Индийское кино. Рохини Хаттангади

  Продолжаем разговор об актёрах индийского кино.

  Исполнители второстепенных ролей в индийском кино были безликим фоном, оттенявшим блеск "звёзд", их почти никто не знал, ими не интересовались. Но в 80-е годы появились фильмы реалистического направления где актёры второго плана, иногда даже занятые лишь в эпизодах, явно выглядели интереснее премьеров, как говорится, переигрывали последних. Грамотные серьёзные режиссёры стали приглашать даже на самые маленькие роли не статистов, как это бывало прежде, а хороших драматических актёров. К удивлению постановщиков консервативного склада мыслей, некоторые из этих актёров приобрели и национальную и международную известность.
  Рохини Хаттангади - её прежде всего вспоминаешь в этой связи. Это удивительная актриса, исполнявшая в основном роли второстепенного плана, однако она одна из самых известных актрис Индии и эта женщина заслуживает, чтобы о ней писали и говорили. Она выступала и в главных ролях, но "звездой" никогда не была и вряд ли когда-нибудь станет, и известность и уважение зрителей ей принесли главным образом маленькие роли. Она окончила Национальную школу драмы и основное место её работы - один из театров Бомбея, театр на маратхи, видя который. невольно вспоминаешь наш МХАТ, настолько очевидны в нём стремления к правдивому отражению жизни, реализм стиля, желание и умение актёров раскрыть внутренний мир персонажей. Вообще театр и кино на языке маратхи заслуживает особого разговора, специального исследования: они поражают не только реализмом форм и социальностью содержания, но ещё и какой-то спокойной мудростью в критике действительности Если "калькуттская школа" в лице прежде всего М.Сена отличается публицистичностью, страстностью, даже нетерпимостью в освещении таких вопросов, как безработица, обезземеливание крестьян, равнодушие чиновников к народным бедам, неравенство женщин и т.д. - вспомним в этой связи его фильм "Собеседование", - то искусство на маратхи говорит о том же самом сдержанно, без особенных внешних эмоций, но, пожалуй, несравненно точнее и глубже.

  Хаттангади - не единственная прекрасная актриса, пришедшая в кино из театра на маратхи, но сегодня явно самая знаменитая. Она впервые появилась на экране в 1978 году в картине " Необычная история Арвинда Десаи" режиссёра Саида Ахтара Мирзы, рассказывавшей о людях трудового Бомбея, и сразу же была замечена как исполнительница ролей, требующих передачи тонких психологических состояний. Славу, а также очень почётный Специальный приз Британской академии кино и телевидения, ей принесла роль спутницы Махатмы Ганди в фильме "Ганди" Р. Аттенборо.
  "Ганди" - одно из выдающихся кинопроизведений 1980-х годов, заслуженно получившее восемь "Оскаров", - известен нам, поэтому нет нужды объяснять с какой силой и каким мастерством раскрывается в нём личность и судьба своеобразнейшего мыслителя и политика 20 столетия. По жанру его можно определить как историко-биографический фильм, однако прошлое в нём искусно сочетается с современностью. Философия Ганди сложна и противоречива, но интерес к ней с ходом времени ничуть не ослабевает, потому что она пронизана гуманизмом, она несёт нестареющие этические ценности. Эту мысль помогает донести до зрителя и образ, созданный Хаттангади, образ индийской женщины, идущей за Махатмой не только как за идеологом и лидером национального освободительного движения, но и как за гуру, учителем новой достойной жизни, словом и собственным примером утверждающим идеи доброты, справедливости, уважения к человеку и жизни.

  Героиня Хаттангади, может быть не всё понимает, но интуитивно она чувствует, что путь Ганди - единственно возможный в такой стране, как Индия, в той обстановке, которая в ней сложилась. Духовный процесс познания, пробуждения веры, готовность отдать тому, что познано и стало верой, всё, вплоть до жизни, актриса раскрывает меньше всего словом, больше всего - тонкой, едва уловимой мимикой, выражением глаз, скупыми жестами. Конечно, это возможно лишь в случае полного слияния исполнительницы с образом.
  На 14 Международном кинофестивале в Москве индийский фильм "Суть" получил Специальный приз жюри. Я немного остановлюсь на нём, тем более что информация по актёрам индийского кино представлена очень скупо и однозначно, мало информации, в том числе достоверной. Итак, специалисты знают, что фестивальные награды не всегда соответствуют истинному положению дел: иногда их получают ленты, ничем не примечательные, иногда же без призов остаются большие, интересные. мастерски сделанные произведения, - во всём этом бывает много случайностей, действия субъективных моментов. Но "Суть", внешне очень скромная картина, получила высокий приз по праву. Эту, можно сказать, бытовую драму отличает высокая человечность - лиричность, теплота, боль за людей. Сделана эта удивительно добрая картина просто и одновременно профессионально, как всё гениальное, с тактом и безошибочным чувством меры во всём.
  Автор "Сути" - опытный режиссёр Махеш Бхатт - полностью доверился актёрам и получил великолепный результат: то, что происходит на экране, выглядит как подлинная жизнь, запечатлённая внимательной и благожелательной камерой. Но актёров он при этом подобрал исключительных по возможности не "играть" в чувства, а показывать своих героев во всей их душевной человеческой сложности. Это прежде всего Рохини Хаттангади; это немолодой уже театральный актёр Анупам Кхер, впервые (по данным критика Ю. Корчагова) выступающий в кино; наконец, молодая и щедро одарённая Сони Раздан. Они составили на редкость убедительное трио, раскрывающее не столь уж редкую драму жизни.
... У пожилых супругов (в их ролях Хаттангади и Кхер) умирает единственный сын. Жизнь лишается смысла. Отец, Прадхан, ещё держится кое-как - мужчина всё же, но его жена ходит по дому как в тумане, делает повседневные дела машинально, - она хочет уйти из жизни, покончить с собой. Сломленные, обречённые люди. Но нужда заставляет их сдать комнату сына одинокой, милой и, видимо, уже горько обиженной жизнью и несчастной девушке. Присмотревшись к ней, старики начинают её жалеть, а потом чистосердечно полюбят. В заботах о ней приходит к ним если не успокоение. то понимание того, что жить-то всё равно надо и что достойная жизнь - это жизнь ради кого-то другого...
  Как видим. сюжет прост, его можно пересказать даже в одной фразе. Но никакими словами невозможно, наверное, передать те чувства, которые эта простая история будит у зрителя, тот эмоциональный настрой, который она вызывает.
После этого фильма Хаттангади стала часто сниматься, не реже, пожалуй, иной юной "звезды", - и потому, что после "Ганди" она стала очень известна, но также и потому, что её драматический талант признан режиссёрами и коммерческого кино. Все понимают, что её выступление даже в маленькой роли - украшает фильм!

(Использованная литература: "Дорогами славы", книга автора Ю.Разумова о режиссёрах индийского кино. "Подлинный Ганди", автора Делиш Умара и Книга Соболевых "Актёры индийского кино".)


Рецензии