О социальной справедливости в России

     Социальная справедливость предполагает справедливые отношения между гражданами и обществом, наличие равных возможностей для каждого и измеряется критериями распределения производимых в обществе социальных благ и определяется как обеспеченность граждан, социальной группы и отдельной личности материальными, финансовыми и духовными благами.

     В русском самосознании богатство грех, капитал разрушает душу, порождает несправедливость и унижает другого человека. Для многих важны в первую очередь социальная справедливость, равные права для всех и необходимость сильного государства, способного заботиться о своих гражданах.

     Исходя из традиционных ценностей и ментальности русского народа его национальной идеей является построение общества социальной справедливости, сильного и экономически процветающего государства, обеспечивающего своим гражданам достойную труда жизнь и реализацию их гражданских интересов.

     К социальной несправедливости и социальному неравенству в первую очередь ведет большое имущественное расслоение, тем более если оно достигнуто нечестным путем и его легитимность не признается большинством населения. Посмотрим, какие социальные основы общества реализуются в сегодняшнем российском государстве.

     Имущественное расслоение в России.

     Уровень благосостояния населения определяется возможностями экономики государства обеспечивать его необходимыми благами. По валовому внутреннему продукту Россия — шестая экономика мира, и благосостояние общества должно было бы быть на довольно высоком уровне. Но ВВП характеризует только объем произведенного национального продукта и не раскрывает, насколько эффективно он используется в интересах всего общества и каждого гражданина страны.

     При существующем в России капиталистическом способе производства и наличии частной собственности как на средства производства, так и на производимые средства для жизни, причём независимо от того, отдельные это капиталисты, или совокупный в виде буржуазно привилегированного государственного чиновничества.  Поэтому всё производится ради увеличения прибыли, а не для того, чтобы справедливо удовлетворять насущные потребности трудящихся людей и их семей. Поэтому и создаются предпосылки для перераспределения части производимых благ и финансовых дохода от произведенного продукта в интересах прежде всего власть и богатство имущих через получение прибыли что, естественно, провоцирует имущественное расслоение и социальное неравенство в обществе.

     В результате развала советской системы социальное неравенство в стране резко выросло, сегодня население России делится на три неравные группы: на богатых собственников и государственного чиновничества, прослойка так называемого среднего класса и подавляющее большинство населения, живущее в основном на довольно скромную зарплату.

     Имущественное расслоение, ведущее к социальному неравенству, обусловлено в основном непризнанием обществом легитимности грабительской приватизации в 90-е годы, сформировавшей класс крупных собственников, необоснованно высокими доходами чиновников высшего и среднего уровня и руководителей госкорпораций, а также обслуживающей их челяди и вездесущей коррупцией с откатами за услуги чиновничества.

     Все это приводит к тому, что полученный трудом всего общества довольно высокий национальный доход государства перераспределяется и частично присваивается кучкой правящего класса. Более того, они и их семейства демонстративно бравируют этим и показывают свое превосходство над остальным населением. Такое несправедливое социальное неравенство вызывает пока что глухое недовольство в обществе и при малейших потрясениях оно может спровоцировать социальный взрыв.

     Для устойчивости государства и общества принято считать, что доходы 10% самых богатых слоёв населения в стране не должны превышать доходы 10% самых бедных больше чем в 10 раз. По данным ООН, этот коэффициент в России 11,0, Италии 11,6, США 15,9 и Великобритании 13,8, то есть Россия по имущественному расслоению находится на уровне самых богатых стран мира.

     Еще более красноречивы данные World Inequality Report, которые говорят, что 45,5% национального дохода России принадлежит богатейшим 10% населения. Это подтверждает и Росстат, по его сведениям, ситуация несколько иная, но тоже впечатляет: 20% самых богатых владеют 47% национального дохода. А такой знаток состояний самых богатых людей мира, как журнал Forbes, приводит сведения, что в России 77 миллиардеров с совокупным состоянием 283 млрд. долларов. О какой социальной справедливости можно говорить при таком влиянии на экономику частного капитала?

     На сегодня самым информативным индикатором социального неравенства является индекс Джини. Он наиболее точно показывает, насколько равномерно распределяются блага и доходы между гражданами страны.

     После развала Союза Россия стала одним из государств с самым высоким социальным неравенством. Индекс Джини, который в советские времена находился на уровне нескольких процентов от европейских стран, к 1995 году вырос до 38,7, а сейчас равен 41,1. Из ведущих стран мира Россию по коэффициенту социального неравенства опережает только Китай (46,9) и Израиль (42,8), у остальных, США (37,7), Германии (29,0), Франции (32,7), Японии (32,1), Швеции (25,0), Великобритании (36,0) и Белоруссии (29,7), он значительно ниже.

     Как живут российские чиновники.

     Большинство населения возмущают даже не столько высокие зарплаты и доходы чиновничества, сколько незаслуженность и нелегитимность их получения. В этой связи, хоть и не хорошо заглядывать в чужой карман, можно сравнить уровень доходов глав регионов со среднестатистическим доходом населения этих регионов. Например, официальный годовой доход главы Московской области составляет 68,9 млн. рублей, что в 120,9 раза выше доходов жителей Подмосковья, доходы главы Оренбургской области больше в 690 раз, главы Республики Марий Эл — в 159,2 раза. Трудно объяснить, почему доходы глав регионов могут быть в сотни раз выше доходов их жителей, тем более что эти доходы практически не зависят от эффективности их работы.

     Еще более вопиющая ситуация с доходами глав госкорпораций, в том числе таких известных, как «Роснефть» и «Газпром», которые вообще не стесняют себя в доходах. Например, месячный доход главы «Роснефти» Сечина — до 20 млн. рублей, или 240 млн рублей в год, доходы главы «Газпрома» Миллера — того же порядка. И это при средней зарплате по стране 48,3 тысячи рублей, а для значительной части населения она еще более скромнее и может быть менее 20 тысяч рублей.

     В соответствии с законодательством доходами госкорпораций и вознаграждениями их топ менеджеров ведает совет директоров, куда входят представители собственников. Следует отметить, что российское государство владеет только по 50% акционерного капитала «Роснефти» и «Газпрома», остальные доли давно распроданы в частную собственность и государство не всегда может влиять на принимаемые решения. В связи с этим часть прибыли корпораций нередко идет на выплату многомиллионных бонусов менеджменту и государственным чиновникам, входящим в структуры их управления, к тому же представители государства зачастую отстаивают не государственные, а корпоративные интересы компаний. Отстроенная еще в 90-е система управления позволяет использовать госсобственность как инструмент легального перераспределения национального дохода в пользу власть имущих.

     Чем обосновывают социальное неравенство.

     Интересны обоснования апологетов такой социальной иерархии, например, политический аналитик Александр Запольских, доказывает, что за счет качественного руководства главами госкорпораций они в основном наполняют бюджет и приносят государству триллионы рублей, что Сечин руководит коллективом в 249 тысяч человек персонала и что только за год «Роснефть» выплачивает в бюджет налогов на сумму более 4 трлн. рублей. Действительно, это так, госкорпорации являются основными налогоплательщиками, но насколько на это влияют их главы, большой вопрос.

     Запольских подчеркивает, что чистая прибыль, например, «Роснефти», составляет 649 млрд. рублей, из которой на дивиденды направляется 270 млрд. Дальше делается вывод, что «упомянутые 270 млрд. дивидендов из годовой прибыли на 99% тоже уйдут в бюджет», что является неправдой, поскольку доля государства в акционерном капитале «Роснефти» 50% и государство получит в бюджет только половину дивидендов – 135 млрд. рублей, а вторая половина уйдет в частные руки. 26 сентября 2017 года правительство России утвердило экс-канцлера ФРГ Герхарда Шрёдера в качестве председателя совета директоров «Роснефти».  В 2019 чистая прибыль составила 805 млрд руб, выручка — 8,68 трлн руб.

     Он также доказывает, что главы госкорпораций лично платят большие налоги в бюджет, что также является неправдой. Во-первых, налоги с дивидендов они не платят, поскольку действующие законы освобождают их от такой обязанности, позволяя им выводить дивиденды в офшоры и уходить от налогообложения. Только в 2020 был принят закон об уплате 15% налогов с дивидендов, который вступил в действие с 1 января 2021 года. Во-вторых, налоги корпораций — в основном рента на полезные ископаемые и доход за счет труда сотен тысяч людей, добывающих газ и нефть, а не столько личный вклад их руководителей. Так что обоснования апологетов действующей системы социальной иерархии вызывают большие сомнения в их объективности.

      В этой связи стоит сравнить социально-экономическую политику, проводимую в Белоруссии. Белорусское руководство проводит политику, направленную на ограничение капиталов частных лиц и относительно равномерное распределение доходов государства между его гражданами. Такие действия приводят к более низкому расслоению общества, чем в России. В Белоруссии нет миллиардеров и только 1,4% населения владеет активами свыше 100 тысяч долларов. Миллионеры есть, но их всего 0,1% от общей численности населения. Поэтому Белоруссия и относится к странам с самым низким имущественным расслоением, но сами принципы социальной справедливости, как это должно быть в самых социально прогрессивных государствах, как, например, в Финляндии, и там не соблюдаются.

     Принципы социальной справедливости в Финляндии.

     Сегодня в России многие до сих пор пишут, что любой разговор о развитии в обществе гуманизма, равноправия и социальной справедливости преждевременен. На него нет ни социального запроса, ни реальных предпосылок для возникновения.

     Но это только в России и прочих социально отсталых странах с политически пассивным трудящимся народом, который трудится для добывания денег, а не для удовлетворения своих насущных потребностей по принципам гуманизма, равноправия и социальной справедливости.

     А в северо-западных европейских странах с партийным парламентаризмом, где есть мощные и хорошо организованные партии трудящихся масс, все организованные в государство сельские и городские промышленные муниципальные общины самоуправления связаны социально-экономическими взаимоотношениями между собой с целью социально благополучного проживания всего трудящегося населения страны!

     А распределение базовых социально-бытовых благ там производится по достойным человека нормам от их общего производимого в обществе количества при сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.

     А в России люди пока для этого не только не созрели, но и не желают делать ничего подобного. Это обирать трудящееся население власть и богатство имущим не мешают огромные пространства России, а организоваться для нормальной жизни мешает жажда наживы самих россиян в каждом регионе страны, где никто даже не собирается налаживать производство и распределение базовых средств для жизни по социально справедливым принципам.

     Это в Финляндии с детства учат всех быть честными, трудолюбивыми и благородными, а экономика строится прежде всего для удовлетворения всё возрастающих потребностей трудящегося населения на основе природных ресурсов СВОЕЙ страны! 

     А в России все привыкли трудиться для увеличения прибыли и доходов власть и богатство имущих. Сначала на царское правительство, а потом на буржуазно привилегированное советское чиновничество, часто получая лишь минимальную зарплату за свой труд без всяких социально-бытовых гарантий.

     А власть и богатство имущие всегда живут как при коммунизме, ибо у них всегда в достатке не только социально-бытовые блага, но и коммуникационные, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт!  А если этого не будет у финна, то это уже нарушение естественных прав человека!

     В России НИКОГДА не было законов, чтобы с правом на честно и добросовестно нормированный общественно необходимый труд по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее на благо общества, законодательно каждому, независимо от профессии, гарантировалось право хотя бы на социально-бытовых условий жизни не ниже достойных человека норм от общего количества производимых для социального благополучия населения таких социально необходимых каждому благ, как добротное жильё, качественные и привычные для населения основные продукты питания и фактура для одежды.

     Где благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды каждый может сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего труда на рабочем месте в экономике страны.

     И только с таким социально-экономическим законом бедных среди честных и добросовестных в труде граждан быть не может! Именно такие законы и других заставляют быть честными и добросовестными.

     Именно поэтому там каждый трудящийся человек по закону принятому абсолютным большинством трудящегося населения страны имеет право на необходимые нормы базовых средств для жизни от общей массы производимых трудящимися общества и необходимых каждому для социально благополучной жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры на одежду, а не только на зарплату пропорционально труду не обеспеченную никакими гарантиями. А значит и добросовестные граждане там бедными быть не могут!

     И это основа социально-экономических взаимоотношений финнов. А рынок формируется только на производимое сверх необходимых норм для социального благополучия общества.

     Когда законные социальные гарантии ВСЕХ граждан общества формируются от производственных мощностей, от мастерства и добросовестности трудящихся граждан страны, а не только от прибыли и доходов населения, то от этих законов и добросовестности всех граждан зависят условия жизни и всех членов правительства.

     Но если они хотят попасть под следствие за противоправные деяния, то это их проблемы! А в Финляндии службы обеспечения законности работают добросовестно, иначе и их служащим не поздоровится, если кто-то уличит их в нарушении закона!

     Если трудящийся народ избрал эти законы в парламентской борьбе, то будьте любезны все граждане страны подчиняться этим законам!

     Иначе за нарушение законов избранных абсолютным большинством трудящегося народа страны последует строгое наказание по статьям этого закона!

     Финляндия это вам не Россия с её буржуазными варварскими законами.

     Сегодня все финны, воспитанные в духе древних общинных традиций, редко задаются вопросом, что справедливо, а что несправедливо, они считают, что это и так каждому понятно само собой. Поэтому, отложив рассуждения о справедливости, их всегда заботит лишь польза дела для себя, для своего народа и для своей страны.

     И подобное устройство экономики в Канаде, второй по величине стране мира, в Дании, в Норвегии, в Швеции, в Исландии, в Швейцарии, в Сингапуре и в других социально развитых странах, но со своими национальными традициями и социально-экономическими законными гарантиями, которые зависят лишь от природных ресурсов этих стран и от сплочённости трудящегося народа для защиты своих общих интересов жить дружно и счастливо!

     О жизни и доходах безработных в Финляндии -

     http://proza.ru/2021/01/10/2163


Рецензии