Федосеево-Пустынь, Санское поселение

ФЕДОСЕЕВО-ПУСТЫНЬ – село в составе Санского сельского поселения Шиловского района Рязанской обл. Расположено на левом берегу Киструсской старицы р. Оки в 5 км к сев.-зап. от центра поселения с. Санское и в 15 км к сев.-зап. от пгт Шилово. По данным Всероссийской переписи населения 2010 в с. Федосеево-Пустынь постоянно проживает 99 чел. (в 1989 – 257 чел.).

Вплоть до 1960-х насел. пункт носил название Федосеева Пустынь; в дальнейшем – Федосеево-Пустынь. Насел. пункт получил свое наименование по существовавшему здесь в 16 – начале 18 вв. монастырю – Федосеевой Благовещенской пустыни. Здесь Федосеева – это притяжат. прилагат. от муж. имени Федосей, представляющего собой простореч. форму канонического православного имени Феодосий (греч. ;;;; + ;;;;;;, букв. «Данный Богом»). Пустынь ж. – уединенная обитель, одинокое жилье, келья, лачуга отшельника, одинокого богомольца, уклонившегося от суеты; небольшой нештатный монастырь.

Федосеева Благовещенская пустынь на берегу оз. Велье (часть совр. Киструсской старицы) Старорязанского стана Рязанского уезда упом. в жалованной несудимой грамоте, которую в 1534 великий князь Иван IV Васильевич (1534 – 1584) выдал ее игумену Иннокентию на право «монастырских слуг и крестьян ему игумену во всяких делах судить и посылать по них даннаго с Москвы дьяка певчего Артюшку Протопопова сына Гурьева, а иным никому в монастырские вотчины не въезжать». В 1574 царь Иван IV Васильевич по челобитью игумена Федосеевой пустыни Зосимы с братьею послал на Рязань к денежному сборщику Ивану Власьеву дополнительную грамоту, которой велено «денежный оброк за оз. Велья платить на Москве в Приказе Большаго Дворца посрочно».

В 1585 царь Федор I Иванович (1584 – 1598) выдал игумену Федосеевой пустыни Серапиону подтвердительную жалованную несудимую грамоту, в которой было сказано, что «дана та грамота з жалованной ветхой грамоты деда ево государева, великаго князя Василья Ивановича и отца ево Ивана Васильевича всеа Русии». В 1587 тому же игумену была выдана подтвердительная грамота на оз. Велье.

Вскоре вблизи Федосеевой Благовещенской пустыни стали селиться крестьяне, чему способствовали многочисленные льготы, предоставленные монастырю. О монастырских крестьянах, проживающих «в их монастырской слободе и в селище»,  упом., в частности, жалованная грамота, выданная в 1616 царем Михаилом Федоровичем (1613 – 1645) игумену Федосеевой пустыни Авраамию с братьею: «Мая в 5-й день дана государева жалованная грамота Резанскаго уезда Старой Резани Благовещенсково монастыря Федосьевой пустыни Вердеревских, что на Вельне озере, игумену Абрамею з братьею…них жалованных грамот на их монастырскую слободу да на селище, а в той жалованной грамоте написано: хто у них в их монастырской слободе и в селище учнет жити, их монастырских людей и крестьян, и их людем и крестьяном государевых никаких податей и денежных всяких поборов и казачьих хлебных запасов и кормов с сошными людьми не давати, опричь наших денег и стрелецких запасов и городового и острожново дела; а ямские и…деньги и стрелецкие и хлебные запасы давати и городовое и острожное дело делать з живущего…сошными людьми вместе, а бояре и наместницы и тиуны их монастырских людей и крестьян не судят ни…душегубства и разбоя и татьбы с поличным, а ведает и судит игумен з братьею тех своих монастырских людей и крестьян сами во всем и ни кому при…, а случитца суд смесной и тем их монастырских людей и крестьяном з городцкими или с волосными людьми и бояре и намесницы и их тиуны их монастырских людей и крестьян судят, а игумен з братьею или их прикащик с ними-ж судят, а прав будет или виноват монастырской человек и он в правде и в вине игумену з братьею или их прикащику, а гороцкие судьи в их монастырскаго человека в праваго и в виноватаго не вступаютца, а городцкой или волосной человек в правде и в вине наместником и их тиуном, а игумен з братьею и их прикащик в городцково и в волосново человека в праваго и в виноватово не вступаютца-ж, а кому будет чего искати на игумене з братьею и на их слугах и на крестьянех, и их судит государь царь и великий князь Михайло Феодорович всеа Русии или кому прикажет их судити, а искати им и отвечати в году на 3 срока: на Рождество, да на Троицын день да на Семен день Летопровотца, а опричь тех указных сроков на иные их сроки не судити и на поруки не давати, а хто на них накинет срок сильно не по тем указным срокам и им к тем сроком ездить не велено, а хто по них безсудную или зазывную или правую грамоту возьмет не по тем же сроком и те им грамоты не в грамоты, а пристав езды лишен, а в духовном деле игумена з братьею и весь причет церковной судит архиепискуп Резанский и Муромский по соборному уложенью, также бояре и воеводы и дьяки и дети боярские, ратные и всякие ездоки в их монастырских вотчинах у их слуг и у крестьян сильно не ставят…и подвод и проводников и кормов своих и конных у них не емлют, а кому у них лучитца стати и они корм свой и конский купят по цене, как им продадут, и гонцы и посланники подвод у них и проводников не емлют, также их монастырским слугам и ко крестьяном на пиры и на братчиныи на свадьбы не званы к ним нихто не ездят, а хто к ним приедет не зван и они того вышлют вон беспесно, а не пойдет вон, а учнет пить сильно, а учинитца у них на том пиру при том не званом какая гибель и тому не званому та гибель платить вдвое без суда и без исправы, а учинитца у них в монастырских вотчинах душегубство, а душегубство будет в лицах и они его отдадут наместником и их тиуном, а монастырским людем и крестьяном в том веры и продажи нет, а будет душегубеца не будет в лицах и они дают за голову веры 4 рубли, а учинитца душегубство без хитрости, ково громом или древом  убьет или з древа или с хоромины убьетца или ково возом сотрет или згорит или озябнет или утонет или мертвого водой принесет к их монастырской земле и крестьяном в том веры с продажи нет, также монастырских крестьян к губным и к иным ни х каким делам в целовальники не выбирают, а коли поедет с Резани к Москве или с Москвы на Резань игумен или братья или слуги монастырские человека 3 или 4 государю о чем побьют челом и по рекам перевозщиком и мостовщиком и всяким пошлинником мыта и перевозу и мостовщины и никаких пошлин с них не имать и пропущать их везде беспошлинно, а для береженья государеву грамоту держать им в монастыре в казне, а с подлинные грамоты для бояр и воевод дан им список за дьячьею приписью, и где они государскую жалованную грамоту и список за дьячьею приписью явят и они явачнаго не дают ничего, а хто через государскую грамоту игумена з братьею и слуг и крестьян чем изобидит, и тому от государя быть в опале».

В 1624 царь Михаил Федорович дополнительно подтвердил все предыдущие жалованные грамоты, выданные Федосеевой Благовещенской пустыни.

Описание Федосеевой Благовещенской пустыни и монастырской слободы содержится в писцовых кн. 1629 – 1630: «Монастырь Благовещения Пресвятые Богородицы Федосеева пустынь на Мещерской стороне, на оз. Велье, а круг монастыря ограда заметана в столбы, а на монастыре церковь Благовещения Пресвятые Богородицы древена клецки с папертью, а строенье в церкве монастырское, да в монастыре трапеза да келья игуменская, а в ней живет келарь старец Александра, 4 кельи братцких, а в них 4 брата старцов, да за монастырем двор конюшенной да двор скотей. Того ж монастыря слобода Коншина на оз. на Велье, а в слободе церковных дворов, что в монастыре, дв. поп Стефан Игнатьев, дв. пономарь Кондрашка Ондронов, дв. просвирница Анна, в слободе ж: дв. монастырской, в нем живет дворник Силко Степанов, дв. слуга монастырской Ванифашко Родионов, да детенышевых дворов: дв. Ортюшка Петров, дв. Федка Кирилов, дв. Ивашко Кирилов, да хлебников дв. Максимко Тимофеев, да крестьянских 18 дв., людей в них 19 человек, 10 дв. бобыльских, людей в них тож. Пашни паханые и наезжие и перелогу и лесом поросло середние земли 349 чети с осминою в поле, а в дву потомуж, сена на озере Велье на лугу 300 копен, да против Срезнева заводь у Оки реки, да пожня, сена на ней ставитца 15 копен, да пожня Старая Вотага, да пожня Рог, да пожня Лаковская, да пожня Источная, сена на них ставитца 125 копен, лесу пашенного около слободки 10 дес., да леса непашенного – болота – 8 дес., да половина оз. Велья, да половина истоку Великого, да половина оз. Борового истоку тово-ж озера, а лес з дегтянскими крестьяны вопче за Вельем озером. Да Федосеевы ж пустыни бортные ухожье судерев боярина Дмитрея Годунова вотчины села Выжелеса з бортники, а ходили в те ухожьи монастырской слободки бортники Олешка да Гришка Курбатовы дети Бешнины, да Климка Онуфреев, а оброку с того ухожья давали в монастырь по 4 пуда меду, а ныне в той ухожей ходят, хто у игумена с братьею изоброчет, а оброку платят с того ухожья игумену з братьею, по чему на них игумен изоброчет и оброку положит. Сошного письма в живущем и впусте пол-сохи и не дошло в сошное письмо осьмина пашни, а платить с живущего в сошное письмо монастырским крестьяном с 3 чети пашни. Писана та вотчина по государеве жалованной грамоте за приписью дьяка Прокофья Пахирева 132 (1624) г. да по выписи с книг писма и меры Василья Волжинскаго да Ивана Нащокина с товарыщи 105 и 106 (1597 и 1598) г.».

В 1645 в Федосеевой Благовещенской пустыни вместо старой ветхой была построена новая деревянная Благовещенская церковь.

Царь Алексей Михайлович (1645 – 1676) грамотой от 8 янв. 1653 приписал Федосееву Благовещенскую пустынь к Московскому Ново-Спасскому монастырю, но уже 29 июня того же года, новой грамотой, выданной по челобитью преосвященного Мисаила, архиепископа Рязанскаго и Муромскаго, велено «Федосееву пустынь строить и крестьян ведать и от стороны оберегать ему преосвященному архиепископу, а Спаса Нового монастыря властям, что был тот монастырь у них приписан, за ссорою у них не быть».

По данным окладных кн. 1676 при монастырской Благовещенской церкви показано: «церковные пашни белому попу 4 четв. в поле, в дву потомуж, сенных покосов на 15 копен. В приходе к той церкви в подмонастырской слободке дв. служен, крестьянских 59 дв., да бобыльских 10 дв.». Кроме того в тех же окладных кн. отмечено, что «у тое церкви белаго попа нет, по скаске чернаго попа Боголепа да казначея старца Феодосия, года с 4».

В 1680, по указу царя Федора III Алексеевича (1676 – 1682), Федосеева Благовещенская пустынь была приписана к Воскресенскому монастырю, но уже 15 дек. 1682 преосвященному Павлу, митрополиту Рязанскому и Муромскому, велено «Федосееву пустынь с вотчины и со крестьяны и со всеми угодьи приписать в дом Рязанской митрополии, к Воскресенскому монастырю приписать Рясского уезду Симеоновский монастырь да Рязанского уезду Покровской Нищевской монастырь».

В начале 18 в. Федосеева Благовещенская пустынь была упразднена, а монастырская Благовещенская церковь стала приходской в бывшей монастырской слободке, ставшей селом Федосеева Пустынь; одновременно бывшие монастырские крестьяне были переведены в разряд государственных (казенных).

В 1708 – 1719, в результате администр. реформ имп. Петра I, с. Федосеева Пустынь было отнесено к Переяславль-Рязанской провинции Московской губ.

В 1778, в результате новой администр. реформы, осуществленной имп. Екатериной II, оно вошло в состав Спасского уезда Рязанской губ.

К 1797, по данным 5-й ревизии и «Экономических примечаний к Планам генерального межевания (ПГМ)», в с. Федосеева Пустынь Спасского уезда Рязанской губ. насчитыв. 83 дв., в к-рых проживало 320 душ муж. и 400 жен. пола. Межевая дача составляла 1.325 дес. 1610 кв. саж.; из них под усадьбами – 20 дес. 2240 кв. саж., пашня – 450 дес. 1292 кв. саж., сенные покосы – 378 дес. 819 кв. саж., леса – 274 дес. 182 кв. саж., неудобья – 201 дес. 2377 кв. саж.

На момент проведения межевания земли с. Федосеева Пустынь принадлежали общ-ву государств. (казенных) крестьян (83 дв., 320 муж. и 400 жен.).

«Экономические примечания» дают следующее описание с. Федосеева Пустынь: «На левой стороне истока, вытекающаго из озера Велья; церковь деревянная Благовещиния Пресвятыя Богородицы. А дача при озере Сони и па обе стороны озера Велья; в них рыба – щуки, окуни, лини и плотва. Грунт земли пещаной. Урожай хлеба и покосов средственной. Лес дровяной: сосновой, березовой, осиновой и ивовой, но для поташа не способен; в нем звери – волки, зайцы, белки и горностай; птицы – соловьи, чижи, щеглы, ястреба, сороки, вороны, в полях – тетерева, куропатки, перепелки и жаворонки, при озерах – дикия утки и кулики. Крестьяне состоят на положенном казенном оброки, промышляют хлебопашеством и отходят на струговую работу вниз по Оке и вверх по Волги до городов Рыбнова и Орла».

К 1859, по данным «Списков населенных мест Российской империи», в с. Федосеева Пустынь Спасского уезда Рязанской губ. при оз. Велье и колодцах насчитыв. 288 дв., в к-рых проживало 1113 душ муж. и 1228 жен. пола. В с. имелись сельск. правление и 1 православ. церковь. С. Федосеева Пустынь состояло в 1 стане Спасского уезда и находилось в 12 верстах от квартиры станового пристава в д. Киструс (Слобода) и в 28 верстах от уездного г. Спасска. На момент отмены крепост. права все крестьяне с. Федосеева Пустынь были государств. (казенными).

В 1870 на средства прихожан в с. Федосеева Пустынь была построена новая деревянная Благовещенская церковь, а здаиие старой ветхой церкви указами Духовной консистории от 22.02.1880 и от 29.04.1882 было разрешено разобрать и употребить на постройку и отопление школы. На том месте, где находился алтарь древней церкви, была построена каменная часовенка. В 1882 на средства сельск. общ-ва в с. Федосеева Пустынь было открыто земское нач. училище (школа).

По данным подворной переписи 1886 в с. Федосеева Пустынь Санской вол. Спасского уезда располагалось на горе близ оз. Велье, Едаково тож. В с. Федосеево Пустынь проживало 753 души муж. и 817 жен пола (всего 1570 чел.), в т.ч. 250 домохозяев. Из числа жителей 30 семей (79 муж. и 78 жен.), а также 8 муж. и 9 жен. в др. семьях исповедовали старообрядчество поповского толка. На стороне проживало 4 семьи (22 чел.). Из не приписанных к общ-ву в с. проживало 6 семей (10 муж. и 10 жен.). Грамотных было 254 муж. и 10 жен.; 52 мальч. и 4 девоч. учились в школе.

За крестьянами с. Федосеево Пустынь было закреплено 962 дес. обществ. земли, по 2,1 дес. на надельную душу. Безземельных было 7 семей (9 душ). Межевая дача в 2 участках, больший из к-рых находился при с. и имел округлую в плане форму, причем селение располагалось на его окраине, меньший – за 5 верст от с., состоял из 30 дес. луга. Землевладение общинное; пашня состояла из 21 участка и была поделена по наличным душам по письменному приговору в 1884 сроком на 12 лет. Душевые наделы имели от 15 до 70 саж. длины и от 1,5 до 2,75 арш. ширины. Дальние наделы находились в 2 верстах от с. Луга (всего 143 дес.) поемные, хорошие, делились ежегодно. Лес – кустарник, годный только для плетней; вырубался весь каждые 3 – 4 года. 14 семей владели 65 дес. пашни, 71,5 дес. луга и 26,5 дес. леса (всего 163 дес.) на правах част. собственности. В с. сдавалось в аренду 14 душевых наделов за уплату податей. 1 семья арендовала 1 дес. пашни за 9 руб. за пределами общины. Кроме того, 10 семей арендовали 65 душевых паев луга в с. Дегтяном за 110 руб. и 7 душевых паев луга в сс. Санском и Дегтяном исполу.

Почва плохая, только 1/3 часть посредственной, песчаная (ок. 2/3) и супесчаная (ок. 1/3). Урожайность озимых (рожь) составляла сам-7; сена на раскладоч. единицу накашивалось по 30 пудов. В с. содержалось 172 лошади, 620 коров, 649 овец и 418 свиней. 2 дв. имели по 3 и более лошадей, 78 дв. – по 2 и более коров. Не имели лошади 104 дв., не имели коровы – 54 дв., без лошади и коровы было 46 дв. В с. было 165 плодовых деревьев и 19 колод пчел. 205 домохозяев имели по 1 избе, 6 домохозяев – по 2 избы. Бездомовых было 32 домохозяина. Не имел ни земли, ни избы 1 домохозяин. Всего в с. было 219 деревянных и 4 кирпичных избы; из них 9 крыты деревом и железом, 214 – соломой; 198 изб топилось по белому, 25 – по черному. Отапливались хвойным мусором, к-рый покупали по 40 коп. и сучьями по 60 коп. за воз. В с. насчитыв. 14 деревянных и 188 плетневых заборов, 46 клетей (горниц), 33 амбара и сарая, 194 риги и овина. Хорошей воды было всегда достаточно: брали ее из 4 колодцев в самом с. и еще 4 под горой близ оз. Велье. Рынками служили сс. Санское, Ижевское, Киструс и г. Спасск.

Мест. промыслами занимались 55 семей; из них 41 обрабатывали чужие наделы, 5 сторожей, 4 сельск. работника (батрака), 4 торговца, 3 сапожника, 3 пастуха и 2 рыболова. На заработки в отход уходили 317 муж. и 7 жен., преимущ. в г. Рыбинск, а также в Санкт-Петербург, Нижний Новгород, на Кавказ и по своей губ., в т.ч. 265 крючников, 18 ломовых и 3 легковых извозчика, 17 бондарей, 8 торговцев, 3 кухарки, 3 женщ. на торфоразработки, 2 сельск. работника (батрака), 2 приказчика, 1 сторож, 1 прачка и 1 гуртовщик. В с. имелись православ. Благовещенская церковь, земское нач. училище (школа), крупорушка и мелочная лавка.

По данным на 1886 в с. Федосеева Пустынь действовало земское одноклассное смешанное начальное училище (школа), помещавшееся в собственном одноэтажном деревянном здании площадью 112 кв. аршин крытом железом с 10 окнами. Здание отапливалось 2 русскими печами. Стоимость содержания школы обходилась земству в 579 руб. ежегодно. Плата за обучение не взималась. Крестьяне расходовали на содержание училища 266,4 руб. в год, из к-рых 112 руб. уплачивались земству. Обучались в училище 93 мальч. и 12 девоч., все из самого с. Федосеева Пустынь. 93 мальч. и 10 девоч. были из крестьян, 2 девоч. – из духовного сословия. Учебный год начинался в октяб., а заканчивался 15 мая, насчитывая 135 учебных дней по 6 учеб. часов в день. Полный курс обучения составлял 4 года, в 1886 его окончило 11 мальч. В училище преподавали законоучитель и учитель (с 1882 свящ. М.И.Сафонов) и помощник учителя (с 1885 окончивший курс Ряз. уезд. уч-ща М.П.Сакулин). Помощник учителя проживал в квартире при школе. Имелась биб-ка в 250 наименований.

В 1888 вокруг Благовещенской церкви в с. Федосеева Пустынь была устроена ограда.

К 1890, по данным И.В.Добролюбова, в с. Федосеева Пустынь имелась деревянная Благовещенская церковь с 1 престолом: в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Во владении причта находилось 3 дес. усадебной, 28 дес. пахотной и 4 дес. 764 кв. саж. луговой земли. В состав прихода Благовещенской церкви с. Федосеева Пустынь входило одно только это село, в к-ром насчитыв. 210 дв. и проживало 774 души муж. и 826 жен. пола, в т.ч. 174 чел. обоего пола раскольников-старообрядцев.

С. Федосеева Пустынь упом. в «Полном географическом описании нашего Отечества» (1902): «В 4 вер. далее [от с. Санское], в той же волости расположено село Федосеева Пустынь, при оз. Велье, с 2 церквями [вероятно, ошибка] и 1.800 ж.».

К 1905 в с. Федосеева Пустынь Санской вол. Спасского уезда при оз. Велье насчитыв. 243 дв., в к-рых проживало 1098 душ муж. и 1128 жен. пола (всего 2226 чел.). В с. имелись деревянная Благовещенская церковь и земская нач. школа. При с. располагалась казенная лесная сторожка Сапожковского лес-ва, в к-рой проживало 3 муж. и 4 жен. (всего 7 чел.).

С 1918 по 1963 с. Федосеева Пустынь являлось администр. центром сельск. Совета. 31.08.1925, согласно Постановлению Президиума ВЦИК РСФСР, Санская волость была упразднена, а ее селения, в т.ч. с. Федосеева Пустынь, включены в состав укрупненной Шиловской волости Спасского уезда. Постановлением ВЦИК от 12.07.1929 была упразднена Рязанская губ. и входившие в ее состав уезды и волости; вместо них вводилось администр.-террит. деление на области, округа и районы. В результате с. Федосеева Пустынь было включено в состав Шиловского р-на Московской обл. В 1931 в с. Федосеева Пустынь была осуществлена коллективизация с.х. и создан колхоз «Колхозный клич» (в 1961 присоединен к колхозу им. С.М.Кирова, с. Санское). Одновременно, в 1930-е были прекращены службы в сельск. Благовещенской церкви, а ее имущество реквизировано. Судьба колоколов, икон и церковной утвари этого храма неизвестна. 

26.09.1937 Постановлением ЦИК СССР была создана Рязанская обл., в состав к-рой включен Шиловский р-н с с. Федосеева Пустынь. К 1940 в с. Федосеева Пустынь Шиловского р-на Рязанской обл. насчитыв. 334 дв.; имелись нач. школа, клуб; действовали колхоз, молочно-товарная ферма (МТФ), паромная переправа через Киструсскую старицу р. Оки. В нач. школе с. Федосеева Пустынь (зав. Дм. Степ. Суслов) работало 4 учит. и обучалось 166 учащ. (1937). В 1979 в с. Федосеево-Пустынь было уничтожено здание быв. Благовещенской церкви. К 1980 в с. Федосеево-Пустынь проживало 460 чел.; имелись отд. связи, медпункт, неполная сред. школа, клуб, биб-ка; действовало отд. совхоза «Санский» (с. Санское).

В 2007, в постперестроечное время, на месте разрушенного сельск. храма построена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери.

По данным на 2019/20 в с. Федосеево-Пустынь предприятий и учреждений не имеется.

Достопримечательности:
• Часовня в честь Казанской иконы Божией Матери: построена в 2007 на средства прихожан на месте разрушенного сельск. Благовещенского храма.


ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ:

ПОСЕЛЕНИЕ ФЕДОСЕЕВО-ПУСТЫНЬ 1. Эпоха бронзового века (2 тыс. до н.э.), ранний железный век (1 тыс. до н.э.), раннее (5 – 10 вв.) и позднее (14 – 17 вв.) средневековье. Расположено у юго-вост. окраины села, на левом берегу р. Оки, на дюнообразном всхолмлении вдоль сев. берега пойменного оз. Исток. Поселение протянулось вдоль всхолмления с сев.-вост. на юго-зап. не менее, чем на 300 м, высота над озером до 24 м. Поверхность подвергается ветровой эрозии. Керамика лепная, с орнаментом из «жемчужин», ямчатых вдавлений неправильной формы, нарезок и оттисков зубчатого штампа, поздняковской культуры эпохи бронзы, лепная керамика с рогожными и сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, а также гладкостенная керамика городецкой культуры, гончарная позднесредневековая керамика, кремневые отщепы и пластины.

ПОСЕЛЕНИЕ ФЕДОСЕЕВО-ПУСТЫНЬ 2. Эпоха бронзового века (2 тыс. до н.э.). Расположено у юго-зап. окраины села, на левом берегу реки Оки, на сев. берегу пойменного оз. Мыс. Поселение протянулось вдоль берега озера не менее, чем на 400 м, высота над озером 2 – 4 м. Поселение частично распахивается под огороды. Культурный слой 1,4 – 1,7 м. Керамика лепная, плоскодонная и с уплощенными днищами, с орнаментом из «жемчужин», ямчатых вдавлений, оттисков зубчатого штампа, иногда со штриховкой на внешней поверхности, поздняковской культуры бронзового века, кремневые наконечник стрелы, отбойник, ножевидные пластины и отщепы.

• Источник: Археологическая карта России. Рязанская область. – М.; Институт Археологии РАН, 1995. – Ч. 2. – С. 177 – 178.


Рецензии