы располагались вокруг ендовы, стоявшей в центре; троекратно подавался сигнал дудками, очень красивый и мелодичныйНа заставке фото этого действа. Есть  на снимках этот момент на парусном корабле, но условия литературного сайта не позволяют вставить лишние снимки.

Потом по старшинству (боцман, конечно, первый) подходили к ендове. Снималась фуражка, делалось крестное знамение, чаркой зачерпывалась водка, и выпивалась. Потом поклон и чарка передаётся следующему. Никакого закусывания или запивания, тем более, что через несколько минут начинался обед. Со временем, как оно и всегда бывает, всё упрощалось и огрублялось. На  снимках более позднего времени о снятии головного убора речи уже не идёт.

Баталер делал отметку в специальной книге. Объём чарки был около 120 грамм. Можно было отказаться со специальной записью в книге. В конце XIX века за месяц набегало 2 руб. 40 коп., а за семь лет службы это превращалось в неплохие деньги по тем временам.

Но норма всё время сокращалась, и дошло до 15 чарок в год по праздникам, а с началом мировой войны царь и вообще подписал указ о прекращении выдачи водки, что популярности ему не прибавило.  В указе написано в пункте 15) Нижним чинам всех категорий в течение состояния их на действительной военной службе… воспрещается потребление спиртных напитков…
Вот ещё откуда ноги сухого закона на нашем флоте растут.

Но во время Отечественной войны появилось понятие "наркомовские 100 грамм"

Ну, о сухом вине в рационе подводников всем известно. Готовя статью, наткнулся и на такое - теперь офицеры и контрактники смогут получать в день до 75 граммов красного вина, матросы срочной службы - 50 граммов. Полагается выдача вина при выходе судна  с базы на срок дольше 6 часов.

Как оно на самом деле, может, кто-нибудь недавно служивший или служащий сейчас, уточнит.

Я служил в те поры, когда алкоголь был однозначно запрещён, что вовсе не значит, будто при удобном случае моряки в любых званиях не закладывали за воротник. Но горя это принесло немало.

Вот что могу вспомнить о себе . Офицеры-катерники, если не на службе в данный момент, ночуют дома. А в Севастополе целые микрорайоны застраивались жильём для моряков, многие жили по соседству. И повадились мы с группой сослуживцев, уезжая со службы компанией в машинах, в гараже накатить портвешка. Неформальное общение так сказать, все дела. Постепенно это стало ежедневным ритуалом. Без излишеств конечно (до поры, до времени), но в конце концов жена поставила передо мной вопрос ребром.

Я вовремя остановился, но не у всех это получилось. Двое из нас уже умерли давным-давно, один в качестве бомжа, оставшись без семьи и не нужный никому, у другого на этой почве образовалась какая-то болячка после обморожения в пьяном виде. Начали отрезать сначала пальцы, а потом и вообще организм не смог справиться с болезнью. А как он замечательно рисовал, это был талант... Нашего бывшего дивизионного штурмана я нередко встречаю в окрестностях своего дома. Страшный, опустившийся, больной.
***
Когда я служил, нормой были 80 грамм сухого вина офицерам и мичманам, и 180 грамм сока старшинам и матросам. Но офицеры вино не пили, предпочитали брать непочатую бутылку страшно дефицитного в то время «рислинга»  домой, как не ели и тараньку, тоже брали на берег под пиво. Я в то время был абсолютным трезвенником, не пил даже сухое вино, поэтому свою бутылку отдавал или замполиту Кудлаеву, или командиру БЧ-5 Сайпулаеву. Только перед отпуском, когда уезжал в Хабаровск, копил бутылки сухого вина, и 2-3 брал с собой, как и плитки шоколада, который тоже входил ежедневное меню.


Рецензии