Лезги-караван-сарай в средневековой Шемахе

«Лезги-караван-сарай» в средневековой Шемахе

Немецкий путешественник и географ Адам Олеарий (1599–1671) о средневековой Шемахе нам сообщает, что там живут «персы, армяне и немного грузин». По его словам, в южной части города находится большой рынок:


«Тут же на рынке 2 пакгауза или гостиных двора с разными ходами и каморками, куда являются чужие купцы и торгуют оптом. Один из них называется Шах-караван-сарай*, здесь останавливаются русские, торгующие оловом, медью, юфтью и соболями. Другой называется Лозги-караван-сарай, сюда заходят черкасские татары, ведущие здесь свою торговлю: они продают лошадей, женщин, малолетних или взрослых девиц, мальчиков и девочек, частью купленных ими, частью украденных у русских в пограничных местностях или же у кого-либо из своих же соплеменников».


В том же «Лозги-караван-сарае», как сообщает Адам Олеарий, останавливаются и «евреи, доставляющие из Тессерана прекраснейшие персидские ковры». Судя по всему, здесь речь идёт о Табаристане — средневековом названии провинции (IX–XII в.), расположенной на южном побережье Каспийского моря, между Гиляном на западе и Хорасаном на востоке, либо же о южнодагестанской области Табасаран. Отметим также, что на территории современного Ирана топоним «Тессеран» не известен, данное название в сочинении Адама Олеария встречается лишь единожды, в то время как топоним «Табессеран» (Табасаран?) упоминается ещё дважды. Кроме того, сообщение о том, что еврейские торговцы останавливались в «Лозги-караван-сарае», то есть, «Лезги-караван-сарае», также указывает на то, что он был ориентирован в первую очередь на лезгинских купцов из современного Южного Дагестана либо же им принадлежал.


Дополнительный довод в пользу того, что «Тессеран=Табессеран=Табасаран», а под «персидскими коврами» следует понимать «ковры лезгинские», сводится к тому, что сам Адам Олеарий несколько ниже в своём сочинении упоминает о том, что «в Табессеране, …живёт много живет иудеев».


В свою очередь, в тезисах доклада Т.М. Хизгиловой «Ковры горских евреев “Джууд-чешне”» акцентируется внимание на особой группе кавказских ковров с характерной еврейской символикой, которая именуется лезгинами «джууд-чешне» («еврейский рисунок, узор»), а лезгиноязычными табасаранцами — «джуудат-чешне». Эти ковры ткались горскими евреями только для себя, по их представлениям они несли охранную функцию.


Таким образом, можно с определённой уверенностью говорить о том, что евреи Табасарана/Табессерана торговали местными, лезгинскими коврами на рынке в городе Шемахе. Кстати, в наше время Табасаран — это самая северная историческая область Дагестана, где развито лезгинское ковроделие.

Автор: ‘Али Албанви

На фото: Адам Олеарий.

*Караван-сарай (перс.) — постоялый двор для караванов на торговом пути, дом отдыха; а также большое общественное строение на Ближнем и Среднем Востоке и в Средней Азии, в городах, на дорогах и в ненаселённых местах, служащее кровом и стоянкой для путешественников, как правило — для торговых караванов.

Литература / источники

1. Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию / Пер. А.М. Ловягина. М.: «Русич», 2003. С. 394; 396; 413.

2. Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию. Пер. А.М. Ловягина. СПБ.: «Издание А.С. Суворина», 1905. С. 463. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32a3Qr, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.11.2022). — Яз. рус.

3. Семенов И.Г. Источники по истории и культуре горских евреев. Основные этапы их изучения. С. 65. // Гилалов А.Т. История и культура Горских евреев. Москва, 2018. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32WiM8, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.11.2022). — Яз. рус.

4. Семенов И.Г. Очерк этнической истории евреев восточного Кавказа в VI — начале XX в. Ранняя этническая история евреев Восточного Кавказа: средневековый период и Новое время. С. 94. // Гилалов А.Т. История и культура Горских евреев. Москва, 2018. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32WiM8, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.11.2022). — Яз. рус.


Рецензии