Контрпропагандистка Виже-Лебрен

С официальной историей в спор не вступаю и на истину в последней инстанции не претендую. Это всего лишь моя личная точка зрения, которую публикую для ознакомления.

Ad cogitandum et agendum homo natus est — ( с лат.)Для мысли и действия рождён человек.

Пропаганда (лат. propaganda, дословно;— «подлежащая распространению», от лат. propago — «распространяю») — распространение взглядов, фактов, аргументов, часто слухов, искаженной информации или заведомо ложных сведений, с целью формирования нужного общественного мнения и манипулирования общественным сознанием.

Энциклопедия Британника определяет пропаганду так: «Пропаганда, распространение информации — фактов, аргументов, слухов, полуправды, или лжи — чтобы повлиять на общественное мнение. Пропаганда —  систематические усилия манипулировать убеждениями, отношениями или действиями других людей посредством символов (слов, жестов, плакатов, монументов, музыки, одежды, отличительных знаков, стилей причёсок, рисунков на монетах и почтовых марках и т.д.

Сам термин «пропаганда» произошёл от названия католической организации Congregatio de Propaganda Fide (Конгрегация распространения веры), созданной папой Григорием XV в 1622 году. Во время Реформации как у протестантов, так и у католиков возникла потребность в пропаганде своих идей. Развитию пропаганды способствовало распространение в XVI веке книгопечатания. При этом даже большее значение, чем выпуск собственно книг, имело печатание гравюр, листовок с изображениями для широких масс населения.
До XIX века слово «пропаганда» имело лишь религиозное значение. Рождение, смерть, обучение, встепление в брак - всем ведала церковь.


Есть у меня сформировавшая за долгие годы привычка: любую информацию по истории России, и не только, тщательно перепроверять, прежде, чем использовать её в качестве доказательства. Нередко я получаю упрёки в том, что не верю общепризнанному историческому источнику, которому безоговорочно верит большинство людей, увлекающихся историей. Историю пишут победители - всем известно и всё равно...

Кто-то из пропагандистов пустил в народ утешительную для разорённой русской души легенду о том, что дворяне-иноземцы, которые пришли в Россию с армией Ангелов-захватчиков, а затем в награду получили большие наделы земли вместе с бывшими на них объектами водного-транспортно-энергетического комплекса Восточно-Европейской равнины, полюбили русскую землю, как свою, усыновили своих крепостных, предварительно освободив их от имущества, земли, даже прав на родных чад и домочадцев.Они,дескать, душу вкладывали в благотворительность и заботу о тех,которые по закону являлись лишь частью полученного земельного надела.

Типа: они спасли наших предков от благодатной жизни, теперь вправе решать, что означает рай для хозяев и их холопов. И, ведь, прижилось! Большинство верит, не сомневаясь.
Это и есть пример успешной пропаганды.

" На стене висели два портрета, писанные в Париже m-me Lebrun. Один из них изображал мужчину лет сорока, румяного и полного, в светло-зелёном мундире и со звездою; другой – молодую красавицу с орлиным носом, с зачёсанными висками и с розою в пудренных волосах." Пушкин А.С. "Пиковая дама"

Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен, также Виже-Лебрён (фр. lisabeth-Louise Vige-Le Brun; 16 апреля 1755г. Париж — 30 марта 1842г. Париж — французская художница, мастер светского портрета, автор подробных воспоминаний. Дочь портретиста Луи Виже. Любимая художница королевы Марии-Антуанетты, после революции Виже-Лебрен была вынуждена покинуть Францию. В конце 1790-х годов работала в России. Виже-Лебрён оставила мемуары, опубликованные во Франции в 1835—1837 годах, российская часть которых «Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о пребывании её в Санкт-Петербурге и Москве, 1795—1801: С приложением её писем к княгине Куракиной» переведена и опубликована по-русски (СПб.: Искусство-СПб., 2004. — 298 с.).

Прочтите эти сильно укороченные воспоминания, будет интересно.
Отвлечёмся от высокого искусства на вполне прозаическую тему обогрева Петербурга зимой.

Системы отопления Зимнего дворца:

"Одно из центральных мест в инженерной инфраструктуре Зимнего дворца занимала отопительная система. Долгое время единственным видом отопления дворца были печи, камины и небольшие таганки. При начале строительства дворца архитекторы составили чертежи 17 каминов. Их заказали в Италии, изготовили из каррарского мрамора и в 1758 г. доставили в Зимний дворец.

Как известно, эффективность каминов как источников тепла невысока. Для европейского климата роскошные камины как источники тепла вполне годились, но обогреть огромные залы в суровые петербургские зимы они не могли. Поэтому в Зимнем дворце в морозные дни было просто холодно. Печей не хватало...

Граф Б.П. Шереметев в 1787 г. писал одному из своих корреспондентов: «…вздумай только, что я всякий день во дворце два раза. Я сам дивлюсь, как меня достает и вечор был в антресолях: так называются парадные покои наподобие мусеи (т. е. музея. – И. З.), толь очень холодно в них, они почти не топятся, все комельки, а печи только для виду и не закрываются неколи…».

В XVIII в. из-за холода, царящего не только в парадных залах, но и личных комнатах, парадные кровати в царских опочивальнях, закрывавшиеся пологами, должны были решать не столько представительские, сколько функциональные задачи. Когда полог опускался, то кровать как бы отсекалась от объема огромной по площади спальни и превращалась в некое подобие палатки, которую вполне можно было обогреть камельком или постельной грелкой, представлявшей собой закрытую жаровню-сковородку с раскаленными углями.

Отопительная система, которая обогревала огромный дворец, использовалась весьма интенсивно. Зимой, для того чтобы прогреть залы Зимнего дворца, печи топили не реже двух раз в сутки. Осенью, за неделю до возвращения «с дачи» царственных хозяев дворца, их помещения начинали усиленно протапливать.

Для этого содержалась целая армия придворных истопников. Столь интенсивное использование в отопительный сезон печей и каминов не только несло в себе постоянную угрозу пожара, но и не способствовало поддержанию должной эстетики главной парадной резиденции. На черном дворе вырастали огромные поленницы дров (дрова для длительного хранения складировались в подвале Зимнего дворца), их разносили по залам истопники, неизбежно неся с собой грязь и копоть. Длительное время эта грязь и суета воспринималась как данность.

Особое особое внимание на нижеследующий текст!

Интенсивное использование многочисленных печей в Зимнем дворце в суровые зимы и бессистемные подчас перестройки парадных залов и жилых половин приводили к катастрофическим последствиям, таким, как страшный пожар, начавшийся в Зимнем дворце вечером 17 декабря 1837 г. и к 20 декабря уничтоживший императорскую резиденцию. После катастрофического пожара от Зимнего дворца остались только наружные стены, часть внутренних капитальных стен, сводчатые перекрытия подвалов и некоторое количество сводчатых перекрытий на первом этаже.

С учетом произошедшей трагедии в ходе восстановления Зимнего дворца печное отопление заменили на воздушное или пневматическое отопление, разработанное инженером Н.А. Аммосовым..." 

"Вики" использовала для краткости и информативности общеизвестных фактов.

Вопрос об обеспечении теплом Зимнего дворца стал головной болью инженерного корпуса. О том, что печи Аммосова гудели, чадили, плохо и неравномерно грели, написано много. Город пришлось снабжать огромным количеством дров. На многочисленных фото 19 века реки и каналы города вплотную заставлены баржами с кладницами дров. Вряд ли это понижало риск возникновения новых пожаров, скорее, наоборот.

К 1917 г. в Зимнем дворце параллельно действовали четыре технически различные системы отопления, не объединенные в единую сеть. Во-первых, в Зимнем дворце сохранялось традиционное печное отопление, носившее локальный характер. Во-вторых, с 1840-х гг. в Зимнем дворце действовали пневматические печи Н.А. Аммосова, обогревавшие большую часть дворца. В-третьих, в 1860-1870-х гг. создается локальная система «огневоздушных печей» для личных покоев императора Александра II, страдавшего астмой, и его жены императрицы Марии Александровны, болевшей туберкулезом. В-четвертых, с середины 1890-х гг. северо-западный ризалит Зимнего дворца и здание Нового Эрмитажа обогревались системой центрального водяного отопления, созданной инженером Войницким.

Пожар в Эрмитаже от многочисленных печей, позднее, был придуман царскими историками для сокрытия факта бомбёжки и разгрома города в мировую войну, которую у нас принято называть Крымской.

Ниже:

ПРЕДИСЛОВИЕ к книге воспоминаний , изданной в Нью-Йорке в 1903г.:

Мадам Лебрен выпустила свои «Воспоминания» по предложению своей подруги, княгини Долгорукой, в 1835 году. Автор родилась в 1756 году в Париже, где и умерла в 1842 году. Она была дочерью Луи Виже, малоизвестного портретиста. Ее имя при крещении было Мария-Луиза Элизабет. В 1776 году мадемуазель Виже вышла замуж за Жана Батиста Пьера Лебрена, известного торговца картинами и критика, известного также своим современникам как заядлый игрок.

Эта книга представляет собой перевод издания «Воспоминания Лебрен» мадам Каретт, несколько сокращенного ради единообразия с «Воспоминаниями графини Потоцкой» и «Воспоминаниями современника», вышедшими из тех же рук, что и настоящий том.
Читаем!

"Я въехала в Петербург 25 июля 1795 года по дороге, ведущей из Петергофа, которая произвела благоприятное впечатление о городе, ибо эта дорога с обеих сторон обсажена восхитительными загородными домами с прекрасными садами в Английском стиле...

... В Петербурге суровость климата не заметит тот, кто останется дома, до такой степени русские усовершенствовали средства обогрева своих домов. От самых швейцарских дверей все топится такими превосходными печами, что розжигали дрова в каминах чисто для декоративных целей. На лестничных клетках и в коридорах такая же температура, как и в комнатах, проходные двери которых остаются открытыми без каких-либо неудобств. Когда император Павел, ещё будучи Великим князем, впервые приехал во Францию, он сказал парижанам: «В Петербурге вы видите холод, а здесь вы его чувствуете». И когда, проведя в России семь с половиной лет, я вернулась в Париж, где гостила и княгиня Долгорукая, помню, что в один день, я приехала к ней с визитом, и мы обе так замерзли перед камином, что в один голос сказали: «Мы должны поехать зимовать в Россию, чтобы согреться».

Для выхода на улицу принимаются такие меры предосторожности, что даже иностранцы почти не страдают от суровости погоды. Каждый носит в карете бархатные сапоги с меховой подкладкой и плащи, также сильно подбитые мехом. При семнадцати градусах мороза театры закрываются, и все остаются дома

Я уже говорила, что в Петербурге надо выйти на улицу, чтобы узнать, насколько холодно. Верно и то, что русские не довольствуются тем, что поддерживают в своих домах постоянное тепло; некоторые из их комнат украшены оконными ширмами, за которыми расставлены ящики и горшки с прекрасными цветами, которые месяц май дарит Франции. Зимой комнаты освещаются наиболее тщательно. Они также ароматизированы горячим уксусом, в который брошены кусочки мяты и который дает очень приятный и здоровый запах."

И далее о своём пребывании в Москве:

"Я наслаждалась совершенным покоем в доме, предоставленном мне графиней Строгоновой, но так как в нем не жили семь лет, то было ужасно холодно. Я исправляла зло, насколько это было возможно, топя до предела все печи. Несмотря на эту меру, приходилось оставлять зажженным на ночь камин в своей спальне, и я так замерзала в постели с наглухо закрытыми ставнями, не говоря уже о небольшой лампе, горевшей рядом со мной для смягчения воздуха, что я обвязала мою подушку вокруг головы лентой, рискуя задохнуться. Однажды ночью, когда мне удалось заснуть, меня разбудил удушливый дым. Я едва успела позвонить своей горничной, которая заявила, что все печи уже протоплены и трубы закрыты. Я велела ей открыть дверь в коридор. Едва она это сделала, как ее свеча погасла, моя комната и вся квартира наполнились густым, тошнотворным дымом. 

Мы разбили окна так быстро, как только могли. Не зная, откуда взялся этот ужасный дым, можно себе представить, как я волновалась. Затем я послала за одним из истопников, которые топили печи, и он сообщил мне, что другой истопник забыл открыть крышку, закрывающую трубы, которая, кажется, находится на крыше. Успокоившись от мысли, что подожгла дом графини Строгоновой, я, вся расстроенная, пошла посмотреть свои комнаты. 

Возле комнаты, в которой стояла моя кровать, была большая печь с двумя дверцами, перед которой я поставила сушиться портрет маршала Солтыкова. Я нашла этот портрет настолько сильно выжженным, что пришлось переписать его заново. Но что больше всего меня огорчило в эту ночь, так это то, что не удалось сохранить коллекцию картин разных великих мастеров, присланную мне моим мужем; они, конечно,сгорели.

К пяти часам утра дым только начал рассеиваться, а так как мы выбили окна, то помещение стало непригодным для проживания. Но что нам было делать? куда идти? Я решила послать к доброй мадам. Дюкре де Вильнёв. Она тут же примчалась и увела меня к себе домой, где я пробыла две недели, в течение которых милая женщина осыпала меня вниманием, которого мне никогда не забыть. Когда я решила вернуться домой, то сначала пошла с г-ном Дюкре де Вильнёв, чтобы осмотреть мой прежний дом. Хотя окна еще не были заменены, весь дом так пропах дымом, что о проживании в нем нельзя было и думать."

Из вышесказанного следует, что в Москве не было системы отопления, как в петербурге.

"Погода была прекраснейшая в мире, потому что лето в России прекрасное, страна, где в июле мне часто бывало жарче, чем в Италии. Лето заканчивается в России с августом месяцем, а осени нет. Я часто ходила гулять в Царскоесельский парк, окруженный МОРЕМ, который является одним из самых красивых мест, которые только можно себе представить. В парке есть непревзойденные аллеи деревьев. Напротив замка длинная широкая лужайка, а в конце вишневый сад, где я, помню, часто ела превосходные вишни.

...Великолепие всего, что окружало императрицу, великолепие зала, красивые люди, обилие бриллиантов и сияние тысячи огней делали этот бал настоящим волшебством."

Выводы из текста:

1 Царское Село со всех сторон было окружено водой.
Я писала о том, что от Варшавского вокзала начинался водный (и воздушный) путь из города. Основной канал, сегодня примерно в районе ж/д станции "Броневая" делился на два - Малая Рогатка, один шёл в Царское село(другой на Петергоф), мимо Александровского дворца в Царском Селе проходил под аркой, соединяющей дворец с пушкинским лицеем и далее держал свой путь в направлении Великого Новгорода, Москвы и далее к Волге.

Другой канал , отделившись на Средней Рогатке, огибал Пулковскую гору, шёл через Дудергофские высоты и г.Гатчину и далее через (тогда) г.Рождествено на юг в сторону Украины. Гатчинский дворец -  типовой вокзал водно-воздушной магистрали. Цепочка озёр: Филькино, Чёрное, Белое незамерзающее в морозы, Серебряное родоновое, соединённые рекой Гатчинкой, ранее носившей название Тёплая - часть водного пути.  

Скорее всего, именно участок у подножия Пулковской горы, и назывался Большой Рогаткой. Здесь проходил канал, соединяющий Неву и Финский залив

Третий магистральный канал, отделившись на Малой Рогатке, шёл через Петергоф и Ораниенбаум в сторону Ивангорода-Нарвы и далее в Европу, через Волосовский район и Извару - в прошлом ещё один крупный город с большим вокзалом. Незамерзающая Изварка, родоновые озёра, многочисленные каменные обломки и каменные кресты на холмах: источниках электрической энергии воды. То же, что в Гатчине.

2  Вишнёвый сад и обилие фруктов, ягод и дынь, которые тогда выращивались в садах, окружающих Петербург.

Разумно. Если бы в наше время хотя бы часть огромного Павловского парка-леса или Баболовского, Александровского засадили плодово-ягодными деревьями и кустарниками, то не пришлось бы фрукты-ягоды везти из тридевятого царства, чтобы потом продавать втридорога.
 
Никакого намёка на то, что климат существенно отличался от современного. Зима, как и все нынешние зимы. Но тепло, поступающее через подземные  каменные галереи - грелки от мощнейшей плотины гидроэлектростанции в Кронштадте, согревало почву, продлевая лето. 

Системы отопления в холодное время года, подобной той, которая была в Петербурге, не имел ни один европейский город.
 
Кто-нибудь поверит в то, что Петродворец с его террасами, дворцами и  великолепными фонтанами не произвёл на художницу с её обострённым чувством красоты и гармонии, ни малейшего впечатления? Подобное могло быть только в том случае, если ещё не существовало непревзойдённого шедевра паркового искусства под названием Петергоф.

Зато вдоль берега Финского залива в сторону Ораниенбаума тогда шёл канал, а Константиновский дворец в Стрельне и Большой Петргофский дворец являлись лишь красивыми вокзалами водной транспортной магистрали.
А, значит, вдребезги разбивается версия о Петергофе, как о творении и любимом детище Петра, о котором, кстати, м-м Лебрен упоминает всего лишь раз в связи с установкой ему памятника Екатериной, единственно которую называет созидательницей города.

3 Бал и сияние тысячи огней...  - подтверждают то, что город освещался электричеством, а,значит, ещё одно подтверждение существования мощного источника электроэнергии. В описании своего пребывания в Питере, у м-м Лебрен нет ни одного упоминания о свечах, газовых или керосиновых лампах.

И ещё, в описании летних развлечений неизменно присутствуют катания на лодках, снующих по всем рекам и каналам и  управляемых гребцами. Когда водная сетка города является управляемым лабиринтом, а лишняя вода с Ладоги направляется по обводным каналам, то катание по водной глади становится удовольствием без риска для для лодки быть перевёрнутой течением, ведь, скорость течения Невы 0,9-1,2 м/сек.  Покатайтесь сегодня по Неве на лодочках с вёслами...
Петропавловская крепость - это мозг управления водной системой города Петрбурга.

"В это время года (в тексте - май) окна все еще остаются забитыми. В России нет весны, но растительность спешит наверстать упущенное. Можно сказать с буквальной истиной, что листья прорастают, пока вы смотрите на них. Однажды в конце мая мы с дочерью пошли гулять в Летний сад и, желая удостовериться в правдивости всего, что мы слышали о быстроте роста овощей, которые были только в зародыше. Мы сделали длинный поворот по аллее, а затем, вернувшись к тому месту, откуда мы начали, мы обнаружили, что бутоны распустились, а листья полностью развернулись."

"Русские люди в целом честные и мягкие по своей природе. В Петербурге или Москве не только никогда не слышно о крупных преступлениях, но никогда не слышно о кражах. Это доброе и спокойное поведение, удивительное для мужчин, мало чем отличающихся от варваров, многие приписывают системе рабства, в которой они находятся. 

Простые люди России вообще очень некрасивы на лица, но их поведение одновременно просто и достойно, и они лучшие существа на свете. Никто никогда не увидит пьяного человека, хотя популярный напиток — кукурузный бренди. Большинство русских этого сословия живут на картошке и чесноке, с маслом, которое они едят с хлебом, так что они всегда воняют, хотя имеют привычку мыться каждую субботу. Но их еда не мешает им громко петь, когда они работают или гребут на лодках, и они часто напоминали мне то, что маркиз де Шастеллукс сказал однажды вечером в моем доме о начале Революции: «Если с них снимут оковы, они будет гораздо несчастнее!»

"Русский чай настолько превосходен, что я была рада вдохнуть его аромат. Вместо чая выпила гидромель. Этот вкусный напиток готовится из хорошего меда и небольшого фрукта, собранного в русских лесах; его оставляют в погребе на определенное время перед розливом в бутылки."

Кстати,  гидромель — это древнегреческий напиток в состав которого входит вода, мёд и лимон. Этот чудодействующий лимонад способен: укрепить иммунитет, очистить организм от шлаков и токсинов, улучшить душевное равновесие, придать бодрость духа, а также способствует похудению.

Лимоны в лесах под Питером не растут и не росли, зато растёт клюква, многократно превосходящая лимон по полезным свойствам. Так где жили древние греки?

Интересно, кто же так старательно долгие годы взращивал на Западе идею о беспробудном русском пьянстве? Вероятно, потомки тех, кто когда-то надев на русский народ оковы, решил, что с ними тот будет счастливее. За последние сто лет оковы куда-то потерялись, но мечтатели о них, как о лучшем украшении для русских, остались. Впервые узнала о том, что бренди - русская водка. А кто знает, может, правда?

Так что, каждый исследователь выбирает свои источники информации...

В интернете есть хорошее видео о жизни и творчестве замечательной французской художницы: "Жизнь и приключения Элизабет Виже-Лебрен (Франция) 2015г."

на фото из интернета: Элизабет Виже-Лебрен. Автопортрет


________________________________

Римма Соловьёва 06.11.2022г.


Рецензии