Четыре мушкетёра и Четверо против кардинала. Франц

Проект: "Несколько просмотренных экранизаций знаменитого историко-приключенческого романа Александра Дюма-отца "Три мушкетёра" (Франция, 1844, 1845, где 1844 - первая публикация в парижской газете "Le Siecle", с 14 марта по 11 июля), а также прочтение самого романа".

Часть 2. 5 экранизаций сего романа (в конце работы объясню, мол, почему не 10). 

Экранизация № 5. "Четыре мушкетёра" ("Четыре мушкетёра Шарло", Франция, 1974) и "Четверо против кардинала" ("Четверо Шарло против кардинала", Франция, 1974).


Архив СССР. Советский кинопрокат зарубежного кино...

Уф, как тут пыльно. Видно, что давно никто не заходил... Ну-ка... Сдуем, протрём... Ага. Вот и они - данные...

"Есения", "Великолепная семёрка", "Бродяга", "Золото Маккенны", "Спартак"... Все здесь... Но сегодня нас интересует другое. Ищем дальше... Так-с, так-с... О, "Танцор диско". Помню, помню. Драки с, якобы китайской озвучкой восточных единоборств. Забавно было. Но листаем дальше... Кхе-кхе, как же тут всё-таки пыльно... Ну, да ладно... Ура! Нашёл! "Четыре мушкетёра"! Прокат в СССР, в 1978-ом году, 56,6 миллионов зрителей и почётное 10-е место в списке самых посещаемых картин огромной страны. Круто. Престижно. Даже "Зорро" с Ален Делоном посмотрело чуть меньше людей. А эти, аж на 10-м месте. Уважаю! Значит, шалости того стоят...
 
Э-э, шалости?.. Ну, да! Шалости, шутки, приколы, розыгрыши, переодевания, выдача себя за другое лицо. Ведь перед нами комедия, пародия! А это значит, что не стоит искать здесь глубокий драматизм и серьёзную игру актёров. На все 100% уверен, что никто тут не умрёт и половина книги не понадобится (месье Дюма-отец, не обижайтесь, это такой жанр. Карикатура. И пожалуйста, не сравнивайте с тем, что вы написали. Вам станет только хуже. Благодарю).
 
Комедия, пародия, карикатура... Всё-таки, как здорово, что я понимаю такие жанры. Особенно после недавнего прочтения книги. И, если мне не изменяет память, то этот фильм (а точнее, два фильма), я уже видел. Когда? В далёком детстве. Ведь здесь участвует французская музыкальная комик-группа "Шарло", а эти ребята уже успели изрядно подурачиться в кино. Одно дело просто петь и играть весёлые песни на фестивалях, и совсем другое увековечивать себя в кинокартинах. Есть разница!..
 
"Безумные новобранцы" (1971, про армию), "Сумасшедшие на стадионе" (1972, про спорт и соревнования), "Шарло в Испании" и так далее. Немало фильмов с ними снято! И ладно бы это было второсортное кино, мол, перед нами музыканты, не актёры, и это в порядке вещей. Так нет же! Они очаровательные, смешные и играть умеют! И снимают их, и Клод Зиди (знаете такого режиссёра? Пьер Ришар у него был! Затем Луи де Фюнес, Жан-Поль Бельмондо, Колюш!), и Андре Юнебель (так называемый отец жанра "плаща и шпаги"! А также режиссёр всех трёх частей "Фантомаса"!)...
 
Да-а-а... У меня слов нет. Вот вам и простая музыкальная группа...

А, кстати, давайте их немного послушаем и поглядим, мол, как же они выступали. Надо же иметь представление о ребятах, перед просмотром двух фильмов с их участием...
 
Полчаса спустя...

Хо-хо! А вы знаете... А вы знаете... Это забавная команда. Конечно, музыка и
песни - старая эстрада, но есть и "изюминка". Разнообразие тематики, артистизм в голосе, желание дурачиться, веселиться, однако в меру, без пошлости и эротики. Как некое такое ассорти из немого кино, приправленное чем-то своим, особенным. И сами ребята симпатичные, весёлые и представительные. Познакомимся же с ними!

Музыкальная комик-группа "Шарло" ("Les Charlots", что означает "Сумасшедшие", "Безумцы", 1966-1992, 2008-2012, 2014 - по наши дни).

Так как мы смотрим "Четыре мушкетёра", то состав такой:

Вокал, саксофон, аккордеон - Жерар Ринальди. 

Бас-гитара, бэк-вокал - Жан Саррюс.

Гитара, соло-гитара, бэк-вокал - Жерар Филиппелли.

Ударные, бэк-вокал - Жан-Ги Фешнер.

Чуть раньше от них откололся ещё один участник Луи Рего (ритм-гитара, клавишные, пианино, бэк-вокал). А это значит, что прежде их было пятеро (квинтет). Его можно увидеть в первых двух фильмах с участием группы, как полноправного участника. То же произойдёт и после, когда уйдёт и ударник Жан-Ги Фешнер, где они станут трио, а затем группу покинет и сам главный певец Жерар Ринальди. Последнего попытаются заменить на Ришара Бонно, чтобы вновь было трио, но... Распадутся в 1992-ом году. Потом частично соберутся, распадутся вновь из-за смерти вернувшегося Жерара, опять соберутся... Что, как всегда, скажет нам о том, что оригинальные "Шарло" остались в прошлом...
 
Но не будем о грустном... Ведь их приглашали к себе великие режиссёры Франции! А значит, группу будут помнить, пока жива память о них. А эти ребята, как-никак сумели увековечить себя в КИНО! Что, сами понимаете, дорогого стоит. Диск можно слушать или нет, но кинокомедию, да ещё и режиссёра "Фантомаса" - так просто пропустить нельзя! Включим же её!..

 
"Один за всех! И все - за одного!" -
Вот наш девиз, которым мы гордимся!
Все вместе, как кулак одной руки!
Гвардейцев кардинала не боимся!

Дуэлью мы решаем споры,
Во имя правды и добра!
В бою не дрогнуть мушкетёры!
Мы - мушкетёры короля!". 

"Этот новый вид оружия называется "дубинка", а искусство владения ею, называется "дубасенье".
 
"Ваше величество, мы не можем открыть дверь! Послали за слесарем". 

"Дуэли запрещены по воскресеньям и во все другие дни недели". 

"Ваше преосвященство, королева не в своём уме! Она назвала Вас величайшим человеком Франции!".
 
"Вот он! Это герцог Бэкингем! Хватайте его! Подушечку для молений тому, кто его схватит!".

"О, боже мой, какая грудь у этой плутовки! Такая маленькая... А впрочем, нет, не такая уж и маленькая. В самый раз. О, боже!".

"А кто её будет допрашивать?".
"Отец Жозеф".
"О! Тогда мы отлично повеселимся!".


"Сдаётся мне, джентельмены, это была... комедия" ("Человек с бульвара Капуцинов").

И это так... Два фильма подряд.

И что тут сказать... Режиссёр - великий (Андре Юнебель), сценарист (Жан Ален) - забавный выдумщик, актёры - находчивые и смешные, главные герои в качестве слуг мушкетёров (они же композиторы фильма) - на высоте! Участие Атоса, Портоса, Арамиса - второстепенное, но не пустое. Хоть и не существенное (Атос не знает миледи, а значит, не будет её убивать и так далее). Д'Артаньян - хорош (красивый и харизматичный, актёр Жан Вальмон). Миледи - представительная злодейка, хоть и не блондинка с длинными волосами (актриса Карин Петерсен, с короткими, тёмными, эффектными кучеряшками). Рошфор - лысый, смешной "клоун" (Жак Сейлер). Королева Анна Австрийская - очень милая и привлекательная молодая дама (Катрин Журдан). Король Людовик XIII - умный и не вялый, как это бывает в этих экранизациях (актёр Даниэль Чеккальди). Кардинал Ришелье (а также герцог Бэкингем, о-о-о, сразу две роли от одного актёра! Мило. Оригинальный ход для комедии! Бернар Алле) - карикатура (французы от души над ними посмеялись. Равно, как и над гвардейцами). Сам фильм - на цитаты! За голос рассказчика и наличие самого Дюма-отца в трактире - спасибо! Шутки, приколы, переодевания, драки, трюки - понравились! Сделаны в духе старых немых комедий. За то, что настоящие мушкетёры сражались сразу с несколькими противниками - низкий поклон! За отца Жозефа (великий Поль Пребуа) - "Оскара", "Пальмовую ветвь", "Нику", "Золотой глобус"! Это находка, так находка!..
 
Кстати, в реальности существовал такой человек. Он был ближайшим помощником Ришелье и его называли "серым кардиналом" из-за цвета мантии. Сам Ришелье прочил его себе в преемники, но это требование было отклонено главным административным органом (Римской Курией). Полагаю, у них были на то свои причины. Если этот человек вёл себя также, как Поль Пребуа в фильме, то мне понятно, мол, почему ему отказали в такой высокой и ответственной должности. Но всё-равно, актёру "Оскара"! Хо-хо!..
   
И всё, вроде бы, хорошо даже для такой комедии, но есть "ложка дёгтя". Балл снимаю за несколько моментов, а также за Констанцию (Джозефина Чаплин, дочка великого комика)...

"Опять? Сударь! Уже снимали за такое в предыдущей экранизации!".

Да, ваша правда. Но что поделать, если же она тут, э-э, несколько не такая, как надо. И это я не про внешность (за это не снимал бы, так как слишком личное. Не мой тип. Совсем. Тут другое. Предположительно, что это была не её роль. Такой девушке подошли бы строчки простой служанки, вот-с).

Но 9 баллов из 10 всё-равно очень высокая оценка для такой простой комедии. Так что... Всё в порядке. Однако ребята здорово порадовали. Такими классными оказались, что захотелось в будущем поглядеть ещё фильмы с их участием...
 
Команда "Шарло"! Вам зачёт! Вы весёлые, приятные, забавные, музыкальные, харизматичные и очень смешные!..

Жерар Ринальди - Планше, слуга д’Артаньяна (самый умный и серьёзный из них).

Жан Саррюс - Базен, слуга Арамиса (самый хулиганистый и озорной).

Жерар Филипелли - Мушкетон, слуга Портоса (самый мягкий и скромный, хотя так сразу и не скажешь).

Жан-Ги Фешнер - Гримо, слуга Атоса (самый простоватый из них и самый глуповатый на вид).

Они разные, и по одиночке, не представляют большой угрозы. Но! Объединившись, вместе могут творить такое, что не позавидуешь тем, кто встанет на их пути! Одно слово - "КОМАНДА"! И этим сказано всё!..
   
"Говорят, что Атос, Портос, Арамис и д’Артаньян не совершили бы своих подвигов, если бы не помощь их верных слуг — Планше, Гримо, Базена и Мушкетона" - подчёркивает нам это кино. И глядя на этих находчивых, смелых, отважных ребят понимаешь, мол, почему...

9 из 10.

Благодарю за внимание!

Алекс Джей Лайт.


P.S. Забавно, что миледи было мало одного д'Артаньяна. Здесь она успела "попробовать" всех четверых. Ну, а как же иначе, раз с Атосом они не знакомы. Пройти мимо он не смог. Да и не такой сей мушкетёр тут представительный, если честно. И не будет ничего нам рассказывать. Просто эффектно помахает шпагой. Ему здесь это идёт больше...

P.S. 2. Возможно, что французы часть трюков взяли у старого, американского не цветного фильма 1939-го года выпуска, который, кстати говоря, я смотрел первым. Но это лишь показывает, что они его видели. Ну, и решили частично повторить, продемонстрировав американцам, что могут не хуже посмеяться над своим же произведением... И им это удалось! Вот так-то...


P.S. 3. А вот теперь, то самое объяснение... Изначально планировалось посмотреть 10 экранизаций. Но, проглядев несколько рекламных роликов, я пришёл к выводу, что лучше закончить здесь... Про американскую версию 1993-го года, очень хорошо сказал покойный писатель-сатирик Михаил Задорнов (Царствие ему небесное и добрая память!), подчеркнув, что они лишь сшили хорошие костюмы да подобрали некоторых героев по возрасту, приблизив их книге. Но на этом всё... Версия 2001-го года - это чуть ли не китайский боевик, версия 2011-го - вообще, с летательными аппаратами... Сериалы и аниме мне смотреть не хочется. Мультфильмы... В "Диснее" плохо говорящий Дональд Дак (пойди, пойми, что он хочет). Короче, закончим, здесь, на старой, доброй, позитивной комедии. Тем более, что сердцу не прикажешь... Для меня же пьедестал почёта сформировался давным-давно:

1-е место - книга Александра Дюма-отца "Три мушкетёра". 10 из 10.

2-е место - советская экранизация 1978-го года выпуска с Михаилом Боярским в главной роли. 10 из 10... 

3-е место - мультфильм "Пёс в сапогах" (СССР, 1981). Всего 20 минут и 54 секунды, а - на века!!! 10 из 10...

Всё. Больше никто не смог в моих глазах ни догнать, ни "переплюнуть" их. Красиво, правда, попытались это сделать французы и итальянцы в 1961-ом году, но сильна оказалась лишь первая серия из двух ("Подвески королевы"). Однако она заслуживает внимания, ибо была снята в эпоху "плаща и шпаги" во Франции (50-е, 60-е, рассветом этого жанра считается картина "Фанфан-Тюльпан" 1952-го года). А именно там стоит искать настоящие приключенческие фильмы с дуэлями на шпагах, красивыми, харизматичными актёрами, ну, и литературными, художественными диалогами...

Ещё, правда, есть "Зорро", "Чёрный тюльпан" (оба с Аленом Делоном) и, конечно же, фильмы про пиратов, но к мушкетёрам Дюма-отца они уже отношения не имеют. Стало быть, на этом всё...

Ален Делон... Хм... А не поглядеть ли мне сейчас "Чёрного тюльпана"? Это будет достойным продолжением дуэлей на шпагах. Да и истории про мушкетёров уже изрядно поднадоели. А тут - всё иное... Решено! Так мы и поступим! Где тут моя большая кружка с чаем и малиной?..

Проект закрыт.      


Рецензии