Кого Горские евреи называли тавлинцами?
Дагестанских горцев горские евреи Шекинской и Кубинской зоны именуют «л;зги» [мн. ч. «л;згиу(н)» или «л;згигьо»] «лезгин», также, как и тюрки-огузы (т. н. «азербайджанцы»), но когда требуется подчеркнуть конфессиональную принадлежность дагестанцев, то горские евреи именуют «мусульманами» — «мусулму(н)». Среди горских народов горские евреи Дербентской зоны различали табасаранцев («тебесеренгьо») и лезгин («лезгигьо»). В «Русско-татском словаре» (2006) приводятся следующие определения терминов лезгин, лезгинка (танец), лезгинский язык: «лезги», «лезгинке», и «лезгии» соответственно. Возможно, из общего массива носителей языков лезгинской подгруппы горскими евреями различались агулы, рутулы, цахуры, но подтвердить это убедительными полевыми или языковыми материалами исследователям не удалось.
Жителей, окружавших Маджалис и Янгикент кайтаго-даргинских сел, а также представителей союза Акуша-Дарго, всех аварцев и всех лакцев горские евреи Кайтага называли «товли». Данный термин восходит к кумыкскому «тавлу» («tawlu») «горцы». Кумыки, живущие в разных зонах Дагестана, применяют его в одних местах к аварцам, в других — к даргинцам, в-третьих — к аварцам, даргинцам и лакцам.
Термин «товли» был известен и у горских евреев дербентской зоны, причем там, также, как и у горских евреев кайтагской зоны, этим термином именовали всех дагестанских горцев, за исключением народов лезгинской группы.
В XVIII — начале XIX в. в северо-кумыкской зоне, в пределах шамхальства Тарковского горские евреи жили в селениях Тарки, Бойнак (совр. Улубийаул), Костек, Аксай и Эндирей (Андрейаул). Там горские евреи также именовали кумыков, как правило, муьсуьрму(н) или, реже, гъумугъ, а представителей аваро-андо-цезской, даргинской и лакской групп — товли. Впрочем, в тех случаях, когда было необходимо подчеркнуть конфессиональную принадлежность дагестанцев, горскими евреями применялся термин муьсуьрму(н). Особое же отношение горских евреев к кумыкам как мусульманам проявлялось и в том, что и в северо-кумыкской зоне, также, как и в кайтагской, горские евреи именовали «мусульманским языком» именно кумыкский.
До Кавказской войны горские евреи жили только в равнинной и предгорной зонах Дагестана, на территории же аварских, даргинских и лакских джамаатов они источниками не фиксируются. Этим обстоятельством и объясняется поверхностное знакомство горских евреев с микроэтнонимикой аварцев и даргинцев. Горские евреи не были изолированы от данных джамаатов ни географически, ни экономически.
Известно, например, что в XVII в. и во время самой Кавказской войны горские евреи посещали с торговыми целями территорию Аварского ханства, а также и один из наиболее высокогорных дагестанских джамаатов — Андийский. То есть названия местных джамаатов могли быть известны горским евреям, но в горско-еврейской лексике они не отложились. Исключение составляет только этникон гъэзигъумугъ (q;ziqumuq) «казихумухец, житель Казикумухского ханства», связанный с казикумухскими (кумухскими) лакцами.
Автор: ‘Али Албанви
На фото: Горские евреи.
Литература / источники
1. Дадашев М. Русско-татский (горско-еврейский) словарь. ООО «Издательство «Собрание». Москва, 2006. С. 99.
2. Семенов И. Особенности именования кавказских мусульман горскими евреями. С. 457–458. // Гилалов А.Т. История и культура Горских евреев. Москва, 2018. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32WiM8, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 29.10.2022). — Яз. рус.
Свидетельство о публикации №222110601520
Юрий Николаевич Горбачев 2 15.02.2023 16:06 Заявить о нарушении
Юрий Николаевич Горбачев 2 15.02.2023 22:25 Заявить о нарушении