Симеон Гордый и Иван Красный
Эти просьбы упали на благодатную почву – казнив Александра и Федора, Узбек столкнулся с проблемой отсутствия противовеса Москве, что делало невозможным реализацию принципа «разделяй и властвуй». (Прежний «противовес» Тверское княжество по ряду причин на эту роль не годилось: находилось слишком близко к враждебной Орде Литве и к тому же еще не восстановилось после 1327 года, а его князь Константин полностью зависел от Симеона.) Впрочем, Узбек легко справился с затруднениями, как и в 1328 году разделив Владимиро-Суздальскую землю. Нижний Новгород и Городец были переданы Константину, а на политической карте возникло новое великое княжество – Нижегородско-Суздальское1.
Существует мнение, что решение хана было компромиссом между лествичным правом, по которому Константин, правнук Ярослава Всеволодовича и старший среди его потомков, должен был получить ярлык на Владимирское княжение и желанием Узбека сохранить Владимир в руках Симеона – сына своего верного подручника Ивана Калиты2. Автор решительно не согласен с подобным трактовкой событий. Ордынские правители никак не были связаны лествичным правом, и выбирали эке-нойонов и нойонов исключительно по своему разумению. Кроме того, даже если руководствоваться лествичным правом, то, да простят автора читателя за тавтологию, никаких прав Константин не имел, поскольку великим князем не был его отец. Впрочем, подобные тонкости малосущественны – еще раз повторим, все зависело только от ханской воли.
Став великим князем Симеон продолжил политику отца, основой которой было полное подчинение ордынским ханам и расширение с их согласия своих владений. Если же говорить более конкретно, то в первую очередь новому князю пришлось завершить доставшийся ему «по наследству» от отца конфликт с Новгородом. Основные военные действия велись за ключевой пункт новгородского пограничья Торжок, который вначале был занят войсками Симеона, но затем отбит новгородцами. Эта неудача побудила великого князя организовать поход на Новгород с привлечением всех сил великого княжества. В результате Торжок был снова захвачен Симеоном, а устрашенные новгородцы в очередной раз предпочли откупиться…
В 1342 и 1343 года Симеон предпринял две безуспешные попытки вернуть под свою власть Нижегородско-Суздальское княжество, зато в других начинаниях ему сопутствовал успех. При дипломатической поддержке Орды он восстановил сюзеренитет великого княжества Владимирского над Смоленском и Брянском3, присоединил к своим владениям Юрьев и ряд рязанских территорий на левом берегу Оки.
В завершении о грустном. В 1352-1353 свирепствовавшая в Европе Черная смерть докатилась и до Руси. Первой жертвой эпидемии стал пограничный Псков. Бороться с мором прибыл из Новгорода архиепископ Василий, однако не только не добился успеха, но заразился сам и умер на обратном пути. Затем эпидемия распространилась и на другие земли Руси4. И хотя в летописях не содержится достоверного упоминания о вспышке чумного мора в Москве, можно с полным основанием предположить, что именно atra mors явилась причиной практически одновременной смерти Симеона Гордого, его малолетних детей Ивана и Симеона5, младшего брата Андрея Серпуховского и митрополита Феогноста...
Симеону наследовал его младший брат Иван, получивший у летописцев прозвище Красный6. Правление Ивана оценивается историками, как время относительного ослабления Москвы. Впрочем, беспристрастный анализ итогов его правления не дает оснований для такой оценки, которая основана, скорее, на резком усилении Литвы и Нижегородско-Суздальского княжества, нежели на ослаблении Москвы.
_______________________________________________________
1. Надо сказать, что летописцы достаточно вольно обращались с эпитетом «великий» и часто награждали им князей, не имеющих на это формального права. Кроме того, во время великой замятни могло существовать несколько великокняжеских ярлыков, поскольку меняющим друг друга с калейдоскопической быстротой и испытывающим недостаток в финансах претендентам на власть в Орде было не до скрупулезного соблюдения формальностей.
2. ?
3. Любое расширение территории Владимирского княжества в западном направлении было одновременно и расширением территории Орды. Причем «не опосредованным» (Горский А.А. Москва и Орда. http://www.history.vuzlib.su/book_o116_page_5.html), а самым непосредственным.
4. Несмотря на достаточно большое количество жертв, так, например, в «Глухове и Белозерске не осталось ни одного жителя» (Карамзин Н. М. Предания веков. М 1988 год. С.328.), смертность от чумы была на Руси значительно ниже, чем в Европе. Объяснение этого факта лежит на поверхности. Эпидемии было подвержено, прежде всего, городское население и здесь сравнительно малое количество городов по сравнению с европейскими странами сыграло Руси на руку.
5. Два первых сына Симеона Гордого Даниил и Михаил к тому времени уже умерли.
6. Вероятно, оно было дано Ивану за его внешность.
Свидетельство о публикации №222110500804