Чудская цивилизация

---
Цивилизация возникла 21 в. назад.
Цивилизация остановилась 12 в. назад.
::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
     Эта цивилизационная система существовала до прихода финно-угорского социокультурного уклада. Располагалась она приблизительно на территории нынешней Коми. Основателем цивилизации был народ чудь. По своим основным социокультурным свойствам Чудская цивилизация была индоевропейской лексики и социокультуры.
     Следы Чудской цивилизации исследователи, её отчаянные адепты, находят в разных этнических группах и в разных исторических периодах, от неолита до средневековья. К этим следам относят курганы, городища, насыпи, ямы, остатки строений, пашен, сенокоса, священные рощи, архаические предметы домашнего обихода, древние захоронения с останками удивительных по размерам и конструкции скелетов.
     На Волго-Окской низменности Русской платформы до сих пор существует несколько тысяч топонимических и гидронимических именований, которые не происходит из финно-угорской лексики. Также многие названия мест, ущелий, рек и оврагов на территории Карелии, Мордвы, Мари указывают на существование здесь в древности распространённой цивилизации иного происхождения, не финно-угорской, которая появляется тут, как самостоятельная культура только в конце 11-го века.
     Отдельные курганы считают местами самозакапывания представителей Чудской цивилизации, чуди белоглазой, которая, не пожелав покориться руси, сама в землю ушла, живьем закопалася. Такие легенды ходят в Вятской области про некоторые местные курганы.
---
     В северно-русских преданиях чудью называли древний народ, населявший Север Восточной Европы до времени русской колонизации. В науке под чудью, начиная с 16-го века, называют ряд финно-угорских этносов, которые имеют серьёзные отличия от последних.
     Кто стал наследником народов этой цивилизации, каковы её социокультурные следы пока остаётся загадкой. Но Чудская Цивилизация оставила после себя названия рек индоевропейского происхождения. Её контуры сохранились в мифах и легендах Русского Мира, народов Сибири и Русского Севера.
     Чудью исследователи, сторонники и адепты существования в древности Чудской цивилизации, считались обитатели ряда областей России ближе к Северу, это были первопредки, первопоселенцы, богатыри, чародеи, некий дикий народ чудаческого типа, иноземцы, иногда даже завоеватели.
---
     Говорят, что чудь белоглазая ничего не производили, её наиболее резвые группы нередко подворовывали, где и грабануть могли, были среди них и великаны, и гномы, а бывали и такие, что самоедством занимались. По северной легенде при Царе Соломоне некая Чудь даже осаждала Иерусалим.
     По одной из Архангельских быличек был один чудин, да такой сильный, что, чихнув как-то раз, по неосторожности пришиб барана. Им приписывают такую то ли силу, то ли свойство, что они друг с другом могли разговаривать на шестиверстном расстоянии. Возможно, они обладали на самом деле телепатическими свойствами, что присуще только народам коренным, которые на свою землю не приходили, на ней возникли, будучи частью её экологии, флоры и фауны.
     После прихода варяжьей Руси чудь отказалась от христианизации, цивилизация постепенно отступала в свои закуты, уходила в подземелья, в лесные заросли, пряталась в горах. Чуди приписывают множество кладов, которые считаются заклятыми самой цивилизацией Чуди. В Чудской земле любой курган является чудским могильником, или остатком их городища.
---
     Однако, от крещения, пусть и насильственно, чуди было не отвертеться. Стефан Пермский, поддержанный отрядом воинов собрал множество чуди с финно-угорцами, и крестил их всех напропалую, уничтожая при этом всех их идолов, вместе с культурными памятниками.
     Один из исследователей истории Чудской цивилизации Вадим Панов считает, что от этой цивилизации где-то сохранился их Тайный город, где продолжают осуществлять свои социокульты последние представители этой цивилизации, образовавшие тайный клан, именовав его «Великий Дом Чуди». Где его искать, Панов не сообщил.
     Тема чуди и чудских социокультов появляются в цивилизационных проектах с начала 18-го века. С чудью поначалу ассоциировали финно-угорцев, затем чудью стали считать карелов, чухарей и водь, связывая и тех, и других с эстами.
     В народе считается, что где-то там, то ли на Севере, то ли ещё где, живут люди, говорящие на чудном языке, и они по своему происхождению вроде бы как не свои, то есть не арийцы, не славяне, не русские, и даже не совсем угорцы, с коими хоть как-то, но можно было общаться.
     Сами финно-угорцы чудь не признавали своими, в их мифологии есть такой персонифицированный персонаж, который тоже постоянно-периодически являлся как бы из ниоткуда.
---
     Была, и активно обсуждалась версия, что чудь дала жизнь изначальным восточным готам, которые потом перебрались в Европу, став там германцами. Германские этимологические исследования назвали этих изначальных готов биудами, произошедшими по социокультурным индоевропейским лекалам.
     Русские летописи отделяют чудь от словен, фино-угоской мери, хазар и полян, в большей степени приближая чудцев к води, кои ещё в 9-м веке по Рождеству Христову жили на территории Водской пятины в Новгородской земле, а также в районе Нарвы под именем чудь, но это уже вроде бы как потомки от води.
     Интересно, что воины чуди постоянно, вплоть до 11-го века, участвуют в походах русских князей по северным пределам тогдашней Руси, доводили их даже до Киева.
---
     Воевала в начале 11-го века Русь и с самой Чудью, что говорит о том, что у Чуди было своё войско в те времена, она могла объявлять войны, а, значит, имела государство, собирала налоги, имела свои хозяйственно-экономические единицы и культурно-территориальные пределы.
     В 1030 году Ярослав Мудрый поставил на месте одного из крупных поселений Чуди город Юрьев, где историки через пару сотен лет обнаруживают эстов. Причём эсты, сети и чуди понимаются историками, описывавшими эпоху 12-14 веков, как синонимы, часто называя их всех чудью псковской.
     В истории известны и чудские купцы, и вельможи, и целые роды, жившие по северным пределам Руси. Их именами называли целые кварталы и улицы: в Новгороде была Чудинцева улица, в Киеве был двор Чудин, где жили кривичи, вятичи, и даже знатные новгородцы.
     Постепенно, начиная с конца 13-го века по Рождеству Христову эстов с чудью, весь и водь стали называть финно-угорцами. К ним причисляли также ижору, корелу, ливвиков. В этнологической науке к тем временам приписывают существование олонецкой чуди, вроде бы как карельского субэтноса, была и заволочская чудь.
---
     Остатки Чудской цивилизации сегодня находят в удмуртской среде и среди народов коми, где сохранились родовые имена Чудья и Шудья, которым приписывают некрещенное прошлое.
     Чудская цивилизация считается первой из цивилизаций Евразии, которую можно называть Металлургической. Причём, с начала Новой Эры литьём занимались не только мужчины, но и женщины. Это продолжалось до начала 10-го века, когда чудь начинает постепенно отодвигаться от своих роднородческих территорий в глубь лесов, на острова и в горы, где условия для жизни были намного суровей и для женщин не находилось другого ремесла, кроме быта.
     Название чудь в легендах, сказках, мифах, быличках закрепилось за группами людьми, ведущими отшельнический образ жизни, в Архангельской, Псковской, Новгородской, Вологодской областях, в Сибири, правда со своими особыми социокультурными навыками, которые больше были присущи особому народу, вроде казаков на Руси.
---
     В топонимике и гидронимике от Чудской цивилизации сохранилось множество населённых пунктов, в том числе город Чудово, Чудское озеро, река Чуть.
     В Вологодской области есть три деревни с названиями Передние Чуди, Средние Чуди, Задние Чуди. В Прикамье среди народа ходят легенды о чуди, их ещё называют чучкарями, согласно которым это был древний народ, который тут жил до финно-угорцев.
     Есть под Архангельском озеро Чудопицкое, есть в земле Коми озеро Чуддинты, там же есть река Чудь, есть во множестве чудских пещер, могильников и городков. Есть Чудья пещера в Удмуртии, Есть Чудское городище и Чудской берег неподалёку от Кирова.
     В Шенкурском уезде Архангельской губернии ходили ещё сто лет тому назад рассказы, сказания, о чудском народе, который ни за что не хотел уйти под присмотр новгородский и платить дань новгородским купцам за свою защиту от свеев. Они героически отстаивали свои древние права на свою землю, всеми семьями и родами покидали сотнями лет обжитые территории, уходили организованно в дебри лесные, на острова необжитые, в горы каменные. А если окружены бывали, то прямо на глазах у руси погребались живыми в глубоких рвах с накатом на столбиках, накидывая сверху камни, смешанные с землёю, сходили туда целыми семьями со всем своим имуществом, после чего подрубали стойки наката и гибли под давлением его.
---
     С чудью столкнулись и казачьи отряды Ермака. Они ни за что не захотели войти в состав казаков, но, однако же, и не воевали на противной стороне. Здесь, в Сибири чудь тоже закапывалась от Ермака и его атаманов. Какой-то древний культ самоспасения. Видимо что-то в их генокульте было записано, что, предавшись иной, не чудской, религии, будут они и их потомки отданы на вечные растерзания своим основателям, предпочитали к ним уйти под землю, как они есть.
     В Холмогорском ельнике, что на Куроострове, когда-то стоял серебряный чудской идол с золотой чашей в руках, вокруг которого чудь хоронила свои сокровища. А стоял он много сотен лет на матерной лесине, которая не подвержена была гниению, как обычное дерево. Кто только не пытался стащить этого идола. Но возле идола стояли чудские сторожилища. Как только кто взойдёт в пределы идолищевы, тут сразу начинается звон со всех сторон, сторожилища воспрянут, позаберёт вора, отдаст чуди окаянной, а та будет вора сего жарить живого, которого потом скормит своим сторожилищам и идолищу.
---
     Но однажды, атаманская рать какого-то русиянинского купца смогла усыпить сторожилищ, схватила идолища, вскочила на корабли и была такова. А чудь, за ними погнавшаяся, прибегла на берег, посмотрела на корабли, постояла, похлопала себя руками по щекам, отчего они стали красными, да и разошлась по своим весям. Ельник этот Холмогорский с тех пор перестал быть для чуди интересным, они ушли и поставили себе другого идола, коего пока никто не нашёл.
     В конце 19-го века на Кинг-острове люди видели остатки чуди, спасшейся на этот остров. Они все там и остались, не выжил никто. Однако, ходит легенда, что чудь стала лесом, коего тут никогда не было. И этот лес, якобы, нельзя рубить, ибо если не лесорубу, то его родне и потомкам будет от чуди наказание.
     Под чудью понимаются на Руси и у финно-угорцев некие чужие, чуждые нынешним жителям группы людей, объединённые, однако, своей социокультурной необычностью, чуднотой. Эти люди хорошо приспособлены к местным условиям, они не нуждаются в современных комфортных технологиях, жили он тут давно, и продолжают жить где-то рядом, то есть, по соседству.
---
     Чудь видели в середине 20-го века на Новой Земле и в Беломорских заводях русские рыбаки. Они как увидят кого, так сразу и скрываются. По виду и по одежде были они как лопаришки, из оружия только копьец да стрелы.
     По цвету кожи люди чудского народа были вроде бы как красные, как рассказывали поморы. Жили они когда-то на севере Новгородской области, заселяли с начала Новой Эры почти всю Архангельскую область, но были гонимые новгородцами, за свою нелюдимость, уходили в самые труднодоступные места. Говорят, с ними нашли общий язык старообрядцы, которые селились с чудью рядом, не трогали их, за что чудь открыла им свои древние клады, заговорённые ими для недругов. В некоторых рассказах чудью, нападающих на русь, называли староверце, за что они получили название чуди стровеской.
     В 19-м веке к чуди официально приписывали народ вепсов. Чудь присутствует во всех справочниках 20-го и даже 21-го веков. Какие-то чуди жили в Пинеже, близ Архангельска, но это уже точно были финно-угорцы.
     Учёный народ утверждает, что основная масса чуди была ассимилирована финно-угорцами и русью, вместе с их языком и культурными навыками, позволив им остаться на своей роднородственной территории. Сейчас они все говорят по-русски, в основном христиане, но всё также чудствуют, ворожат, да знахарствуют. И к их навыкам в этом деле прибегают также и русские.
---
     В Самоглядном Зеркале, Энциклопедии русских сказок, в Богомере Родаруса сохранилось множество мифологических сведений Чуди белоглазой, что-то вроде северных эльфов, гномов, сыбыров, сихиртя, бурутов, властителей подземелий и лесных зарослей.
     В Богомере Родаруса есть намёки на существование ещё до основания Древней Руси ближе к её Северам особых людей, которые находились на границе миров Русского и Чудного.
     Есть в русских мифах и сказках Чудовище перевозчик, к которому приходят добры молодцы, отправляясь в тридесятое царство, в тридесятое государство за невестами. Приходят они к синю Окиян-Морю, где нету никакой переправы и там находят они чудных рыбаков-перевозчиков, которые зашивают добрых молодцев в лошадиную шкуру и оставляют на ночь на берегу. Прилетает ночью Чудный гриф, хватает шкуру, думая, что полакомится кониной, переносит в ней добра молодца за Окиян-море. А там молодец булатным мечом разрезает шкуру лошадиную и выходит на белый свет, пугая неожиданностью Чудного Гриф-перевозчика, только что собиравшегося было позавтракать принесенной добычею.
---
    Есть в русских мифах Чудовище, исполин по виду, владыка небесных источников и лесов. В известной сказке злая мачеха, дабы избавиться от падчерицы, заставляет мужа отвести её на старую водяную мельницу и запереть на ночь. Ночью является Врыколак, стучит в дверь. Девочка ставит условие: принести Царицины мониста. Через некоторое время, получив мониста, она требует Царицын браслет, затем серьги, затем ожерелье. Врыколаку понадобилось немалое время, чтобы раздобыть сокровища, но, когда он принес ожерелье, пропел первый петух, и Чудь Врыклаково.
     Вообще Ночь казалась древним русичам Чудовищем подземно-подводным о двух головах, одна голова была Чудью Ночной, другая была Чудью Днвной.
     Прототипами трёх богатырей, Горыни, Дубыни и Усыни учёные, адепты существования ещё до Руси некой Чудской цивилизации, считают людей чуди, олицетворяющих силы Нижнего мира. В Белорусском Полесье смерть описывается как Чудская женщина с огромными веками.
     Чудь белоглазую относят русские мифы к волшебным народам, к лесным друдам, к великанам-асилкам, к волотоманам, к жителям пещер, к псиголовцам, к одноглазым орикам, к ягыням. Все они были людского племени, часть их смешалась со русо-славянами, часть соединилась с финно-угорцами. Но их духи их по сию пору бродят по Руси, охраняют древние курганы.
    На Урале и русском Севере в древности жили чудь белоглазая и дивьи люди. Изначально они были одним родом, и имели одних прародителей, по всей видимости Чурилу Дыевича и Тарусу. Потом они дали начало многим арийским и финским родам. В частности, к ним относят Лунную династию индийских и венедских царей.
     Разделились они по религиозным мотивам. Дыевы люди стали служить Дыю и ушли в подземные города сразу после битвы Сварога и Дыя. Их приютили подземные жители паны, которые происходят от Пана Виевича. А чудь ушла в пещеры Уральские, незадолго до включения Урала в Московское царство.
---
     Сообщение о чуди незнаемой древнего рукописного сборника Соловецкой библиотеки гласит, что вверх по той по реке по великоей Оби люди ходят под землею, днём же, а больше ночью, чудь эта выходит с огнями на подземное озеро, и на том озере, никем не постижимым из руси, пречудный свет стоит и град великий.
---
      Чудь заволочская относится к устойчивому обороту, применяемому в исторических источниках. Чаще всего этот оборот употреблялся применительно к чуди, предкам современных коми, но с ними не родственными. Это был народ, понять который никто из новопришельцев не мог, отчего его звали чудным и диким. Они избегали связи с русью и финно-угорцами, их белоглазая группа жила грабежами, набегами из своих подземельных затулей, заволочей.
     Сама Чудь заволочская прятались в лесах, рыла там себе ямы, но выбитая со своих роднородственных мест, постепенно вымирала. Последние из чуди похоронили умерших сородичей вместе с сокровищами, насыпали сверху холмы и курганы, их волхвы закляли эти места, а сами ушли в горы, где пропали в пещерах с тайными ходами в Подземельные царства.
++++++++++++++++++


Рецензии