Куртка

   Нет, мои дорогие друзья-товарищи, я вам скажу, что в армии отслужить не каждый сможет, она ведь и создана для того, чтобы отобрать самых надежных, психологически устойчивых, боеспособных, способных обучаться воевать и убивать, да, даже так, а вы думаете, что убить человека легко?  Не знаю, для кого-то, может, и легко, а для нормального человека это довольно сложно, вернее, я так думаю, так как сам я в армии не служил; ну как не служил?, если военные сборы для нас, медиков, составляли 45 суток, разве можно понять за этот срок  хоть  частично, что происходит с моими сверстниками в Советской армии при срочном призыве, с подростками возрастом от 18  и до 27 лет, да, именно подростками, а не юношами, правда, есть и такие, но в общей массе это наивные ребята с уличными понятиями об армии, и я думаю, что все старослужащие, да и все кадровые офицеры меня поддержат в этом понятии. Но даже за эти 45 суток мы успели понюхать пороху – пару раз ездили на стрельбы, из пистолета и автомата нас научили стрелять, хотелось, честно, пострелять побольше, получить удовольствие, особенно, когда ты попадаешь в мишень, и ты доволен умением своим и внутри даже гордишься; танком обкатывали, в карауле служили, охраняя военный склад, хотя может там и патронов не было, но автоматы наши хранились, и каждый студент должен был запомнить номер именно своего автомата; а бег с противогазом и в противохимическом костюме, это я скажу, не каждый мог выдержать, еще и ложиться и вставать нужно, когда командуют –  вспышка справа, вспышка слева  и ты быстро должен лечь с прикрытой головой руками в сторону «вспышки» и, вскочив, бегом  через поле. Я, когда снял свою одежду после пробега, так мои штаны и гимнастерка стояли высохши от выделенной мною соли – вот так я переносил эту службу; но в нашей роте старослужащие – студенты, это те, кто ранее был в армии, чувствовали себя, как рыба в воде, я видел, как им было в удовольствие выгонять нас на зарядку, приказывать  кому и что делать, а ведь мы сидели за одной с ними партой, как они изменились прямо на наших глазах. За эти сборы я понял, что служить можно, не сложно, а в конце даже понравилось, служба нас сплотила общими перенесенными невзгодами, честно, я бы эти сборы-курсы сделал бы подольше, этак 2-3 месяца.
    Часто встречаясь с друзьями, видел определенное превосходство в глазах перед теми, кто не нес службу в армии, особенно, во флоте, смотрели на нас, как на «несмышленышей», не видевших «ни огня, ни воды, ни медных труб». Конечно, матерям  и не служившим в армии отцам, боязно отпускать своего ребенка в армию, а те, кто служил, обязательно настаивают, чтобы их ребенок прошел службу, где вся наивная шелуха счищается с кожи подростка, и он превращается в мужчину с своим внутренним менталитетом бойца, способного защищать, а если надо, то и убивать.
   Конечно, все службу в армии воспринимают как тяжкую обязанность и служить в ней, особенно в молодые годы, когда ты хочешь всего и побольше, тебе не особо-то и охота, и все  всеми правдами и неправдами стараются «откосить», если получится… Но бывают и ярые защитники, стремящиеся попасть в нее любыми способами, да таких тоже немало, так таких психиатр быстро отсекает на призывной комиссии, ведь это не реально испытывать страсть к службе в армии в мирное время, когда у тебя, молодого, столько возможностей, делай что хошь, но только не служить.., да и пугают везде дедовщиной, что унижают там почем зря молодых, а бывает, что и погибают на учениях, страх перед неизведанным все же очень сильный. Но он-то все равно проходит. И мы, мужчины, служившие и не служившие в армии, часто обсуждаем эту тему в гаражах, в конце рабочей недели, распаляясь в спорах о преимуществе и недостатках службы в армии. Все делятся своими историями, и одна из них меня заинтересовала своей необычной мотивацией к службе, что, однако, было проявлением нашего современного времени, наших отношений в среде юношей, именно во времена перестройки, когда криминал пролез во все слои общества, и милиция ничем не могла помочь, и молодые люди даже скрывались в армии от своих житейских проблем, да, была и такая мотивация для несения службы. И вот каким случаем поделился со мной, мой уважаемый сосед по  гаражу, Иван Петрович, служивший, как он выразился в «стройбате» .
    – Служил с нами в медпункте фельдшером молодой человек, назовем его Анатолием, высокий, в очках, молчаливый, по слухам недоучившийся студент медицинского института. Всегда куривший только «беломор», когда все уже курили сигареты, вел себя несколько отстраненно от нас, но не зазнавался , если о чем его попросишь, то всегда выручал, когда нужно – пару дней в палате отлежаться, когда тебя пресенгует командир, или выпить когда «невтерпежь», и такое бывало, всегда найдет у себя несколько грамм чистого спирта. Любил он книжки читать, все думали, что он к экзаменам готовится, а посмотришь, одна русская классика: Толстой, Достоевский с Чеховым, Диккенс с Моэмом, короче, пестрая у него была библиотека, ну и нам давал почитать конечно, кто попросит, но таких  любителей у нас находилось мало. Одна положительная особенность за ним числилась – никогда мы его не видели выпившим и никогда он в пьянках не принимал участие, хотя возможности у него было достаточно, а на пьяных смотрел с сожалением и снисходительно, даже жалел их, по утрам всегда у него находилось на опохмелку, но при одном условии, он должен был вынужден прослушать лекцию о вреде алкоголизма. Не знаю, может, кому и помогало, но как вы видите, мои друзья, мне не особо помогло, хотя я их частенько выслушивал. В лекциях своих он не то чтобы осуждал пьянство, а больше говорил о силе воли, о последствиях, о друзьях и родителях, страдающих от вида пьяного человека, неадекватного, разъяренного алкоголем, говорил о будущей семье, о грубом поведении и словах, сказанных в пылу пьяного угара, за которые надо отвечать, что так легко и в тюрьму попасть, не сделав ничего хорошего в жизни, прямо как будущий нарколог говорил, в общем, давил нам на  жалость к близким, но мы все терпели, зная, что в конце лекции нам Анатолий нальет все-таки 100,0гр. Вы, друзья, не подумайте, что в армии так часто выпивают, особенно, солдаты, но когда нам не дают автоматов, служба копай от забора и до вечера, когда привыкаешь к этому изнуряющему ритму, когда кругом дедовщина, разделение на национальные мелкие стаи, когда приходится драться в кровь лопатами и ломами, и так тоже было, когда терпишь унижения от «кавказцев», «азиатов» или « хохлов», иногда и надо расслабиться и дать волю своим словам и мыслям, да и начальство это понимает, хотя и должно не допускать межнациональных стычек, да разве у нас, в «стройбате», за всем усмотришь, у каждого свои проблемы – семья, дети, начальство  и т.д.
  – Но я все не о том, - продолжал, немного выпив, Иван Петрович, - стали мы расспрашивать нашего фельдшера, как это он, при таком запасе спиртного, ни разу не скомпрометировал себя перед начальством, да и сам так спокойно переносит алкоголиков, и лишь сострадание к ним испытывает. Тогда он рассказал нам историю фельдшера, которую я и собираюсь вам донести, если у вас еще осталось терпения слушать.
  «Сломал мне алкоголь всю мою судьбу, начал свой рассказ фельдшер, еще и не начавшуюся, ведь хотел стать великим человеком, хотя, может, все и впереди, но споткнулся я из-за этого очень серьезно, растерял родных, друзей, любимую женщину, карьеру, а ведь по сути родился я талантливым, способным человеком – школу закончил с золотой медалью, музыкальное училище, английский знаю, хоть в консульстве работай переводчиком, родители интеллигенты, педанты, пытавшие изменить мою судьбу, но так и не сумевшие… Есть у меня один недостаток, вернее, был – от любой маленькой рюмки водки я быстро пьянею, может, от родителей мне этот ген достался или от деда, но как выпью – ничего не помню, начинаю хамить, драться, куда-то бежать, веду себя бессмысленно и опасно для окружающих, и вязали меня, и избивали товарищи, но только хуже делали, потихоньку стал деградировать, хотя уже и учился на 3-ем курсе мединститута; учеба давалась легко, интересно было учиться, но как выпью, это минимум две-три недели из жизни выкинь… Врачи, кодировка не помогали; такой молодой возраст, такие родители, а ребенок, сами видите, был неконтролируемой свиньей, это когда выпьет, конечно, а так умница и способный ученик. Но так, как вы понимаете, долго продолжаться не могло.
   И произошел со мной такой, казалось бы простой случай, просто на ровном месте, из-за пустяка, превратившегося в неразрешимую для меня лично проблему. Вы, наверное, слышали, что с ворами связываться опасно, что за любой поступок и слово в их среде нужно отвечать кровью или деньгами, если они у тебя есть, конечно…
   Однажды на зимних каникулах, после зимней сессии, которую я частично завалил из-за своих прогулов по «болезни», пригласил меня мой одногруппник к себе в деревню: зима, мороз, снег, тишина, чистый воздух, костер на опушке, чистый самогон, высокие сосны, веселые приятели и симпатичные девчонки, отдых от городской, постоянной суеты, шума на улице, треска трамваев, серости на улице и на небе, такая смена колорита и ритма жизни – одно удовольствие. Меня с моим товарищем встречали чуть ли не в каждом доме с удовольствием, угощали грибами, вареной козлятиной, соленым с чесноком салом, свежей требухой и хлебом, испеченным в собственной печи – ведь мы будущие доктора, ученые люди, и как приятно простому деревенскому люду поговорить о преимуществах городской жизни и недостатках деревенского быта, да и любая тема была в радость, особенно старикам, которые уже привыкли к такой размеренной жизни, и каждая новость для них в диковинку. И тут я как бы стал «первым парнем на деревне», особенно на танцах, все симпатичные девочки на меня косились с любопытством, а ребята поджидали меня на морозе с целью проучить «выскочку», ну, все по классике. Я был здорово выпивши, всем улыбался и не чувствовал своей будущей погибели. Пригласил меня в сторону местный «барыга», парень торгующий импортными шмотками, и предложил мне купить куртку – пуховик, канадского производства, которая мне очень понравилась, денег у меня с собой естественно не было, но я пообещал их достать завтра, думал, что у меня есть чуть-чуть, а остальные, недостающие деньги, займу у кого-нибудь в деревне, уж не откажут будущему доктору.
   Мы договорились о цене и о встрече завтра утром возле клуба, но если, говорит, не принесешь деньги или не придешь, то поставим на счетчик, но меня такие слова только рассмешили; я, да не достану денег, если что, думаю, у родителей попрошу, куртку спрятал в сумку, а мне еще одну дали померить, вдруг не подойдет предыдущая по размеру. Домой с сумкой и приятелем добрались только под утро, голова трещит от самогона, лицо помятое, мешок с куртками разорван, вещи измазаны какой-то соляркой, я уже и не помню, где я вчера шатался, может, в гараже.., не помню и все, а настроение уже испортилось, как увидел грязные куртки и вспомнил, что сегодня надо рассчитаться за куртки. Посмотрел в свой кошелек, а он практически пуст, даже на бутылку самогонки не хватит, и, испугавшись, спросил денег у товарища, вернее, у его родителей, но оказалось, что такой суммы, под которую я подписался, даже не торгуясь, тоже не было. Попросил взаймы денег у соседей, так у них тоже не оказалось, уж больно для них это большая сумма, да и кому давать – молодому разгильдяю и пьянице, но на утро «барыга» сам пришел, вызвал меня и спрашивает деньги за обе куртки, он уже узнал, что денег у меня нет и куртки измазаны, может, они мне и подсунули такие в мешке, а я по пьянке и не заметил, но эти мысли только потом пришли в голову, а сейчас надо рассчитаться,  а денег нет… Написал расписку, что взял деньги в долг и если не верну в течении трех дней, то пойдут проценты, каждый просроченный день это 100% занятой суммы, что я знал о процентах, да еще был и снова выпивший, не ведал ни страха ни подвоха...
   Быстро помчался на электричке домой, а родители, как назло, уехали в командировку на месяц, это они иногда делали, приучали меня к самостоятельности и денег ни копейки не оставили, кроме записки. Я к бабушке, но у нее тоже денег не оказалось, к друзьям и знакомым, тоже не занимают, а «барыга» через три дня позвонил, да не домой позвонил, а в деканат, чтобы меня вызвали с лекции для разговора по телефону и напомнил о счетчике; мне пришлось встретиться и переписать расписку заново уже на другую сумму и под более высокие проценты, этот вроде как карточный долг стал меня давить, и я ничего не мог сделать – родителей нет, друзей-товарищей нет, богатых родственников нет, никто мне не может занять такой, уже огромной, суммы; и все ведь «по закону», правда, воровскому, а всему виноват я сам, сам себя посадил в долговую яму и выбраться уже самостоятельно я из нее не мог; каждую неделю мне звонили в деканат и разными голосами напоминали о долге, даже стали советовать продать квартиру своему знакомым. А когда приехали родители, и я им рассказал о своем долге и процентах, то такой уже огромной суммы и у родителей не нашлось. Обратились к знакомому участковому, так тот тоже ничего не мог посоветовать, ищите, говорит, деньги, расписка есть, долг есть, разбирайтесь сами. Моральная атмосфера накалялась, страх физического унижения, которого я не испытывал никогда; каждую ночь мне снилось, что ко мне пришли, привязали к батареи и требовали деньги, просыпался в поту и страхе за будущий день. Так длится долго не могло быть; я в  истерике, родители молчат, винят меня во всех проблемах, и я один, совсем один, я никогда не был в такой ситуации, ни ел, ни пил, об учебе вообще не было разговоров, пусть меня исключают, но я уже боялся идти в институт…
   И тут моим родителям, один из сочувствующих, хорошо знакомых моему отцу, (ведь о моей проблеме уже знали все – кто-то был рад, что наконец-то сам попался в плутни, кто-то сострадал, а в общем, было всем все равно), из военкомата предложил выход – пойти мне на службу в армию фельдшером, так как я уже 3 курса мединститута закончил и имел право работать по специальности. Родители посоветовались и согласились на такой эксперимент – может, армия из меня сделает человека, а с долгом, если придут спрашивать, за куртки рассчитаемся, а за остальное – извините, здесь не проживает. Так и получилось.
     И вот я здесь с вами, в «стройбате», и мне вас больно жалко, как вы наивны в жизни , особенно, под действием алкоголя, не зная, в какой вы компании, где честные люди, а где подлецы, но для этого и существует жизнь, чтобы научиться разбираться в людях. А родители мои теперь довольны, с долгами рассчитались, я под присмотром, сам уже начал понимать, как мне дальше жить, и какой линии поведения мне держаться; что я хочу от жизни, к чему стремиться и ради чего мне стоит продолжать учиться в институте. Так что я даже благодарен этой воровской братве, что они меня научили ценить жизнь, друзей, каждое, мною сказанное слово, и каждый мой поступок».
   Вот такой грустной историей и закончились наши посиделки в гараже. И  мы, чуть выпившие, но довольные, что это произошло не с нами, а абсолютно с другим человеком, и не с нашим родственником, мы пришли в свой дом, где покой и достаток, к которому мы все и стремились.


Рецензии